|
Что нужно сделать для того, чтобы хоть на недолгое время забыть о существовании большого суетного мира? Рецепт изобретен давно: удалиться в отшельнический скит. |
Манявский Скит зажат горами в небольшом ущелье и со всех сторон окружен лесами. Если посмотреть на него сверху, кажется, будто он стоит на платформе. Впечатление такое складывается оттого, что с одной стороны Скит окружен узким, но достаточно глубоким - метров в пять - рвом, а другой своей стороной жмется к крутому склону горы Вознесенки. На противоположном берегу рва - опять-таки склон горы. Вся территория монастыря необычайно мала. Способов попасть в Скит всего два: один - низкие въездные ворота, прорубленные в основании колокольни, пройдя через которые мы оказываемся в окруженном монастырскими постройками дворике. Дворик этот порос травой и, протянувшись на несколько десятков метров, упирается в еще одну воротную арку. Эти задние ворота и есть второй и последний способ попасть в монастырь. А далее - разбитая грунтовая дорога уводит прочь. Неужели все? Нет, не все. И мы движемся по этому пути, на время оставляя позади сам Манявский Скит, к главному.
Слух о лесных монахах распространился по всему Прикарпатью. И к Блаженному Камню потянулись жаждавшие отреченного уединения монахи-скитальцы. Таким образом возникла целая монастырская община. Не хватало лишь одного - монастыря.
Размеры ущелья обусловили миниатюрность всего ансамбля. Мы уже вскользь упоминали о том, что в длину территория Скита достигает приблизительно 60-70 м, а в ширину и того меньше: в самом широком месте - 25-30 м. И все же здесь сумела уместиться колоколенка (мы через ее воротную арку входили), - невысокое трехъярусное сооружение. Сегодня на ее втором ярусе размещается весьма занимательная экспозиция старых фотографий Скита. По чрезвычайно узким сходам мы поднимаемся на третий ярус и попадаем в действующую звонницу - помещение под самым куполом, где на строгом сплетении массивных балок хранится голос Скита - его колокола. К колоколам этим до недавнего времени каждый мог прикоснуться и прислушаться к их то заливистому перезвону, то басовитому бормотанию... Колокола настоящие. Всего их было 16. Но, к сожалению, два самых больших колокола, весившие по 600,5 кг каждый, не сохранились, как не сохранилась и отдельная предназначенная для этих великанов дубовая звонница.
Каменное помещение трапезной и длинный деревянный сруб келейной расположены по периметру крепостных стен, оставляя в центре двора место для Воздвиженской церкви, от первозданного облика которой сегодня сохранился лишь фундамент.
Башня-сокровищница (от какого ее предназначения произошло это название - не известно) занимает почетное место самого высокого и солидного строения: "рост" - 27.7 метра, толщина стен - 2 метра. Она, как и колоколенка, вмещает несколько ярусов. Посетитель, привыкший к яркому дневному свету, нырнув в ее недра сквозь проход в каменной толще, оказывается в прохладном полумраке. По мере того, как глаза привыкают к освещению, начинают обретать зримые формы внушительная надгробная плита из черного мрамора в центре помещения с полустертыми старославянскими буквицами и каменная фигура сурового монаха с посохом над ней. Кто это?.. С замиранием приближаемся к плите и в неровном свете свечей установленных тут же канделябров, по мере сил чтем: "... Престави ся... схимонахъ Иовъ,.. Єеросхимонахъ ТеодосЄй...". Перед нами надгробие с общей могилы дух первых игуменов Скита - Иова и Теодосия. А сверху на нас грозно взирает сам основатель...
Если вы боитесь высоты, то преодолеть подъем на верхние ярусы Башни-сокровищницы вам будет нелегко, поскольку в одном месте приходится продвигаться вдоль периметра стен по ступеням шириной всего в 30-40 см без перил. Но мы, набравшись мужества, побеждаем коварное место и нас ждет награда: в художественных экспозициях верхних ярусов мы обнаруживаем интересный макет в стеклянном саркофаге. Так вот какой ты была, знаменитая Воздвиженская церковь!
Манявскому Скиту суждено было стать одним из немногочисленных православных монастырей на землях воинствующего католицизма Западной Короны. Более того: монастырю удалось заполучить ставропигиальную привилегию (право на автономное самоуправление) в 1620 г., а вместе с ней - постепенное упрочение своих позиций: в 1628 г. на Киевском Соборе Скит был наделен званием главенствующего монастыря. Таким образом, в его ведении оказались 7 филиальных монастырей в Молдавии и Галичине. Монашеский совет считался духовным трибуналом при избрании митрополитов на Львовскую кафедру. Монастырские международные связи протянулись в Польшу, Россию, Молдавию...
Так же, как и десятки лет ранее пещерный монастырь под Блаженным Камнем, Манявский Скит с каждым годом приобретал все большую известность. Более того: определяя его значение для Украины, Скит всерьез сравнивали с Афонским монастырем...
В период бурной деятельности Богдана Хмельницкого, монахи Скита соблюдали подчеркнутый нейтралитет: "кто лучше, тому Боже помоги". За такую принципиальную позицию Скит удостоился благодарственной грамоты от польского короля Яна Казимира - с одной стороны, и охранной грамоты от Хмельницкого - с другой.
Казалось, на монастырь сыплются блага, словно из Рога Изобилия! Но...
Год 1676-й оказался для Манявского Скита черным. Гремела война между Польшей и Турцией. Монахи заняли привычную позицию нейтралитета. Но турки грамот давать не стали: в сентябре они выжгли Скит до тла. Тогда погиб не только значительный архив документов на многие владения монастыря и библиотека. Сгорела и Воздвиженская церковь, а вместе с ней, следует думать, и останки захороненных там Иова и Теодосия (вот почему их надгробная плита хранится теперь в Башне), а также гетмана Ивана Выговского (!). Сохранились сведения, что Выговский был похоронен в Манявском ските, но его могила до сих пор не найдена. Возможно, потому что и ее уже нет?
После перенесенного разорения монастырь долгие годы с трудом восстанавливался. Все постройки были отреставрированы. Восстановили и Воздвиженскую церковь. Росписью ее наново занялся Иов Кондзелевич. В 1698-1705 гг. он создал для нее новый иконостас - жемчужину украинской живописи. Возродились и монастырские промыслы: бортничество, солеварение, бондарство, приносившие неплохую прибыль. Постепенно Скит вновь занимал былые позиции. В этом процессе его обитатели не гнушались, среди прочих, и подношений знаменитого ватажка опрышков Олексы Довбуша.
Однако потрясение 1676 года оказалось, к несчастью, не самым страшным фактом в биографии маленькой скитской твердыни.
Скит закрыли, монахов разогнали, а все, что было ценного - за столетия растащили. Монастырь опустел. Человеческое надругательство и время не пощадили его - часть построек разобрали на стройматериалы, а то, что осталось, превратилось в руины. Пришла в упадок и водяная мельница, стоявшая при монахах на их озере рядом с тропкой на Блаженный Камень. Воздвиженскую церковь разобрали и продали в г. Надворную, а в 1914 г. она сгорела. Великолепный иконостас ее был продан сперва в Богородчаны, затем - в Вену, Варшаву, и лишь в ХХ ст. вернулся на Украину. Теперь это произведение искусства скитских мастеров хранится во Львовском национальном художественном музее.
Забвение длилось без малого два столетия. Все это время лишь частичные остатки каменных сооружений Башни, колокольни да небольшого фрагмента стены, продуваемые всеми ветрами, напоминали о былом могуществе Манявского Скита - несправедливо поверженного Афона украинских земель.
Возрождение
Возвращение из небытия - процесс длительный и нелегкий. В течение целого десятилетия работала на развалинах экспедиция львовских реставраторов. Усилиями специалистов и местных жителей приобрели былой облик все постройки монастыря. Все, кроме Воздвиженской церкви. В деревянной келейной разместились экспозиции, посвященные быту монахов, медицине и церковной утвари. В трапезной проходили выставки художественных мастеров Прикарпатья. Манявский Скит вновь зажил полной жизнью. Правда, туристической... И все это время Воздвиженская церковь просуществовала лишь в качестве фундамента, который использовался приезжими как место отдыха, или служил своеобразной эстрадой для выступления народных коллективов во время фестивалей. Церкви довелось ждать еще двадцать с лишним лет, пока о ней вспомнят. И это произошло.
В 2001 г. Манявский Скит было решено возродить в его первоначальном статусе. Это и послужило поводом для возведения на месте былой Воздвиженской церкви деревянного Кресто-Воздвиженского Собора. Пройдет еще немного времени, и Скит снова станет, как прежде, мужским монастырем, и как прежде каждое утро и каждый вечер над здешними лесами будет разливаться неторопливый колокольный перезвон...
Мы нашли свой "край света", куда не долетает шум суетливых городов, где теряют силу все "горящие сроки" и неисполнимые обязательства. Неужели сейчас где-то взлетают и садятся самолеты, зажигаются огоньки светофоров?.. Нет, только не здесь. Тут даже время, кажется, течет по-своему. Одухотворенные величественным спокойствием Манявского Скита, мы спустимся с Блаженного Камня, постоим над озером, где была водяная мельница, зайдем в сторожевую башенку посмотреть на старинное оружие и доспехи. Поднявшись на колокольню, еще раз прикоснемся к колоколам и, бросив последний взгляд с высоты на Скит, побредем к автостоянке. Неужели еще утром здесь был наш автобус?..