|
Более полная версия мемуарофф. |
Наверное не будет большим преувеличением сказать, что со временем образ родины в сознании каждого эмигранта приобретает преувеличенно-облагороженные черты. Кажется, что и цветы там душистее, и люди добрее, и солнце иначе светит, и еда вкуснее. Оторванность от родной земли часто приводит к тому, что люди начинают жить воспоминаниями. И порой трудно понять - где память о реально существовавшем мире, а где воспоминания о юности, в которой все воспринимается острее и немножко в розовом цвете.
На Украине я не был практически 5 с половиной лет. Несмотря на ежедневное чтение новостей с родины в интернете, меня постоянно не покидало чувство, что та информация,
которую я получаю через сетку, не соответствует реальности, в которой живут люди. Мне остро не хватало собственных ощущений, прямого общения с людьми, населяющих эту удивительную страну, которая недавно громко заявила о себе памеранчевой революцией. Я отправился в месячную поездку по Украине. Рискну поделиться своими впечатлениями и выводами. Хочу сразу отметить, что все время моего пребывания на родине у меня было чувство, будто я в гостях, турист. Живя на чужбине, мы часто ее критикуем, не любим, ставим в пример свою родину, на которую, тем не менее, не спешим возвращаться, и сами не замечаем как постепенно перевариваемся средой, как постепенно начинаем называть домом не то место, где родились, а то где живем. Мои заметки вполне претендуют на взгляд чужака, иностранца, обладающего скромным преимуществом знания местных языков и небольшой армии родственников и друзей, которых чуть проще разговорить, чем незнакомцев. Итак, моя попытка понять секреты страны, в которой я родился.
Памеранчевая страна.
Конечно, самый главный вопрос, который меня занимал - отгремевшая несколько месяцев назад революция и отношение людей к этому событию и к новому правительству. Мое личное отношение к ней до приезда на Украину было резко негативным, хотя я и не мог не приветствовать то оживление общественной жизни, которое произошло, благодаря событиям ноября-декабря прошлого года. В то же время, анализируя высказывания и поступки оранжевых лидеров, а также читая молодежные форумы, где "тусовались" поборники революции, я не мог побороть в себе чувства глубокого отвращения ко многим проявлениям оранжевых. Оскорбляло и возмущало многое - и открыто русофобские настроения, замешанные на неприязни к русскому языку (на котором, кстати, большинство памеранчей и изъяснялось) и падонское ехидство ни на чем по сути не основанного ложного превосходства (вот мы как москалям вмазали) сродни скалозубству гегемонов Октября, и заискивание перед католической церковью, которое выразилось в объявлении тратура по скончавшемуся папе в преимущественно православной стране, и попытки ревизии прошлого с опплевыванием всего, что как-то ассоциировалось с "совком", включая даже такие святые для нас праздники как 9 мая. И вознесение роли ОУН-УПА в Великой Отечественной, сопровождаемое принижением и осквернением роли советской армии. И многое многое другое, о чем не хочется вспоминать, настолько все это гадко и мерзко выглядело. Удивляли и странные несоответствия и противоречия в оранжевом движении, как, например, аппеляция к патриотическим чувствам, поиск "себя", своей уникальности и непохожести на москалей и кацапов, сопровождаемый при этом курсом на политику глобализации и заискиванием перед Польшей, которая в свое время нанесла Украине гораздо больший урон, чем Россия. И попытки назвать революцией то, что по сути ею не являлось, так как, на самом деле, вместо одного выкормыша номенклатуры власть захватил другой, такой же точно выкормыш, равно как и вся его команда.
Приехав в Украину, я ожидал увидеть людей, подобных тем, кто постил в интернете всю эту гадость, буквально на каждом шагу. К моей несказанной радости, я обнаружил, что Украине еще далеко до поглощения сеткой, где плодятся такого рода выродки. Эта страна живет в реале своей тяжелой очень сложной жизнью, где большинство людей не мыслит подобными категорями. И все же в сознание каждого заложили некий нехитрый аргументационный арсенальчик. В зависимости от симпатий к одному или другому кандидату, он состоит, как правило, из хорошо закинутых-заученных провокаций в виде слухов о том, что "Ющенко (Янукович) якобы где-то сказал или сделал". Разговаривая со многим людьми, я обнаружил, что представления о том что произошло, что такое новая власть и т.д. были у людей соврешенно разные. Многие из тех, кто голосовал за Ющенко, полагали что Украина просто сделала шаг в сторону демократии, ничего даже не зная о той русофобской подоплеке, которая выплескивалась обильным потоком на страницы инета. Некоторые люди вынужденно голосовали за Ющенко, так как другой кандидат был совсем уж плох ("Не понимаю как можно голосовать за зека?"), некоторые, видя всю бессовестность и наглость пропаганды за "провластного кандидата" голосовали за Ющенко в первом туре, а потом, увидев перед переголосованием точно такую же бессовестную и наглую кампанию, но теперь уже в пользу Ющенко, голосовали уже за Януковича, многие просто жили в розовых мечтах о светлом памеранчевом будущем, полагая что теперь, после выбора "правильного кандидата", все приложится. Практически все были уверены, что теперь Украина гремит по всему миру и внимание всей планеты приковано к Украине, как их в этом убедила г-жа Тимошенко.
Я прилетел в Украину на первое мая и сразу же пошел на Крещатик, где действительно было очень интересно в тот день. Возле мэрии происходил пикет с требованием прекратить уничтожать деревья новостройками. Там стояли оранжевые палатки и тенты с надписями "Ющенко! Так!" А на другой стороне улицы расположилась народная оппозиция. Я подошел к палаткам, где как раз вешали плакат "Россия и Украина братья навек!" и поинтересовался у стоявшей там женщины что это за партия и кто ее лидер. "ПСПУ, а лидер Витренко, не знаете что ли?" с раздражением и недоумением ответила мне женщина. Ее можно было понять. Наверняка, многие задавали ей подобные вопросы с издевательской целью, мол кто вы такие, малохольные. А ведь они прошли большой путь борьбы с оранжевыми! Я подобрал несколько газеток и решил пройти к администрации президента посмотреть не затевается ли там что-нибудь. И вдруг послышалось "Идут, идут". Я увидел как со стороны майдана по Крещатику двигалась колонна демонстрантов. Ну конечно! Это же первомайская демонстрация! Колонна придвигалась все ближе. Уже слышны лозунги, выкрикиваемые в рупор. "Да здравствует рабочий класс!", "Слава первомаю" и другие кличи ушедшей в небытие эпохи, ностальгическим воспоминанием по которой был этот парад. Демонстрантов было немного. Может от силы человек 100-150. Они несли плакаты, осуждающие оранжевую власть, а также лики Симоненко, Ленина, Сталина и Че Гевары. По левому флангу колонны прошел человек с большим кладбищинским крестом. Кто-то кричал ему, чтоб он покинул шествие, но за него заступились - мол пусть идет, он нам создает рекламу. Непонятно чего и какую рекламу создавал этот человек. А его "крестовый" поход вероятно символизировал похороны эпохи, которая давно умерла. Интересно было понаблюдать за лицами демонстрантов. Общее в их глазах было выражение побитой собаки. "За что вы отобрали у нас нашу жизнь, наш праздник?" - как бы спрашивали они. В колонне шли больше пожилые люди, много ветеранов с медалями и при параде, но были и люди помоложе. Мне тоже стало горько и обидно. Что плохого в праздновании дня солидарности трудящихся? С уничтожением социализма рабочие не только де факто превратились в эксплуатироемое быдло, но и последнюю утеху, первомайский парад, у них отобрали. А ведь это история почти всех ныне живущих поколений. Вот поэтому мы и есть нация без корней, что все чем жили наши отцы и деды и сами мы в туалет спускаем, потому как какой-то политикан решил за нас, что это "совковый" праздник, следовательно праздновать его нельзя.
Колонна прошла и я отправился к офису президента. К Банковой надо карабкаться вверх на Печерск. Когда же я таки добрался до перил, ведущих к президентскому дворцу, навстречу мне прошла женщина и сказала, что там закрыто все. "Отгородился от нас президент. Боится, видимо. А мне теперь в обход за тридевять земель идти". Оказалось, что через дворец был какой-то прямой путь туда, где живет эта женщина и некоторые другие раздраженные люди, а теперь им надо обходить. Я посмотрел на закрытые намертво ворота и дефелирующего вдоль них милиционера и начал обратный спуск к Крещатику. По ходу я полюбовался на памятник Ивану Франко с памеранчевой ленточкой, намотанной на руку, поддерживающую задумчевое чело.
На Крещатике, тем временем, произошли изменения. К палаткам Народной оппозиции вышла сама Наталия Витренко и произнесла пламенную контрреволюционную речь. Саму речь я пропустил, однако вовремя подоспел к моменту общения оппозиционерки с народом. Народа вокруг нее было не так уж много, мне даже удалось пробиться поближе и послушать дискуссию "конотопской ведьмы" с публикой. Мишенью своей Витренко избрала некоего мужчину в толпе, которого мне так и не удалось рассмотреть, но который вызвался ее критиковать. К перечню того, чего "не знает мужчина" Наталья Михайловна отнесла все злодеяния Ющенко, который ради расположения МВФ готов родину продать, что он уже неоднократно сделал и сделает еще не раз. В качестве положительного примера лидер ПСПУ часто приводила пример китайских товарищей, которые не стали разрушать свою страну по чем зря, а все сделали правильно. Без иронии скажу, что согласен с каждым словом, которое она сказала, вместе с тем, я с горечью отмечал, что момент, когда эти речи могли возыметь какое-либо действие давно прошел. Кроме того, пример китайских товарищей был похож на старую песню на новый лад, где вместо Великого Запада, делающего все правильно, а не так как мы, на этот раз фигурировал Великий Восток.
После дискуссии я подошел поближе к Наталье Михайловне, представился журналистом из Великобритании и сказал, что давно с интересом слежу за ее политической активностью. Ее очень обрадовала такая "поддержка Запада", так как ранее уже подходил журналист из Канады. Мы обменялись адресами для переписки и обещали друг другу дружить.
Харьков.
Приближалось время ехать в Харьков и я сел на "Стрелу" - новый поезд-экспресс, на котором теперь из Киева до Харькова можно добраться за 6 часов. Глядя в окно на чистенькие прибранные вокзалы и аккуратные поля, рассматривая практически европейский дизайн "Стрелы", я начал было подумывать о том, что достигнут серьезный прогресс, который, видимо, надо таки записать в актив старой власти. Так я думал, пока не приехал в Харьков и не увидел родной город. Как и все остальные вокзалы, которые я видел из окна, харьковский заметно преобразился, улучшился, привокзальная площадь вся в цветах и детских аттракционах. Стало меньше подозрительных личностей, снующих там и сям, целющихся на чужие чемоданы, милиция стала деликатнее и незаметнее, что нельзя не отметить как положительное.
Вместе с тем, город в целом остался дымным, грязным, злым, с ужасными дорогами. Я не знаю сколько в Украине живет миллиардеров и миллионеров, но, если бы я был одним из них, я бы потратил хотя бы парочку миллионов на то, чтобы как-то замостить дороги. В городе живет масса фантастически богатых людей, но я не понимаю как можно быть богатым человеком и настолько при этом себя не уважать, чтобы ездить по этим ухабам на мерседесах. Это один из секретов украинской души, который нам похоже никогда не понять.
Огромной раковой опухолью разрастается в Харькове барабашовский рынок. Сейчас этот базар имеет размер небольшого города и продолжает расти и расти. Там сидят страшные люди-мутанты, торгующие никуда негодным безобразным, но весьма дорогим товаром. Все ухватки и замашки у них скопированы с их турецких коллег. Хотя русский вроде как их родной язык, но вокабуляр у них такой же точно, как и у турков, которые неплохо освоили русский. Говорят, что только за счет этого рынка и держится огромная масса харьковчан. Большая часть палаток принадлежат въетнамцам и прочим инородцам. Они нанаимают местных реализаторш, при чем в условиях приема на работу всегда идет "зарплата+секс". В результате последнего в городе все больше славянско-въетнамских детей.
В первый же вечер я пошел в Дом актера на спектакль "Павел Первый". Играли всего 3 актера при минимуме декораций, но игра была великолепной, особенно актер, игравший царя был хорош. Хотя я провел в Харькове очень много времени, вспомнить особенно нечего. Большинство людей там общается все в той же агрессивно-злой манере, что и раньше. Чуть чаще стали встречаться люди, пытающиеся разговаривать по-украински, хотя таких по-прежнему еденицы.
Украинский язык в Украине.
Мне показалось, что его стало еще меньше, чем 5 лет назад. В Киеве я практически не слышал украинской мовы, разве что изредка где-то на Крещатике кто-то в памеранчевом прикиде что-то изрекал. Весь Киев говорит по-русски, равно как и весь Харьков. Конечно, официалка типа объявлений в метро, аэропорту или на вокзале идет на украинском, но если предполагается что на маршруте могут быть туристы, то все дублируется на русском, а в аэропорту еще на английском и немецком. Русский выполняет роль интернационального языка, которым как бы все владеют, в то время как английский или немецкий пока не идут. За все время путешествия по стране, а был я и во Львове и в Закарпатье, и в Хмельницком и в Сумах, я не видел и не слышал случаев негатива по отношению к русскому языку и к тем, кто на нем говорит. Скорее наоборот - большинство людей, услышав что вы говорите на русском или плохо владеете украинским, моментально переходит на русский. Таким образом, на бытовом уровне никакой русофобии нет. Да и какая может быть русофобия в русскоговорящей стране?
Везде - в маршрутках, автобусах дальнего следования, в поездах теперь принято крутить музыку или показывать фильмы. Как правило, просто врубают какое-нибудь фм-радио типа Люкса или с еще каким-нибудь интересным названием. Все эти радиостанции крутят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО российскую эстраду. Если и промелькнет песенка на мове, то это такая редкость...К слову сказать, качество транслируемой музыки самое что ни на есть омерзительное. Паршивая псевдоэротика, исполняемая фальшиво-слюнявыми приторными голосками инфантильных мальчиков и девочек. Выдержать эту низкопробщину практически невозможно. Местные похоже уже привыкли к этой жвачке для ушей, я же, разнеженный британским уважением к чужому приваси, просто погибал от этой звуковой атаки. Не говоря уже о том, что эта музыка ни уму ни сердцу и ни чему вообще, она настырно лезет в уши, мешая подумать о чем-то своем, как-то сосредоточится на книжке или даже на виде из окна. Впрочем, на то это и Украина, а не Европа, что из всякого правила можно сделать исключения. Доведенный до состояния кипения этой низкопробщиной, я несколько раз просил проводников и водителей выключить музыку. В ответ я иногда слышал не очень приятные слова, но музыку при этом, как ни странно, выключали. Один раз в разговоре с проводником у меня было своего рода дежавю, когда в полодинадцатого ночи я попросил его приглушить дискотеку он парировал, что возможно в вагоне есть люди, которым необходимо это слушать (см. "Полет над гнездом кукушки" аналогичная сцена в дурдоме).
Иногда я с некоторым недоумением пытался понять где же все эти люди, которые торчат в инете с воплями о зажиме украинской мовы и т.п. пока однажды не включил украинское радио. Там как раз передавали депутатов, где какой-то шизофреник негодовал по поводу того, что вот в Харькове полно этнических украинцев, которые говорят на мове захватчиков. К счастью, на этих горлопанов не очень обращают внимание обычные люди. Да и до власть придержаших видимо дошло, что нужно население оставить в покое и дать людям возможность говорить на том языке, на котором они хотят, то есть на родном - у кого какой - то ли украинский то ли русский. И не в двуязычии причина всех наших бед.
Хотя это я так оптимистично заявляю, что дошло. Пропасть между народом и "новой" властью практически такая же, как и между народом и "старой" властью. Точно так же безумно далеки они от людей и живут в своем придуманном мирке мифов, вредных дурных идей и искусственных дефиниций о том какой язык родной и на каком надо говорить.
Оторванность новых вождей от реальности ярко проявляется в той политике, которую они ведут. Все время пребывания на Украине я читал местные и центральные газеты и наблюдал что происходит вокруг, все время убеждаясь в том, что новая власть не имеет ни малейшего представления о том, что делать дальше. У президента осталась только одна козырная карта, которой он все время пытается играть - вступление Украины в ЕС и в НАТО, которой он надеется выиграть всю партию. При этом, я ни разу не встретил людей, которые бы одобрили идею вступления в НАТО, а идея вступления в ЕС понимается людьми лишь как лафа поездки без виз в Европу, экономические же реальности этого шага никем толком не осознаются.
Да и последний опрос Украинским центром экономических и политических исследований имени Александра Разумкова и Киевским международным институтом социологии подтвердил, что авантюристские планы Ющенко втравить Украину в НАТО не поддерживаются большинством населения. (Со вступлением в НАТО согласно меньшинство опрошенных (22,1%), а против выступают более половины респондентов (55,7%). Только в Западном регионе со вступлением в НАТО согласно относительное большинство опрошенных (42,4%), против в Центральном регионе выступает относительное большинство (47,7%), в Южном и Восточном регионах - абсолютное (66,3% и 70,4%).
С недавним провалом принятия конституции ЕС и эта последняя зацепка Ющенко начинает трещать под собственным весом.
Зато гораздо положительнее украинцы относятся к идее вступления Украины в ЕЭП, которая костью стоит в горле оранжевых вождей (Против присоединения к ЕЭПу только в Западном регионе выступает относительное большинство респондентов (46,0%). В остальных регионах идею присоединения к ЕЭП поддерживают абсолютное большинство (в Центральном - 58,9%, в Южном - 74,1%, в Восточном - 76,1%. Корреспондент.net 09 Июня 2005, 20:04).
Все эти данные и то, что я видел своими глазами заставляют задуматься над вопросом насколько вообще "народна" новая власть и мнение какого небольшого процента населения она отражает. Премьер-министр Тимошенко занимается какими-то играми в подкидного дурака, каждый раз садясь в лужу то с ценами на бензин, которые уверенно растут, то с ценами на мясо, которые растут еще быстрее и уже в два раза превысили обозначенную ею планку. Вопреки намерениям революционеров улучшить инвестиционный климат в стране, наблюдатели отмечают диаметрально противоположный эффект - то есть его резкое ухудшение. Такие шаги правительства, как искусственная резкая девальвация доллара на фоне волны политических репрессий в стране, создают уникальный гибрид атмосферы военного коммунизма и чисток 37-ого года. Иллюзия еще более усиливается при чтении каких-нибудь региональных газетенок типа Полтавской правды. В этой газете нужно просто слова "президент Ющенко" заменить на "товарищ Сталин", слова "старая власть" на "троцкистский центр" и отличить эту газетку от выпусков 30-х годов можно будет только по качеству бумаги. Сплошные политические доносы и публикации писем свихнувшихся памеранчей, изнывающих под гнетом не желающих учить украинскую мову и уважать ОУН-УПА земляков. В одной газете мне показалось, что глаза мои отдохнут на статье, посвященной Мечникову. Ну уж казалось бы, Мечников жил давно, великий ученый, гордость Харькова, нобелевский лауреат. Так они и туда умудрились впарить гадость. Оказалось, что якобы Мечников не очень любил русских и плохо отзывался о Петербурге. И вообще, хоть и писал и думал по-русски, но часто употреблял некоторые украинские слова, что безусловно показатель его памеранчевости и щирости. Я не понимаю как люди не видят всей дикости того, что печатают эти газетенки. Это похоже на клуб "Все идиоты вместе". Или, как пели революционеры, разом нас багато, у нас даже газета есть.
В каждом книжном магазине обязательно есть иконостас - отдельный уголок, где выставлены портреты Ющенко и Тимошенко самых разных размеров и форматов и книги о них и о революции. На всех этих портретах Ющенко изображен таким каким он был до отравления - красавцем мужчиной, а не таким каким он выглядит в настоящее время. Все это напоминает зарождение культа личности.
Вместе с тем, несмотря на все эти промахи и ляпы, я не думаю, что новая власть безнадежна. Эти люди, хоть и получили серьезную психическую травму во время революционных событий, которая выражается в явной переоценке своей собственной значимости и того что произошло, все же не лишены зачатков здравого смысла. Постепенно с них сдувает весь этот революционный угар и они начинают вести более сбалансированную политику. Так, поплевав высокомерно на восточных "совков-соседей", Украина таки сделала шаги к вступлению в ЕЭП, что безусловно хорошо для ее экономики.
Я надеюсь, что постепенно "новая власть" обретет некий контакт с реальностью и перестанет плевать в колодец, из которого Украине еще пить и пить. Конечно, не в том виде, в каком она сейчас существует. Предстоят серьезные изменения, перестановки. Уцелеет возможно какое-то ядро. Очень сомнительно, что Ющенко останется надолго как политическая фигура. Как отмечают украинские газеты, если Путин едет на Запад, то он делает реальные вещи - подписывает документы, заключает договоры, все это потом работает. Ющенко же занимается только тем, что толкает спичи. Ему хлопают, но все меньше и меньше видят в нем реальную политическую фигуру.
Те политические репрессии и кадровые перестановки, которые сделал президент, можно было бы рассматривать как позитивные - все таки дал прочухана бюрократам, если бы был разработан некий реальный механизм, предотвращающий перерождение новых бюрократов в копии своих предшественников. Затормозить этот процесс может только страх. Страх репрессий, который и пытается вселить в новых назначенцев Ющенко, обещая строго спрашивать с них уже через 2 месяца их работы. По сути, это очень сталинский подход и чтобы он не был половинчатым нужно и страх сделать абсолютным. То есть не воровать под угрозой Соловков. Мне повезло пообщаться с некоторыми людьми из выше-средних эшелонов власти и МВД. У всех у них выжидающая позиция. Их рассуждения можно просуммировать в виде формулы: "Старая власть воровала и другим давала. А почему новая не даст? Они для этого так и рвались к власти, чтобы воровать. Начнут воровать и нам дадут". Подобного рода чистки и ужесточения не новы для номенклатуры. Уже был и Горбачев с перестроечными инициативами и тот же Кучма, который пришел к власти под лозунгом "Порядок и порядочность". Номенклатура затаилась и ждет. Можно поверить в глубокую порядочность Ющенко лично. Можно поверить, что он не воровал и воровать не будет, но Ющенко не Путин. У него нет хватки. Его просто водят за нос. Как когда-то отметил Тарас Чорновил, близко знавший Ющенко в бытность свою в рядах "нашистов": "Это человек бесхребетный. Все его решения зависят от того кто первый к нему подошел и как преподнес обстановку". И то, что Чорновил в данном случае прав, видно невооруженным глазом.
На самом деле, общество настолько деградировало в моральном плане, что непонятно откуда в принципе там могут взяться люди, способные на "государственный" подход. Все в стране построено на мещанских принципах "крутизны" и "власти денег", как, кстати, называется какой-то местный бульварный журнал.Эта потребительская мораль настолько широко культивирована, что трудно представить себе чиновника городского масштаба, который не станет воровать. Его ж никто уважать не будет, если у него мерс не последней модели, дачи на Канарах нет и часы не из чистого золота. Любой олигарх переедет такого. Скромность если кого и украшает, то не щирого украинца.
Сумы.
После Харькова я поехал в Сумы. Род наш идет из Сумской области, из деревни Новая Сич. Туда когда-то перебрались казаки после развала Запорожской сичи. Мне очень хотелось снова увидеть это село, где я когда-то в детские годы провел очень много времени. Наверное, у каждого человека в душе есть некий образ родины. С чем-то ассоциируется это слово, с каким-то реальным зрительным образом. Для меня это всегда была Сич. Могучая сумская природа, сочный украинский язык, самобытность и неповторимость. Я боялся, что увижу это село укатанным в асфальт, увижу каменные коттеджи на месте стареньких, но таких милых мазанок, увижу мерседесы у ворот и трактора в поле вместо лошадей и плугов. То что я увидел поразило меня. Исчезла добрая половина этого огромного когда-то процветающего села, стерлась с лица земли. От большинства хат остались лишь грязноватые лужи, улица заросла кустами и деревьями, разлился рекой ручей. Несколько развалившихся хат зияли пустыми окнами. Исчез колодец-журавель, исчез клуб и магазин. Лишь по памятнику павшим воинам можно было узнать это село. В огородах люди, как и 25 лет назад, пахали земли плугами на лошадях....
Рядом находится поселок Кияница, который славился своим сахарным заводом. От завода остались одни руины..Тут же находится родовой замок князей Лещинских, который, как гласит табличка у ворот, является памятником архитектуры. Замок обваливается и весь заколочен. Им никто не занимается. Все занехаяно и брошено. Такая атмосфера упадка царит по всей территории Украины, где я был, за исключением естественно Киева. Цветут только частные офисы. Некоторые харьковчане говорили мне с гордостью "Пройдись по городу - ты его не узнаешь!". Город и вправду изменился, но вряд ли в лучшую сторону. Видимо, у людей срабатывает старый советский рефлекс, что если что-то строится, то это к лучшему, при этом они не замечают, что то что строится - это все частные бизнесы, а общественно доступных мест отдыха и досуга становится все меньше и меньше и все они в диком запущенном виде. В парке Шевченко не осталось ни одной скамеечки, в парке Горького и лесопарке уже огромные площади выкуплены под корчмы и автодромы, куда вход людям с бедно-средним достатком заказан. Ну и мусор везде. Один сплошной мусор, который никто не вывозит. Все общественное захламляется и засирается, все частное растет и развивается.
Сумы небольшой, но довольно приятный после шумного Харькова городок. Его без натяжки можно назвать молодежным. В Сумах три больших ВУЗа, что довольно много для такого небольшого города. Молодежь очень политизирована, постоянно протестует против недемократических решений правительства, в свое время устраивали пешие походы на Киев, и были очень активны во время памеранчевой революции, поддерживая Ющенко. Возможно, дополнительным фактором, как-то влияющим на политические настроения местных служит тот факт, что Ющенко - уроженец сумской области. В Сумах я посетил музей памеранчевой революции, где были выставлены фотографии тех пламенных дней, а также боевая оранжевая палатка посреди зала, испещренная революционными лозунгами. Среди фотографий некоторые меня несколько удивили. Например, щит "За Януковича", где вписывались фамилии поддерживающих непопулярного кандидата - своего рода столб позора. На одной из фото я увидел уличный баннер "В будущее с В.Ф. Януковичем" почему-то на оранжевом фоне. Есть фото хаты, где родился нынешний президент в селе Хорунжевка.
В Сумах очень много церквей и храмов. Что бросается в глаза при путешествии по Украине, так это приведенные в идеальное состояние приходы. Видно, что церковь на Украине процветает. В одном из храмов в Сумах я видел список спонсоров, перечисляющих деньги на поддержание с просьбой помолиться за означенных господ.
Из Сум я решил поехать на Львов. В поезде я читал книгу журналиста Колесникова "Первый украинский" о революционных событиях. Сосед по купе поинтересовался книгой. Он взял ее в руки, посмотрел последнюю страницу обложки, но внутрь не заглянул. И напрасно. Если бы он это сделал, то обнаружил бы фотографию себя самого, запечатленного на майдане. Я ее заметил только утром, когда сосед уже сошел. А ночью, при тусклом освещении, мы разговорились с ним о тех днях. Он действительно принимал активное участие в революции. Сам он был из Сумской области, боролся за революцию на районе, но ездил и в Киев на майдан, где и попал в объектив фотокамеры Колесникова. Он рассказал как приезжали донецкие. О донецких я слышал неоднократно и после этого. Рассказывали как приезжали наглые бугаи, селились в шикарных отелях, суточные у них были по 400 гривень, беспардонно агитировали, угрожали и подкупали, приставали к девчатам. Некоторые люди проговаривались и рассказывали что им дали по 10 гривень и бутылку водки чтобы они голосовали за Януковича.
Мой собеседник одобрительно высказался по поводу шагов правительства в плане урегулирования мясозакупочных цен у фермеров, к каковым он похоже относился. Несколько прояснилась ситуация и с сахарными заводами. Многие заводы развалились (как кияницкий в частности) за годы правления старой власти и теперь крестьянам стало невыгодно ездить в дальнюю даль сдавать буряки на сахар. Он ожидал от новой власти изменений. На вопрос сколько он получал за свою революционную деятельность он заверил меня, что им выдавали всего по 20 гривень суточных на питание. Рассказал он также о происках донецких во время избирательной кампании, когда они проколили им шины и они не могли поехать с урной по селам, а потом и бюллетени поподменяли.
Потом он начал ругать отечественных эскулапов, которые едва не погубили его ребенка поставив неверный диагноз и прописав кучу ненужных вредных лекарств.
Он сошел где-то на пол-пути, а я вышел на следующий день на станции Львов.
Львов.
Первое впечатление от Львова - удивление в глазах встречных. Я подумал может быть у меня что-то расстегнуто, но вроде все было на месте. Пока я дошел до центральных улиц такое ощущение было будто я выпускник одной из клеток в зоопарке, настолько беззастенчиво и открыто меня все осматривали. Возможно, что-то в моей одежде или взгляде выдавало во мне пришельца. Вообще, турист в Украине это экзотика. Правительство недавно временно упразднило визы для европейцев, чтобы стимулировать туристический бизнес. На мой взгляд, они опять поставили телегу впереди лошади, так как кроме Киева туристу из дальнего зарубежья особо ехать некуда и не рекомендуется. Не говоря уже о том, что в стране начисто отсутствуют какие-то пояснительные надписи на языках кроме украинского и редко где оставшегося с советских времен русского, вся транспортная система, хоть и дешевая и по сути удобная, далека от того чтобы называться tourist-friendly. Западным стандартам отвечают разве что некоторые кафе и рестораны в центре Киева. Я не представляю себе западного туриста, пытающегося самостоятельно осматривать Украину. При том что я жил в стране и владею языком у меня были трудности в выяснении как там все работает. От путешествия по украинским дорогам западного туриста наверняка растрясет за первые два часа. На самом деле, единственная категория туристов, на которых может рассчитывать Украина на сегодняшний день, это туристы из стран СНГ. Впрочем, в западных областях я видел довольно много туристов из Венгрии, которые осматривали некогда венгерские же замки.
Люди тоже видно что не избалованы присутствием чужаков. Я часто наблюдал то что можно было бы назвать феноменом местечковости. Например, однажды в супермаркете в Киеве я стал в очередь за женщиной в сырный отдел. Стал я слева от нее. Но тут стали подходить люди и пристариваться справа от нее. Когда подошла моя очередь они возмутились тем что я нарушил заведенный порядок ибо" всегда все становятся в очередь справа". Помилуйте! Я в первый раз зашел в этот магазин! Откуда мне знать как тут что делают "всегда"? Тем более что нигде ничего не написано, нет никаких барьеров, а продавщица, ухмыляясь, говорит что за очередью не следит. Точно так же в Сумах я зашел в интернет кафе и спросил есть ли свободные мониторы, на что девица за стойкой рассмеялась мне в ответ. Я осведомился что я не так сказал. Она поправила меня и сказала, что надо говорить "свободные компъютеры". Так у них в Сумах принято говорить. Хоть я и неправильно говорил, но меня все же обслужили. Появление в украинских палестинах неместного в виде туриста без сопровождающего его гида-переводчика явление не частое и никем не ожидаемое.
Львов, хотя и старинный город и по своей архитектуре не уступает многим европейским городам, так же облуплен и запущен как и вся Украина. Очень много улиц названы именами героев ОУН-УПА. Здесь у них галичанское гнездилище. Здесь у них лежбище (с).
Когда-то на Украине жил и творил выдающийся украинский письменник Ярослав Галан, львовянин по происхождению. Значительную часть его деятельности составляли памфлеты, где он боролся с националистами - прихвостнями фашистов и католической церковью как проводником антиукраинских идей. В моей бибилиотеке есть книга Галана "Людство памятае" в английском переводе, где все эти выродки запечатлены в моменты отдачи нацистских салютов и в лобызаниях с эсесовцами. Характерно, что когда-то во Львове был дом-музей Галана и памятник писателю. Теперь их нет, зато все улицы названы именами как раз всех тех "героев", которые перечислены в книге Галана. Ну и улица Джохара Дудаева конечно присутствует. Как же без него.
Конечно, по сравнению с советским Львовом каким я его помню, нынешний Львов весьма безобразно выглядит. Мерзкие базарные толчки, целиком заполняющие узенькие улочки, пенсионеры, ковыряющиеся в мусорных баках, заколоченные здания с выбитыми окнами в самом центре города...По сути от громкого названия "Львов" остались одни лишь жалкие воспоминания.
После Львова я поехал в Ужгород.
Закарпатье.
Закарпатье довольно приятная часть страны. Коренное население тут - русины - тихие спокойные люди. В отличие от восточной части страны, видно что богатых людей тут поменьше, но и власти похоже воруют меньше - качество дорог между городами великолепное.
Об Ужгороде писать не буду, опишу пару дней в Мукачево. Туда я прибыл 8-го мая. Накануне празднования дня Победы. Вечером я наблюдал сцену как местные пацаны метали бутылки в памятник Горькому. Метали они из рук вон плохо, редко попадая в фигуру писателя. Вдруг из окна какая-то женщина закричала по-русски: "Прекратите немедленно сейчас милицию позову!" что впрочем не возымело никакого действия.
Я все время пытался понять на каком языке общаются между собой местные. Мне показалось, что в ходу имеет место чисто русский язык и закарпатский диалект. Последний весьма сложен для восприятия. Я несколько раз слышал как местные общаются между собой на диалекте и процент понимания был примерно такой же как когда я слушаю польскую речь. На чистом украинском там говорит преимущественно молодежь школьного возраста. Утром 9-го мая меня разбудили звуки военных маршей из репродуктора. Я выглянул в окно. На главной площади Мукачево царило заметное оживление. Небольшие взводы военных, ветераны в орденах и медалях, молодежь в национальных одеждах. Собираясь к завтраку, я смотрел по телевизору как Путин принимает иностранных гостей. В Москву приехали главы всех государств, причастных к войне, включая Германию и США. Слава богу, у Ющенко хватило ума и порядочности тоже приехать. А ведь он так хотел последовать примеру своих прибалтийских коллег и проигнорировать этот "советский" праздник. Я облегченно вздохнул, когда увидел как он пожал руку Путину. Хоть в этот день не придется краснеть за оранжевых и не будет стыдно за Украину в целом (чувство, устойчиво возникшее у меня с момента начала памеранчевой революции).Наскоро позавтракав, я выскочил на улицу. Праздник уже начался. Возле памятника-мемориала советским воинам играл оркестр и исполнялись фронтовые песни, знакомые всем и каждому, все на русском языке. Вокруг было полно народу. Кроме упомянутых уже ветеранов подходили люди помоложе - участники военных операций, тоже с наградами и в форме, развевались знамена коммунистической партии Украины. Собрался, по-видимому, весь город. Я с волнением ожидал провокаций. Мне все казалось вот вдруг из боковой улицы выйдет с маршем колонна нацистов или что-то еще в этом роде произойдет. Но все было чин-чинарем и даже настолько по-советски, что создавалась иллюзия будто я где-то в детстве, настолько весь антураж - музыкальный и визуальный этому соответствовал. Вдруг оркестр заиграл украинскую песню "Степом, степом..". Это была любимая песня моего деда-фронтовика и я ее тоже очень любил. Когда-то в советские времена много таких песен звучало на украинском радио. Теперь это большая редкость. Песня эта и раньше потрясала меня своей глубиной, но на этот раз в живом исполнении она пронзила меня с головы до ног. Каждый раз когда солистка доходила до припева какая-то волна накрывала меня. Казалось, что вся неимоверная мощь этой земли, ее сила и красота слитые в едином эстетическом порыве обрушивались на меня. Я не мог удержаться. Слезы текли по щекам. Черт его знает что это были за слезы. Это как если вдруг из ниоткуда вдруг протягивается рука и вынимает тебя из всей той шелухи и скорлупы, в которую мы прячемся всю жизнь, в момент рушит все стены, которые мы выстраиваем вокруг себя, чтобы защитить свое крохотное маленькое "Я". И вот эта песня вдруг берет тебя бережно на руки и показывает - вот он ты, вот твоя родина. Она не умерла, как не умер и ты, она так же загрубела и ожесточилась, как загрубел и ожесточился ты. Она злая, нищая, циничная, вся погрязла в дурацких амбициях недалеких вождей. Ты - почти иностранец. Но вот посмотрите друг на друга. Пока звучала песня это было свидание с родиной. Свидание с самим собой. Они исполняли песню дольше положенного. Минут 10 или больше. Они как знали, что это волшебство передышки от кошмара реальности и затягивали момент возврата к ней. Я смотрел на людей вокруг. Кто-нибудь еще чувствовал то же самое что и я? Многие люди ерзали на месте, оглядывались в поисках знакомых. Никто, казалось, не слушал песню.
Наконец все стихло. Я очнулся. Хотелось подойти к солистке и подарить ей букет цветов, пожать руки кажому из музыкантов, сказать им спасибо за то, что они сделали. Я не ветеран, я гораздо моложе, но то что было это было настоящее, до мозга костей. Эту песню написал советский композитор о советском солдате и даже если бы советская эпоха не дала бы миру ничего кроме этой песни, она все равно уже дала достаточно, чтобы назвать ее великой.
После этого было выступление местного депутата. Забавно, но он почти слово в слово посторил вчерашнее выступление Путина, особенно его слова о попытках пересмотреть историю, сделать ее ревизию и о том что мы этого не допустим.
Потом выступал ветеран на русском языке и митинг закончился.
Весь этот день я с удивлением отмечал, что не было никаких провокаций, все прошло с большим уважением к дню Победы. Впрочем, провокация, маленькая и гаденькая, но таки случилась. В одном из супермаркетов я заметил стопку газет, стыдливо лежащих названием вниз на одном из прилавков. Оказалось, что газета бесплатная. Я развернул ее и глаза резанули заголовки. Не буду пересказывать содержание этого грязного листка. Замечу лишь, что когда спорят аргументированно, то это заставляет думать. Когда видишь газету полную ксенофобской лжи, которая не выдерживает никакой критики, становится страшно. Кто-то пишет и публикует всю эту гадость, где-то берет на это деньги.
После митинга я поехал осматривать замок Паланок, известный мукачевский замок, где когда-то снимали фильм Овод и многие другие картины.
После Мукчево я решил отправиться на Хмельницкий, чтобы оттуда поехать на Каменец-Подольский. Но получилось все иначе.
Межубиж.
В Хмельницком я выяснил, что попасть в Каменец-Подольский почти нереально из-за нестыковки в поездах. Тогда я решил поехать в Межубиж - поселок недалеко от Хмельницкого, где на карте был обозначен замок. Межубиж оказался довольно типичным украинским селом, с заброшенным как в Киянице заводом (видимо сахарным). Подходя к замку я предчувствовал недоброе. Судя по состоянию села и внешнему виду замка, он вероятно был заколочен или использорвался в качестве скотного двора. Вряд ли здесь ждут туристов. Но оказалось, что в замке есть музей и отреставрирована башня и даже с нас готовы снять деньги за просмотр музея, что явно очень хороший знак.
Тут уместно пояснить, что во всех украинских музеях существует одна единая наколка. Вы платите за билет. Как правило, смешную символическую сумму порядка тридцати английских пенсов, но потом вам говорят, что если вы хотите делать снимки, то вам необходимо доплатить от 7 гривень за всю экспозицию до 7 гривень за экспонат, что даже по английским понятиям уже совсем недешево. Можно начать сорить деньгами, а можно вежливо поблагодарить и сказать, что снимать вы не будете и тут же начать нагло клацать затвором, потому как никто все равно не возражает. Украина это страна где правила существуют для того, чтобы делать из них исключения. Точнее поступать вопреки предписаниям.
Замок был в жутком состоянии. Во дворе, как я и ожидал, лежали какие-то трубы и стоял убитого вида газик. Царил полный шиздец и переоксец, не хвататло только бродячих собак и гусей. Музей представлял собой коллекцию наспех подобранных на дороге запчастей от телеги, битых черепков и ржавых серпов. Зато башня была хорошо отделана. Оттуда открывался великолепный вид на Межубиж и окрестности.
В этом же селе была могила выдающегося еврейского деятеля Баал Шем Това и синагога рядом. К синагоге вела улица имени этого самого деятеля, и название улицы на домах было дано на украинском и иврите (а может идише?). Надо сказать что это были как раз места, описанные во многих рассказах Шолом Алейхема. Так, деревня Деражня, где происходит действие его рассказа "Немец" была всего километрах в семи от Межубижа, судя по указателю. В этой части страны были когда-то массовые еврейские поселения. Но даже и сейчас то что осталось процветает, чего не скажешь об остальной части села. Синагога сделана из белого кирпича и больше похожа на жилой дом. На ней много всего написано на непонятной мове, равно как и на склепе где похоронен Баал Шем Тов и на могилах еврейского кладбища. На понятном языке тут была только одна надпись "Посторонним вход запрещен" на русском языке (все официальные надписи на Украине делаются только на украинском). Нас тут, таким образом, никто особо не ждал, не приветствовал и не предлагал зайти даже за деньги. Мы решили осмотреть склеп Баал Шем Това хотя бы. Внутри за могилой старца молился еврей. Классический - с пейсами в черной шляпе и сюртуке. Увидев нас, он полногстью спрятался за могилу чтобы его не сфотографировали. Молился он протяжно и жалобно нараспев точно как описывает Шолом Алейхем. Неподалеку от синагоги находилось целое еврейское поселение. Да и вся улица была по-видимому населена евреями.
Несмотря на то, что по официальным данным число евреев в Украине на сегодняшний день составляет едва ли 0.2% от общего населения страны, страсти вокруг них не утихают. В книжных магазинах целые полки завалены книгами и брошюрами с провокационными антисемитскими названиями, совершенно, на мой взгляд, немыслимыми в цивилизованном обществе. На их фоне старая работа Матвея Шестопала, "Евреи на Украине", которая тоже тут представлена в обязательном порядке, выглядит просто невинным историческим экскурсом сельского интеллигента-фантазера, любителя попугать детишек страшилкам о пейсатом, который придет и кровь у них у невинных высосет, если не будут лопать кашу и спать по команде. Вся эта литература весьма сомнительного качества и похожа на творчество группы шизофреников, пишущих комментарии к "Протоколам сионских мудрецов". Огромное количество этих брошюр наводит на мысль, что нет дыма без огня и наверняка евреи, или как они именуются во всех этих книгах "жиды", если не во всех, то в большинстве украинских бед виноваты.
Безусловным лидером в тиражировании подобного рода шизофренической литературы является МАУП - Межрегиональная академия управления персоналом, расположенная в Киеве. Они выпустили целую серию книг, многие из которых весьма интересного и познавательного содержания, призванных открыть глаза ослепленному украинцу на то, что с ним делают тайные могущественные силы, оперирующие в Украине. Не все из этих книг сфокусированы на евреях как источнике всех бед, но еврейская тема проходит в них красной нитью.
Весьма характерно, на мой взгляд, то что в этом вопросе хорошо прослеживается так называемая "украинская идея", наиболее полно выраженная в творах Тараса Шевченко. Перефразируя Вуди Аллена, когда-то заметившего, что вся мировая литература есть послесловие к Фаусту, можно точно так же с уверенностью сказать, что все эти книги - послесловия к "Кобзарю" Шевченко. Весь тот сгусток обидчивого мифотворческого сознания, аппелирующий к тайным, еще нераскрытым, но якобы мощным силам украинского народа, которые, тем не менее держат в узде ляхи, жиды и москали (ненужное зачеркнуть), которым насыщен "Кобзарь", широко представлен в виде развернутых псевдонаучных пассажей на тему "общества истребления", "иудеолиберальных ценностей" и гнобителей украинской науки и культуры опять-таки в лице евреев.
Все это движение можно было бы назвать словом национал-марксизм (пока пытаюсь избегать слова "национал-социализм"), поскольку вместо марксового принципа классовой борьбы тут используется борьба национальностей. Причем угнетаемая украинская нация, кстати, занимает совершенно четко очерченные классовые ниши в виде преимущественно крестьянства, евреи играют роль прото-буржуазии со своими шинками и ростовщиками (предтечами современной банковской системы займов, ксати), а поляки играли роль аристократии. Таким образом, вместо слепо-классового интернационалистского подхода Маркса, Матвей Шестопал использует "свидомый" классово-национальный подход.
Все бы это было ничего, если бы за всем этим не стояли выпученные глаза отдельных конспирологов - вученых, изучающих мировые и локальные заговоры.
Говоря о конспиралогии, уместно провести аналогию с шахматной игрой. Проанализировав сыгранную партию, можно к своему изумлению обнаружить как победитель заранее все продумал и построил беспроигрышную стратегию, в то время как это идеально выстроенное здание логических ходов-кирпичиков на самом деле есть результат совместной деятельности двух независимо действующих умов.
Так же и вся история. Любая победа, любой переворот, любые последствия на уровне нации можно представить как результат тонко продуманного заговора. В то время как в человеческих отношениях чаще действует принцип причинности, когда каждое последуюшее действие предопределено предыдущим и только им.
Когда читаешь книги украинских конспирологов можно поверить, что все о чем они пишут есть чистая правда и все, что мы наблюдаем есть результат сговора иудеолибералов, если бы не катастрофический дефицит аргументов у авторов этих книг. Как правило, вся их аргументация строится на недомолвках и намеках на "очевидные" факты. Никакого серьезного компромата у них нет, а увидеть коварный заговор против нации можно во всем, даже в отсутствии бумаги в общественном туалете.
Мне не совсем понятно было чего добивается МАУП. С одной стороны, их явно антисемитский уклон в стране, откуда евреи в последние 10 лет выезжали миллионами, навевал неприятные аналогии с нацистской Германией, с другой стороны их правдоискательство ставило их как бы в ряды антикоррупционеров и борцов со "старой властью" - символом антинародного правительства - так как его пытаются изображать памеранчевые агитаторы, с другой стороны, содержание книги, например Николая Сенченко "Общество истребления" каждой строчкой било по политике Ющенко, отрицая реформистские подходы, игры с Западом и вступление в НАТО и ЕС как политика уступок заговору "золотого миллиарда". В книге в очень отрицательном аспекте были также упомянуты имена многих лидеров оранжевой революции - олигархов, таких как Тимошенко, Порошенко и других.
Лишь недавние события в Киеве помогли мне понять суть курса МАУП. Цитирую:
"Столичные Новости" 7-14 июня 2005 г.
Коричневая тень над оранжевой Украиной. Руслана Преладышева, Инна Калинина
Беспрецедентный за всю историю независимой Украины случай - в центре Киева в присутствии ряда дипломатов и даже одного народного депутата в плотном милицейском кольце, охранявшем все подступы к улице Фрометьевской, истеричные ораторы призывали... депортировать целый народ из Украины. За окном был не 1937-й, не 1949-й, а 2005-й - год победившей в Украине демократической "оранжевой революции". Призывы исходили не от ортодоксальных сталинистов - это были люди, которые носят звания "профессор", "академик", "доктор наук", "кинорежиссер", люди в погонах, с дипломатическими рангами. Весь этот ксенофобский шабаш назывался "всемирной научной конференцией" - и был просто-напросто позорным пятном, стыдом, проклятием, которое по инициативе Межрегиональной академии управления персоналом превратило Киев на один день в центр мирового расизма!
Этот, с позволения сказать, "научный форум МАУП" назвали всемирной конференцией "Диалог цивилизаций: сионизм - наибольшая угроза мировой цивилизации". Говорили здесь преимущественно на арабском. В зал пришли люди, многим из которых просто-напросто закрыт въезд в цивилизованные страны. Почетные места в президиуме заняли осужденный в США за разжигание межнациональной розни глава всемирного "Ку-клукс-клана" Дэвид Дюк (давно и основательно прописавшийся в МАУП), послы Сирии, Ирана и Палестины, ректор МАУП Георгий Щекин, кинорежиссер Юрий Ильенко (который в последнее время творческую беспомощность склонен объяснять "происками неправильных наций"), глава Книжной палаты Украины Николай Сенченко. Единственным представителем политиков Украины на этом ксенофобском шабаше оказался член фракции БЮТи в парламенте, народный депутат Левко Лукьяненко."
Теперь ясно видно, что МАУП имеет своим аналогом британскую БНП, которая с аналогичным рвением "бичует" язвы общества, твердит об истреблении англо-саксонской расы, замещении ее инородцами и т.п. Имя этому движению - современный нацизм.
День Киева.
28-го мая был день города. Проходил он очень похоже на советские первомайские парады. По Крещатику двигались колонны молодежи в национальных и праздничных костюмах, представляющие районы Киева. Шли физкультурники и спортсмены в своих униформах. Потом шла техника, в том числе боевая, и дальше двинулись буквально все службы города - от медицинской до ассенизационной. Все это было весьма празднично и здорово, хотя общая атмосфера отдавала каким-то деревянным привкусом обязаловки все тех же советских первомайских праздников. Жиденький первомайский парад мне понравился куда больше. Было больше естественного энтузиазма, хоть и на значительно меньшем количестве участников.
Готовились площадки для концертов. Праздновали день города не только на Крещатике, но и в парках. Я поднялся в Мариинский парк. Тут выступали народные ансамбли. Сначала девушки пели, а потом Закарпатский плясовой ансамбль выступил. Все было просто замечательно и мастерски. Вдруг странным диссонансом в общую атмосферу праздника ворвался какой-то колокольный звон. Через площадку прошла группа людей с какими-то хоругвями и плакатами, иконами и крестами, на одной из хоругвей было написано что-то про единую церковь Руси. Замыкал шествие человек с колокольчиком.
Это печальное шествие было таким странным диссонансом в общем праздничном настроении, что мне показалось, что нужно быть в состоянии глубочайшей депрессии или горя чтобы в такой замечательный день, когда все ликуют, носиться с такого рода проблемами как единство православной церкви по парку, отравляя себе и другим людям жизнь.
Пройдя чуть дальше по аллее, я вдруг увидел куда это шествие направлялось. В парке стоял палаточный городок оппозиции. Городок был уютно расположен в тени деревьев и был больше похож на кемпинг. Я бы сам не отказался пожить какое-то время в этом доме отдыха и побастовать. Но людей было совсем не видно. Только на центральной аллее женщина выдавала газеты и листовки. Рядом я увидел знакомую уже по первомаю палатку ПСПУ, а чуть поодаль была палатка с надписью "Выдача питания" и "Медпункт". На каждой палатке была табличка "Власнисть народного депутата такого-то.." (Черновола, Суркиса, Шуфрича, Витренко и т.п.). Я решился задать вопрос женщине с газетами.
- А где же люди-то? Что-то никого не видать - неосторожно спросил я.
- А люди работают! - с вызовом откликнулась женщина. - Вот когда эти на майдане стояли, так они не работали, а у нас люди все занятые, все деньги зарабатывают и страну кормят! Будут люди, все прийдут когда надо!
Я отошел, взяв в охапку несколько газет. Потом прошелся по городку и осмотрел его достопримечательности. "Отель Януковичград" пять звезд - было написано на одной из палаток. Возле палаток харьковской фракции происходил какой-то политический спор. Культура спора была ниже всякой критики. Причем с горечью вынужден констатировать, что именно обитатели городка демонстрировали весьма низкий уровень дискуссии. Мне не очень хотелось вступать с ними в общение. Я хотел только выяснить против чего же они протестуют. Судя по плакатам, они поддерживали Бориса Колесникова ("Борис, борись!"), которого как раз взяли под стражу несколько недель назад.
Приближался вечер и мы с друзьями поехали на Подол, где сели на прогулочный катер с дискотекой.
Я еще раз полюбовался на вечерний Киев, со стороны Днепра, понаблюдал чудесный закат, в очередной раз попрощался с родиной.
На следующее утро самолет унес нас в Лондон.
13.06.2005