Феликс-Азриэль Кочубиевский
БЛАГОДАРНЫЙ ШАРОНУ ПОЙДУ НА ВЫБОРЫ-2006
(Чувства противника "итнаткута", которому Ариэль Шарон
прояснил внутриполитическую обстановку Израиля)
"Погоди, читатель-дока,
Окажи такую честь:
Осуди меня жестоко,
Но сперва изволь прочесть".
А. Твардовский "Теркин на том свете"
(цитируется по памяти)
Эпиграф "из самого себя":
"Чем больше постигаешь особенности
государственного устройства Израиля
и его практическую реализацию,
тем больше восхищаешься, насколько
продумана и прочно внедрена в практику
эта система удержания власти в руках
узкой кучки политиканов".
Знакомые все лица... Я в определенной мере благодарен Советскому Союзу за то политическое воспитание и соответствующий опыт, которые он мне дал, завершив их годами отказа, тюрьмой и лагерем. Все это хорошо помогает мне отчетливо различать аналогичные признаки политической системы и Израиля. В частности, выборы...
Выборы в органы управления различных уровней в СССР тоже происходили регулярно. Назывались они выборами только в силу советского лицемерия: никакого выбора не было. При единственном кандидате принципиально и не могло быть. Вот как это было отражено в советском уголовно наказуемом фольклоре того времени:
Двое возвращаются с избирательного участка. "Дай закурить", - просит один из них. Второй протягивает ему раскрытый портсигар, где лежит единственная сигарета и щедро предлагает: "Выбирай любую!" Первый удивляется: "А что тут выбирать?" На это второй замечает: "А как мы с тобой только что выбирали?!"
Выборы без выбора, оказываются, могут быть и не только при единственном баллотирующемся кандидате. В Израиле, где перед избирателями на "прилавок" выкладываются разнообразные партийные списки, мы, по сути, находимся в том же безальтернативном положении - любой наш выбор оставляет в силе порочную коррумпированную государственную политическую систему, перетасовывая лишь партийные масти. А играем мы, избиратели, всегда против шуллера-профессионала, у которого в любой ситуации на руках будут козыри в нужном ему количестве, гарантирующие нужный ему результат.
Вынужденное отступление от темы
Эта статья была окончена накануне нового тяжелого инсульта Ариэля Шарона. Независимо от исхода происшедшего, по-моему, нет необходимости изменять ее текст. Но и игнорировать происшедшее также невозможно, ибо не приходится ожидать, что бывший глава правительства Израиля сможет вернуться в свое прежнее кресло. Лицемерная политкорректность почему-то требует от всех без исключения желать и молиться, чтобы это все-таки произошло. Даже президент США Буш дошел до того, что в обращении к сыновьям Шарона он буквально заявил, что непрерывно (!) молится об этом. Я не молюсь об этом, но по-человечески желаю, чтобы Ариэль Шарон вышел из комы и смог полноценно жить в кругу своей семьи.
У меня, да и у многих других, нет желания, чтобы Израиль продолжал капитулировать перед своими смертельными врагами.
У меня, да и у многих других, нет желания, чтобы и впредь наша армия, прежний предмет любви, уважения и гордости евреев всего мира, продолжала использоваться против своего народа, а не против внешнего врага.
У меня, да и у многих других, нет желания, чтобы евреи продолжали гибнуть в регулярных террористических актах наших "партнеров по мирному процессу", а наши ответные действия и дальше выражались бы в бездарной растрате дорогих снарядов при обстреле пустырей в полосе Газы и в единичных отстрелах террористов среднего и младшего звена. Высшие руководители террористов при этом остаются неприкосновенными персонами, партнерами в мирных переговорах.
У меня, да и у многих других, нет желания, чтобы Израиль, так и не став страной евреев, превратился в диктатуру сильной личности, сила которой направлена только внутрь страны, а окрик из Вашингтона для нее был гораздо весомее страха наказания за пренебрежение интересами страны.
Поэтому у меня, да и у многих других, нет и не может быть желания, чтобы Ариэль Шарон вернулся в кресло премьера.
Личная трагедия Ариэля Шарона по-разному используется политическими партиями в преддверии выборов в Кнессет. Все партии, за исключением именно только что созданной лично Шароном партии "Кадима", в связи с болезнью Шарона приостановили предвыборную агитацию. Зато поведение "Кадимы" заставляет вспомнить партию большевиков 1924 года и ситуацию, о которой Маяковский писал в поэме "Ленин": "Стала величайшим пропагандистом - организатором даже сама ильичева смерть" (цитируется по памяти). Они, эти "прокадимцы" (термин не мой, заимствован у кого-то), умудрились использовать даже длительное коматозное состояние своего лидера.
При всем при том, Израиль продолжает жить, выборы состоятся в конце марта, так что приходится определять и свою позицию на них. И в этом Шарон мне помог.
Ясная, наконец, ситуация или есть ли за что благодарить Ариэля Шарона? Политического лицемерия, именуемого почему-то политкорректностью, в нашей стране издавна было более чем достаточно. К этому привыкли. Партийные лозунги и программы давно уже перестали быть чем-то, хотя бы формально уважаемым членами этих же партий. Но сегодняшняя ситуация и вовсе беспрецедентна. Благодаря Шарону маски большинства израильских политиканов срочно и беззастенчиво сброшены. Политиканы боятся опоздать к раздаче хлебных должностей и иных личных благ.
Чтобы не быть голословным, вынужден напомнить основные признаки ситуации:
...1.Глава партии Ликуд Ариэль Шарон стал премьер-министром Израиля не на личных выборах (за их отмену он активно боролся), а только в результате того, что Ликуд получил в Кнессете больше мандатов, чем другие партии. Очевидно, что тот, кто в подобной ситуации перестанет возглавлять победившую партию, автоматически должен лишаться и кресла премьера.
2.Лишившись доверия Ликуда, Шарон, наоборот, выходит из этой партии и образует новую партию, даже название которой он не смог придумать с первого раза. Сначала он решил дать своей новой партии обязывающее содержательное название: "Национальная ответственность".
Каким выдающимся цинизмом надо обладать, чтобы, проявив абсолютную безответственность, нарушив все свои прежние обещания и имея в своем личном активе позорное антинациональное деяние в виде двукратного выселения евреев с их насиженных мест, так лицемерно назвать свою новую партию. Вдумайтесь: "Национальная ответственность"!?
...Трудно сказать, сам ли он понял неуместность первого названия, либо из-за его конкретности и явного противоречия с тем имиджем, который он прочно создал себе, но затем он заимствовал (как подметил Томми Лапид) у Бенитто Мусолини, первого европейского фашиста, абстрактное, но звучное название "Вперед" ("Кадима" - на иврите, на итальянском - "Аванти"). А куда "вперед", это политиканам-интересантам, слепо бегущим за ним, вовсе не существенно, ибо у них есть надежда, что пастух поведет это стадо на новое сочное пастбище. И это стадо пойдет, как выразился В.Маяковский, "только лозунг подходящий выставь!"
(И опять из советских анекдотов. Петька в панике кричит Чапаеву: "Василий Иванович, белые сзади!" На что следует боевая чапаевская команда: "Вперед, Петька, только вперед!!!").
В новую партию, не имеющую ни ясных целей (кроме обещания власти), ни программы, ни устава, поспешно кинулись беспорядочной толпой политиканы, боящиеся опоздать к распределению новых личных благ. Кинулись столь поспешно, что уже не беспокоились о том, что на ходу теряют привычные маски борцов за идею, за какие-то общие цели и задачи своей прежней партии. Даже Цахи Анегби, временный председатель брошенного Шароном Ликуда, как только полиция рекомендовала передать его давнее уголовное дело в суд, кинулся под защиту Арика-бульдозера. Не стоит упоминать и многих других "вперед-овцев".
Отчего же у меня чувство благодарности Шарону, затеявшего беспрецедентный хаос на политической карте Израиля? От того, что он быстро и ярко показал, что при нынешней государственной системе бессмысленно на выборах перетасовывать партийные списки в надежде найти такую партию, которая, придя к власти, радикально улучшит положение в стране. Поиски бесплодны!
Наша политическая система нуждается в коренной переделке. И никакие косметические ремонты ничего не могут изменить. За это ему, Ариэлю Шарону, большое спасибо. Самое искреннее.
Исключения, не опровергающие правило. Необходимо отметить, что под крыло к Шарону кинулись не все. Цахи Анегби, подгоняемый полицией, бежал из Ликуда последним. Некоторая часть Ликуда осталась под прежним знаменем (или вывеской?), но и эта часть не однородна. Среди нее как те, кто, к своей досаде, задержался на старте, так и те, кто не надеялся втиснуться в толпу вокруг корыта батьки Шарона. Однако есть и те, кто в составе фейглинской группы "Еврейское руководство" почему-то еще так и не расстались с мечтами сделать из Ликуда партию, полезную Израилю как будущему еврейскому государству.
Группа "Еврейское руководство", точнее, ее руководитель, для меня пока еще представляет тяжелую загадку. Моше Фейглина пригласили в Ликуд с целью коренным образом реорганизовать эту партию изнутри. Трудно что-либо возразить тем, кто считает, что политтехнологи прежнего Ликуда этим попросту умело его нейтрализовали. И не только нейтрализовали, но и использовали его как приманку для тех, кто без этого в Ликуд не вступил бы. Религиозный еврей, Фейглин должен знать строки, с которых начинаются Псалмы ("Теиллим", 1, перевод Давида Йосифона):
"Счастлив человек, который не ходил по совету нечестивых и на пути грешников не стоял, и в собрании легкомысленных не сидел".
Сейчас, когда Фейглин отказался от борьбы за место в списке Ликуда на предстоящих выборах в Кнессет, его загадка стала еще тяжелее. Независимо от того, что представляет собою группа "Еврейское руководство", общую постыдную картину политической системы Израиля и начавшейся предвыборной возни это, к сожалению, не изменяет ни качественно, ни, тем более, количественно.
Религиозные партии. На делёж личных благ не кинулись в "Кадиму" функционеры арабских партий и деятели из так называемых религиозных партий. Отсутствие перебежчиков в "Кадиму" из арабских партий, разумеется, никого не удивляет. А вот дать объяснение последнему явлению беру на себя смелость.
Полагаю, что функционеры религиозных партий не питают иллюзий относительно государственной системы Израиля. Они в полной мере отдают себе отчет в бесперспективности попыток без коренной ее реорганизации сделать наше государство еврейским. Также они отдают себе отчет в нулевом результате усилий мирного сотрудничества с арабами, живущими в Эрец Исраэль. Поэтому их задача, как я понимаю, - с минимальными потерями пережить затянувшийся тяжелый период, в котором большинство (пока еще) населения нашей страны еще готово заискивать перед кем угодно, включая и наших смертельных врагов, но не готово к единственной альтернативе этого - создавать еврейское государство.
Поэтому перед ними две задачи. Во-первых, даже в этой ситуации сохранить имеющуюся в стране систему религиозного образования и воспитания молодого поколения, без чего после несколько десятков лет евреев можно будет найти только в странах рассеяния, но отнюдь не в Израиле. Даже если за нашей страной сохранят это название. Во-вторых, лично приспособиться (в этом они не отличаются от функционеров других партий) к существующей системе.
Нелепость идеи "плавильного котла". Государство Израиль создавали люди, одержимые уходящими в историю социалистическими идеями. При всем уважении к их вкладу в создание нашего государства, нельзя не признать, что они имели крайне отдаленные представления о действительных законах, установленных Творцом (кому это приятнее или понятнее, пусть применит слово - "Природой"), которым подчинены и человеческие индивидуумы и их сообщества. В том числе и народ еврейский.
Примитивное представление социалистов о людях-винтиках породило и столь же примитивное и поэтому вредное представление о том, что Израиль, как плавильный котел, переплавит всех репатриантов в единый сплав - в израильтян, новый монолитный народ государства Израиль. Но если бы они были бы хоть металлургами, то понимали бы, что даже при переплавке стали технология прямым образом зависит от свойств того, что в конкретном случае загружается в печь. В частности, стальная стружка, предварительно не спрессованная почти в монолитный пакет, не плавится, а выгорает.
Некомпетентно управляемое израильское еврейское общество представляет собою конгломерат разобщенных групп. Разобщенных не только естественным образом и по многочисленным признакам, но также тщательно и преднамеренно разобщаемых политиканами. Римское "разделяй и властвуй" остается одним из основных видов оружия и наших политиканов. Нет смысла перечислять эти разобщающие признаки. Гораздо важнее для нас помнить то, что нас объединяет и при всем нашем сложном многообразии делает единым народом. Об этом необходимо вспоминать почаще. И руководствоваться этим.
Евреи-белогвардейцы меня научили. В СССР подпольно распространялся изданный в 20-е годы сборник статей "Евреи - белогвардейцы". (Точнее его название я не помню.) Из него следовало, что в армии белого генерала Деникина, войска которого устраивали еврейские погромы, служили и евреи.
(Кстати и о еврейских погромах. Евреи-белогвардейцы писали, что им хорошо известно о еврейских погромах, учиняемых деникинцами. Как известно им также и о еврейских погромах, учиняемых буденовцами. Тогда я уже знал, что дед моего близкого новосибирского приятеля, вернувшийся полным Георгиевским кавалером с фронта первой мировой войны, погиб во главе отряда еврейской самообороны, защищая еврейское местечко на Украине именно от погромщиков-буденовцев.)
...Евреи-белогвардейцы ясно объяснили, по какую сторону от линии фронта следовало воевать именно евреям России.
Они писали более 80 лет назад (цитирую по памяти): "Мы - евреи, но не просто евреи, а российские евреи. И все, что плохо для России, то плохо для нас. Что хорошо для России - хорошо и для нас". И они убедительно показывали, чем именно был плох для России большевизм и поэтому чем он был и далее будет далее плох для евреев России. Только сталинские репрессии они не предсказали.
Мы, евреи-репатрианты, оставили насиженные места в СССР/СНГ и предпочли преодолевать неизбежные трудности репатриации в окруженном врагами Израиле, но не расхлебывать то, в чем по непонятливости участвовали наши отцы и деды. Кому, как не нам, быть живым подтверждением правоты предвидения евреев-белогвардейцев?
Местоимением "нам" я, разумеется, объединяю основную массу именно репатриантов, не включая лишь тех попутчиков и тремпистов любой национальности (и евреев в том числе), для которых личина репатрианта давала выгодную форму эмиграции. Не о них здесь речь. Поэтому для нас, бывших "русских" евреев, именно в Израиле хорошо то, что хорошо для еврейского государства Израиль. А свои частные детали мы уточним дополнительно. В своем сознании нам пора стать не русскими евреями, а просто евреями. Или, как минимум, если не захотеть ими стать, то хоть захотеть узнать, в чем это заключается. И узнать не со слов ненавистников, а из настоящих источников. Они есть и на русском языке.
В нашей стране основные интересы репатриантов из любой страны исхода аналогичны интересам других евреев Израиля. Об этом нам необходи мо помнить. Если действия правящей верхушки страны враждебны интересам репатриантов в целом как группы, то они почти в такой же мере враждебны основным интересам остальных групп евреев Израиля.
Когда человеку внушается мысль о необходимости защиты только его группы во враждебном окружении, на второй план уходит понимание того, что те или иные действия представителя власти, ущемившего его права, это, прежде всего, - прямой результат уродливого государственного устройства в целом, которое позволяет подобные безнаказанные действия чиновника. Устройства, далекого от того, какое может и обязано иметь еврейское государство. Вот с ним-то, с уродливым государственным устройством, и необходимо бороться. Бороться с системой необходимо всем гражданам страны совместно, а не разобщенно, когда каждая группа - за что-то свое. А конкретного чинушу не следует оставлять в тени и добиваться его наказания еще до исправления общей обстановки.
Еще не изжитая галутная психология мешает нам чувствовать себя в Эрец Исраэль дома. А у себя дома мы не ожидаем, что кто-то придет и наведет у нас порядок. Это некому сделать, кроме нас самих вместе с другими евреями Израиля. Именно с теми, кто в Израиле уже жил до нашего приезда. И неважно, сколько поколений он здесь и/или откуда он репатриировался. При всем многообразии еврейского народа нам его не поменять. (Да и нужно ли?) Другого народа у нас нет, как нет и другого глобуса.
Галутная психология выражается у слишком многих из нас, репатриантов, в позиции притесняемой группы, вынужденной коллективно обороняться от враждебного окружения. Это в себе нелегко преодолеть. В сочетании как с неизбежными, так и с совсем не неизбежными трудностями абсорбции эта галутная психология в нашем сознании порождает у немалого числа репатриантов стремление иметь свою "русскую" политическую партию. Свою "защитницу".
22 января 2006 года
(Окончание следует)