Грузия - страна каменного зодчества. С такой историей, если бы в Грузии строили из дерева, следы пепелищ давно и безвозвратно заросли бы и затерялись.
Грузии не было нужды возводить пирамиды - природа сделала это за нее. Человеку осталось увенчать природную пирамиду. И, думаю, не будет большим преувеличением с моей стороны сказать, что в Грузии практически на каждом мало-мальски высоком холме можно увидеть или крепость или храм.
Немного лет тому назад
Там, где сливаяся, шумят,
Обнявшись будто две сестры
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь...
М.Ю. Лермонтов
На самом деле не немного лет, а без малого 16 столетий... был и есть храм, один из древнейших и красивейших на Кавказе. А вот Кура и Арагви там действительно сливаются, журчат неутомимо и ласково, как описал поэт.
Иногда даже границу между глинистыми водами Куры и зеленоватыми водами Арагви видно невооруженным глазом, как на фото.
Потрясающее, невероятное место. Место, откуда открывается космос. В последние годы в Джвари практически непрерывно присутствуют группы туристов, что, конечно, отвлекает и портит впечатление, поэтому позволю себе дать два совета - поднимайтесь к храму рано утром, пока людей еще не много, и поднимайтесь обязательно пешком. Поверьте, оно того стоит.
Что за бесценный завет
был нам оставлен веками!
И безграничен свет,
и гармоничен камень.
Г. Табидзе
Один из красивейших храмов Грузии (хотя, на мой взгляд, они все прекрасны), - Манглиси (храм Успения Пресвятой Богородицы).
Грузинские храмы поражают своей идеальной вписанностью в окружающую природу, гармонией с ней. Они не подавляют величием, подобно готическим соборам Европы, не сверкают богатством красок и позолотой куполов Востока. Их простота многомерна и гениальна, она дарит ни с чем несравнимое ощущение единения человека и природы с Создателем всего сущего.
Средневековые грузинские зодчие творили, приспосабливаясь к рельефу, вливаясь в него, каким бы разнообразным и удивительным он ни был.
Небольшая церковь Максима Исповедника была сооружена в IX веке на природном скальном острове, известном как Кацхис свети.
Часовня в расщелине скалы (Ванис Квавеби, VIII в.).
Монастырский комплекс Давид Гареджа.
Кладка пытает взгляд,
словно скрывает клад.
Скальное кружево
кем отутюжено?
Музыку кто ваял?
Тот, кто обломки скал
переколдовывал
в церковь...
Г. Табидзе
Кажущаяся простота и бедность убранства при приближении оборачиваются такой вот музыкой в камне. Завоеватели приходили и уходили, унося с собой золото и серебро, бесценные иконы и реликвии. Камень остался. Остался зачастую единственным зримым подтверждением былой славы и величия.
Кто расписал тебя, с кисти питал, любя, выпестовал, корпя,
Церковь Никорцминда?
Г. Табидзе
Собственно, все стихи Галактиона, процитированные выше и ниже по тексту, взяты из похвалы именно ей - церкви Никорцминда (Святого Николая, построена в 1010-1014 гг.). Росписи, в отличие от каменных узоров, гораздо более хрупки и многое безвозвратно утеряно или безнадежно испорчено. Фрески горели в пламени пожарищ, их закрашивали, "украшали" надписями типа "здесь был Вася". То немногое, что сохранилось в Бетании, Бодбе, Бугеули, Вардзии, Гелати, Кинцвиси, Никорцминде заставляет поражаться равно силе человеческого гения и его же, человека, варварской агрессивности.
Ровно двенадцать лампад
смотрят в двенадцать окон.
Что за огни горят
в доме твоем высоком?
Г. Табидзе
Некоторые храмы снабжены солнечными часами. Маленькими, незаметными, но дающими понять, что помимо гармонии с рельефом и пространственной ориентации сооружений их создатели предусмотрели и многое другое.
Мастер был смел и строг: огонь сей - в душе стерёг, душу - меж стен сберёг церкви Никорцминда.
Г. Табидзе
Иногда в строительство вкладывали не только душу. Но об этом позже...
Храм твой громокрылат,
Своды его непреклонны,
Годы его хранят,
Гулко поют колонны.
Г. Табидзе
В лоне Светицховели начинается одиннадцатый по счету век...
Всегда прекрасен этот храм. Утром, освещаемый солнцем, он отливает цветом ящерицы; к закату весь омыт золотом; а в сумерки, когда на него глядит звездный свод, контуры его, полные суровой гармонии, как бы рассекают небо.
Неизвестный мастер высек на стене изображение правой руки человека, держащей наугольник. Подпись под ней гласит: "Рука раба Константина Арсакидзе, во отпущение грехов".
Около этой надписи высечена фигура одетого в грузинскую чоху безусого юноши.
- Вон тот безусый и есть Константин Арсакидзе, строитель Светицховели. Покажу тебе изображение еще одного человека...
Он принес древнюю грузинскую монету. На ней был изображен всадник с ястребом на правом плече. Надпись на обороте монеты, сделанная заглавными буквами, гласила: "Царь царей Георгий - меч Мессии".
Вот и все...
К. Гамсахурдиа
- Взгляните направо! - очнулся экскурсовод. - Перед нами - Светицховели!... Зодчему, который построил этот собор, по приказу царя отсекли десницу...
- Это почему же? - спросил Нестор.
- Интрига... Кто-то донес на него...
- Никак присвоил стройматериалы? - сказал водитель.
Н. Думбадзе
Во всем мире существуют легенды о зодчих, которых покарали вместо того, чтобы наградить за создание шедевра. Дедал, запертый в созданном им лабиринте, ослепленные создатели храма Василия Блаженного, отсеченная рука Константине Арсакидзе - явления (или мифы) одного порядка, несущие древний, сакральный смысл - создание шедевра творец должен выстрадать, уравновесить свой дар великой жертвой и великим страданием.
Хотя, для заказчиков, наверное, смысл был куда более прозаическим, и заключался в том, чтобы не платить строителям за выполненную работу.
Крыльев бы, крыльев нам,
Силы - живым крылам,
Правь же пространством, храм,
цари...
Г. Табидзе
Монастырь Марткопи, одиноко стоящий на вершине, среди лесов. Само название "Марткопи" означает "уединенный".
Собрат Марткопи по уединенному расположению и архитектуре - монастырь Моцамета (Мучеников Давида и Константина). Один (Марткопи) расположен в Восточной Грузии, другой (Моцамета) - в Западной.
Выше бы! - к облаку, к высшему ко благу рвёшься крыльями синими, сильными.
Г. Табидзе
Кафедральный собор Святого Георгия или в просторечии Алаверди, построенный в начале XI века, - самая грандиозная стройка средневековой Грузии. Собор виден практически со всех концов Алазанской долины, посреди которой стоит, его высота, рекордная для всей грузинской расположенной в сейсмоопасном регионе архитектуры - 50 метров. Слово "Алаверди" - тюрко-арабского происхождения и переводится как "дарованный Богом". Вокруг храма, за исключением крепостной стены - одни развалины: останки дворца, трапезной, колокольни, гарнизонной казармы и даже общественной бани.
В Грузии два главных храмовых праздника - Светицховлоба (14 октября) и Алавердоба (28 сентября). Алавердоба - храмовый праздник Алаверди - отмечается с VI века. С точки зрения церковной традиции праздник посвящен основателю Алаверди Иосифу, одному из 13 сирийских отцов, заложивших традиции монашества в Грузии. С точки зрения истории и крестьян, которые испокон веков в этот день приносили в храм плоды нового урожая, проводили скачки и устраивали жертвоприношения - это, скорее, древний языческий праздник урожая, совмещенный с церковной историей и в таком виде продолживший существование уже в христианскую эру.
... пусть шествуют века
и поколенья мимо
сокрытого от глаз
приюта моего.
И. Абашидзе
Если Алаверди - самый высокий храм Грузии, то Церковь Святой Троицы (Самеба) в Гергети - самый высокогорный. Церковь возведена на высоте 2170 метров предположительно в XIV веке. Фоном для храма служит почти всегда покрытая снегом и льдом гора Мкинварцвери (в России более известная как Казбек).
В исторических хрониках Гергетскую Троицу иногда называют "хранилищем Мцхетского сокровища" - во времена набегов и войн, сюда по крутым горным тропам поднимали, дабы охранить от захватчиков, главную грузинскую святыню - Крест Святой Нино.
В одной из пещер высоко в горах был найден клад с церковными рукописями - кто-то из монахов поднял и спрятал его там. Горы всегда были для народа Грузии домом, защитой, убежищем, родными стенами.
Но и они не всегда спасали...
Дикие леса карабкались по ступеням гор. Отвесные скалы обрывали настойчивые набеги врагов, и, соблазненный этой охраной, царь Давид Строитель воздвиг над крутизной Кватахевский монастырь.
Сменялись цари, убегали века...
Но однажды налетела желтая буря... И молили колокола о помощи, но лежала разбитая Грузия под голубыми сапогами беспощадного Тимурленга... напрасно умоляли колокола, напрасно с бойниц свистели стрелы, напрасно трупы защищали вход в монастырь. Пали тяжелые ворота. Хлынул в них желтый поток...
А.А. Антоновская
Монахинь связали всех вместе и сожгли заживо, монастырь разграбили. С тех пор женская нога не ступала больше в Кватахеви. Вход разрешен только мужчинам.
Никогда не понимала, зачем было устраивать костер из уже беззащитных женщин. Как не понимаю и тех людей, что называют сыновей Тамерланами, в честь хромого кровожадного уродца. Как не понимаю средневековых церковных иерархов, решивших больше не впускать в монастырь ни одну женщину, во избежание осквернения памяти невинно убиенных инокинь.
Как далеко, а виден до сих пор
Мартвили, недостигнутый Мартвили,
Высокий белый стих Одишских гор.
И. Абашидзе
Очень приятная небольшая церковь X века Мцире Чиквани (монастырь Мартвили). Ее крыши и купол покрывает черепица. На многих других храмах еще с советских времен из соображений экономии крыши перекрыты металлом. Мне кажется, черепица смотрится, гораздо лучше, нежнее, гармоничнее.
И снова кладка. На этот раз рельефная. Такая кладка характерна именно для Восточной Грузии (Греми, Сигнаги, Бодбе). И еще одна характерная особенность - купол, сложенный из того же материала, что и стены. Построенный в VI веке храмовый комплекс сильно разрушен землетрясением в первой половине XIX века.
Творение времен царствования Лаша-Георгия, законченное уже после первых появлений монголов в Грузии (1213-1222 гг.). Согласно ктиторской надписи, выстроено неким Хасаном Арсенидзе. Последние вспышки света перед погружением во тьму восьмисотлетней пропасти практически непрерывных нашествий и разорений. Дальше все чаще приходилось не строить, а восстанавливать.
Над обрывистой Метехской скалой, там, где ныне восседающий на каменном коне Горгасали поднятой десницей предупреждает водителей быть поосторожнее на повороте и откуда в былые времена отчаявшиеся тбилисцы совершали свой последний путь в жизни - с камнем на шее в мутные воды Мтквари, раньше стоял Метехский замок (слово "замок" здесь следует понимать в смысле "тюрьма").
Н. Думбадзе
Название квартала - Метехи - появилось в XII веке и означает "окрест дворца". В храме находится захоронение Святой Шушаник, первой христианской мученицы Грузии, армянки по происхождению. А рядом с Метехи в 1961 году был установлен памятник основателю города царю Вахтангу Горгасали.
Метехский храм, построенный в 1278-84 гг. при царе Деметре II Самопожертвователе, сначала был дворцовой церковью грузинских царей, с XVII века находился на территории крепости, с присоединением Грузии к России крепость переоборудовали в тюрьму, а в середине ХХ века тюрьму снесли.
Сам храм неоднократно разрушали и отстраивали вновь. В XIII веке церковь сравняли с землей монголы, но она быстро была восстановлена. В XV веке ее разрушили персы, а в XVI-XVII веках она постоянно перестраивалась грузинскими царями. Во времена Берии при сносе крепости-тюрьмы хотели снести и церковь (за протесты против её сноса художник Дмитрий Шеварднадзе заплатил жизнью, так что в этой части сюжет "Покаяния" документален).
И тотчас зазвенели колокола тбилисских храмов. Каждый звонарь вызванивал колокольные фразы своего храма.
Так было... так есть... - означает в переводе колокольная фраза Сионского собора. Сиони стоит почти столько же, сколько Тбилиси - с V века - и все эти полтора тысячелетия разделяет судьбу города.
Первый храм на этом месте был снесен арабами. После освобождения Тбилиси от арабов в 1112 году Сиони возвели заново. В 1226 году город был захвачен шахом Хорезма Джалал-ад-Дином. Шах приказал снять с Сиони купол, бросить иконы на мосту и заставить жителей Тбилиси пройти по ним. Сто тысяч мучеников, отказавшихся переступить через святыни, Грузия ежегодно поминает 13 ноября на Метехском мосту, там, откуда летели в Мтквари (Куру) отрубленные головы казненных.
Тамерлан разрушил Тбилисский Сиони в конце XIV века, но церковь была восстановлена.
В 1522 году по приказу шаха Измаила из Сиони вынесли икону Богоматери и бросили в реку. Икона была найдена и возвращена в собор. В 1724 икону снова похитили, на сей раз мусульманский правитель Кахетии Али-Кули-Хан.
В 1668 году храм сильно пострадал от землятрясения, но был вновь восстановлен.
В 1726 году турецкий султан приказал превратить Сиони в мечеть. Князь Гиви Амилахвари сумел убедить султана отказаться от его намерения ценой дорогих подарков.
После нашествия персов под предводительством Ага-Мухаммед-Хана в 1795 году собор был восстановлен князем Цициановым. Посетивший Сиони в 1817 году Минай Медичи писал, что "он обширный и великолепный, разрисован внутри картинами из Библии". Часть фресок в храме выполнена русским художником Г.Г. Гагариным.
22 августа 1828 года в Сионском соборе венчались Александр Грибоедов и Нино Чавчавадзе.
Сиони стоял и будет стоять, пока стоит Тбилиси, пока жива вера народа. Здесь хранится Крест Святой Нино.
Бачана убрал руку с пульса и приложил ее к сердцу. Сердце молчало...
- Так у тебя была всего лишь ишемия задней стенки, а у него не стенка, а развалины Баграти!
Н. Думбадзе
Баграти - второй из четырех кафедральных соборов средневековой Грузии (собор Успения Пресвятой Богородицы), построенный в X веке царем Багратом III и взорванный турецкими войсками в 1691 году.
В 2007 году было принято решение воссоздать храм. Именно воссоздать, потому что то, что от него осталось, никак не тянет на осторожное понятие "реконструкция". На первом этапе работ было найдено женское захоронение, судя по обилию драгоценностей, принадлежащее особе царских кровей. Было даже высказано предположение о том, что, наконец-то обнаружена могила царицы Тамар, однако захоронение оказалось древнее (VIII век).
Храм Баграти внесён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного культурного наследия и именно благодаря этому факту воссоздание дважды приостанавливалось. Причиной первой остановки в 2010 году послужило использование новых современных материалов, что противоречит самой концепции сохранения культурного наследия в первоначальном виде. Причиной второй остановки стало появление в макете стеклянного лифта.
Еще одна из ключевых проблем воссоздания заключалась в том, что не сохранилось изображений, дающих четкое представление о том, как выглядело наиболее сильно разрушенное взрывом западное крыло храма. Есть и сторонники того, чтобы законсервировать развалины, но мне кажется, уж лучше пусть будет лифт, чем так.
В сентябре 2012 года основной этап реставрационных работ завершился.
Не могу не вспомнить о первом из четырех кафедральных соборов - Ошки (кафедральный собор Иоанна Крестителя). Построенный в Х веке, чуть раньше Баграти и Манглиси, этот прекрасный храм очень похож на них по стилю. Увы, находящийся сейчас на территории Турции, храм медленно погибает. Все переговоры правительства и Католикос-Патриарха Грузинской православной церкви пока не привели к положительному решению. Власти Турции отказываются не только допустить священнослужителей для отправления службы, но даже разрешить Грузии на собственные средства провести реставрацию.
P.S. Огромная благодарность авторам фото, которые я использовала в качестве иллюстраций, в частности Joerj, Алексей Мухранов, Irina Kalatozishvili, Skitalаc, taki-net, tetri info, World monument fund, Ivane Goliadze, paata.ge, Paata Liparteliani, Tina Sitnikova.