Феликс-Азриэль Кочубиевский
ЕВРЕИ И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
(тяжелы последствия пренебрежения правилами техники безопасности)
Основной принцип техники безопасности.
Основной ее принцип - предотвращать не ситуацию, которая приведет к несчастному случаю, а саму возможность ее возникновения. Его мы находим в своде законов, данном евреям, в Торе. Чаще всего общее правило в ней выводится из частного случая. Так, принцип предотвращения несчастного случая дан в книге Дварим, 22:8 (здесь и далее перевод Давида Йосифона) в следующем виде: "Когда будешь строить дом новый, то сделай перила к кровле твоей, чтобы не навести тебе крови на дом твой, если упадет кто-нибудь с него".
Не сказано, что на кровлю кто-то вообще будет выходить, так что дом в общем случае не нуждается в перилах к кровле, но для исключения несчастного случая Тора обязывает сделать там перила.
В книге Шмот, 21:33-34 пишется и о наказании виновного в нарушении: "И если раскроет кто яму или выкопает кто яму и не прикроет ее, и упадет в нее бык или осел, то хозяин ямы должен заплатить, да вознаградит хозяина их..."
Казалось бы, уж мы-то, евреи, жившие по законам Торы десятки столетий, должны с максимальным вниманием относиться к предостережениям своего основного свода законов. Но если бы это так было, нас миновали бы многие несчастья в нашей длительной и нелегкой истории.
Очевидные и неочевидные предостережения.
Если за нарушениями обычно немедленно и неотвратимо следуют опасные последствия, то предостережения работают практически в 100% случаев. А если опасное последствие может быть отдалено на длительное время, то эффективность предостережения зависит от того, насколько человек, кому оно адресовано, понимает происходящее.
На всех заводах, имеющих подъемные краны, пестрят предостережения: "Не стой под грузом!" Но мало кто из тех, кто работал на заводах, лично видел, как трос обрывается, и груз падает. Поэтому на кран-балку, везущую всего лишь пару тонн, я обычно не обращал внимания, пока лет 50 назад мне не пришлось быть техническим экспертом по поводу смертельного случая на одном из заводов-гигантов Харькова. Там человек прошел под грузом весом всего в каких-нибудь две с половиной тонны. Это был пакет стальных листов. И они обрушились на несчастного, разрезав его во многих местах. С тех пор я стал более уважительно относиться к привычному: "Не стой под грузом!", о каком бы грузе ни шла речь.
Велика роль информированности того, кого предупреждают. Так, желая даже значительно сократить дорогу, никто не пренебрежет табличкой: "Осторожно, мины!". Однако плакат "Зона повышенной радиации" предостережет только того, кто понимает, чем это ему грозит. А если о радиации он ничего не знает, то пренебрежительно скажет: "Чепуха! Пугают только! Я в этой зоне недавно гулял. И, как видишь, ничего страшного - жив-здоров". И не объяснить ему, что последствия этой "прогулки" будут, возможно, лишь через несколько лет, причем радиация может сделать из него тяжелого инвалида, катастрофически сказаться на его потомстве (либо вовсе исключить его появление), радикально сократить его жизнь. Человек, имеющий достаточное образование, воспримет плакат "Зона повышенной радиации" ничуть не менее серьезно, чем "Осторожно, мины!".
Предостережения Торы.
В Пятикнижии (книга Дварим) евреям, стоящим перед переходом через Иордан (до их вступления в будущую Эрец Исраэль), Моше-рабейну пророчески описал последующий расцвет еврейского народа, затем - его тупое упоение успехами, достигнутыми не своими заслугами, а покровительством Творца, затем - изгнание в галут как наказание за нарушение договора с Творцом, и, наконец, приход евреев к Творцу и его результат - возвращение народа в Эрец Исраэль. Зная это предостережение, мы, тем не менее, не избегали тупого упоения успехами, достигнутыми не своими заслугами, и получали то, что получали.
Обратите внимание - предсказаны сначала приход евреев к Творцу, а лишь следствие этого - возвращение народа в Эрец Исраэль. Именно в такой последовательности, а не так, как стали считать уже в наш исторический период сионисты, отошедшие от еврейского духовного наследия: соберемся, мол, евреи, в кучу, и все потом у нас получится - станем народом, как все другие народы, государством, как все. А по сути это означает - прекратим свое существование как еврейский народ. По-видимому, значительную часть этого пути мы уже прошли...
Все было нам четко описано тысячелетия назад. Но жизнь конкретного человека протекает в ином масштабе времени, чем жизнь народа. Это затрудняет считать себя причастным к предсказанным событиям. К тому же общая нееврейская образованность создает у нас ложное впечатление о том, что Тора - это, в лучшем случае, только великий историко-литературный памятник, а не практическая инструкция по Безопасной Жизни. Поэтому Тора как руководство нашей личной и общественной жизнью стала уделом меньшей части еврейского народа. Поэтому и предостережения, содержащиеся в ней, стали восприниматься большинством евреев без необходимого внимания и без уверенности, что наказание за пренебрежение ими неотвратимо.
В результате, мы вместе с государством Израиль пришли к краху сионистской идеи. К краху попытки создать устойчивое еврейское государство, пренебрегая еврейским духовным наследием. Пренебрегая Торой. Этот факт, по сути уже свершившийся, требует ревизии всей истории сионизма и государства Израиль, компетентного анализа наших неудач. Не избежать многим из нас критического осмысливания и своего мировоззрения.
Преступления и наказания наших дней.
В книге "Ваикра" (25:23) нам сказано: "А земля не может быть продаваема навеки, ибо Моя земля; вы же пришельцы и поселенцы у Меня". Это предупреждение тем, кто мог возомнить себя бесконтрольным хозяином земли, данной евреям Творцом лишь в пользование, но отнюдь не в неограниченное распоряжение.
Не имеет смысла гадать о причинах поворота Шарона, как политика, на 180 градусов. Сам он вразумительного объяснения не давал. И уже не даст...
Как реакция на новый курс Шарона - отдать Гуш Катиф - в Израиле раздавались требования референдума. Вопрос: "Выселять ли евреев с еврейских земель с целью передачи этих земель арабам?" евреи требовали решать на референдуме. Требования эти шли под лозунгом: "Дайте народу решать". И почему-то невдомек было большинству евреев, даже тем из них, кому была очень дорога еврейская земля, что референдум о передаче земли и о трансфере евреев - это само по себе - тяжкое преступление.
Евреи забыли, что никто не вправе заново решать то, что изначально уже решено Творцом. Никто не вправе! Ни премьер, ни все правительство Израиля, ни все мы вместе взятые. Требование референдума, как и участие в нем, - это означает отказ признать высшую волю, по которой евреи вообще владеют этой землей. Это серьезный шаг к полному отказу от нашего национального наследия. От всей Эрец Исраэль и от своей национальной сути.
Со всей своей недюжинной энергией Шарон продолжал свою политику передачи части Эрец Исраэль в руки наших смертельных врагов, не скрывающих своей цели - уничтожить государство Израиль. Он предпочел проводить в жизнь свое личное решение, тем самым невольно оберегая народ Израиля от наказания за коллективное преступление. И он осуществил это как свое персональное преступление.
Финал.
Мне возразят, что еще не финал, что Ариэль Шарон еще находится в больнице, тело его живет, хотя и находится в состоянии, которое в Израиле называется "цемах", т.е. растение. Казалось бы, живет даже не только тело Шарона, но и его дело, ибо наскоро созданная им перед инсультом партия Кадима, собравшая разных политических "переходимцев" из других партий, согласно публикуемым опросам, опережает остальные израильские партии по популярности среди избирателей. Ей они пророчат победу даже во главе с непопулярным и безликим Эхудом Ольмертом.
Состояние Ариэля Шарона в чем-то даже хуже смерти. Если человек уходит из жизни, но при этом он в состоянии осознать ее итог, и если итог этот далеко не утешительный, то у него хоть остается возможность последнего покаяния.
Я не молился за то, чтобы Шарон вернулся в кресло премьер-министра, ибо не был заинтересован ускорять разрушение государства Израиль. Но хотел, чтобы сознание вернулось к нему, чтобы у него появилась возможность все осмыслить и раскаяться.
Свой опыт уже не осмыслить, а на чужих примерах не учимся...
Нет надежд, что Ариэлю Шарону Создатель даст осмыслить его собственный печальный опыт. Но преемник Шарона в Кадиме, взявший на себя постыдную роль инициатора первого в истории Израиля еврейского погрома, мог бы научиться на примере своего патрона. Для чего он этот погром учинил? Вот его собственное объяснение событий в Амоне (см. "Новости недели", 16 февраля 2006, стр. 13): "Что касается жестких действий и тяжелых решений, то именно в таких вещах проявляется способность человека быть лидером". Вот и подвернулся случай проявить! Что кроме омерзения к жестокому карьеристу, может вызвать такое не слишком умное признание? Пожалуй, кроме того, что оно показывает презрение Ольмерта к избирателям, оно вызвает в памяти сказанное древними: "Когда Б-г хочет наказать кого-то, он лишает его разума".
Нам всем, как и самому Ольмерту, надеюсь, еще предстоит еще понять, с плюсом или с минусом он проявил такую способность быть лидером. Эту "способность", в конечном итоге, еврейский народ ему не простит.
Слово к атеистам от их бывшего единоверца.
Людям, подобным мне, загруженным современным образованием, да еще и после массированного атеистического воспитания, совсем не легко прийти к выводу, что вся сумма человеческих знаний ни в коей мере не является достаточной базой для того суеверия (именно - суеверия!), которое называется атеизмом.
На сайте "Седьмой канал" в информации от 25 Января 2006 под названием "Профессор Ауман: "Мы в большой беде", читаем: "Профессор Ауман, лауреат Нобелевской премии... сказал: "... Я боюсь, что сатмарские хасиды были правы. Если дом построил не Всевышний, то это был напрасный труд".
Ладно, скажете вы, профессор Ауман - ортодоксальный еврей, верящий в Творца, поэтому - человек отсталый, мракобес. Но там же пишется, что доктор Шломо Цадок, светский человек, в интервью "Седьмому каналу" с горечью заметил: "Пора нам, светским людям, подвести итог и задать себе вопрос, как так получается, что во всем, что касается Сдома и Гоморры, мы впереди, а как доходит до добрых дел, то мы плетемся в хвосте... Вам, религиозным людям, следует воздать должное, но речь сейчас о том, чтобы мы, светские люди, заглянули себе в душу, и постарались найти ответ, что с нами произошло".
А ответ-то и искать не надо. Он известен столько лет, сколько существует еврейский народ. Отнюдь не менее серьезно, чем надписи: "Зона повышенной радиации", Моше-рабейну записал в Торе (Дварим, 11:26-28):
"...я предлагаю вам ныне благословение и проклятие: Благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, А проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и совратитесь с пути, который я заповедую вам сегодня..."
И нет у нас иного выхода, как следовать Торе - данному евреям Творцом своду правил техники безопасности.
20 февраля 2006 года.
3