Нарикала -- визитная карточка Тбилиси, один из основных символов города и наиболее популярных объектов внимания туристов.
Точная дата основания крепости неизвестна, но известно, что в VII веке она уже существовала и называлась Шурис Цихе (Завидная крепость). Что касается современного названия, то, по всей вероятности его дали монголы, захватив Тбилиси - Нарикала от "нарин кала", что по-монгольски означает "малая крепость". Почему "малая", в общем-то, понятно - прямо напротив Нарикалы на другом берегу Куры стояла большая, царская резиденция - Метехский замок.
В разные времена Нарикала перестраивалась и достраивалась, о чем свидетельствует разнообразие техники и материалов кладки стен.
В XI - XII веках крепость расширилась, ее стены спустились к Мтквари (Куре). Цитадель обеспечивала безопасность торговли и караванных путей, проходивших по берегу реки, а заодно и контролировала их.
Еще одна причина, по которой крепость назвали "малой", могла заключаться в том, что часть ее, расположенная на вершине Сололакского хребта и сохранившаяся в настоящее время, составляла лишь треть от общей площади сооружения.
Ниже по хребту располагались стены Верхней крепости, а у самого берега Куры, поблизости от армянского храма Сурб-Геворг (Святого Георгия), видного по центру фото, проходила стена Нижнего города, снесенная в XIX веке.
В XVII-XVIII веках в крепости размещались чаще персидские, но иногда и турецкие гарнизоны - в зависимости от того, кто из завоевателей преуспевал на данном этапе старинного соперничества за власть над Кавказом.
В XVII веке во времена восстаний против персов, когда удавалось изгнать их практически со всей территории Грузии, в Нарикале персидский гарнизон оставался на осадном положении, месяцами дожидаясь помощи. Крепость была ключом к городу, поэтому каждый завоеватель стремился получить ее в первую очередь, а сдать старался в последнюю.
Находившаяся на территории крепости церковь Святого Георгия (одна из множества посвященных этому популярнейшему в Грузии святому) в 1800 году была превращена в пороховой склад, а в 1827 году, во время землетрясения, начиненный порохом храм взорвался, разрушив и значительную часть крепости.
После взрыва Нарикалу не восстанавливали. А вот храм восстановили уже в наши дни, и сейчас он является единственным зданием на территории крепости.
Склон хребта, на котором стоит Нарикала, довольно крут, поэтому в 2011 году для туристов построили канатную дорогу, станция которой видна на фото справа от стен крепости. Вид на город во время поездки открывается замечательный, а цена более чем приемлемая для туристического маршрута - 1 лари, что в долларах составляет около 60 центов.
Единственный минус - очередь, которая образуется у канатки в пик сезона, и отдельные человеческие особи, всячески пытающиеся просочится через турникет, ее не соблюдая.
В нескольких десятках метров от станции канатной дороги и стен Нарикалы стоит 20-тиметровая алюминиевая статуя женщины в традиционном грузинском платье, известная как Картлис деда (Мать Грузия). Монумент был установлен в 1958 в честь 1500-летнего юбилея города. Автор проекта - Элгуджа Амашукели. По замыслу скульптура олицетворяет грузинский национальный характер: чаша с вином в левой руке статуи предназначена для друзей, меч в правой - для врагов.
Ворота Нарикалы закрываются для посетителей в 8 часов вечера. Внутри крепости, кроме церкви и стенной кладки, ничего интересного нет, но зато со стен открывается прекрасный вид на Тбилиси.
После закрытия ворот в крепости и по ее внешнему периметру включается подсветка. Благодаря ей, по вечерам и особенно лунными ночами Нарикала выглядит, пожалуй, даже интереснее, нежели днем.
В источниках XIX столетия Гори - живописный городок, раскинувшийся на берегу Куры у подножия высокого холма с крепостью на вершине. Максим Горький, посетивший Гори в 90-е годы во время одного из своих длительных скитаний, обнаружил в этих местах сильный колорит "какой-то обособленности и дикой оригинальности". <...>Такие картины природы окружали Coco Джугашвили в детстве.
Роберт Такер
"Сталин. Путь к власти"
Кроме того общеизвестного факта, что здесь в семье непросыхающего пьяницы-сапожника, огрузинившегося осетина Виссариона Джугашвили и его жены, полуграмотной прачки-грузинки Екатерины Геладзе родился один из "вождей мирового пролетариата", город Гори известен также как место рождения философа Мераба Мамардашвили. Сегодня памятники Мамардашвили на улицах города встречаются значительно чаще, чем памятники Сталину, которыми он пестрел в советские времена.
Своё название город берёт от скального образования ("гораки" - каменный холм) в центре города, на котором расположена крепость Горис-цихе.
Гори расположен в месте слияния трех рек: Куры (Мтквари) и Большой Лиахви, в которую в свою очередь впадает речка Меджуда. Обилие водных источников, плодородная равнина и защищающие ее горы - идеальное место для поселения. Как показывают раскопки, на месте современного Гори люди жили задолго до начала нашей эры, начиная с раннего бронзового века (около 3 тысяч лет до нашей эры).
Город и крепость подверглись сильным разрушениям во время землетрясения 1920 года, погибло 114 человек. В 1946 году оползень у северной стены Горис-цихе обнажил пласт времен античности, относящийся к периоду с I века до н.э. и до I века н.э. Приблизительно к этому же периоду относятся захоронения, обнаруженные в восточной части Горис-цихе.
Горис-цихе впервые упоминается в летописях с VII века н. э., хотя некоторые источники связывают основание города с царствованием Давида IV Строителя в начале XII века.
В настоящее время все, что от нее осталось - это стены. Лучше всего сохранившая часть крепости, спускающаяся с холма в город, называется "Девять врат" (Цхра-кара).
У подножья холма в 2008 году был установлен памятник защитникам Горис-цихе. Композиция представляет собой 8 сидящих фигур воинов, у каждой из которых повреждена или отсутствует какая-то часть тела (один даже без головы).
На мой взгляд, эти суровые, лаконичные фигуры оставляют довольно сильное впечатление.
Везир пустился в путь, осмотрел границы и нашел, что необходимо возвести крепость в Сурами.
Но -- странное дело! -- стоило только возвести крепостную стену до высоты примерно десяти локтей, как она с грохотом расседалась посередине и рушилась. Казалось, какая-то злая сила мешает достроить крепость. Позвали священника, отслужили молебен -- не помогло: стена опять осела. Были испробованы всяческие средства и напрасно: стена рушилась...
-- Не обратиться ли к гадалке? -- сказал кто-то.
...
-- Разбери основу крепости и вели заложить ее глубже на два локтя. Потом пусть священник освятит постройку... Но что я вижу?.. Будь проклят тот день, когда я взялась за гаданье! ... В крепостной стене должен быть замурован юноша, единственный сын своих родителей -- сын Дурмишхана, Зураб.
-- Единственный сын! Зураб! Что ты сказала, старуха? -- вскричал в волнении везир.
-- Да, Зураб! Он должен быть замурован в стене. Иначе стена не будет стоять.
...
Говорят, что в том месте, где был замурован несчастный Зураб, крепостная стена всегда остается влажной, капли воды, точно слезинки, время от времени сбегают на землю.
Говорят также, что и теперь еще лунной ночью около Сурамской крепости можно увидеть женщину в черном, с распущенными волосами, она бродит под стенами и с плачем зовет:
- О Сурамская крепость,
К тебе я взываю с тоской:
Здесь мой сын замурован,
Храни его смертный покой!*
Даниел Чонкадзе
"Сурамская крепость"
* слова народной песни
Честно говоря, когда смотришь на крепость, в содержание легенды охотно верится - стены у нее бесформенно кривые, целенаправленно такое уродство не создашь.
Сурамский перевал - естественная, природная граница между восточной и западной частями Грузии, поэтому неудивительно, что он издревле имел стратегическое значение. На месте нынешнего Сурами люди селились ещё со времен бронзового века. Плиний Старший упоминает на границе Колхиды и Иберии пункт Surium. В XII--XIII веках здесь возвели мощную крепость, которой до XV века владели эристави, взявшие фамилию Сурамели. В XVII--XVIII веках крепость была укреплена заново и использовалась в войнах с персами, а в Русско-турецкую войну 1768--1774 гг. служила опорным пунктом российской армии.
Легенда о Сурамской крепости достаточно широко известна благодаря одноименному киношедевру Сергея Параджанова. Забавно, но в сьёмках фильма, посвященного ей, сама Сурамская крепость не участвовала. Большая часть сьемок проходила под специально выстроенной стеной, в паре кадров в качестве дублера выступает крепость Какабети.
Причина, скорее всего, заключается в слишком плотной современной городской застройке в Сурами. Ни денег на спецэффекты, ни компьютерных технологий у Параджанова в 1984 году не было, вот и пришлось решать проблему подручными средствами.
По сообщению Вахушти Багратиони, поселение на этом месте было основано в IX веке и называлось Ломсия. Под названием Ахалцихе ("ахали цихе" - "новая крепость") город упоминается с XII века, когда стараниями рода Джакели, атабагов (правителей) региона Самцхе, крепость отстраивается заново и расширяется. Позже, вокруг крепости возникает собственно город Ахалцихе.
Крепость Ахалцихе много раз подвергалась разрушениям. В 1393 году крепость была сильно повреждена при штурме войсками Тамерлана. В 1486 году хан Якуб не только разрушил крепость, но и полностью сжег весь город.
В период с XII по XVI век Ахалцихе находился под властью атабагов Джакели и являлся их резиденцией. На территории крепости находился дворец, позднее ставший резиденцией ахалцихского паши.
В 1590 году город и весь регион отошел к туркам по договору между Османской Империей и Персией, а с 1628 года, когда атабагов Джакели окончательно отстранили от власти, несмотря на принятие ими ислама, город стал центром Ахалцихского пашалыка. Крепость основательно перестроили и укрепили еще в 1586 году, а в 1752 году ахалцихский паша Хаджи Ахмад выстроил на территории крепости мечеть Ахмедие.
В этот период возникает новое название крепости - Рабат, происходящее, как и название московской улицы Арбат от арабского "Ар-Рибат", что значит "укреплённый монастырь".
После вхождения Восточной Грузии в состав Российской империи, в 1810 году была осуществлена первая попытка отбить Ахалцихе у османов, закончившаяся неудачей. Крепость была взята лишь в 1828 году.
За картину "Штурм крепости Ахалцых 15 августа 1828 года" по высочайшему повелению проявлявшего большой интерес к изобразительному искусству императора Николая I польскому художнику Януарию Суходольскому в 1839 году присвоили звание академика баталической живописи. Из всех зданий, видных на картине, до настоящего времени сохранилась лишь мечеть Ахмедие.
В 1829 году по итогам Адрианопольского мира крепость Ахалцихе отошла к Российской империи.
В 2011-2012 гг. была проведена масштабная реконструкция крепости. Реставрацией это можно назвать очень условно, крепость превратилась в туристско-экскурсионный объект, историческая достоверность уступила место зрелищности.
16 августа 2012 года состоялось торжественное открытие обновленного комплекса "Рабат". На открытие с концертом выступил французский шансонье Шарль Азнавур, чьи предки родом из Ахалцихе.
Территория обновленной крепости разделена на две части. В нижней части, доступ в которую является свободным, расположены здания администрации комплекса, сценическая площадка, места для зрителей, информационный центр, банковское отделение, несколько кафе и ресторанов, сувенирные магазинчики и гостиница.
Верхняя часть крепости, доступ куда стоит 7 лари (около 4,2$), - музейная. Кроме музея на территории верхней крепости находятся восстановленные мечеть Ахмедие, небольшая базилика, медресе, беседка с фонтаном и "гаремный дворик".
Сигнах представляет собой большое пространство, обнесенное каменными стенами, где во время сильного нашествия неприятеля все окрестные поселяне со всем своим имуществом и скотом могут вместиться.
Бурнашев Степан Данилович, полковник российской армии
"Картина Грузии или описание политического состояния царств Карталинского и Кахетинского"
1786 год
Название этого городка по-русски обычно пишется Сигнахи, в то время как правильнее было бы писать Сигнаги, причем оба звука "г" в названии горловые, похожие на украинское произношение.
Название Сигнахи происходит от тюркского siginak, что в переводе означает "убежище". Небольшой городок с населением чуть больше 2000 человек окружен протяженной крепостной стеной, периметр которой намного превосходит размеры города (местные и приезжие острословы окрестили ее Великая грузинская стена). Стена включает в себя 28 башен, с которых открывается вид на Алазанскую долину. Такой тип крепостей характерен для XVIII века и называется "галавани" - ограда.
Крепости-ограды занимали обширную территорию, почти не имея внутренних построек, и предназначались для временного массового скопления населения из окрестных неукрепленных поселений. Стены большой протяженности нуждались в большом количестве защитников, поэтому оборону осуществляли общими усилиями, "всем миром". Из-за этого такие крепости, как правило, называли "общинными", поскольку они не принадлежали какому-либо конкретному феодалу, а возникали стихийно. Впрочем, согласно историческим источникам ограда Сигнахи все же была воздвигнута по повелению царя Ираклия II для защиты от лезгинских набегов.
Легенда же гласит, что первоначально убежище здесь нашли двое влюбленных, в дальнейшем создавших семью и обосновавшихся на этом месте. Поэтому второе название Сигнахи - город любви.
Нынешний Сигнахи - этакий кавказский аналог шотландского Гретна-Грин XIX века и современного американского Лас-Вегаса, в том смысле, что оформить брак здесь очень легко за один день, без проволочек и ожидания.
В отличие от других грузинских городов, где масштабы и объем работ не позволяют восстанавливать "все и сразу", Сигнахи отреставрирован полностью. Обновленный "город любви" успел "засветиться" в российско-грузинской комедии "Любовь с акцентом" и южноиндийском боевике "Billa-2".
Что в общем-то неудивительно, потому как, извилистые улочки Сигнахи уж очень похожи на павильон с декорациями под открытым небом.