Люстиже Жан-Мари: другие произведения.

"Мое назначение для меня - это как если бы на всех Распятиях вдруг засияла "желтая звезда""

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 59, последний от 17/06/2012.
  • © Copyright Люстиже Жан-Мари
  • Обновлено: 15/04/2012. 22k. Статистика.
  • Интервью: Франция
  • Иллюстрации: 2 штук.
  • Оценка: 2.85*6  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Предлагаю вашему вниманию отрывки из интервью с главой французских католиков, кардиналом Парижским Монсеньером Люстиже.


  • МОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ МЕНЯ - ЭТО КАК ЕСЛИ БЫ НА ВСЕХ РАСПЯТИЯХ ВДРУГ ЗАСИЯЛА "ЖЕЛТАЯ ЗВЕЗДА"

    (из интервью с христианским богословом Монсеньером Люстиже - М.Л.)*

      
       Kardinal Jean-Marie Lustiger []

    Kardinal Jean-Marie Lustiger

    И. Б. П. - В одной газете я увидел Вашу фразу, которая поразила меня и показалась мне очень глубокой. Мне хочется, чтобы Вы еще раз повторили ее для нас и объяснили. Вы сказали: "Мое назначение для меня - это как если бы на всех Распятиях вдруг засияла "желтая звезда". Эта фраза воздает должное тем евреям, которых преследовали и которые обязаны были носить желтую звезду.

    М. Л. - Да, против воли, не стремясь к этому, они стали образом невинности в нашем мире. Против собственной воли - ведь героями не становятся, так сказать, по заказу. Я хорошо знаю, что все, кто погиб тогда, не были героями. Но их несправедливо преследовали, и они стали образом невинности и права. Люди пытаются закрыть глаза на подлинные факты - концентрационные лагеря и т. д. И в этом проявляется не только их бессовестность, но также скрытое стремление отвергнуть саму идею невинности, нежелание взглянуть ей прямо в глаза. В этом мире невинность предана осмеянию, и людей это оставляет равнодушными. Более того, теперь стала невыносимой сама мысль о том, чтобы невинность была признана.


    Израиль - это как бы "проявитель" по отношению к чему-то, что скрывается в истории и в сердцах людей


    И. Б. П. - Вы жили в эпоху гонений на евреев, поэтому Вы сами пострадали. Как подобные гонения, с точки зрения логики, вписываются в историю? Что привело ко всему этому? И как человек Церкви, скажем, подобный Вам, может объяснить такое?

    М. Л. - В этом мире человек борется с худшим. Он борется с силами, которые отвергают его собственное существование. В этом мире то высшее, ради чего и создан человек, то есть его божественное бытие, становится адским, непостижимым, нестерпимым существованием. А "Шоа" (Холокост) - это и есть некая воля к уничтожению. Я предпочитаю пользоваться словом "шоа" (на иврите это значит "полное уничтожение"), а не словом "жертвоприношение", потому что жертва это нечто добровольно приносимое, предлагаемое дабы воздать славу Богу. Самое страшное не в том, что людей истребляли, уничтожали, как это происходит и сегодня, когда во всем мире по той или иной причине уничтожается множество людей; самое страшное в том, что эти люди - ЕВРЕИ - были уничтожены по одной единственной причине - за то, что они были евреями.

    У нацистов были и другие враги, другие противники; у этих противников была такая же судьба, но не по той же самой, а д с к о й, причине. Единственная причина та, что они были евреями. Следовательно, это преступление превосходит всякое воображение. Отрицание другого как другого. Вначале Вы меня спросили, что такое ЕВРЕЙ. Я ответил: "Человек, который несет другому дар и з б р а н и я". Именно по этой причине он был выброшен и убит. В этом - предел человеконенавистничества.

    Эта ненависть бросает яркий, ослепительный свет на судьбу еврейского народа, на судьбу всего человечества. Ибо этот свет поистине освещает мрачную бездну, скрывающуюся в человеке. По-моему, единственно возможный ответ - молчание. Об этом невозможно говорить, и даже когда хочешь говорить об этом, ты не можешь, потому что это невыносимо. Единственное, что я чувствую в глубине сердца, - это что все же из абсолютного зла Бог может извлечь абсолютное благо. Каким образом? Я не знаю, но я верю, что всякий человек, принявший страдание, тем самым становится - я убежден в этом - возлюбленным Бога.

    И. Б. П. - Но чтобы говорить так, нужно иметь ВЕРУ.

    М. Л. - Да, я знаю... Я говорю как могу. Потом я полагаю, что в каком-то смысле страдания людей как бы составляют часть страданий Мессии. Но один Бог может так говорить, не я. И что однажды те, кто их преследовал, поймут, что именно благодаря им мы все спаслись. Не знаю... Быть может, не стоит высказывать подобные мысли вслух. А все же я так думаю, и это не попытка оправдать что-то. Во всяком случае, ИЗРАИЛЬ - это как бы "проявитель" по отношению к чему-то, что скрывается в истории и в сердцах людей.


    Люди веры должны быть начеку


    И. Б. П. - Но это может повториться.

    М. Л. - Это может повториться и это повторяется. Вызывает содрогание сама мысль о том, что подобное может произойти еще раз. Ибо происшедшее - это не просто какая-то случайность. То, что произошло, обнажает саму сущность человеческого существования. Следовательно, нужно постоянно сохранять бдительность. Теперь мы знаем, что может скрываться в недрах общества. Также люди, жаждущие добра, стремящиеся к достойному существованию, люди веры, должны быть начеку. Ибо наихудшее во всем этом - не только то, что преступления были совершены, но что люди попытались оправдаться в совершенных ими преступлениях. Следовательно, есть два преступления. Одно - которое было совершено. Но мы ведь знаем, что люди злы.

    А второе - быть может, еще более тяжкое; это преступление совершается еще и сегодня, когда пытаются оправдать преступления, стараясь объяснить поступки тех, кто совершил преступления, то есть оправдывают, вместо того чтобы обличать. Стараются оправдать преступника. Храбрость же погибших, невиновных, она молчит о себе, не объясняет саму себя. Сегодня хотят оправдать насилие. И само по себе это указывает на мрак, покрывающий дух человеческий. Есть нечто затемняющее сознание человека. И "Шоа" - Катастрофа европейского еврейства происходила не в варварские времена, не во времена гуннов, неизвестно когда... Нет, она произошла в Европе в эпоху после восемнадцатого века, после века Просвещения.
      

    "Совокупность евреев и народов"


    М. Л. Войдя в Церковь, язычники образовали в ней большинство, но они забыли, что родились язычниками. Вы знаете, что слово "Церковь" это перевод еврейского слова "кагал"? Следовательно, Церковь - это собрание людей, соделанное Богом. А когда говорят, что Церковь "кафолическая", то это идет от греческого слова "кафолон" ("по совокупности") - это означает о в о к у п н о с т ь евреев и народов". А это не совпадает со словом "вселенская", которое просто указывает на совокупность народов. В переводах легко заменяют одно слово другим.

    В частности, переводя Символ веры, протестанты нередко убирали слово "кафолическая" и сохраняли лишь слово "вселенская". Но тогда понятие вселенскости сводится к какому-то простому, лишенному глубины представлению о вселенскости как о чем-то вроде, например, Организации Объединенных Наций. Тогда как греческое слово кафолон - "по совокупности" - означает "кагал", то есть "совокупность евреев, удостоившихся избрания, и языческих народов, которые отныне получили доступ к избранию".

    По мысли Бога, целостное человечество это и есть Израиль и народы, которые должны в конце времен объединиться в общем, едином Завете. Но если так, то ясно, что эсхатологические времена еще не достигли своего завершения. Вы можете мне сказать: "Но где же Вы видите, что обетования Мессии уже исполнились?" Конечно, это тот вопрос, который мы задаем друг другу. Они, эти времена, еще не завершились. История продолжается.

    История развивается таким образом, что исполнение мессианских обетовании остается скрытым от нас. Такова вера христиан. Образ Мессии - скрытый образ. Христиане нередко забывают о том, что они ожидают наступления полноты времен, пришествия во славе Мессии, учениками которого они являются. Израиль же, из-за Отцов и в силу призвания возлюбленный Богом, должен, пока времена не исполнились, именно КАК ИЗРАИЛЬ утвердиться в верности. Ибо дары и призвание от Бога неотменимы. Конечно, это очень трудный вопрос. Для иудаизма христианство это некоторое предвосхищение, некая, что ли, торопливость. Так что за иудаизмом сохраняется нечто вроде права контроля над христианством. У иудаизма есть свое веское суждение.
      

    Иудаизм продолжает жить


    М. Л. - Я бы хотел дать скорее богословское или, лучше сказать, "религиозное" определение, "что такое Еврей". Ведь именно Библия дает такое определение: "СОБРАНИЕ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫХ БОГ СДЕЛАЛ НАРОДОМ". Бог сделал из него народ, но именно в силу дара, который Он ему вручил, не ради самого этого народа, но ради всего мира. Но тогда каким образом это призвание отразилось в историческом самосознании еврейского народа? Это призвание, например, породило целую культуру, ведь для еврея культура не есть нечто случайное. Культура есть производное от заповеди. Так что есть одновременно повеление передавать заповеди детям и обетование, согласно которому будущее народа будет обеспечено в детях. Следовательно, не случайно ИУДАИЗМ продолжает жить. Именно поэтому, продолжая существовать в истории, иудаизм породил некую культуру, создал некую самобытную жизненную установку, некий самобытный образ бытия. Следовательно, все это также есть некий образующий элемент еврейского народа.

    ЕВРЕЙСКИЙ НАРОД сознает себя народом историческим, народом, имеющим будущее, за которое он в ответе. Но ответственность эту он несет не только во имя себя самого, но также потому, что когда-то получил изначальный дар. И в этом - основная жизненная линия, какой на протяжении истории придерживался еврейский народ, та жизненная установка, которая позволила евреям на протяжении тысячелетий, задолго до появления христианства, выжить в условиях рассеяния.


    Уважение к иудаизму и к евреям


    И. Б. П. - Но Ваше уважение к иудаизму и к евреям - все же не есть ли оно следствие того, что Вы сами Аарон, сами еврей? Многие другие христиане, даже священники, даже видные представители Церкви, не говорят с таким уважением об иудаизме.

    М. Л. - Возможно. НО ТЕМ ХУЖЕ ДЛЯ НИХ. Я говорю так потому, что христиане, которые по своему происхождению - почти все язычники, все же не должны сохранять "языческий" образ мышления. Бог наделил христиан даром - сделал их "детьми Бога", "сынами Бога", подобно детям Израиля, но каким-то другим образом, через саму личность Мессии, их принявшего. Я очень хочу, чтобы христиане не забывали, что они - ветвь, привитая к единому корню. И корень этот - Израиль. Дичок был привит к доброй маслине. Садовник же всегда поступает наоборот: к дичку прививают черенок, взятый от культурного растения.

    Объясняя отношения между языкохристианами и евреями, святой Павел говорит: "Вы, язычники, - как дичок, вы были привиты к доброй маслине - к Евреям; вы стали ветвями древа несоответственно вашей природе", - добавляет Павел (см. Рим 11.17-24).

    Именно из-за родства произошла война за право наследования. Ведь всегда брат хотел убить другого брата, чтобы получить все наследство. ПРИЧИНА преследования евреев - РЕВНОСТЬ, ЗАВИСТЬ (в духовном смысле слова). Ревность эта может претвориться в соревнование, в источник благословения.


    Для христиан евреи суть живые свидетели исторической реальности, единственной в своем роде с точки зрения христианской веры


    М. Л. - Я хорошо знаю, что для многих христиан возложенная на меня столь тяжкая ответственность есть напоминание о той исторической и духовной реальности, которую я называю "корнями". Напоминание о том историческом периоде, который они в глубине сердца часто пытаются предать забвению. То, о чем я говорю здесь, представляет собой чисто христианскую проблему. ИУДАИЗМ - свидетель этого единственного в своем роде избрания. Для христиан евреи суть живые свидетели исторической реальности, единственной в своем роде с точки зрения христианской веры.

    Понять сущность христианской веры можно лишь принимая избрание Мессии, а само избрание Мессии можно понять лишь принимая избрание Израиля. Тот, кто пытается избавиться от этой основы христианства, кончает преследованием евреев, желанием их уничтожить. Такое отрицательное отношение к иудаизму имело место в истории христианства и было осуждено. Эта осужденная Церковью ересь вновь ожила в нашу эпоху.

    Десять Заповедей


    М. Л. - Десять Заповедей и их традиционное "двойное резюме" в иудаизме: "СЛУШАЙ, ИЗРАИЛЬ: Господь, Бог наш, Господь есть Един. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою, и всеми силами твоими (Втор 6.4-5); люби ближнего твоего, как самого себя (Лев 19.18)", - в самом центре молитвы и учения Иисуса. В этом сущность христианской верности (Лк 10.25-28).

    Все же надо признать, что существует объективный риск внутренне исказить христианскую веру, как бы "объязычивая" ее. В разные эпохи в разных культурах было искушение "объязычить" христианство. Несомненно, христианство живет в большом напряжении, ибо его призвание - стать "светом для народов". Но сегодня сохранить верность самому себе можно лишь продолжая самому принимать тот дар, который был вручен Израилю.

    "Доколе не наступит полнота времен"


    И. Б. П. - Следовательно, если я Вас хорошо понял, Вы хотите сказать нечто вроде того, что: С одной стороны, необходимо быть христианином, это естественно, а с другой - необходимо оставаться евреем, ибо мы нуждаемся в евреях как в евреях, так как это не менее естественно.

    М. Л. - Да, но это зависит сугубо ОТ БОГА. Мы живем в такую историческую эпоху, когда Бог совершает обетование, данное Израилю, "доколе не наступит полнота времен".

    И. Б. П. - Но все же Вы должны были бы нам сказать: "Послушайте, если Вы хотите по-настоящему стать евреями, если Вы действительно хотите спастись, Вы должны стать христианами". Вы этого не сказали; я не подталкиваю вас к этому. Но, в конце концов, я полагаю, что это было бы логично!

    М. Л. - НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО. И вот почему: не человек решает, кем он должен быть, а прежде всего БОГ; это Бог решает, кем я должен стать и что я должен делать. Вначале Бог, и только потом я. Мне кажется, что современная еврейская диаспора по своим условиям очень отличается от диаспоры, существовавшей до разрушения Храма.

    Иудаизм накопил какой-то особый духовный опыт. Я имею в виду тот особый духовный опыт, который характеризует иудаизм последних двух тысячелетий, - р а в в и н и з м. С его помощью удалось реализовать нечто фантастическое - сохранить самобытный лик Иудейства.

    Современное христианское богословие еще только начало исследовать проблему соотношения, связи между иудаизмом и христианством. У нас есть все данные для разрешения этой проблемы. Данные эти вполне объективны. Во многом связь между иудаизмом и христианством очень глубока. Но исторически вплоть до наших дней этому вопросу уделялось недостаточное внимание, на него как бы закрывали глаза.

    Но народы, не призваны ли они воспринять нечто в самом иудаизме? Разве Библия не подтверждает этого? Что говорит традиция об обещании, данном Аврааму? А Синайское Откровение?


    Подлинно христианское понимание судьбы Израиля, сущности еврейства, места иудаизма в истории спасения в наше время только начинает развиваться


    И. Б. П. - Вы не считали, что Бог наказывает еврейский народ за то, что тот не признал Иисуса?

    М. Л. - Нет, никогда у меня не было подобной мысли.

    И. Б. П. - Я, кажется, уже говорил Вам, что во время войны скрывался у одного священника. Я не могу назвать его имя, потому что он, по-моему, еще жив. Три месяца я прислуживал ему за Мессой; это было на юге Франции. Мне было пятнадцать лет. Я скрывался у этого священника, спасшего многих детей. Он не делал попыток обратить нас. Ни в коем случае! Но иногда он пытался объяснить нам: "Ты видишь, дитя мое, тебя преследуют, но это потому, что твой народ не признал Мессию". Не правда ли, это христианское учение?

    М. Л. - Так говорили. В христианских странах бытовало подобное толкование судьбы Израиля, это несомненно. Но сам я никогда не разделял этого мнения.

    И. Б. П. - Не посмотрят ли на Вас "косо" в Ватикане за то, что Вы говорите такое в интервью?

    М. Л. - Что Вы имеете в виду?

    И. Б. П. - Что слова: "Евреев преследуют, ибо они отвергли Иисуса",не являются своего рода символом веры.

    М. Л. - Нет, ибо это не есть составная часть Католической веры.

    И. Б. П. - Следовательно, если священник говорил так, то это было его собственное толкование?

    М. Л. - Это было его собственное толкование. Толкование принятое, распространенное, но не являющееся частью веры. Следовательно, если я не разделяю этого мнения, меня нельзя заподозрить в том, что я, тем самым, уклоняюсь куда-то в сторону.

    И. Б. П. - Но то, что Вы говорите, не идет ли это против общепринятого?

    М. Л. - Мои слова, пожалуй, удивят людей, придерживающихся общепринятых мнений, людей, у которых есть предвзятые идеи. Ведь подлинно христианское понимание судьбы Израиля, сущности еврейства, места иудаизма в истории спасения в наше время только начинает развиваться.


    Моральная обязанность по отношению к еврейскому народу


    Д. Ю. - Будучи высокопоставленным лицом Католической Церкви, чувствуете ли Вы некую моральную обязанность по отношению к еврейскому народу?

    М. Л. - Конечно. Но я чувствовал это с самого начала. По-моему, каждый человек это должен чувствовать. Мое новое служение ничего не изменило в смысле этих чувств, связанных с моральной обязанностью по отношению к еврейскому народу. Добавлю только, что всякий раз, когда начинали преследовать евреев, происходило отступление от христианства. Преследующие евреев христиане, будь они политиками или людьми Церкви, тем самым тяжко согрешали против Бога и против евреев. Подобные деяния есть в то же время измена христианскому духу. Это не сведение каких-то национальных или этнических счетов. Это затрагивает саму ВЕРУ. Доказательством тому служит то, что часто гонители прикрывались религиозными причинами.
      
      
      
       * Интервью с Архиепископом Парижским Монсеньором Люстиже "Что ж, раз это нужно..."  

    www.jcrelations.net
      
       http://www.jcrelations.net/ru/?id=1600
      
      

    1

      
  • Комментарии: 59, последний от 17/06/2012.
  • © Copyright Люстиже Жан-Мари
  • Обновлено: 15/04/2012. 22k. Статистика.
  • Интервью: Франция
  • Оценка: 2.85*6  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка