Путешествуя по миру или, в частности, Испании невозможно остаться в стороне от понятия стилей в архитектуре. Даже очень далекий от высших сфер искусства человек обратит внимание на разную форму и особенности декорации домов, встречающих его на улицах городов.
Первое, что видит ошарашенный дорогой путешественник, прибывая на железнодорожный вокзал Валенсии, это огромное внутреннее помещение из стекла и бетона, разделенное на зоны, украшенное яркими витражными окнами и цветными плиточными и мозаичными панно с изображениями цветов и фруктов. Он в прямом смысле попадает "С корабля на бал". Кажется, что вот-вот заиграет, блестя медными трубами, духовой оркестр и с соседнего перрона появятся мажоретки (девушки в военной форме, марширующие перед оркестром во время парадов). Северный вокзал Валенсии (Estacio Norte) был построен в 1917 году в стиле валенсианского модернизма.
Архитектурный стиль модернизм пришел на смену неоклассицизма в результате влияния на области науки и искусства технической и промышленной революции XIX века. В некоторых странах он называется модерном. Основными материалами, используемыми конструкторами в этот период стали стекло, железобетон и металл. Металлические конструкции с огромными пролетами применялись чаще всего при строительстве оранжерей, рынков, мостов и вокзальных перронов.
Для стиля модернизма характерно смешение стилей разных эпох или использование отдельных характерных деталей какого-нибудь одного из них для украшения железобетонного монстра. Фасад железнодорожного вокзала Валенсии выглядит довольно строго и выполнен в стиле готика. Вокзал находится у самой границы Старого города рядом с ареной для корриды.
Одним из отличий архитектурных построек стиля модернизм Испании от других стран является использование в качестве материала для декоративных элементов кирпича, стеклянных и керамических изразцов. Практика декорирования зданий голым кирпичом и изразцами восходит к традициям стиля мудЕхар, в котором богатые переплетения восточных орнаментов складываются из элементарных геометрических фигур.
XIX век принес Валенсии не только революции и войны, среди которых разрушительная война с армией Наполеона, но и значительный экономический рост за счет оживления торговли цитрусовыми культурами и рисом. В 1986 году в Валенсии было создано финансовое предприятие, "банк Валенсии", обслуживавшее половину областей Испании. У муниципалитета за счет налогов появились деньги, и было решено расширить границы города - снести крепостные стены. На память от городской стены остались две крепостные башни "Torres del Quart" с надежными бревенчатыми воротами. От этих ворот когда-то начиналась дорога на Кастилию. Снос крепостных стен привело к строительному буму - начали строиться новые дома и сооружения и почти все они были в стиле модернизм. В Валенсии была проведена городская перепланировка исторического центра. Если в Барселоне в это время творили звезды первой величины модернизма такие, как Гауди, Доменек, Пуч-и-Кадафалк, то в Валенсии работали менее знаменитые, но не менее талантливые мастера.
Одним из замечательных памятников эпохи модернизма того времени, является здание центрального рынка, находящееся в исторической части города. Оно было построено в 1928 году.
Рынок Валенсии является одним из посещаемых мест города. Он стоит между двумя архитектурными шедеврами прошлых веков - зданием шелковой биржи и церкви Сан-Хуана и на первый взгляд не является культурным историческим объектом. Но как каждый рынок он является квинтэссенцией жизни города, концентрированным экстрактом жизни его обитателей. Придя на рынок, вы можете узнать не только особенности и колорит местной кухни, но и состояние экономики города. Рыба, мясо, фрукты, овощи, специи и выпечка - все, чем богаты местные берега Испании - представлены на рынке в широком ассортименте. Несмотря на кажущуюся простоту металлических и стеклянных конструкций его купола, он имеет нарядные стены из цветных мозаик, наглядно демонстрирующих процветание и плодородия вленсийской земли, а в декорации внешнего вида здания использованы элементы арабского стиля.
Можно долго и подробно перечислять шедевры архитектуры Валенсии. Среди них дворец маркизов Дос-Агуас, в котором с середины 20 века размещается музей керамики. Его фасад в стиле барокко имеет столько лепных украшений, что на нем трудно найти место, свободное от завитушек и пышных барельефов, дом господина Санчо, отдельные элементы фасада которого выполнен в технике сграффито (белым по гранатовому фону). Стены дома покрывают как будто вывязанные крючком узоры, а колонны, обрамляющие окна похожи на стволы деревьев, дом с драконами и многие другие. Каждое путешествие похоже на течение жизни и поэтому у каждого есть свой выбор, в какую сторону ему свернуть. Кто-то хочет рассматривать фасады, а кто-то захочет пойти в музей.
Хороши и познавательны музеи Валенсии. Если хочется окунуться в историческое прошлое, то нужно посетить городской музей, в котором можно увидеть планировку квартала средневекового города, сохранившиеся фундаменты и мозаику времен римской империи, украшения времен правления вестготов, фрагменты капителей римских храмов, керамику, украшенную арабской вязью, гравюры и картины, отображающие жизнь города прошлых веков. А в ботаническом саду можно побродить среди насаждений не только средиземноморской флоры, но и растений экваториальных стран мира.
Мне кажется, что самое большое удовольствие - физическое и историко-культурно-познавательное - можно получить от прогулки по городу на велосипеде. Его за небольшие деньги дают напрокат - катайся день напролет - Валенсия покрыта сетью велосипедных дорожек. Хочешь - катись по историческому центру, хочешь - по широким проспектам, останавливаясь и разглядывая каждый архитектурный шедевр. Можно ехать по садам и паркам, по невозможно долгой набережной и по зеленой зоне - сухому руслу реки Турии, оставленному как памятник неукротимой водной стихии. После наводнения 1957 года, принесшего многочисленные жертвы и разрушения, решением муниципалитета реку Турия перенесли в искусственное русло, подальше от города. Сейчас в старом русле разбиты сады и скверы, украшенные памятниками и архитектурными сооружениями. На память о реке горожане сохранили средневековые мосты.
- Хотите, вам привезут велосипед к подъезду? - Спросил меня хозяин съемной квартиры. За 7 евро в день увидите весь город!
Но я оставила это удовольствие до следующего раза. Мне нужно было вначале медленно прогуляться и вдумчиво рассмотреть все детали, а потом скользить мимо валенсийской красоты, отмечая про себя. Здесь я была, это я видела, а сюда зайду завтра.
Воистину путешествие в мир незнакомой красоты - неисчерпаемое удовольствие! Мой взгляд на Валенсию позволил мне расширить кругозор и немного узнать еще один уголок Испании. Я закончила свое путешествие, сев в поезд на цветном вокзале и помахав городу рукой на прощание.
А теперь я хочу написать о том, чего я не видела и чего я никогда не увижу в Валенсии. Потому что не люблю блеска, треска, шума и рева толпы. Я имею в виду знаменитые праздники Валенсии.
6 - праздники
Карнавал, глядите, карнавал!
Суета и сутолока масок.
Где он только их наворовал,
Где достал он на ночь столько красок?
Городок затоплен карнавалом
Никуда не скрыться от толпы...
Л. Филатов
Откуда берутся праздники? Я не о том, что будничная жизнь монотонна и ее время от времени нужно прерывать всплеском вседозволенности и "ничегонеделания", а о том, почему и почему именно так мы отмечаем тот или иной праздник.
Если памятники архитектуры - это исторические лики страны(каждая историческая веха ознаменовала рождения нового архитектурного стиля), то праздники - это истоки нации. По тому, как правительство относится к историческому наследию, можно судить, как оно относится к собственному народу.
С 14 по 19 марта в Валенсии проходит знаменитый праздник Лас Фальяс, устраиваемый в честь покровителя плотницкого дела святого Иосифа, который посвящен приходу весны. Первые письменные упоминания о Фальяс относятся к 17 веку, когда плотники выносили из мастерских и сжигали деревянные обрезки и обломки, а также бракованную работу. Перед тем, как устроить большой костер, плотники со товарищами проходили, как это принято на всех праздниках Испании, с процессией по улицам города к храму св. Иосифа, неся впереди 3-4 наряженных чучела, танцуя и веселясь. Чучела они делали из подручного материала - досок. Колотился ящик, сверху которого приделывалась верхняя половина туловища с головой, наряженная в рубашку или кофту, а ящик - нижнюю половину - закрывали юбкой или фартуком (эти-то чучела и назывались Фальяс).
Если немного подумать, то сам собой напрашивается вывод, что дата праздника была выбрана не случайно. Действительно, 19 марта, день, близкий ко дню весеннего равноденствия, а в этот день у многих народов мира существовала традиция, пришедшая из Древнего Египта, наряжать деревянных идолов, а потом их сжигать. Этот обычай очень напоминает традицию славян, когда соломенную куклу Масленицу наряжают, украшают, чествуют, а потом сжигают на костре.
- Зачем сжигать нарядное чучело или красиво сделанную куклу? - недоумевают многие. У меня есть на этот счет свои соображения, которыми я могу поделиться. У многих древних народов существовала традиция, пошедшая от цивилизации шумеров, отмечать день весеннего равноденствия пышным торжеством, как праздник, имеющий огромное значение для жизни всех людей. На небосвод после этого дня выходило солнце в его второй фазе солнечного цикла(а всего их четыре), дающее живую силу роста всем росткам на земле. Это был настоящий праздник Нового года, от которого отсчитывалось время. В первый день нового цикла земледельца, наши предки просили бога Солнца дать им богатый урожай и сытую спокойную жизнь. Обращались они с просьбой к нему через связующее звено, своих предков, которые уже переселились на небесные сферы и имели возможность общаться с Богом. Так вот, нарядная кукла с дарами и пожеланиями отправлялась посланницей в их далекий заоблачный мир. Для этого над ней совершали погребальный обряд - кремацию.
Но вернемся к вленсийскому празднику Фальяс. В 20 веке в Валенсии куклы Фальяс стали делать из папье-маше и картона, а сейчас их делают из пенопласта. Нынешние Фальяс (одна фигура или целая композиция) - это художественная скульптурная пластика высотой несколько метров. На многих из них есть надписи или стихи на валенсийском наречии, которые объясняют значение данной Фальяс. Кроме огромных кукол делаются куклы поменьше, которые называются Нинот(кукла). Изготовлением Фальяс занимается группа или команда - фальерос, объединившаяся для этой цели. Фальерос изготавливает свое произведение целый год, для чего снимает мастерскую - Дом Фальяс. Фальерос чаще всего объединены родственными или дружескими связями. Изготовление Фальяс - лишний повод собраться всем вместе. Все изготовленные Фальяс участвуют в конкурсе. За месяц до начала праздника кукол показывают в Музее Фальяс. Путем голосования горожан выбирается лучшая, которая после праздника поселяется в Музее. Остальные куклы сжигаются. В образах Фальяс можно узнать лица политиков, поп-звезд, мультяшных героев, исторических фигур, но бывают и просто продукты фантазии фальерос. Бюджет праздника сопоставим с бюджетом самого дорогостоящего американского блокбастера. Стоимость одной куклы колеблется от нескольких тысяч до миллиона евро.
Преддверие праздника начинается 1 марта, когда взрывают масклеты (валенсийская пиротехника, подвешенная на горизонтально натянутых длинных веревках). Каждый день в два часа дня начинается пиротехнический концерт - петарды и хлопушки, взрываясь, исполняют "музыкальные" композиции. В час ночи в эти дни устраивается праздничный салют. В эти же дни по улицам города маршируют барабанщики. Треск барабанов искусно изображает грохот и треск взрывающихся петард.
14 марта в 7 часов утра начинается парад, который называется "Desperta", что в переводе означает "пробуждение". В этот час тысячи людей выходят на улицу с карманами набитыми петардами. Разбиваясь об асфальт, петарды с невероятным шумом взрываются. Пройдясь по спальным районам Валенсии, участники городской бомбежки собираются на главной площади. Там уже профессиональные пиротехники одновременно поджигают сотни заготовленных и заранее установленных маленьких петард. В результате город на несколько минут покрывается густым дымом.
Сами Фальяс устанавливают на улицах города в ночь на 15 марта. Некоторые с помощью подъемного крана. На празднике демонстрируется до 1000 Фальяс. В ночь с 18 на 19 марта в Валенсии наступает "ночь Огня", когда на протяжении 30 -40 минут царит торжество пиротехники. В эту ночь сжигается тонна пороха.
На праздник Фальяс съезжаются десятки тысяч людей со всего света.
Центральные улицы города украшены маленькими разноцветными лампочками, напоминающими огоньки на новогодней елке. Из этих лампочек создают большие объемные картины и сооружения в виде высоких светящихся арок.
В начале карнавальной недели проходит конкурс на хозяйку праздника, которая участвует во всех его мероприятиях. Она же открывает карнавал. Конкурс устраивают среди девушек города Валенсия, которые должны быть одеты в национальные костюмы.
На протяжении всей карнавальной недели актерам, танцорам, музыкантам разрешается устраивать массовые представления по всему городу - валенсианские улицы напоминают театр: артисты готовы продемонстрировать все свои таланты от рок концертов до брейк данс шоу. Тут же профессиональные оркестровые группы играют народную музыку, передвигаясь с одного места на другое, и под эту музыку ноги начинают танцевать сами.
Праздник заканчивается в ночь с 19 на 20 марта, которая называется "ночь Сожжения", Фальяс торжественно сжигают.
На протяжении всей праздничной недели город не засыпает ни на минуту.
Валенсия - третий по количеству жителей город Испании после Мадрида и Барселоны, второй по величине после Барселоны порт страны.