Dia: другие произведения.

Батуми: старые и новые архитектурные формы

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 3, последний от 16/09/2014.
  • © Copyright Dia
  • Обновлено: 20/07/2016. 15k. Статистика.
  • Очерк: Грузия
  • Иллюстрации: 31 штук.
  • Оценка: 7.93*9  Ваша оценка:

      
    Батумский порт утром [Мне не известен]
      
      "Оранжерея. Город-колибри. Город пальм в кадках. Город малярии и нежных японских холмов. Город, похожий на европейский квартал в какой угодно колониальной стране, звенящей москитами летом и в декабре предлагающей свежие дольки мандарина."
      Так писал о Батуми в августе 1920 года его недолгий, но внимательный гость - поэт Осип Мандельштам.
      
       Батум [Лев Лангорио]
      
      А таким, как на картине, Батуми увидел в 1881 году художник Лев Лангорио. Дома, изображенные на полотне Лангорио, до сих пор стоят на улице Гогебашвили, а в остальном за прошедшие 130 с хвостиком лет, город не мог не измениться. Что-то достраивалось, что-то разрушалось. Что-то получалось удачно, что-то нет.
      
     Батуми [Мне не известен]
      
      "Весь Батум, как на ладони. Не чувствуется концов-расстояний. Бегаешь по нему, как по комнате; к тому же воздух всегда какой-то парной, комнатный."
      Снова Мандельштам и снова правда. На близлежащих горах располагаются уже пригороды, сам город возник на ровной, точно вытянутая ладонь, песчаной поверхности, которая продолжает увеличиваться. Создатель этой природной стройплощадки - река Чорох, веками выносящая к морю речную гальку. Но в близости устья Чороха есть и свой минус - в половодье и после дождя городские пляжи обегает полоска глинисто-грязной речной воды.
      
     Батуми: вид на город [Мне не известен]
      
      Правда и то, что город компактен, практически из любого пункта А в любой пункт Б в пределах городской черты можно попасть пешком, не спеша и не напрягаясь. Возможно, поэтому, общественный транспорт почти всегда полупустует.
      Помимо рельефа причина такой непривычной для причерноморских городов компактности еще и в том, что Батуми ни во времена Российской империи, ни во времена СССР не считался курортом, здесь не выделяли огромных площадей под санатории и пансионаты, как в Сухуми, Гагре или Сочи. Грузовой порт, нефтепереработка, граница, климат - все перечисленное ограничивало развитие курортной сферы. Гостиницы в городе были всегда, а вот санаторно-курортная отрасль располагалась севернее - вдоль побережья в направлении Кобулети.
      Ну а воздух... воздух Батуми, вдохнув, не перепутаешь ни с чем... влажный, кисло-сладкий, тропический, так и хочется набрать в грудь побольше...
      Впрочем, писать о любимом городе тяжело - недостатков не замечаешь, достоинства преувеличиваешь и - вуаля - объективности как не бывало. Выход, пожалуй, один - заранее сознаться в своей пристрастности. Что я и делаю.
      
       Батуми в дождь [ervix]
      
      "Дождь, дождь, дождь - это не значит, что нельзя выйти на улицу. Дождь может идти и завтра и послезавтра: зимний дождь в Батуме это грандиозный теплый душ на несколько недель. Никто его не боится и, если нужно по делу, всякий батумец пойдет куда угодно даже в такой потоп, когда Ной побоится высунуться из ковчега...
      Но дождь идет не вечно. Как по волшебству просыхают чистенькие улицы. Батумский потоп - это царство проточной воды. После дождя город только омылся, освежился."
      Осип Мандельштам
      "Батум"
      
      Большую часть времен года над Батуми витает влажное марево. Батуми считался самым дождливым городом в СССР, в год здесь выпадает 2131 мм. осадков, влажность воздуха составляет 70-80%. По этой причине моряки иронически прозвали Батуми "писсуаром Черного моря". Запечатлелась эта особенность и в городской архитектуре: на улицах города по сей день можно увидеть дома, обитые нержавеющей сталью для защиты от сырости. Лет десять назад на берегу стояла высотка, целиком обитая сталью - гостиница "Медея".
      
       Гостиницы
      
      Ныне место стальной "Медеи" занял на редкость уродливый (на мой взгляд) стеклянный "Рэдиссон", архитектурное убожество которого не в силах приукрасить даже художественная подсветка. Автор проекта - именитый итальянец Микеле де Луки, в Грузии, кстати, реализованы и другие, куда более удачные его замыслы.
      
       Гостиница
      
      Что же касается темпераментной колхидской царевны, то ее скульптурное изображение возвышается теперь над площадью аргонавтов.
      
       Статуя Медеи [Мне не известен]
      
      "... русских в Батуме почти совсем нет, да, пожалуй, и грузин немного - город без национальности - в погоне за наживой люди потеряли ее."
      Осип Мандельштам
      "Батум"
      
      Здесь я с поэтом не согласна. Батуми - город эклектичный, многонациональный и мультиконфессиональный, таким он был всегда, и это чувствуется, сказывается во всем. В том числе и в архитектуре.
      
       Батуми [Мне не известен]
      
      Возвышающийся на горе над городом силуэт Троицкой церкви (Самебис эклесиа) можно отнести к незавершенному строительству. Между представителями воинствующего православия и правительственными чиновниками было немало копий сломано по поводу возможности прекратить стройку и перенести церковь в другое место, отдав землю под коммерческую застройку, но, похоже, на горе все же будет стоять храм, а не туристический комплекс.
      
        []
      
      Еще одна церковь выстроена в районе БНЗ (Батумского нефтеперерабатывающего завода) и носит имя Святой Царицы Тамар. Небольшая церковь находится возле развалин древней крепости Тамарисцихе. Исторические источники сообщают, что крепость была выстроена в 542-562 гг. во время византийско-персидской войны. Тогда она называлась Лосорион или Лисирис. Позже ее переименовали в честь посетившей крепость царицы. Всего на прилегающей к Батуми территории находятся развалины трех крепостей: Петра и Тамарисцихе (на севере), Гонио (на юге).
      Нынешняя церковь Св. Тамары - новодел, возведенный радом с раскопками. Большинство средневековых грузинских храмов на территории Аджарии было уничтожено в период трехсотлетнего турецкого владычества.
      
       Церковь Св. Николая [Мне не известен]
      
      Самое старинное из сохранившихся в Батуми культовых сооружений - греческая церковь святого Николая. Период строительства 1865-1871 гг. - из чего следует, что храм был выстроен еще во времена нахождения Батуми под протекторатом Турции с разрешения главы Артвинского вилайета. Разрешение на строительство дали с оговоркой - без установки колоколов. Архитектор Кальфа был приглашен из Греции, что, собственно, и обусловило ярко выраженный средиземноморский архитектурный колорит храма. Камень для строительства завозили из Трабзона. В начале 20-го века греки острова Хиос принесли в дар церкви иконы св. Николая, Пресвятой Богородицы и св. Георгия. С образованием Батумской епархии в 1917 году храм Святого Николая стал кафедральным собором Грузинского экзархата Русской православной церкви, а год спустя - автокефальной Грузинской Православной церкви.
      
       Церковь Св. Николая [Мне не известен]
      
      Знаменит храм и тем, что здесь в 1963-1967 гг. служил иеромонах Илиа (Шиолашвили), ныне Католикос-Патриарх всея Грузии Илиа Второй.
      
       Церковь Св. Николая [Мне не известен]
      
      За последние 20 лет церковь трижды перекрашивали, сначала она была голубой, потом - персиковой, а два года назад после реставрации приобрела нынешний вид. Лично мне кажется, что она удачно смотрится во всех расцветках.
      
       Сурб Кристос Аменапркич [Мне не известен]
      
      Армянская апостольская церковь Сурб Кристос Аменапркичекехеци (Церковь Святого Христа Всеспасителя) или просто Сурб Пркич в Батуми выстроена 1879 году и сначала была деревянной. Архитектор нынешнего каменного варианта храма, как ни странно это звучит, - австриец Роберт Манфельд, период строительства - 1885-1887 гг.
      
       Сурб Пркич [Мне не известен]
      
      В советские времена (1959-1992 гг.) церковь служила обсерваторией. В 1992 году возвращена Армянской апостольской церкви. С тех пор в храме практически постоянно что-нибудь ремонтируется.
      
       Мечеть Азизие [Мне не известен]
      
      Третье по старшинству из сохранившихся в Батуми религиозных сооружений - мечеть Орта-Джаме. Она была построена в 1886 году на деньги, пожертвованные матерью князя Аслан-бега Химшиашвили. В то время здание находилось между двумя другими мечетями - Ахмет-Паша и Азизие (на фото), впоследствии снесенными, - что отражено в его названии ("орта" по-турецки означает "средняя").
      
       Мечеть Орта Джаме [Мне не известен]
      
      Сама Орта-Джаме избежала участи соседок, но в советские времена лишилась минарета, заново возведенного уже в 1992 году. В 2012 году над мечетью надстроили позолоченный купол.
      
       Мечеть Орта Джаме [Мне не известен]
      
      Снаружи сфотографировать мечеть так, чтобы было видно полностью здание с минаретом сложно - мешает высокая плотность застройки. К тому же, куда лучше Орта-Джаме смотрится изнутри.
      
       Мечеть Орта Джаме [Олег Панфилов]
      
      Батумская синагога на мой взгляд - одна из самых красивых синагог не только Грузии (проект похож на Гаагскую и Амстердамскую синагоги).
      Разрешение на возведение синагоги батумские евреи получили в 1899 году, а строительство по проекту Лео Волковича завершилось в 1904 году. В 1929 синагогу закрыли, вновь функционировать она начала в 1998 году. В промежутке между этими датами здание использовали для размещения различных спортивных организаций.
      
       Батумская синагога [Мне не известен]
      
      Синагогу реставрировали к юбилею - в 2000 году Грузия и Израиль отметили начало четвертого тысячелетия с момента поселения евреев на грузинской земле. По легенде, первые евреи пришли в Грузию из Вавилона, куда их увел в плен царь Ассирии Навуходоносор. Предание гласит, что среди этих евреев был и основатель царской династии Багратиони, правившей Грузией больше тысячи лет. Вполне возможно, именно поэтому в Грузии никогда не было еврейских погромов и гетто.
      
       Батумская синагога [MyCentury]
      
       В 1888 г. российский император Александр III с семьей посетил Батуми и его окрестности и заложил первый камень в основание будущего православного храма.
       В 1906 г. к двадцатипятилетию присоединения Батуми к Российской империи, собор Святого Александра Невского был достроен и 6 декабря освящен. Огромное здание возвышалось над городом с его одно и двухэтажными постройками. Храм получил в городе название "новый собор" и был передан военному ведомству, из-за чего его также именовали "военным собором".
      
       Военный собор Св. Александра Невского [Мне не известен]
      
      После установления в Батуми в марте 1921 г. советской власти собор был превращен в антирелигиозный музей, а в 1931 году - разрушен, то есть в общей сложности храм успел простоять ровно 25 лет. Такая же судьба чуть раньше постигла мечети Ахмет-Паша и Азизие (султана Абдула Азиза).
      Причиной разрушения именно этих трех культовых сооружений, как мне представляется, заключалась в том, что все три находились в непосредственной близости от берега и в первую очередь были заметны проходящим судам. Советское государство не хотело, чтобы первый советский порт на юго-западной границе встречал гостей куполами и минаретами. Косвенно, эту версию подтверждают и слова Мандельштама, написанные в 1920 году (еще до того, как храмы были снесены) для большевистской газеты: "У иностранца, который свое посещение Советской Федерации ограничивает Батумом, должно получиться очень странное впечатление, зато для нас Батум вполне достаточен, чтобы судить о прелестях Константинополя".
      
       Собор Александра Невского [Мне не известен]
      
       На месте военного собора была выстроена и стоит до сих пор гостиница "Интурист" (1939 год, архитектор А. В. Щусев).
      
       Гостиница
      
      Церковь Святой Варвары или Санта-Барбара, как ее зовут острословы (таких, впрочем, немного) также была основана в 1888 году при военном госпитале. Строительство велось на деньги императора Александра III и завершилось в 1906 году. Очень маленький и скромный храм оставался вмурованным в стены госпиталя и во времена СССР, служа одним из врачебно-подсобных помещений. Заново о храме вспомнили в 1993 году, когда во время сноса госпиталя обнаружился неф. Святая Варвара, как и Сурб Пркич все время реставрируется и ремонтируется.
      
       Церковь Св. Варвары [Мне не известен]
      
      А это "собор Батумской Богоматери", или, если точнее, кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы в Батуми. Построен в 1898-1903 годах на деньги католической общины города с большой долей финансовой помощи нефтепромышленников - братьев Стефане и Петре Зубалашвили - как римско-католический костёл в готическом стиле. Костёл - потому, что в городе в XIX веке обитало много поляков, в неоготическом стиле - видимо, как дань моде.
      
       Собор Рождества Богородицы в Батуми [Мне не известен]
      
      В советское время в соборе была устроена лаборатория высокого напряжения. Как и все прочие культовые сооружения Батуми (и не только Батуми) храм неоднократно подвергался угрозе уничтожения, что вызывало протесты населения, благодаря которым церковь удалось отстоять. И если своего Гюго "Нотр-Дам-де-Батуми" пока не дождался, то в кинематографе его история уже запечатлена - частично события вокруг храма отражены в фильме Тенгиза Абуладзе "Покаяние".
      
       Собор Рождества Богородицы [Мне не известен]
      
      В 1980-х годах храм был передан Грузинской Православной Церкви и стал кафедральным собором Батумской епархии. Почему во времена перестройки храм отдали не католической, а православной церкви - понятно. Непонятно, почему православная церковь не вернула храм католикам, когда в 90-е годы встал вопрос о строительстве католического храма в Батуми. Гораздо удобнее, на мой взгляд, было бы выстроить новый храм, более подходящий для проведения православных служб, как с точки зрения внутреннего устройства, так и с точки зрения внешнего вида. Вместо этого построили новую католическую церковь.
      
       Собор Рождества Богородицы [Мне не известен]
      
       Церковь Святого Духа в Батуми (авторы проекта Олег Патаридзе и Георгий Багошвили), начала функционировать в 2000 году. Стиль храма более современный и более "колониальный", чем-то напоминает бразильские и мексиканские церкви, на мой взгляд. Он щедро украшен традиционными для католической архитектуры витражами, хотя, со старым собором ему не сравнится ни по размерам, ни по убранству.
      
       Католическая церковь Св. Духа [Мне не известен]
      
      Продолжение следует...
  • Комментарии: 3, последний от 16/09/2014.
  • © Copyright Dia
  • Обновлено: 20/07/2016. 15k. Статистика.
  • Очерк: Грузия
  • Оценка: 7.93*9  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка