Довбуш Антон Николаевич: другие произведения.

Манявский Скит - возрожденный Афон Прикарпатья

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 5, последний от 02/08/2013.
  • © Copyright Довбуш Антон Николаевич (adovbush@blitz.kiev.ua)
  • Обновлено: 03/06/2004. 15k. Статистика.
  • Впечатления: Украина
  • Оценка: 6.70*21  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Что нужно сделать для того, чтобы хоть на недолгое время забыть о существовании большого суетного мира? Рецепт изобретен давно: удалиться в отшельнический скит.

  • Путь в святые старцы

    Дорога к спасительному одиночеству неминуемо проходит через Ивано-Франковск. Для полного уединения, ради которого мы и затеваем эту поездку, необходимо, прежде всего, очиститься, а очищение, как известно, достигается определенной тяжести страданием. Ивано-Франковский автовокзал - место для этого как раз подходящее! Прежде всего, следует свято уверовать в то, что нужный автобус действительно существует. Кроме того, нам предстоит еще и попасть в него. И, если нам это удалось, будем на радостях считать, что первый этап очищения, дарующий смирение, мы уже миновали. А игра стоит свеч... Трясясь несколько часов в автобусе по извилистым дорогам на Юго-запад от областного центра, мы прибываем в с. Манява Богородчанского р-на, и наконец обретаем искомое место - Манявский Скит.

    Место

    Автобус, если это экскурсионный (ого!), останавливается на небольшой площадке. Отсюда путь к скиту, как и полагается, следует преодолеть пешком. Дорога проходит через скромный мосточек над рекой Манявкой. Здесь можно остановиться и поглазеть на утопающее в зелени здание Богородчанского лесничества. Уютно. Немного "игрушечная" архитектура, фигурки оленей... Мы находимся как раз на пороге гор. Здесь заканчивается предгорье. Дорожка извилисто тянется в тесное ущелье, сплошь укрытое дремучими хвойными лесами - сиглами. Начинаясь в этом месте, леса покрывают горы, что вырастают на горизонте. Миновав совсем хлипкий мостик над бурным ручьем, попадаем в царство двадцатиметровых елей. Идем по нему хоть и не долго, но все время вверх, и уже начинаем сомневаться. Трудно заподозрить в этой глуши существование монастыря. И вдруг: впереди среди зелени возникает светлое пятнышко. Это - сложенная из камня и увенчанная деревянным куполом колоколенка Манявского Скита. Мы прибыли. Удивительно, как сумел приютиться тут этот крошечный мужской монастырь!

    Манявский Скит зажат горами в небольшом ущелье и со всех сторон окружен лесами. Если посмотреть на него сверху, кажется, будто он стоит на платформе. Впечатление такое складывается оттого, что с одной стороны Скит окружен узким, но достаточно глубоким - метров в пять - рвом, а другой своей стороной жмется к крутому склону горы Вознесенки. На противоположном берегу рва - опять-таки склон горы. Вся территория монастыря необычайно мала. Способов попасть в Скит всего два: один - низкие въездные ворота, прорубленные в основании колокольни, пройдя через которые мы оказываемся в окруженном монастырскими постройками дворике. Дворик этот порос травой и, протянувшись на несколько десятков метров, упирается в еще одну воротную арку. Эти задние ворота и есть второй и последний способ попасть в монастырь. А далее - разбитая грунтовая дорога уводит прочь. Неужели все? Нет, не все. И мы движемся по этому пути, на время оставляя позади сам Манявский Скит, к главному.

    Главное

    В начале идти легко. Солнечный свет, проникая сквозь ветки елей, рифлеными стрелами ложится на усыпанную опалой хвоей тропинку. Справа - озеро с миниатюрной дамбой, через которую лениво плещет ручей. Через сотню метров, выйдя на полянку, мы обнаруживаем беседку с темным следом от костра. Как же, должно быть, великолепен тут самый обыкновенный шашлык! Но, во-первых, цель наша - отнюдь не шашлык, а, во-вторых, здесь он несколько неуместен... За беседкой тропка забирает круто в гору, и мы, отдав все силы покорению крутого склона, карабкаемся вверх. А подниматься достаточно - несколько сотен (иногда кажется почти вертикальных) метров. Не любой сразу одолеет. Ели здесь, и без того великанские, кажутся еще выше. Где-то вверху они смыкают свои кроны. Оглядываешься назад - из-под ног вниз уходит склон в ежистом полотне лесов, где-то далеко синеют на солнце горы, а над головой - ветви образовывают естественную крышу, не пуская сюда яркий свет. Место ведь - святое... Здесь, в неглубоком гроте стоят иконы и чадят свечи. По замшелым камням испариной стекает вода, и от этой воды свечи потрескивают. Теперь самое время остановиться и прислушаться к тишине. Мы пришли к Блаженному Камню и его святому источнику. Отсюда все начиналось.

    Начало

    А началось все в 1606 г., когда пришел к гроту Иов Княгиницкий (1551-1621) - аскет-схимник, выходец из мелкой тисменицкой шляхты. Известно, что он 12 лет провел на Афоне, после чего вернулся в родные края, где и приобрел славу благочестивого набожного пустынника и даже получал приглашения от самого Константина Острожского, от которых отказывался. Именно в пещерном ските под Блаженным Камнем Иов и жил несколько лет в бдении и молитвах до закладки Скита Великого. Вместе с ним обитали там его несколько учеников. Они-то и стали в последствии первыми членами монастырской братии. Однако существует предание, будто место это было выбрано не случайно. Сказ повествует о двух иноках Киево-Печерской Лавры, отправившихся по свету искать воду, равную по весу воде из источника в Лавре, а следовательно, равной и по святости. И в том месте, где будет найдена такая святая вода, положено было основать монашеский скит. Правда, сегодня вряд ли кто проверял: действительно ли вода в источнике из-под Блаженного Камня может сравниться в весе с лаврской. Впрочем, легенда не всегда бывает плодом чистого пост-вымысла, да и место, наверно, не зря считается святым, поскольку поговаривают, будто здесь дважды являлась Пресвятая Дева Мария... К слову, вряд ли кто вспомнит, что Захар Беркут - герой повести Ивана Франко - три года учился врачеванию именно под Блаженным Камнем.

    Слух о лесных монахах распространился по всему Прикарпатью. И к Блаженному Камню потянулись жаждавшие отреченного уединения монахи-скитальцы. Таким образом возникла целая монастырская община. Не хватало лишь одного - монастыря.

    Обитель пустынных стрцев

    Раньше других сооружений на месте нынешнего Скита в 1611 г. возникла малая деревянная церковь. Все росписи в ней выполнил сам первый игумен Иов Княгиницкий. До сегодняшнего дня она, к сожалению, не сохранилась. Осознавали ли строители Скита, что усилием их творческой мысли и таланта возникает маленький архитектурный шедевр большого Прикарпатья?

    Размеры ущелья обусловили миниатюрность всего ансамбля. Мы уже вскользь упоминали о том, что в длину территория Скита достигает приблизительно 60-70 м, а в ширину и того меньше: в самом широком месте - 25-30 м. И все же здесь сумела уместиться колоколенка (мы через ее воротную арку входили), - невысокое трехъярусное сооружение. Сегодня на ее втором ярусе размещается весьма занимательная экспозиция старых фотографий Скита. По чрезвычайно узким сходам мы поднимаемся на третий ярус и попадаем в действующую звонницу - помещение под самым куполом, где на строгом сплетении массивных балок хранится голос Скита - его колокола. К колоколам этим до недавнего времени каждый мог прикоснуться и прислушаться к их то заливистому перезвону, то басовитому бормотанию... Колокола настоящие. Всего их было 16. Но, к сожалению, два самых больших колокола, весившие по 600,5 кг каждый, не сохранились, как не сохранилась и отдельная предназначенная для этих великанов дубовая звонница.

    Каменное помещение трапезной и длинный деревянный сруб келейной расположены по периметру крепостных стен, оставляя в центре двора место для Воздвиженской церкви, от первозданного облика которой сегодня сохранился лишь фундамент.

    Башня-сокровищница (от какого ее предназначения произошло это название - не известно) занимает почетное место самого высокого и солидного строения: "рост" - 27.7 метра, толщина стен - 2 метра. Она, как и колоколенка, вмещает несколько ярусов. Посетитель, привыкший к яркому дневному свету, нырнув в ее недра сквозь проход в каменной толще, оказывается в прохладном полумраке. По мере того, как глаза привыкают к освещению, начинают обретать зримые формы внушительная надгробная плита из черного мрамора в центре помещения с полустертыми старославянскими буквицами и каменная фигура сурового монаха с посохом над ней. Кто это?.. С замиранием приближаемся к плите и в неровном свете свечей установленных тут же канделябров, по мере сил чтем: "... Престави ся... схимонахъ Иовъ,.. Єеросхимонахъ ТеодосЄй...". Перед нами надгробие с общей могилы дух первых игуменов Скита - Иова и Теодосия. А сверху на нас грозно взирает сам основатель...

    Если вы боитесь высоты, то преодолеть подъем на верхние ярусы Башни-сокровищницы вам будет нелегко, поскольку в одном месте приходится продвигаться вдоль периметра стен по ступеням шириной всего в 30-40 см без перил. Но мы, набравшись мужества, побеждаем коварное место и нас ждет награда: в художественных экспозициях верхних ярусов мы обнаруживаем интересный макет в стеклянном саркофаге. Так вот какой ты была, знаменитая Воздвиженская церковь!

    Воздвиженская церковь

    Она была построена в 1619 г. по образцу межигорской церкви в Киеве и стала доминантой всего скитского архитектурного ансамбля. С этой церковью связан расцвет самобытной малярной и иконописной школы монастыря. Еще одна школа - хорового "осьмигласного пения" - зародилась в стенах этого храма. Развивал ее побратим Иова Княгиницкого - Дмитрий, третий игумен Скита. Первые два игумена были похоронены в каменном основании церкви справа от входа под одной надгробной плитой. Именно это надгробие и хранится на первом ярусе Башни-сокровищницы.

    Манявскому Скиту суждено было стать одним из немногочисленных православных монастырей на землях воинствующего католицизма Западной Короны. Более того: монастырю удалось заполучить ставропигиальную привилегию (право на автономное самоуправление) в 1620 г., а вместе с ней - постепенное упрочение своих позиций: в 1628 г. на Киевском Соборе Скит был наделен званием главенствующего монастыря. Таким образом, в его ведении оказались 7 филиальных монастырей в Молдавии и Галичине. Монашеский совет считался духовным трибуналом при избрании митрополитов на Львовскую кафедру. Монастырские международные связи протянулись в Польшу, Россию, Молдавию...

    Так же, как и десятки лет ранее пещерный монастырь под Блаженным Камнем, Манявский Скит с каждым годом приобретал все большую известность. Более того: определяя его значение для Украины, Скит всерьез сравнивали с Афонским монастырем...

    В период бурной деятельности Богдана Хмельницкого, монахи Скита соблюдали подчеркнутый нейтралитет: "кто лучше, тому Боже помоги". За такую принципиальную позицию Скит удостоился благодарственной грамоты от польского короля Яна Казимира - с одной стороны, и охранной грамоты от Хмельницкого - с другой.

    Казалось, на монастырь сыплются блага, словно из Рога Изобилия! Но...

    Год 1676-й оказался для Манявского Скита черным. Гремела война между Польшей и Турцией. Монахи заняли привычную позицию нейтралитета. Но турки грамот давать не стали: в сентябре они выжгли Скит до тла. Тогда погиб не только значительный архив документов на многие владения монастыря и библиотека. Сгорела и Воздвиженская церковь, а вместе с ней, следует думать, и останки захороненных там Иова и Теодосия (вот почему их надгробная плита хранится теперь в Башне), а также гетмана Ивана Выговского (!). Сохранились сведения, что Выговский был похоронен в Манявском ските, но его могила до сих пор не найдена. Возможно, потому что и ее уже нет?

    После перенесенного разорения монастырь долгие годы с трудом восстанавливался. Все постройки были отреставрированы. Восстановили и Воздвиженскую церковь. Росписью ее наново занялся Иов Кондзелевич. В 1698-1705 гг. он создал для нее новый иконостас - жемчужину украинской живописи. Возродились и монастырские промыслы: бортничество, солеварение, бондарство, приносившие неплохую прибыль. Постепенно Скит вновь занимал былые позиции. В этом процессе его обитатели не гнушались, среди прочих, и подношений знаменитого ватажка опрышков Олексы Довбуша.

    Однако потрясение 1676 года оказалось, к несчастью, не самым страшным фактом в биографии маленькой скитской твердыни.

    Самое страшное

    Не успел Манявский Скит полностью обновиться после реставрации 1781 года, как события 1785 года сделали ее бессмысленной. Процветание православного монастыря не осталось незамеченным униатской церковью, и именно благодаря ее десятилетним ходатайствам к австрийскому двору, в середине 80-х годов XVII ст. Франц Иосиф II издал указ о закрытии Скита...

    Скит закрыли, монахов разогнали, а все, что было ценного - за столетия растащили. Монастырь опустел. Человеческое надругательство и время не пощадили его - часть построек разобрали на стройматериалы, а то, что осталось, превратилось в руины. Пришла в упадок и водяная мельница, стоявшая при монахах на их озере рядом с тропкой на Блаженный Камень. Воздвиженскую церковь разобрали и продали в г. Надворную, а в 1914 г. она сгорела. Великолепный иконостас ее был продан сперва в Богородчаны, затем - в Вену, Варшаву, и лишь в ХХ ст. вернулся на Украину. Теперь это произведение искусства скитских мастеров хранится во Львовском национальном художественном музее.

    Забвение длилось без малого два столетия. Все это время лишь частичные остатки каменных сооружений Башни, колокольни да небольшого фрагмента стены, продуваемые всеми ветрами, напоминали о былом могуществе Манявского Скита - несправедливо поверженного Афона украинских земель.

    Возрождение

    Возвращение из небытия - процесс длительный и нелегкий. В течение целого десятилетия работала на развалинах экспедиция львовских реставраторов. Усилиями специалистов и местных жителей приобрели былой облик все постройки монастыря. Все, кроме Воздвиженской церкви. В деревянной келейной разместились экспозиции, посвященные быту монахов, медицине и церковной утвари. В трапезной проходили выставки художественных мастеров Прикарпатья. Манявский Скит вновь зажил полной жизнью. Правда, туристической... И все это время Воздвиженская церковь просуществовала лишь в качестве фундамента, который использовался приезжими как место отдыха, или служил своеобразной эстрадой для выступления народных коллективов во время фестивалей. Церкви довелось ждать еще двадцать с лишним лет, пока о ней вспомнят. И это произошло.

    В 2001 г. Манявский Скит было решено возродить в его первоначальном статусе. Это и послужило поводом для возведения на месте былой Воздвиженской церкви деревянного Кресто-Воздвиженского Собора. Пройдет еще немного времени, и Скит снова станет, как прежде, мужским монастырем, и как прежде каждое утро и каждый вечер над здешними лесами будет разливаться неторопливый колокольный перезвон...

    Мы нашли свой "край света", куда не долетает шум суетливых городов, где теряют силу все "горящие сроки" и неисполнимые обязательства. Неужели сейчас где-то взлетают и садятся самолеты, зажигаются огоньки светофоров?.. Нет, только не здесь. Тут даже время, кажется, течет по-своему. Одухотворенные величественным спокойствием Манявского Скита, мы спустимся с Блаженного Камня, постоим над озером, где была водяная мельница, зайдем в сторожевую башенку посмотреть на старинное оружие и доспехи. Поднявшись на колокольню, еще раз прикоснемся к колоколам и, бросив последний взгляд с высоты на Скит, побредем к автостоянке. Неужели еще утром здесь был наш автобус?..

  • Комментарии: 5, последний от 02/08/2013.
  • © Copyright Довбуш Антон Николаевич (adovbush@blitz.kiev.ua)
  • Обновлено: 03/06/2004. 15k. Статистика.
  • Впечатления: Украина
  • Оценка: 6.70*21  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка