Как и большинство советских евреев старшего поколения, я воспитывался в духе интернационализма. Он был и остался моим твердым убеждением, в котором нет места представлениям о высших и низших расах и национальностях, нет места расизму. Приход к иудаизму от материализма не поколебал этого моего убеждения, но мне стал, наконец, понятен и смысл того, что евреи - избранный Создателем народ. Эта избранность не является поводом для тупого самомнения, а, прежде всего, накладывает на евреев обязанности перед Ним и перед народами мира.
Если евреям чужд расизм, то он не должен иметь места и в еврейском государстве. Тем не менее, от некомпетентных и злонамеренных людей все время слышится, что если государство Израиль станет еврейским (а сегодня оно таковым не является), то оно превратится в некую помесь прежнего государства апартеида в ЮАР и теократической диктатуры типа Ирана.
В связи с этим, когда в текущей избирательной кампании появился блок партий за передачу власти еврейскому народу - "ЕВРЕЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФРОНТ" (ХАЗИТ), я обратился к его руководителям со следующим ниже письмом.
Вот его текст:
"В ЕВРЕЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФРОНТ (ХАЗИТ),
лидеру ЕНФ г-ну Баруху Марзелю,
главе идеологическойкомиссии ЕНФ проф. Полу Эйдельбергу
Уважаемые господа!
Кризисная ситуация в государстве Израиль делает особенно ответственным решение каждого из нас за какой список отдать свой голос на будущих выборах. Ни одна из партий, представленных в уходящем Кнессете, не позволяет считать, что она хочет, но только лишь не в состоянии преодолеть эту кризисную ситуацию. Более того, там нет партий, которые хотят серьезным образом ее преодолеть. Поэтому повышенный интерес представляют новые партии и блоки, фигурирующие на выборах в новый Кнессет.
Я, разумеется, не имею в виду партию "Кадима", скоротечное создание которой Ариэлем Шароном как предполагаемой партии власти и характер перебежчиков в нее из других партий, а также публикуемые прогнозы их результатов, являются наиболее ярким свидетельством политического и морального кризиса государства Израиль.
Перед тем, как сделать свой выбор, за какой список (или партию) голосовать на этих выборах, я считаю необходимым ознакомиться с новыми программными документами. В этой связи меня заинтересовал документ ХАЗИТа "Движению в пропасть есть альтернатива". Привлекает в нем то, что ХАЗИТ четко ставит своей целью превращение государства Израиль в еврейское государство.
Меня, как и многих других евреев, выбравших Израиль страной своего проживания, интересует именно эта цель - еврейское государство в Эрец Исраэль. Это единственное, что делает предпочтительным выбор евреями именно нашей страны для себя и для своих последующих поколений, вместо жизни в галуте в пока еще более спокойных странах, но в чужой стране. Жить там по милости ее коренного населения или, как принято говорить, "титульной нации".
В то же время гуманизм, следующий из основных положений иудаизма, диктует нам уважительное отношение к другим народам и к их представителям, проживающим в Эрец Исраэль. Отсюда вытекает вопрос, ответ на который я не нашел в упомянутом документе ХАЗИТ. Я адресую его, прежде всего,к проф. Полу Эйдельбергу как к главе идеологической комиссии ХАЗИТа:
"Каково, по мнению ХАЗИТ, должно быть отношение еврейского государства к проживающим в нем арабам, гражданам Израиля?"
Хотелось бы также убедиться, что в этом ответе нет расхождения между идеологической комиссией и лидером ХАЗИТа. Поэтому мое письмо имеет два адресата и предполагает их совместный ответ.
С уважением:
Д-р Феликс-Азриэль Кочубиевский, узник Сиона,
город Реховот, 17 января 2006 года"
Недавно мною получен ответ, который я привожу ниже полностью.
"Д-ру Феликсу-Азриэлю Кочубиевскому, г. Реховот
В ответ на ваше письмо от 17 января 2006 года считаем необходимым еще раз подчеркнуть, что идеология ХАЗИТ базируется на духовном наследии еврейского народа, и поэтому она не может отрицать гуманное отношение евреев и еврейского государства к другим народам и к их представителям. В том числе и к тем, кто проживает в Эрец Исраэль.
Хотя Эрец Исраэль дана евреям в безраздельное пользование без права передачи кому-либо даже части этой земли, Тораразрешает жить в ней пришельцам, принадлежащим к другим народам.
Это зафиксировано в еврейских исходных документах. Хотя Тора написана предельно лаконично, тем не менее, в ней отношениеевреев к пришельцу формулируется неоднократно. В частности (в переводе на русский язык Давида Йосифона), сказано:
"Шмот", 22:20:
"И пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо пришельцами были вы в земле Египетской".
И это несмотря на то, что в Египте после начального периода благоприятного отношения к нашим предкам их превратили в рабов.
"Шмот", 23:9:
"И пришельца не притесняй; вы же знаете душу пришельца, так как пришельцами были вы земле Египетской".
В заключительной книге Пятикнижия вновь сказано ("Дварим", 10:19):
"...любите пришельца, ибо сами были вы пришельцами в земле Египетской".
Что касается того, как это все должно быть отражено в документах будущего еврейского государства в Эрец Исраэль, то этот вопрос потребует дальнейшей детальной юридической разработки, которая в настоящее время не актуальна.
По-видимому, в документе ХАЗИТа "Движению в пропасть есть альтернатива" могла бы фигурировать соответствующая ссылка на характер отношения Торы к пришельцам, проживающим в стране евреев. Это исключило бы вопрос, который вызвал ваше письмо.
ХАЗИТ приложит все силы, чтобы в Израиле была принята Конституция, которая сделает невозможным тот юридический хаос в нашей стране, который позволяет отдельным чиновникам захватывать неограниченную власть и распоряжаться имуществом и судьбами граждан любой национальности.
Все граждане Израиля обязаны приносить следующую клятву:
"(а) Я торжественно клянусь, что буду честно подчиняться законам государства Израиль".
(б) "Я клянусь, что не буду ни помогать, ни способствовать никаким политическим или религиозным партиям, группам или организациям, а также никакому иностранному правительству, проповедующему ненависть к государству Израиль, его гражданам или жителям, как еврейским, так и нееврейским".
Что касается пришельцев, то гуманное отношение к ним не должно переходить в их право нарушать общественный порядок и законы страны и, тем более, не должно позволять им действия, вредные или враждебные еврейскому государству. Опыт государства Израиль, к сожалению, диктует необходимость законоположения следующего содержания:
"Гражданство любого жителя Израиля будет аннулировано, если он/она:
(а) занимается деятельностью, направленной на нанесение ущерба безопасности и благополучию Израиля, такой, как участие в террористической организации, чьей целью является убийство людей или уничтожение собственности в Израиле;
(б) помогает или способствует любому террористу, который совершил или планирует совершить любой акт насилия против Израиля, его еврейских или нееврейских жителей;
(в) защищает или поддерживает любых людей, группу или страну, которая призывает к насилию против Израиля;
(г) является членом любой политической партии или организации, которая отвергает право Израиля на существование в качестве еврейского государства.
Мы полагаем, что публикация этого ответа на ваше письмо в определенной мере компенсирует наше упущение.
С уважением
Лидер ХАЗИТ Барух Марзель
Глава идеологической
комиссии ХАЗИТ проф. Пол Эйдельберг
г.Иерусалим, "..." февраля 2006 года"
Конец полученного письма.
На вопрос, заданный в моем письме, получен исчерпывающий ответ. Представляют самостоятельный интерес некоторые пояснения, которые отдельно добавил в примечаниях проф. Пол Эйдельбергу. Вот они:
"А. ХАЗИТ - законопослушная партия. Права всех граждан государства должны быть защищены, однако права сочетаются с обязанностями, одной из которых является лояльность государству, защищающему эти права.
Б. Соответственно, ХАЗИТ считает (как теперь и депутат от НДИ Юрий Штерн), что следует ввести для всех граждан клятву в верности еврейскому государству, каковым является Израиль. Правда, ХАЗИТ считает необходимым продумать эту клятву таким образом, чтобы она не нарушала принцип свободы самовыражения.
В. ХАЗИТ принимает во внимание Закон о гражданстве от 1952 г., который утверждает лояльность как существенный элемент гражданства и национальной принадлежности. Часть 1, раздел 5(в) гласит, что до предоставления гражданства посредством натурализации претендент на гражданство должен сделать следующее заявление: "Я заявляю, что буду лояльным гражданином государства Израиль".
Г. ХАЗИТ принимает во внимание часть II, раздел 11 (а)3 Закона о гражданстве, который предписывает, что любой гражданин Израиля может быть лишен гражданства, если он/она "совершил акт, деяние, связанное с нелояльностью по отношению к государству". В американском конституционном праве раздел 11 (а)3 считался бы "лишенным содержания в связи с расплывчатостью формулировки", вследствие неточности термина "акт". (Следует отметить, что последний пункт совпадает с Основным законом: о Кнессете, который запрещает наличие партий, отрицающих еврейский характер государства.)
Д. Относительно предлагаемой для всех граждан Израиля клятвы в лояльности государству, следует иметь в виду следующие факты:
1. Процитировав анти-израильские заявления арабских депутатов Кнессета, таких как Талеб Асана (который восхвалял террористов-самоубийц и призывал к продолжению этой деятельности), АбдулМалек Дахамше (который называет израильских арабов, осужденных за убийство евреев, "узниками совести"), Азми Бишара (который превозносит "Хизбаллу" в качестве модели для израильских арабов в их сопротивлении Израилю), Мухаммед Бараке (который призывал израильских арабов участвовать в "палестинском насилии против Израиля), один из постоянных авторов "Джерузалем пост", Эвелин Гордон пишет (16.4.2002): "Таким образом, если заявления арабских депутатов Кнессета действительно отражают мнение их избирателей (арабские партии тогда имели 10 мест в 120-местном Кнессете), то напрашивается неизбежный вывод, что подавляющее большинство израильских арабов активно или молчаливо поддерживают насилие против евреев Израиля
2. ХАМАС, победив на выборах в ПА, видит себя в качестве представителя также и арабских граждан Израиля - об этом заявил корреспондентам в Катаре глава политического отдела ХАМАСа Халед Машаль. Израильские арабы, сказал он, являются одним из главных моторов, стимулирующих движение всего Израиля в "Палестину". В частности, Машаль сослался на роль израильских арабов в усилиях с целью затопить Израиль арабами посредством "права на возвращение".
3. Высказывание хамасовского лидера в Катаре не были выражением некой новой позиции. В декабре минувшего года предвыборный ролик ХАМАСа превозносил арабов-граждан Израиля за то, что они стремятся разрушить страну "изнутри".