|
Небольшой рассказ о поездке. |
Стоит сказать, что цены на такси на Мальте близки к ценам среднего города центральной Европы. Ничего не поделаешь, курорт - это то место, где туристы тратят деньги. Иногда сами, а иногда и при активной помощи аборигенов.
Отель находился в городе Kappara - в пяти минутах ходьбы от Sliema Creek и неизвестно сколько времени на транспорте до ближайшего песчанного пляжа. Стоит отметить, что с песчанными пляжами на Мальте как-то не очень хорошо. Они есть, но их мало и отелей, находящихся от них поблизости не так уж и много. Поэтому, планируя поездку, обратите внимание не только на близость вашего отеля к морю, но и на удалённость от пляжа (слово "удалённость" тут самое подходящее, ибо "близостью" к пляжам могут похвастаться очень немногие мальтийские отели). Также на Мальте встречаются каменистые пляжи - по сути скалы с лестницами для входа/выхода в/из море/моря. Напрмер, под высокой набережной города Sliema на участке от Slema Point до St.Julian"s Point находится как раз такой пляж - практически километр относительно ровной скалы - купайся сколько влезет.
На консервативной/католической Мальте есть оазис ночной жизни: район Paceville в городе St Julians. Бары, дискотеки, рестораны... Толпы нетрезвой молодёжи, накачивающейся дешёвым вискарём перед походом на дискотеку. Некоторая часть молодёжи ещё явно не достигла возраста, когда "уже можно", но продавцам алкоголя на это плевать, а полиция в зоне видимости отсуствует. Такое большое количество неконтролируемой молодёжи объясняется большим количеством языковых школ, куда ни о чём не подозревающие родители посылают учится своих неокрепших разумом чад. По поводу изучения языка не знаю, но вот то, что чада в совершестве освоят технику потребления алкоголя "с горла" и пройдут краткий курс Камасутры - в этом можно не сомневаться.
Голубая лагуна - песчанная отмель у острова Сomino (маленький остров, находящийся между островами Malta и Gozo). Вода имеет голубой цвет по причине наличия на дне водорослей соответвующего цвета. Кроме этого в Голубой лагуне наблюдается самая высокая концентрация туристов на единицу площади водной глади. Туристы доставляются сюда изо всех уголков Мальты и Гозо на корабликах разного размера, которые и ожидают поблизости пока их пассажиры вдоволь накупаются, что делает Голубую лагуну похожей издалека на небольшой порт.
За отдельные деньги (около 10 Евро с человека) можно получить захватывающий пятиминутный тур по окружающим лагуну гротам, где вода имеет просто незабываемый синий цвет. Ничего не слышно, мало чего видно, но весело...
Мальтийские автобусы - отдельная песня. Год их выпуска может приятно льстить некоторым дамам, возраст которых хотя перевалил за "ягодный", но их самолюбию приятно льстят объекты, чей возраст превышает их собственный. Шнурок под потолком для общения с волителем на предмет "нам-надо-тут-выйти!". И плевать, что вы первый раз на Мальте. О своём желании выйти ты должен сообщить заранее - иначе ты проедешь свою остановку. Я уже написал, что остановки не объявляются? Но, к счастью, есть аборигены для которых поговорить - это второе счастье (а первое - поговорить по мобильнику) вот у них и можно всё спросить - где и когда тебе выходить. Впрочем, на некоторых особо крупных остановках можно обнаружить расписание, но редко. А на конечной остановке большинства автобусов в Валетте - даже сотрудников местной транспортной компании. Кстати, большинство автобусных маршрутов начинаются именно у городских ворот Валетты и дальше расходятся веером по всему острову. Прямых маршрутов между двумя точками острова - очень немного, поэтому - "автобусный круг" в Валетте - важный пункт пересадки для путешествующих по Мальте на общественном транспорте.
Валетта - столица Мальты. Если бы не выскокая плотность повозок в которые запряжены несчастные, обречённые жить с вечно завязанными глазами, животными, а командуют повозками голостистые, красноречивые и немного жуликоватые труженники туристической отрасли, то Валетту можно было назвать тихим городом. Желающие могут за небольшую сумму испытать все прелести езды по неровным улицам. Вы ездили по неровным улицам? На машине? - это не считается. Чтобы понять всю прелесть поездки по Валетте в конном экипаже надо заглянуть в глаза, согласившегося на уговоры извозчика, богатого европейского пенсионера, испытывающего всем организмом каждую мелкую неровность улицы. Попутно, что также явно читается в его глазах, понсионер пытается осмотреть красоты славного рыцарского города, что у него получается не в том объёме, как ему было обещано вначале. Кстати, описанная выше ситуация, когда одним из извозчиков нам было отказано в проходе по улице (по самой обычной улице Валетты), по причине нашего несогласия вопользоваться его услугами - действительно имела место быть. Смешно, но факт.
История Мальтты очень долгая и путанная. Но если кратко сказать про исторю столицы, то было примерно так: в 1530-м году Испанский король подарил Мальту ордену Госпитальеров (Ионаннитов), который уже давно ит практически бесцельно шатался по
всему средиземноморью, после того, как был изгнаны с Родоса турками. Рыцари были лихие. Для выполнения своей основной миссии - заботе о раненых и больных - им нужны были деньги. Конечно, пожертвования из Европы шли. Но их не хватало.
Поэтому, они добывали деньги, прибегая обычному приратству. Впрочем, под пиратство они подвели идеологический (а вернее сказать - религиозный) базис: они грабили только купцов-мусульман. Этим и жили.
Спутя некоторое время, туркам это надоело и они решили взять Мальту, чтобы присечь на корню потенциальную опасность для своих торговых путей. Для чего отправили свой туда свой флот (в 1565-м году). Турки во много раз превосходили по численности рыцарей, но тем всё-таки удалось отбится. И турки, потеряв три четверти своего войска вернулись назад.
А благородные рыцыри продолжили заниматься грабежом на море, грабя богатых-неверных, чтобы помочь бедным-своим. Правда, турецкая осада была крайне тяжёлой и встал вопрос о том, что надо бы построить укрепления получше.
И вот, тогдашний великий магистр ордена - Ла Валетт предложил генеральный план строительства нового города-крепости на сильно выступающем в море полуострове, отделённым от остальной части острова двумя большими бухтами. Собственно говоря, его именем и назван город.
Это старейший город в Европе, построенный по единому генеральному плану. Улицы прямые и широкие и все дома выстроены в одну линию.
Рекомендуем также посетить собор в Валетте. Весь пол его покрывают надгробия рыцарей ордена Иоаннитов. Собор, абсолютно не впечатляет внаружи, но очень красив внутри.
Истина старая, но тем не менее повторю её ещё раз: не покупайте экскурсии в отеле. Это дороже и выбор не такой богатый. В небольших агентствах вы найдёте предложения лучше и дешевле. Именно с организованной группой мы посетили остров Гозо. Программа стандртная - Мегалитические храмы Ggantija (кстати говоря - самые древние постройки на земле - построены около 3600 лет до н.э), Столица острова - Виктория, Лазурное окно, Внутреннее море, Ta' Pinu, Xlendi. Мне трудно тягаться с путеводителем, описывая все красоты Гозо, поэтому остановлюсь на главном.
Любимое занятие Мальтийцев, после упомянутого выше обшения, - это строительство. И не какое-нибудь, а стоительство культовых сооружений. Тысячи лет назад древние жители острова возвели мегалитические храмы - а сегодня, современные жители воздвигают немыслимые по красоте и размеру церкви. Если размеры входят в противоречие с красотой, то выбор делатеся в пользу размеров. Так, к примеру, небольшая деревня с населением чуть больше тысячи человек воздвигает себе церковь, купол которой входит в десятку всех церковных куполов мира. Вот так - простенько и со вкусом.
Столица Гозо - город Виктория. В центре города - крепость. Ещё немного о предприимчивости местных жителей: В столице, как и положено, есть кафедрал. На входе сидит за столом тётка и продаёт билеты. Я ещё удивился - как можно продавать билеты в церковь (?) Это же не музей, а действующий кафедральный собор. Но, билеты мы всё-таки купили, потому как проскользнуть без билета мимо бдительной тётки невозможно...
...потом, когдя я прочитал, что на них написано внизу мелким шрифтом, то очень долго смеялся: "Спасибо за ваше пожертвование. Рекомендованная суммапожертвования - 25 центов". То есть, это не билеты, а квиток о твоём "пожертвовании". О как надо деньги зарабатывать!
Карт рутс ("cart ruts"). Так называемые "колеи тележек". Никто не знает кто и зачем их выдолбил в скалах, но они, как транспортная сеть покрывают всю Мальту и, даже кое-где уходят под воду. Ширина между колеями - всегда одинаковая - около 145 см. Колеи идут всегда попарно, как рельсы. Кое-где пересекаясь с другими парами колей, образуя пересечения очень похожие на железнодородные стрелки. По поводу возраста колей есть различные мнения и с уверенность можно сказать только то, что мы понятия не имеем когда, кто и с какой целью их построил. Также на Мальте находят множество каменных шаров - поэтому есть предположение, что с помошью этих шаров по колеям траспортировались каменные плиты для строительства мегалитических храмов.
Мдина - Город молчания (The Silent City).
Сначала немного истории. Мдина - древняя столица Мальты. Находится в центре острова - немного ближе к южному берегу. Город был основан задолго до Рождества Христова. А первые поселения на этом месте ещё старше. Своё название город получил от сарацинов, которые завоевали Мальту в 9-м веке. До этого город назывался Рабат, что в переводе с мальтийского - "город" (впрочем, на арабском это значит то же самое - в мире есть немало городов с таким названием). Сарацины построили стены вокруг той части города, которая стояла на холме - и назвали эту часть города Мдина (в переводе: "то, что за стеной"). Таким образом - древний город оказался разделённым на два - Мдину и Рабат.
В Рабате находятся древние катакомбы - которые использовали как кладбище. С древних времён город вырос и катакомбы оказались в черте города. В древности же запрещалось хоронить в городе, но город рос и катакомбы оказались в его пределах, хотя и были вырыты на некотором отдалении от города. Собственно говоря катакомб, (а как будет множественное число от "катакомбы"? :))))) там два (или две?): Катакомбы св. Агаты - были закрыты и мы туда не попали по причине недружелюбных часов работы. Но там всё равно нельзя фотографировать. По легенде там пряталась от преследований св. Агата. И катакомбы св. Павла. Где мы как раз были. Почему именно св. Павла? Всё просто - Мальтийцы верят, что в 60-м году у берегов Мальты потерпел кораблекрушение и некоторое время гостил на острове св. Павел (есть даже небольшая скала со статуей св. Павла, в одноимённом заливе, где имело место сие знаменательное для Мальты событие). Ну и, св. Павел обратил мальтийцев в хритианство. Лично, так сказать. Этим фактом мальтийцы очень гордятся. Ещё бы - принять хритианство в числе первых. И лично от св. Павла. Если высказать при личном разговоре с мальтийчами сомнение в том, это это имело место быть... Нет, лучше не всё-таки не высказывать. Не хочется же, чтобы тебя госпитализировали во время долгожданного отпуска :)
Ещё о Мдине: Город очень маленький. Население - около 400 человек. Людей на улицах практически нет. Иногда попадаются редкие туристы. Однако, формальный статус Мдины довольно высок. Именно здесь раполагается кафедральный собор всей Мальты. И находится резиденция мальтийского епископа.
На юго-востке Мальты находится небольшой город с турднопроизносимым назваием "Бирдзебуджжа". Но, сначала немного лингвистики: Мальтийцы пользуются латинским алфавитом, но они произносят некоторые буквы по своим собственным правилам. К примеру, название это деревни пишется как "Marsaxlokk". То есть Буква "x" - обозначает у них звук "ш". Ещё есть приколы: буквосочетакие "gh" - они вообще не произносят, и буква "q" - у них тоже не читается. Поэтому, если читать мальтийские название по английским правилам, то тебя просто не поймут.
Ну так вот - о городке "Бирдзебуджжа". Там раскопали пещеру, в которой жили, все кто когда-либо населял Мальту (животные и люди - разумеется по очереди). От карликовых слонов и бегемотов, которые водились тут в древности - до первых людей. Сама пещера - ничего интересного. Горизонтальная. Метров двести в длину, десять-пятнадцать в высоту и двадцать в ширину у входа, медленно сужаясь к концу. Чудом сохранилось полтора столоктита и стологмита. Остальное вытоптали все кто в тут жил. Кстати, все найденные кости обитатей - (слонов, бегемотов) собраны, пронумерованы и выставленны в музее наверху. Разумеется целых скелетов не сохранилось. Поэтому они выставили скелет слонёнка, умершего в юном возрасте в гамбургском зоопарке для наглядной демонстрации того: "вот-так-примерно-выглядил-скелет-мальтийского-карликового-слона".
Кстати, недалеко от упомянутой пещеры есть развалины древних хррамов, но нас туда не пустили... Потому как, чтобы туда попатсть, надо получиться разрешение из института архреологии Мальты (или что-то вроде того - названия не запомнил). Ну ладно - не судьба, так не судьба.
В получасе ходьбы от Бирдзебуджжи находится "рыбная столица Мальты" деревня Марсашлокк (об особенностях произнесения названия я уже писал выше). Здесь каждлый день устраивается рыбный рынок и большая часть населения занята ловом/переаботкой/продажей рыбы. Рыбачат они, как сотни лет назад на вот таких вот раскрашенных лодках. То, что в близи находится главный мальтийский порт и электростанция - не сильно портит пейзаж. И вода в море чистая и прозрачная. Как везде на Мальте - всё видно под водой на десятки метров.
Кстати, ещё пару слов о Мальтийской архитектуре. Мальтийскую архитектуру не назовёшь разнорбразной. Все церкви похожи друг на друга, как будто строились по одному проекту одним и тем же архитектором.
Первалив за гряду холмов и пройдя мимо электростанции, мы попали к "Peter's pool" ("бассейн Петра"). Это небольшая, но ддовольно губокая скальная бухта, довольно удобная для купания. Нам не повезло, в этот день на поверхности воды плавало много мусора. В принципе, это единственный раз, когда мы видели плавающий мусор на Мальте - везде море было очень чистое.
Таксист захихикав, как нашкодивший школьник, развернулся и уехал. ...спустя десять минут мы дошли до храмов. Они, и правда, работали до 17:00. Воистину - хорошо информированный турист - лишние убытки для аборигенов... Один из двух мегалитических храмов на юге Мальты называется Hagar Qim. Построены тоже очень давно (2700 лет до н.э.,) и неизвестно кем. Но, это не самый старый храм на Мальте. Самая старая постройка на Земле (и это действительно так) находится на соседнем острове - Гозо (см. выше). Но вернёмся на Мальту. Неподалёку от Hagar Qim находится ещё один мегалитический храм - Mnaidra (около 3000-3500 лет до н.э.)
Немного истории: Сто лет назад, когда активно застраивались районы на юго-восток от столицы. Рабочие, при стоительстве жилого дома для портовых рабочих (порт недалеко), наткнулись на выдолбленные в скалах катакомбы. Их, как и упомянутые выше катакомбы в Рабате, тоже использовали для захоронений. Так был обнаружен Гипогей (Hypogeum) - самая крутая мальтийская достопримечательность. Катакомбы очень древние - даже толком возраст первых захоронений определить не могут. А хоронили в них долго - вроде как, есть даже христианские могилы. Посещать её могут только 70 человек в день (семь экскурсий
по 10 человек). Иногда все билеты проданы на несколько недель вперёд. Кстати, билеты можно купить только непосредственно в самом Гипогее или в Археологическом музее в Валетте (!!!) Ни по телефону ни в интернете забронировать нельзя (!!!!) В общем - фиг попадёшь :) Но мы знали о такой засаде и купили билеты в первый день в Валетте. К счастью, очередь была меньше двух недель :) Кстати, часовая экскурсия включает в себя посещение маленькой экспозиции с копиями находок, сделанных в Гипогее и посмотр получасового фильма про Гипогей. Само посещение подземелий (собственно говоря - ради чего мы и пришли) носит очень быстрый и беспорядочный характер.
Так вот: Этот Гипогей мало того, что тоже очень древний. Так там ещё нашли кучу всяких археологических ценностей, что позволило круто развить археологию на Мальте. Главная находка - небольшая фигурка спящей тётки (спящая леди). Считается чуть ли не символом античной Мальты. А, самое главное забыл - внутри фотографировать - нельзя... В общем Гипогей не смотря на всю свою важность в историческим плане, продемонстрировал не сымый выский уровень дружелюбности пользователю.
На фото - Городская застройка около Гипогея. Остаётся только догадываться сколько ещё интересного скрыто под этими домами. Не все же строители домов прилежны и аккуратны и при обнаружении дырки в земле сразу бегут за археологами. Также и Гипогей "открывали" два раза. Первый раз рабочие наткнулись на дырку в земле и заложили ей камнями, постоив сверху дом. И только спустя пару лет, когда застраивался соседний участок - обнаружили ещё одну дырку - тогда и позвали представителей алглийских властей. Страшно подумать, в скольких случаях англичан не звали и только что открытые памятники истоии тут же "закрывались" до следующего раза, когда ими, возможно, кто-нибудь заинтересуется.
По конец нашего пребывания на Мальте, мы отправились в "Три города" (Витториоза, Коспикуа и Сенглея). Это старинные крепостные укрепления - первые посторойки рацарей на Мальте. Форт St. Angelo в Витториозе - первая резиденция грандмастера ордена Иоаннитов. Вообще, старинный форт находится в довольно запущенном состоянии... Кругом - разруха. Туристов - полтора человека. А могли бы музей сделать... Вот взять бы этих извозчиков из Валетты, дать каждому по лопате и будет город-сад.
Ну и под конец - небольшое свидетельство того, что среди мальтийских водителей процент больных на голову относительно высок. Табличка около светофора на пешеходном переходе: В принципе, на зелёный цвет переходить можно, но осторожно.
Вот такой предстала перед нами Мальта. Или, вернее сказать, такой мы её увидели.
Спасибо всем, кто осилил до конца.
|
|