В рамках фестиваля "Осень в Каталонии" прошли концерты государственного академического русского народного Сибирского хора. Среди прочих городов, концерт состоялся в Барселоне, в старом здании Университета, в зале аудитории исторического факультета.
Университет Барселоны был основан в ноябре 1450 года. Зал, в котором выступали артисты, примерно того же возраста. Суета жизни - трава забвения, превращающая людей в безликую толпу, где все подчинено законам стаи, а чтобы этого не случилось, существуют события, заставляющие нас задуматься, вспомнить прошлое, свои основы, индивидуальность. Эти события обычно бывают культурного характера. Вот таким событием и было выступление народного сибирского хора.
Сибирский народный хор существует с 1944 года. Он был создан благодаря энтузиазму Н.П. Королькова, музыканта любителя, который стал первым его руководителем. Со дня своего основания у хора существует традиция обращения к своим корням - хор поет и показывает народные, старинные и современные песни сибирских композиторов, пляски и игры.
"Основной вид деятельности хора - сохранение гармонии мира посредством показа русского традиционного искусства" - написано на сайте коллектива.
В составе хора 80 человек. В этот состав входит оркестровая, танцевальная и хоровая группы.
Зал аудитория исторического факультета университета Барселоны настолько прекрасен, что, попадая в него, забываешь, где ты находишься. Он больше похож на тронный зал или внутреннее помещение величественного собора. Инкрустированный кессонный потолок, арочные витражные окна по всему периметру помещения, монументальные картины на исторические темы, резные двери и королевские ложи над зрительным залом, а на алтарной стене портреты великих ученых и философов. Одно присутствие в таком зале наполняет тебя величавой торжественностью и переносит в мир дворцовых приемов и королевских аудиенций. Зал был хорош всем, но совершенно не пригоден для выступлений. Каменные холодные плиты - не лучшее покрытие для удалых казачьих плясок. Огромное пространство помещения поглощало, как губка, многоголосное звучание хора. Площадка, где выступали артисты, была на одном уровне со зрительскими креслами, поэтому не были видны каскадные элементы танцев и были неразборчивы слова песен. Ну что ж, в конце концов, концерт был бесплатным.
Но, несмотря на это, атмосфера, созданная коллективом хора, настолько преобразила атмосферу холодного величия зала, что невольно приходится задуматься о роли и значении народного искусства.
Сибирь, как и Россию в целом, как и мать-Землю, называют "Сибирь матушка". Почему Сибирь стала матерью народов России?
После завоевания Сибирского ханства Ермаком (Ермолаем Тимофеевичем) (1581-1585 гг), большая часть Сибирских территорий была присоединена к Российскому государству. Для охраны дальних рубежей были созданы казачьи крепости, гарнизоны которых охраняли весьма протяженную границу страны от кочевых племен киргизов, казахов и калмыков. Казаков называли "Часовыми империи". Казачьи отряды набирали среди казачьего сословия, вольных поселенцев Русского Севера и промысловиков. В Сибирь отправляли также ссыльных и бунтовщиков из разных районов России. Широкие сибирские просторы принимали и укрывали всех. Поэтому здесь, вдали от родной стороны с особым чувством пелись народные песни. География песен и танцев была обширной.
Население занималось хлебопашеством и несло военную службу.
В репертуаре хора множество казачьих песен и танцев. Но также хор поет и показывает хороводы. Север России, а за ним и "Сибирь-матушка" - хранители народных традиционных песнопений.
Концертная программа была построена как чередование грустных и веселых композиций. Этот хор не просто пел и танцевал, он "показывал" песни и "пропевал" хореографические сценки. Песни и танцы были зарисовками, маленькими спектаклями на народные темы. Можно сказать, что все концертная программа была одной сложной композицией. Речитативные военные маршевые песни сменялись распевными песнями плачами о девичьей доле, о непредсказуемой судьбе солдата, а они сменялись разудалыми плясками и песнями праздничных гуляний. Как в жизни - много в ней печалей и забот, но если на улице праздник, то все они улетают под натиском шуток и веселья.
Хор, танцевальный ансамбль и виртуозы музыкального коллектива сумели создать на концерте такую атмосферу, что не только души присутствующих здесь "наших", но и каталонские пенсионеры, пришедшие на концерт, вошли в состояние божественного согласия между собой. Право, реакция "местных" ничуть не отличалась от реакции наших соотечественников. А когда хор запел национальную каталонскую песню, присутствующие в зале каталонцы встали в едином порыве и стали подпевать. Показалось, что в этот момент мы стали единой нацией. Один каталонский дядька так разволновался, что даже побежал на сцену, чтобы подпеть хору и выразить свое восхищение.
Наш народ всегда любил и умел петь и танцевать. Сейчас, в суете жизни, покрытые травой забвения, мы не только не делаем этого, но и не вспоминаем, зачем это нужно, а, значит, теряем свое лицо. Может это нужно историческому процессу, но нужно ли это нам?