На нашей "доисторической" бытовала в газетах такая рубрика, в которой обсуждались кадровые вопросы на уровне коммунальных услуг или ближайшего продмага. Здесь и сейчас, однако, мы обладаем большей свободой выражения, если не влияния, и поэтому стоит ее возобновить.
Итак, нам предстоят выборы, судьбоносный, по определению, день, когда нужно выбрать - на четыре года! - дальнейший путь страны без права апелляции и отзыва неугодных депутатов и партий.
Судить о партиях полагается на основе их деклараций. Но для того, чтобы разглядеть различия в программах основных партий, идущих на выборы, нужен очень сильный микроскоп. К тому же, как мы неоднократно убеждались, программы и декларации никого ни к чему обязывают: до следующих выборов избиратель обо всем забудет и все схавает - партийная фракция реально будет делать то, что решит лидер и его ближайшее окружение
Еще лет тридцать тому назад можно было ясно отличить социалистическое и ревизионистское направления, но с тех пор резко усиливаются процессы конвергенции, и сейчас идеологические различия Аводы и Ликуда нужно искать под тем самым микроскопом. Все основные партии позиционируют себя как партии "центра": левый центр - это Авода, правый центр - это Ликуд и "центральный центр" или "супер-центр" - Кадима. Имеются, конечно, малые партии, слева и справа, но и они стремятся поближе к центру (мы не рассматриваем специфические объединения, сугубо секторальные, как ортодоксы разных направлений и арабские партии). Ну а народные избранники, настоящие и будущие, легко перемещаются, точнее, без зазрения совести перелетают, по этому самому "центру" - взад и вперед, порой даже за его пределы.
Да и что им, бедолагам , делать? При существующей у нас системе нужно, чтобы попасть в Кнессет, либо выслужиться перед главой имеющейся партии, либо создавать свою, хоть чем-то внешне отличную. Но в последнем варианте необходимы спонсоры, дело это не дешевое - на их отсутствии погорел сейчас Бронфман (по-видимому и Кедми), либо мало-мальски вразумительные лозунги и время на раскрутку - на этом погорела Пнина Розенблюм и потому же не сумел организовать свою партию Гайдамак.
Потенциальных кандидатов в премьер-министры у нас хоть пруд пруди: недаром говорится, что каждый второй израильтянин убежден в своей способности занять этот пост (авторы в их число не входят!). Но людей, могущих дать правительству умный совет, - еще больше. И вот один такой совет.
Выбираем мы, по сути дела, не состав Кнессета как законодательного органа, а состав Совета министров. Вот их кандидатуры, а вовсе не программы, и стоит обсуждать, о них и нужно думать.
А что если составить правительство из тех, кто почти обязательно будет в новом Кнессете, но не смотря при том на их формальную партийную принадлежность и интересуясь лишь профпригодностью? Попробуем это сделать - имея в виду только знакомые всем имена: неужели в Израиле не найдется двух десятков достойных людей?
На пост премьер-министра мы предложили бы из всех наличествующих кандидатов (их реально-то всего три) Б. Нетаниягу - у него есть опыт, знания, размах, а неудачи прошлого многому его научили.
Министр обороны - М. Аялон. Он несомненный специалист и показал, что понимает все ошибки предыдущего правительства.
Министр иностранных дел - д-р У. Ландау: сейчас нужна грамотная, глубоко продуманная, жесткая и обоснованная внешняя политика. Ораторские таланты и близость к "элите" здесь не существенны.
Министр внутренней безопасности и внутренних дел - А. Дихтер. Во-первых, разделение на два министерства вряд ли оправдано, во-вторых, у него есть нужный опыт.
Министр инфраструктуры, транспорта и связи - А. Либерман. Он ярко доказал свои организаторские способности, мог бы, в принципе, руководить и министерством промышленности или строительства. (Надеемся увидеть его в будущем на посту премьера, но сейчас такая кандидатура не проходная.)
Министр просвещения - проф. А. Браверман. Слишком долго эту должность занимали политические назначенцы, никакого отношения к образованию не имеющие. Поэтому сейчас ее нужно выводить из кризиса, а проф. Браверман поднял университет Бен-Гуриона и можно надеяться, что сможет решить сложнейшие проблемы нашей школы.
Министр науки - проф. Ю. Неэман. Крупнейший представитель фундаментальной науки, он многое сделал для нее в свою бытность в правительстве. Учитывая его возраст в эту часть правительства нужно привлечь, как министра без портфеля, д-ра Б. Бегина, который уже реформировал Геологическое управление Израиля. Нужно помнить, что именно в науке - залог славы и будущего нашего государства
Министр здравоохранения - д-р Э. Снэ. Врач по специальности и организатор по дальнейшей деятельности, здесь он будет на своем месте.
Министр соц. обеспечения и абсорбции - д-р М. Солодкина. Эмоционально ее кандидатура бесспорна, но трудно предугадать сможет ли она справиться с бюрократией, заполонившей эти министерства.
Министр финансов - М. Шитрит: в работе совместно с Нетаниягу в министерстве финансов он доказал свою приверженность курсу реформ.
Министр юстиции - Э. Ольмерт. Сейчас, когда наконец обсуждаются проблемы конституции, а на очереди - составление основных кодексов законов, это министерство должен возглавить инициативный юрист. Успех в такой работе может предопределить его будущее.
Министр труда - Х. Рамон: в свою бытность в Гистадруде он сумел начать его реформу, нужно ее продолжить.
Министр информации и по связи с диаспорой - Н.Щаранский. Израиль постоянно проигрывает информационную войну, это область необходимо радикально усилить и модифицировать.
Министр без портфеля - Ш. Перес. Его заслуги в построении обороны Израиля нельзя переоценить, такова же, возможно, его роль в развитии нанотехнологии и т.п.
Как видите, мы не знаем, кто мог бы, например, стать министром сельского хозяйства и т.д. Да и список, приведенный выше, вряд ли всем покажется убедительным. Но, заметьте, он никак не ограничивается рамками одной партии - нам нужно, как, возможно, никогда ранее, правительство национальной ответственности.
Лидирующая, пока, по рейтингам партия Кадима вряд ли, во-первых, сохранит свое колоссальное превосходство до выборов и уж во всяком случае не останется монолитной после них. Во-вторых, верхняя часть ее списка - это люди, которые могли быть ведомыми при премьере Шарона (мы искренне желаем ему быстрейшего выздоровления, но уверены, увы, в том, что в высокую политику вернуться он не сможет). И наиболее проблематична при этом фигура Ольмерта как потенциального главы правительства, в прошлых достижениях которого числится разве что недостроенный иерусалимский трамвай.
Поэтому, дорогие сограждане, думайте и притом не после выборов, а до них, до того как опустите бюллетень - быть крепким задним умом не слишком почетно.