Это не грузинский "плач Ярославны", это, скорее, картина "Вечерний дозор".
Две реки - Мтквари (Кура) и Паравани.
Ансамбль крепости многослойный. Нынешние стены Хертвиси построены в 1354 году, на основе, оставшейся от старых, рухнувших во время землетрясения 1283 года (это хорошо видно по разному цвету камней внизу и вверху стен). Единственной уцелевшей в том землетрясении постройкой, видимо, является главная башня, т. к. она более древняя и не имеет серьезных поновлений.
Летописец Леонтий Мровели пишет, что Хертвиси возник в античную эпоху, и называет его среди первых городов Грузии, появившихся приблизительно в IV в. до н. э. В эпоху раннего средневековья поселение пришло в упадок (не последнюю роль в этом сыграли эпидемия чумы, арабское нашествие и регулярные византийские "принуждения к покорности"), а в X-XI вв. перестроенная крепость вновь разрослась до масштабов города и стала центром региона Месхети. Начиная с XIII века, крепость много раз переходила из рук в руки - грузины, монголы, грузины, персы, снова грузины, турки, грузины, опять турки... Окончательно весь край, а ним и крепость Хертвиси, был отвоеван Российской империей у Османской империи в результате русско-турецкой войны в 1828 году. К этому времени крепость уже потеряла оборонительные функции и больше не использовалась.
Хертвиси - не только одна из древнейших, но также самая крупная и одна из лучше всего сохранившихся крепостей в стране.
Существует две легенды, связанные с Хертвиси.
Более ранняя из легенд гласит, что первоначальные укрепления на этом месте были уничтожены армией Александра Македонского, что едва ли соответствует действительности. Первый из дорвавшихся до власти эпилептиков, одержимых идеей захватить весь мир, совершенно точно до Грузии не доходил. Доходили ли отдельные отряды его армии - вопрос открытый.
Вторая легенда - о том, что в Хертвиси в 1108 году царь Давид IV Строитель принимал будущего короля Иерусалима Бодуэна II (Бодуэна де Бурга), возвращавшегося из сарацинского плена, тоже, скорее всего, относится к области домыслов. Крестоносцы действительно посылали послов в страну георгиан, агитируя принять участие в Крестовых походах, и царь, вполне вероятно, принимал их в Хертвиси, но едва ли среди них был Бодуэн де Бург - возвращаться из Мосула в Иерусалим через Хертвиси - довольно странный маршрут.
Вот я смотрю на косы твои грузные,
как падают, как вьются тяжело...
О, если б ты была царицей Грузии, -
о, как бы тебе это подошло!
О, как бы подошло тебе приказывать!
Недаром твои помыслы чисты.
Ты говоришь - и города прекрасного
в пустыне намечаются черты.
Иосиф Нонешвили
Про пустыню - это поэтическая метафора замечательного перевода Беллы Ахмадуллиной. В оригинале имеется в виду дикая, ранее незаселенная местность. Поводом к таким строкам стала Вардзиа - пещерная крепость-монастырь, вырубленная в горах Самцхе-Джавахети на протяжении 1156-1205 гг. в царствования Георгия III и его дочери, Тамар.
Вардзиа создавалась с целью защитить Боржомское ущелье от вторжений с юга. Все помещения Вардзии были скрыты в глубине скалы, с поверхностью их соединяли лишь три подземных хода, через которые крупные отряды воинов могли появляться совершенно неожиданно для неприятеля, практически из ниоткуда. Сильная крепость со значительным гарнизоном существовала, но была при этом практически невидима - подход оригинальный и в полной мере использующий особенности рельефа и вулканических горных пород.
Длина пещерного комплекса, вырубленного в отвесном туфовом склоне горы Эрушети (Медвежья) вдоль левого берега Мтквари (Куры), составляет 900 метров, высота - восемь этажей. На этой площади высечено около 600 помещений различного назначения, уходящих вглубь скалы на 50 метров. Сохранились потайные ходы, остатки водопровода и оросительной системы.
К сожалению, в изначально задуманном виде Вардзиа существовала сравнительно недолго. В 1283 году в Самцхе произошло сильное землетрясение (то самое, что разрушило стены Хертвиси и не только их). По сообщению летописца: "разрушились соборы и монастыри, церкви, крепости, дома, строения, горы и вершины высокие обрушились, скалы как пыль искрошились". Последнее в этом перечне бедствий как раз про Вардзиа - от скалы отделился и рухнул в реку пласт породы шириной до 15 метров, в результате чего фортификационная хитрость обнажилась, и Вардзиа потеряла свое стратегическое значение. Видные на фото остатки наружной колокольни относятся к более позднему периоду, когда Вардзиа функционировала уже только как монастырь. Монастырь на территории комплекса действует и сейчас.
Кто знает, кто ведает как
ждет Вардзия, что ею помнится,
какими думами полнится
о канувших в вечность веках...
Ираклий Абашидзе
Легенда о происхождении названия "Вардзиа" гласит: однажды, когда Тамар была ещё маленькой девочкой, она играла со своим дядей в пещерах тогда ещё недостроенной крепости. В какой-то момент мужчина потерял ребёнка из вида в лабиринтах пещер, и тогда маленькая Тамар крикнула: "Я здесь, дядя!" (груз. "Ак вар, дзиа!"). Эхо многократно разнесло по пещерам конец фразы "вар дзиа", и царь Георгий III повелел сделать восклицание своей дочери названием монастыря.
Позднее, в 1193--1195 гг., Тамар жила в Вардзиа со всем своим двором и детьми - сыном Лаша-Георгием и дочерью Русудан. Фреска на стене центрального храма в Вардзии, где Тамар изображена с отцом - единственное изображение царицы, совершенно точно сделанное при ее жизни (1180 г.).
...Из ряда тогдашних происшествий особенной памятью пользуется защита Модинахе, фамильного замка князей Церетели. Сам князь Койхосро Церетели, друг и сподвижник <царя> Соломона, бежал с ним в Ахалцихе, и защиту замка приняла на себя жена его, княгиня Екатерина, происходившая из древнего рода Абашидзе. Она воодушевила свой маленький гарнизон, приготовила пушки, и когда показался русский отряд, посланный занять Модинахе, приказала открыть орудийный огонь и даже сама стреляла из пушки. Русские войска подошли и обложили замок.
Это была уже вторая осада, выдержанная замком Модинахе в течение его векового существования. В народе еще живо помнили время, когда, в начале прошлого века, владетель этого замка Папуна Церетели был вызван к царскому двору и там изменнически умерщвлен, а для истребления всего церетелевского рода и для захвата его имущества пришло сюда царское войско. Тогда вдова Папуны, также урожденная княжна Абашидзе, заперлась в этом же замке и выдержала продолжительную и упорную осаду, так что пораженный царь принужден был, наконец, оставить свое намерение и даже простил воинственную женщину.
Самое название "Моди-нахе", значащее буквально: "Пойди посмотри", вполне соответствует неприступному положению замка, дозволяющему неприятелю действительно разве только подойти да посмотреть на него.
Ныне исторический замок, памятный в народе геройской обороной двух женщин, стоит в запустении, обветшалые башни его обвалились, здания разрушились, но стены еще целы, и по ним вьется великолепный столетний плющ.
Василий Потто
"Кавказская война"
Деву, пшавы и хевсуры,
Осмеете вы, быть может.
Я меча могучим взмахом
Вам чудес не покажу,
Но, клянусь могилой братьев,
Если небо мне поможет,
Как волчица в бой я ринусь
И врага не пощажу.
Важа-Пшавела
"Бахтриони"
Бок о бок с мужчинами, как клинки из стали,
Женщины-грузинки бились без устали.
Ладо Асатиани
Грузинка... подруга она, ум мужу и воля...
Георгий Гачев
"Ментальности народов мира"
В условиях непрекращающихся нашествий, когда мужчины гибли слишком часто, у женщин не было особого выбора. Вариантов развития событий существовало всего два: остаться беспомощной и беззащитной или научится самой защищать себя и детей. В первом случае их ждал невольничий рынок и гарем где-нибудь в Турции, Иране или Египте, во втором - они учились владеть мечом, стрелять из ружей, заряжать пушки и дрались насмерть, до конца.
Майя Цхнетели согласно легенде служила в войсках царя Ираклия II, сначала переодевшись парнем, потом открыто, не скрывая того, что девушка. Попала в плен к персам, бежала, погибла под Ереваном. Тамро Вашлованели командовала смешанным отрядом, состоявшим из мужчин и женщин, отражая набеги лезгин и татар. Тина Цавкисели сражалась вместе с мужем и погибла в боях с персидской армией Ага-Магомет-хана, оставив сиротами двух маленьких сыновей. Это те имена, что сохранила народная память. Ни одна из них не была ни царицей, ни княгиней - простые деревенские женщины, крепостные к тому же. Сколько таких же, безымянных, сражалось и умирало на крепостных стенах и на поле битвы, защищая семью, землю, дом, никто не сможет сказать.
Наверное, если бы они могли выбирать более чем из двух вариантов, то предпочли бы другую жизнь. Предпочли бы ждать мужей из похода, вглядываясь в ломаную линию горизонта. Или, может быть, предпочли бы никуда их не отпускать. В другой, мирной жизни, которую им не дано было прожить.
Хотя, с другой стороны... Грузинские женщины испокон веков были активны: в семье, в работе, в политике. Руставелевское "льва щенки рaвны друг другу, будь то львенок или львица" не на пустом месте родилось. Яркое, древнее и не вызывающее сомнений тому доказательство - сам грузинский язык. В отличие от индоевропейских или семитских языков, в нем нет деления на мужской и женский род - ни для местоимений, ни для глаголов, ни для существительных. Почему так? Очевидно, потому, что не имело существенного значения, кто совершил то или иное действие - он или она, не было табу, что можно или нельзя делать женщине, а потому не имело значения ткач или ткачиха, князь или княгиня, царь или царица. Впрочем, в последнем случае, различия были, но природа их не гендерного характера. Тем же титулом, что и царей-мужчин, именовали цариц, получивших трон по праву рождения. Для титулования жен царей существовало другое слово, еще одним значением которого в грузинском языке по сей день остается "невеста". Различие указывало не на половую принадлежность правителя, но на природу и источник права на власть и полноту этой власти.
Бебрис или Белтис цихе - небольшая крепость, расположенная на холме около древней столицы Грузии - Мцхета, и предназначенная для ее защиты от набегов с севера. Впервые упоминается в хрониках царствования Лаша-Георгия, как место, где в 1156 году скончался царь Деметре I, дядя Тамар.
Общая площадь крепости составляет примерно 1500 кв. м., внутреннего двора - 600 кв. м. В этой области подтверждены археологические слои античной и феодальной эпох. Толщина стен - порядка двух метров.
Как всякая уважающая себя крепость с интересным названием Бебрис цихе (Крепость старца) имеет соответствующую легенду.
Вот она: у владетеля крепости, Ростома, было двое детей - дочь Маринэ и сын Мамука. После смерти отца крепость перешла во владение детей, но невоздержанный и жестокий брат заточил сестру в крепостной башне.
Как-то раз, разгневавшись на крепостных, не уследивших за обедом (в котел упала ворона), Мамука набросился на них с кулаками и бранью. Неизвестно откуда появившиеся вдруг в огромном количестве змеи обвились вокруг его ног. Отчаявшийся Мамука взмолился Богу, дав клятву, что проведет остаток дней в монашеском уединении и передаст свои владения сестре. Едва он произнес обет, змеи исчезли так же неожиданно как появились.
Мамука ушел в отдаленный монастырь, а его сестра управляла владениями и крепостью до самой смерти, слыла заступницей и защитницей своих подданных. Когда она умерла, к ее смертному одру явился сгорбленный, седобородый старец, который успел сказать: "сестра, я выполнил свой обет перед тобой и Богом", после чего скончался.
Если отбросить антураж в виде дохлых ворон и волшебных змей, то в сухом остатке имеем банальный семейный конфликт из-за наследства, в котором брат совершил ошибку, заперев сестру в крепостной башне, а не в монастыре. Сестра, напротив, оценила ситуацию верно, и упекла брата, куда следует, обезопасив себя на всю оставшуюся жизнь, ибо принявшие постриг отказываются от владения всяким имуществом.
И наконец, само существование подобной легенды - еще одна иллюстрация роли и прав женщины в средневековом грузинском обществе.
- Вон крепость Схвило! - показал я.
- Да. Хорошая крепость Схвило! - не глядя, похвалил Тетия.
- Да что ты понимаешь! - обиделся я.
- Понимаю! - возразил Тетия.
Как же, понимает он. Слова толком сказать не может, понимальщик. До Схвило, если птице лететь, - двадцать километров. А человеку добираться - все сорок. Но видна она отсюда, с нашей крепости.
Арсен Титов
"Старогрузинские новеллы"
Схвило - оригинальный, нетипичный образец грузинской фортификации. Крепость построена в XIV веке на месте более раннего сооружения (летопись XI века упоминает Дачи и Иванэ Схвилосанских). От предшествующей крепости нынешней Схвило достался водопровод, датируемый X веком. Водопровод из глиняных труб, снабжал крепость водой и позволял иметь внутри у западной стены рыбный пруд, кормивший жителей Схвило в периоды осады.
В XIV веке Схвило служила резиденцией князей Амилахвари (Зедгенидзе), позже резиденцию перенесли в Квемо-Чала и за Схвило остались лишь оборонительные функции.
Стены Схвило запятнаны предательством: по сговору с царем Кахетии Теймуразом I здесь в 1631 году Арагвским эриставом Зурабом, прибывшим в крепость в качестве гостя, был убит царь Картли Симон II.
В архитектурном плане Схвило представляет собой четырёхугольное строение с волнообразными стенами. Стены выложены из булыжника, тесаный камень виден только в кладке на ребрах башни у входа.
Единственный вход расположен в восточной стене на высоте 2 метров от земли - нетипичное решение для крепости, имеющей защитный ров. Однако, в Схвило, как и в других грузинских крепостях защитного рва не предусматривалось, поэтому эквивалентным решением стало расположение входа в крепость на высоте нескольких метров от земли. Скорее всего, поднимались ко входу по опускавшейся деревянной лестнице. В настоящее время лестница железная, ступенчатая и не поднимается.
Гора, на которой расположена крепость, дает прекрасную возможность обзора, но со всех сторон сравнительно легкодоступна, поэтому высота стен крепости нестандартно высокая - 11-14 метров, толщина - 2 метра.
Строители Схвило не стали соблюдать традиции, приспосабливаясь к рельефу, а поступили наоборот, несмотря на холмистую местность, выровняв стены до одинакового уровня по верху. Из-за этого с северной стороны высота стен 11 метров, а с южной - 14.
Башен в крепости всего две, обе квадратные. Вход в главную башню расположен на высоте почти 6 метров, в малую башню - на высоте 2-х метров.
Оригинальной особенностью является и то, что отличие от других крепостей каменный ярус для движения воинов в Схвило всего один и находится по самому верху стен. Бойницы и машикули также расположены очень высоко. По стенам ниже каменного яруса расположено несколько ниш, на уровне которых, судя по остаткам деревянных балок, проходила еще одна, деревянная тропа.
Внутренние стены разделяли территорию замка на несколько частей. Вся территория Схвило была максимально застроена. Кое-где сохранились остатки (даже развалины про них не скажешь) жилых зданий, церкви, амбара и других хозяйственных сооружений.
Поселение Самшвилде возникло в IV-III веках до нашей эры. Первые упоминания о нем относятся ко времени правления царя Парнаваза (III век до н.э.).
Как и у многих грузинских крепостей у Самшвилде говорящее название. Оно означает 'три стрелы'.
На относительно небольшой территории Самшвилде, зажатой меж двух рек - Храми и Чивчави - сохранились остатки построек нескольких эпох.
Самшвилде, фиалковая тропка...
Голос задержал меня неробкий:
- Что проходишь равнодушно мимо?
Ведь тот самый я - я твой любимый!
Анна Каландадзе
Улицы древнего города.
Когда идешь по ним, ощущение возникает фантастическое - почти слышен скрип телег, детские голоса - будто камни делятся впитанной за тысячелетия памятью, и невольно чувствуешь себя пришельцем, вторгшимся без приглашения.
Сколько жил человек Средневековья? Сколько успевали прожить обитатели Самшвилде и других городов? Большинство умирало молодыми. Но за свою короткую жизнь они успевали строить, воевать, путешествовать с торговыми караванами, продолжать себя в детях...
Жизнь как насыщенный сгусток всепроникающей энергии - вот что ощущается в таких когда-то оживленных, а затем покинутых на века местах.
Хотя, такие ощущения возникали, видимо, далеко не у всех. Первые любители оставлять свои автографы на архитектурных памятниках отметились на стене базилики еще 4 сентября 1888 года.
А вот оригинальная ктиторская (строительная) надпись, сообщающая, что храм Сиони на территории Самшвилде возводили на протяжении 18 лет, с 759 г. по 777 г.
Это то, что от него осталось в наши дни (взорван в XVI веке турками). Периодически говорят о том, что храм будут восстанавливать, но пока это в лучшем случае намерения.
Скульптура лошади. Назначение ее не очень понятно. Но так увековечить память боевого товарища мог достаточно богатый и эмоциональный воин.
В ряде мест толщина стен Самшвилде составляет 6 метров. У расположенной не так далеко крепости Парцхиси остатки стен местами достигают 4 метров. Зачем были нужны стены такой циклопической толщины в эпоху, не знавшую артиллерии - загадка.