Когда говорят и пишут о красоте Гранады, подразумевают, прежде всего, крепость-дворец Альгамбру. Но я бы не спешила отождествлять Альгамбру и Гранаду, хотя именно туда стремятся попасть все туристы.
Собственно, я тоже не была исключением.
Нет ничего упоительней бесцельного шатания по городу, к которому так долго стремился. Неправда, что путешественники жаждут открытий - они получают наслаждение от новизны красок и форм.
Всего два с половиной века из двух с половиной тысячелетий Гранада была центром арабского мира в Испании, но за это время здесь родились такие архитектурные линии, цветовые гаммы и колорит, который не сумели изничтожить, как ни пытались, пришедшие им на смену правители. Последующие эпохи сумели наложить свои штрихи к портрету города, и он при встрече оказывается совсем не таким, каким чудится издалека.
Стремясь в Альгамбру, ты попадаешь в Гранаду.
Гранада в начале декабря встретила меня золотыми листьями над головой и палыми под ногами. Яркое небо, сочные апельсины на придорожных деревьях, кружевные тени на стенах домов и на выложенных мелким камушком мостовых - прозрачная цветная кисея невидимого покрывала укрывала город.
Первое, что бросается в глаза на центральных улицах Гранады, это обилие красивых зданий в стиле барокко. Они окружают тебя своими нарядными фасадами и заслоняют окрестные виды. Лишь изредка между стен домов и над их крышами видны вершины холмов, до которых не добрались руки реформаторов. На одном их них высятся мрачные мощные крепостные стены Альгамбры, за которые невозможно проникнуть взглядом, а другой утыкан белоснежными кубиками беленых домов из самана. - Наверное, такой была когда-то Гранада при Насридах.
Стиль барокко, пришедший на смену стилю возрождения, отличался пышностью форм и сложностью композиции. Дома и дворцы, построенные в стиле барокко, украшенные плоскими пилястрами, гирляндами и завитками были призваны показать исключительность жизни высшего общества 16-17 веков. Именно в те века Гранада привлекла внимание королевского двора Испании. Кафедральный собор Гранады, королевская усыпальница - в них чувствуется показные мощь и сила, богатство и превосходство власти над миром. Внутреннее пространство, делящееся огромными резными колоннами на царственные залы, украшенные золотой резьбой капеллы в приделах, замысловатые потолочные перекрытия, блистающий начищенной медью орган, великолепный алтарь с витражными верхними окнами, золотые узоры на белых резных поверхностях - все говорит о королевском величии.
Но почему после этого великолепия глаз радуется лаконичным старым въездным воротам или выхватывает из общей панорамы неказистую часовню, бывшую когда-то мечетью, такую низенькую, что ее чуть видно из-за соседних домов?
Или вот стоит печальная башня в стиле мудехар, которые построили бывшие властители этой земли, смирив гордость и сменив свою религию. Тоска и унижение видится мне в ней. Почему, глядя на ее стены из серого камня, мне кажется, что они плачут?
А при виде зала для молений бывшего медресе, душа моя ликует? Бывшее медресе - духовное училище мусульман сейчас музей при историческом факультете университета. Когда-то здесь была первая мэрия Гранады. Здание медресе достраивалось и переделывалось в 16 и 17 и 18 веках. Собственно от самой медресе остался только молельный зал - маленькая комната, красоту которой описать практически невозможно, а увидеть необходимо.
Эта комната для молений в бывшем Медресе декорирована как пещера, а углы комнаты похожи на гроты. Для мусульман считается священной пещера Зира, расположенная в горах за Меккой, где Мухаммеду Архангелом Гавриилом был открыт Коран.
Каждый, кто хоть однажды побывал в пещере, может свидетельствовать о красоте подземного мира - его причудливых формах и необычайных расцветках натечных образований. Отделка молельной комнаты выполнена керамическими деталями в технике майолика. Нельзя не удивиться тончайшим оттенкам цвета, которые создали мастера гончарного дела. В орнаментах и деталях декораций мастера использовали цвета заоблачных небес. Здесь не увидишь ярких красок, здесь царят пастельные тона. Нежнейший персиковый, бледно сиреневый, светящаяся охра покрывает орнаментами искуснейшую многоярусную резьбу.
Воочию видишь мир кристаллов и самоцветов, блистающих в темноте пещеры. Натеки и друзы, простые формы и переплетение фигур, замысловатые решетки. Видя такое, нельзя усомниться в том, что рукою мастера управляло божественное провидение.
В этой комнате сохранилось все, как было пять веков назад.
- В Альгамбре и дворцах Хенералифе сохранились похожие декоративные элементы, но только фрагментами - сказала мне девушка-экскурсовод.
Большое видится в малом. Мне не терпелось увидеть Альгамбру, я хотела утонуть в ее сияющей красоте.