"Оранжерея. Город-колибри. Город пальм в кадках. Город малярии и нежных японских холмов. Город, похожий на европейский квартал в какой угодно колониальной стране, звенящей москитами летом и в декабре предлагающей свежие дольки мандарина."
Так писал о Батуми в августе 1920 года его недолгий, но внимательный гость - поэт Осип Мандельштам.
А таким, как на картине, Батуми увидел в 1881 году художник Лев Лангорио. Дома, изображенные на полотне Лангорио, до сих пор стоят на улице Гогебашвили, а в остальном за прошедшие 130 с хвостиком лет, город не мог не измениться. Что-то достраивалось, что-то разрушалось. Что-то получалось удачно, что-то нет.
"Весь Батум, как на ладони. Не чувствуется концов-расстояний. Бегаешь по нему, как по комнате; к тому же воздух всегда какой-то парной, комнатный."
Снова Мандельштам и снова правда. На близлежащих горах располагаются уже пригороды, сам город возник на ровной, точно вытянутая ладонь, песчаной поверхности, которая продолжает увеличиваться. Создатель этой природной стройплощадки - река Чорох, веками выносящая к морю речную гальку. Но в близости устья Чороха есть и свой минус - в половодье и после дождя городские пляжи обегает полоска глинисто-грязной речной воды.
Правда и то, что город компактен, практически из любого пункта А в любой пункт Б в пределах городской черты можно попасть пешком, не спеша и не напрягаясь. Возможно, поэтому, общественный транспорт почти всегда полупустует.
Помимо рельефа причина такой непривычной для причерноморских городов компактности еще и в том, что Батуми ни во времена Российской империи, ни во времена СССР не считался курортом, здесь не выделяли огромных площадей под санатории и пансионаты, как в Сухуми, Гагре или Сочи. Грузовой порт, нефтепереработка, граница, климат - все перечисленное ограничивало развитие курортной сферы. Гостиницы в городе были всегда, а вот санаторно-курортная отрасль располагалась севернее - вдоль побережья в направлении Кобулети.
Ну а воздух... воздух Батуми, вдохнув, не перепутаешь ни с чем... влажный, кисло-сладкий, тропический, так и хочется набрать в грудь побольше...
Впрочем, писать о любимом городе тяжело - недостатков не замечаешь, достоинства преувеличиваешь и - вуаля - объективности как не бывало. Выход, пожалуй, один - заранее сознаться в своей пристрастности. Что я и делаю.
"Дождь, дождь, дождь - это не значит, что нельзя выйти на улицу. Дождь может идти и завтра и послезавтра: зимний дождь в Батуме это грандиозный теплый душ на несколько недель. Никто его не боится и, если нужно по делу, всякий батумец пойдет куда угодно даже в такой потоп, когда Ной побоится высунуться из ковчега...
Но дождь идет не вечно. Как по волшебству просыхают чистенькие улицы. Батумский потоп - это царство проточной воды. После дождя город только омылся, освежился."
Осип Мандельштам
"Батум"
Большую часть времен года над Батуми витает влажное марево. Батуми считался самым дождливым городом в СССР, в год здесь выпадает 2131 мм. осадков, влажность воздуха составляет 70-80%. По этой причине моряки иронически прозвали Батуми "писсуаром Черного моря". Запечатлелась эта особенность и в городской архитектуре: на улицах города по сей день можно увидеть дома, обитые нержавеющей сталью для защиты от сырости. Лет десять назад на берегу стояла высотка, целиком обитая сталью - гостиница "Медея".
Ныне место стальной "Медеи" занял на редкость уродливый (на мой взгляд) стеклянный "Рэдиссон", архитектурное убожество которого не в силах приукрасить даже художественная подсветка. Автор проекта - именитый итальянец Микеле де Луки, в Грузии, кстати, реализованы и другие, куда более удачные его замыслы.
Что же касается темпераментной колхидской царевны, то ее скульптурное изображение возвышается теперь над площадью аргонавтов.
"... русских в Батуме почти совсем нет, да, пожалуй, и грузин немного - город без национальности - в погоне за наживой люди потеряли ее."
Осип Мандельштам
"Батум"
Здесь я с поэтом не согласна. Батуми - город эклектичный, многонациональный и мультиконфессиональный, таким он был всегда, и это чувствуется, сказывается во всем. В том числе и в архитектуре.
Возвышающийся на горе над городом силуэт Троицкой церкви (Самебис эклесиа) можно отнести к незавершенному строительству. Между представителями воинствующего православия и правительственными чиновниками было немало копий сломано по поводу возможности прекратить стройку и перенести церковь в другое место, отдав землю под коммерческую застройку, но, похоже, на горе все же будет стоять храм, а не туристический комплекс.
Еще одна церковь выстроена в районе БНЗ (Батумского нефтеперерабатывающего завода) и носит имя Святой Царицы Тамар. Небольшая церковь находится возле развалин древней крепости Тамарисцихе. Исторические источники сообщают, что крепость была выстроена в 542-562 гг. во время византийско-персидской войны. Тогда она называлась Лосорион или Лисирис. Позже ее переименовали в честь посетившей крепость царицы. Всего на прилегающей к Батуми территории находятся развалины трех крепостей: Петра и Тамарисцихе (на севере), Гонио (на юге).
Нынешняя церковь Св. Тамары - новодел, возведенный радом с раскопками. Большинство средневековых грузинских храмов на территории Аджарии было уничтожено в период трехсотлетнего турецкого владычества.
Самое старинное из сохранившихся в Батуми культовых сооружений - греческая церковь святого Николая. Период строительства 1865-1871 гг. - из чего следует, что храм был выстроен еще во времена нахождения Батуми под протекторатом Турции с разрешения главы Артвинского вилайета. Разрешение на строительство дали с оговоркой - без установки колоколов. Архитектор Кальфа был приглашен из Греции, что, собственно, и обусловило ярко выраженный средиземноморский архитектурный колорит храма. Камень для строительства завозили из Трабзона. В начале 20-го века греки острова Хиос принесли в дар церкви иконы св. Николая, Пресвятой Богородицы и св. Георгия. С образованием Батумской епархии в 1917 году храм Святого Николая стал кафедральным собором Грузинского экзархата Русской православной церкви, а год спустя - автокефальной Грузинской Православной церкви.
Знаменит храм и тем, что здесь в 1963-1967 гг. служил иеромонах Илиа (Шиолашвили), ныне Католикос-Патриарх всея Грузии Илиа Второй.
За последние 20 лет церковь трижды перекрашивали, сначала она была голубой, потом - персиковой, а два года назад после реставрации приобрела нынешний вид. Лично мне кажется, что она удачно смотрится во всех расцветках.
Армянская апостольская церковь Сурб Кристос Аменапркичекехеци (Церковь Святого Христа Всеспасителя) или просто Сурб Пркич в Батуми выстроена 1879 году и сначала была деревянной. Архитектор нынешнего каменного варианта храма, как ни странно это звучит, - австриец Роберт Манфельд, период строительства - 1885-1887 гг.
В советские времена (1959-1992 гг.) церковь служила обсерваторией. В 1992 году возвращена Армянской апостольской церкви. С тех пор в храме практически постоянно что-нибудь ремонтируется.
Третье по старшинству из сохранившихся в Батуми религиозных сооружений - мечеть Орта-Джаме. Она была построена в 1886 году на деньги, пожертвованные матерью князя Аслан-бега Химшиашвили. В то время здание находилось между двумя другими мечетями - Ахмет-Паша и Азизие (на фото), впоследствии снесенными, - что отражено в его названии ("орта" по-турецки означает "средняя").
Сама Орта-Джаме избежала участи соседок, но в советские времена лишилась минарета, заново возведенного уже в 1992 году. В 2012 году над мечетью надстроили позолоченный купол.
Снаружи сфотографировать мечеть так, чтобы было видно полностью здание с минаретом сложно - мешает высокая плотность застройки. К тому же, куда лучше Орта-Джаме смотрится изнутри.
Батумская синагога на мой взгляд - одна из самых красивых синагог не только Грузии (проект похож на Гаагскую и Амстердамскую синагоги).
Разрешение на возведение синагоги батумские евреи получили в 1899 году, а строительство по проекту Лео Волковича завершилось в 1904 году. В 1929 синагогу закрыли, вновь функционировать она начала в 1998 году. В промежутке между этими датами здание использовали для размещения различных спортивных организаций.
Синагогу реставрировали к юбилею - в 2000 году Грузия и Израиль отметили начало четвертого тысячелетия с момента поселения евреев на грузинской земле. По легенде, первые евреи пришли в Грузию из Вавилона, куда их увел в плен царь Ассирии Навуходоносор. Предание гласит, что среди этих евреев был и основатель царской династии Багратиони, правившей Грузией больше тысячи лет. Вполне возможно, именно поэтому в Грузии никогда не было еврейских погромов и гетто.
В 1888 г. российский император Александр III с семьей посетил Батуми и его окрестности и заложил первый камень в основание будущего православного храма.
В 1906 г. к двадцатипятилетию присоединения Батуми к Российской империи, собор Святого Александра Невского был достроен и 6 декабря освящен. Огромное здание возвышалось над городом с его одно и двухэтажными постройками. Храм получил в городе название "новый собор" и был передан военному ведомству, из-за чего его также именовали "военным собором".
После установления в Батуми в марте 1921 г. советской власти собор был превращен в антирелигиозный музей, а в 1931 году - разрушен, то есть в общей сложности храм успел простоять ровно 25 лет. Такая же судьба чуть раньше постигла мечети Ахмет-Паша и Азизие (султана Абдула Азиза).
Причиной разрушения именно этих трех культовых сооружений, как мне представляется, заключалась в том, что все три находились в непосредственной близости от берега и в первую очередь были заметны проходящим судам. Советское государство не хотело, чтобы первый советский порт на юго-западной границе встречал гостей куполами и минаретами. Косвенно, эту версию подтверждают и слова Мандельштама, написанные в 1920 году (еще до того, как храмы были снесены) для большевистской газеты: "У иностранца, который свое посещение Советской Федерации ограничивает Батумом, должно получиться очень странное впечатление, зато для нас Батум вполне достаточен, чтобы судить о прелестях Константинополя".
На месте военного собора была выстроена и стоит до сих пор гостиница "Интурист" (1939 год, архитектор А. В. Щусев).
Церковь Святой Варвары или Санта-Барбара, как ее зовут острословы (таких, впрочем, немного) также была основана в 1888 году при военном госпитале. Строительство велось на деньги императора Александра III и завершилось в 1906 году. Очень маленький и скромный храм оставался вмурованным в стены госпиталя и во времена СССР, служа одним из врачебно-подсобных помещений. Заново о храме вспомнили в 1993 году, когда во время сноса госпиталя обнаружился неф. Святая Варвара, как и Сурб Пркич все время реставрируется и ремонтируется.
А это "собор Батумской Богоматери", или, если точнее, кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы в Батуми. Построен в 1898-1903 годах на деньги католической общины города с большой долей финансовой помощи нефтепромышленников - братьев Стефане и Петре Зубалашвили - как римско-католический костёл в готическом стиле. Костёл - потому, что в городе в XIX веке обитало много поляков, в неоготическом стиле - видимо, как дань моде.
В советское время в соборе была устроена лаборатория высокого напряжения. Как и все прочие культовые сооружения Батуми (и не только Батуми) храм неоднократно подвергался угрозе уничтожения, что вызывало протесты населения, благодаря которым церковь удалось отстоять. И если своего Гюго "Нотр-Дам-де-Батуми" пока не дождался, то в кинематографе его история уже запечатлена - частично события вокруг храма отражены в фильме Тенгиза Абуладзе "Покаяние".
В 1980-х годах храм был передан Грузинской Православной Церкви и стал кафедральным собором Батумской епархии. Почему во времена перестройки храм отдали не католической, а православной церкви - понятно. Непонятно, почему православная церковь не вернула храм католикам, когда в 90-е годы встал вопрос о строительстве католического храма в Батуми. Гораздо удобнее, на мой взгляд, было бы выстроить новый храм, более подходящий для проведения православных служб, как с точки зрения внутреннего устройства, так и с точки зрения внешнего вида. Вместо этого построили новую католическую церковь.
Церковь Святого Духа в Батуми (авторы проекта Олег Патаридзе и Георгий Багошвили), начала функционировать в 2000 году. Стиль храма более современный и более "колониальный", чем-то напоминает бразильские и мексиканские церкви, на мой взгляд. Он щедро украшен традиционными для католической архитектуры витражами, хотя, со старым собором ему не сравнится ни по размерам, ни по убранству.