Один мой сотрудник любит приговаривать: "Война войной, а обед все равно по расписанию!". Вот и я собрался вернуться к теме, тем более, что получил по ней ряд замечания и предложения от разных читателей. Скажу честно, не так густ был урожай, как хотелось и ожидалось, и не так много было в нем плодов серьезных размышлений по теме, но отбросив всякие язвочки, сравнивающие меня с некими Менахем-Мендлами, олимами из строителей, предлагавшими немедленно по приезде в Израиль заняться строительством Третьего Храма, выложу карты на стол, чтобы с кое-какими цифрами в руках доказать серьезность моего предложения и его реальзуемость, при наличии политической воли. Ведь главное возражение экономического характера, это, как всегда: "Нет денег!".
Итак:
Ограниченный контингент
Сделав ряд оценок, полагаю, что предлагаемый проект охватит не так уж много народу, думаю, тысяч 50-100. Причем, эта цифра имеет тенденцию к уменьшению. Большая алия давно позади, новой не предвидится. Основной контингент ныне прибывающих репатриантов - сравнительно обеспеченные люди из развитых стран, для которых в принципе не актуальны проблемы наших олим, ограбленных умирающим советским режимом и нищими его наследниками. Если же говорить об олим из слаборазвитых стран, "эфиопах", например, то их изначальный образовательный уровень и уровень заработков таковы, что вряд ли они нагрузят государство, если мое предложение будет принято.
Более того, как это ни печально, наш специфический секторальный контингент потенциальных пенсионеров естественным образом убывает, так и не дождавшись пенсий...
Немного скучной цифири
Сначала - о пенсионном обеспечении пожилых людей, ни одного дня в Израиле не работавших. (Данные сайта Института национального страхования Битуах Леуми http://www.btl.gov.il/).
Битуах Леуми выплачивает абсолютно всем гражданам Израиля, достигшим пенсионного возраста, пособие по старости "Кицбат зикна" (КЗ) в сумме 1159 шк. в месяц (все цифры здесь и далее - в расчете на одиночку, для других вариантов семей см. на сайте). Кроме этого, при выполнении некоторых, достаточно кабальных условий выплачивается "Ашламат ахнаса" (АА) - надбавка до прожиточного минимума. На сегодняшний день сумма этих двух выплат не может превышать 2181 шк. Одним из кабальных условий является ограничение денежных накоплений, включая накопления в пенсионных кассах и фондах. На сегодняшний день условием получения АА является сумма накоплений не более 28608 шк.
В среднем, такое накопление в пенсионном фонде обеспечит пенсионеру примерно 200 шк. в месяц от фонда. С другой стороны, работая на минимальной зарплате, для накопления такой суммы требуется примерно 3.5 года, а получая среднеизраильскую зарплату, вообще - чуть больше полутора. Таким образом, накопив эти злополучные 28 тысяч, работник лишает себя АА, заменив ее в 5 раз меньшей суммой. Либо для зарабатывания той же тысчонки АА, но уже в виде пенсии, он должен проработать, выплачивая в пенсионный фонд, 8-18 лет, облегчая, правда, государственное бремя наполовину.
Естественно, голь, которая на выдумки хитра, особенно, если это "йехудим-хахамим", как-то выкручивается из этого положения. Получается, например, что лучше до выхода на пенсию, даже с драконовскими налогами, выбрать деньги из пенсионного фонда и истратить их, с тем, чтобы сохранить за собою право на АА. Ушлый народ находит и другие способы. И государство все равно выплачивает таким пенсионерам их пару тысяч. При этом: не смей, пенсионер, иметь накоплений свыше нормы, о чем уже говорилось, не имей автомобиля, езди за границу, даже для лечения, не когда и на сколько тебе надо, а когда позволим! Государство - хозяин, а следовательно - барин...
В то же время, КЗ - базовая и "неприкасаемая" для государства часть пенсии имеет опции на увеличение. Например, по 2%, за каждый год стажа сверх 10 лет (но не более 50%), на 5% - за каждый год задержки выхода на пенсию после достижения пенсионного возраста...
Мое предложение так же лежит в логике этих возрастаний, дополняя их с учетом специфики "ограниченного контингента". А цель в том, чтобы, в принципе, увеличить базовую часть государственной выплаты - КЗ, в среднем, до уровня тех же двух тысяч, естественно, дифференцированно, в зависимости от стажа и квалификации.
При таком подходе новая нагрузка на государственный карман, если и появится, то незначительная, ибо оно по-прежнему будет выплачивать практически те же суммы. Однако, пенсионер сможет получать дополнительную пенсию от фонда, подрабатывать, если есть силы и возможность, ездить в собственном автомобиле и отыхать за границей, когда вздумается. Иначе говоря, человек будет себя чувствовать более твердо на ногах.
Как писали когда-то на советских плакатах, кажется, про сберкассы: "Мне и государству выгодно!"
Что касается пунктов предложения о компенсации пенсий, украденных у нас странами исхода и о пособии на приобретене недвижимости, то о них, на мой взгляд, было достаточно ясно сказано в первой статье.
Прилагаю оформленный мною на советском бюрократическом языке (другим, к сожалению, в полной мере не владею) проект Положения.
Ну, кто берется протолкнуть, господа законодатели?
Проект
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ГРАЖДАН, РЕПАТРИИРОВАВШИХСЯ
В ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
В ПОЖИЛОМ ТРУДОСПОСОБНОМ ВОЗРАСТЕ
Настоящее положение распространяется на граждан Государства Израиль, репатриировавшихся в соответствии с Законом о возвращении в возрасте 45 лет и старше (мужчины) или 40 лет и старше (женщины).
Положение распространяется на наемных работников, достигших пенсионного возраста и имеющих необходиый стаж работы в Израиле и устанавливает порядок начисления пособия по старости "Кицват зикна", выплачиваемого Институтом национального страхования (Битуах Леуми, далее - БЛ) и пособия на приобретение недвижимости, выплачиваемого Министерством строительства.
--
Критерии
--
Для начисления пособия по старости "Кицват зикна" по данному положению репатриант должен иметь стаж работы в Израиле не менее 70% времени от даты репатриации и до даты достижения пенсионного возраста, но не менее 3 и не более 20 лет.
--
Продолжительность стажа работы определяется как период времени, в течение которого лицо, достигшее пенсионного возраста (далее - пенсионер), выплачивало взносы в БЛ ("мас Битуах Леуми"). Если при достижении пенсионного возраста пенсионеру недостает стаж для осуществления критериев, изложенных а п.1.1., и эта недостача составляет менее 1 года, пенсионер имеет право внести взнос в БЛ за недостающий период, исходя из среднего взноса за последние 6 месяцев работы. В этом случае недостающий срок прибавляется к фактическому трудовому стажу.
--
Базой для начисления являются минимальная величина пособия по старости "Кицват зикна", действующая на момент начисления, а также все общие правила ее увеличения на общих основаниях (в зависимости от превышения минимального стажа, выхода на пенсию после превышения пенсионного возраста и т.п.). После перерасчета по указанным в п.2 правилам пособие по старости "Кицват зикна" считается базовой частью пособия по старости и, при необходимости, дополняется пособием по обеспечению прожиточного минимума ("ашламат ахнаса") на общих основаниях.
--
Размер пособия по старости "Кицват зикна"
--
Производится расчет пособия по старости "Кицват зикна" на общих основаниях.
--
Значение пособия по старости "Кицват зикна", рассчитанное согласно п. 2.1., увеличивается на 5% за каждый год стажа свыше 5 лет, проработанный пенсионером в Израиле.
--
Гражданам Израиля, доказавшим наличие не менее 25-летнего стажа работы в странах исхода и не получающим пенсий из стран исхода, пособие по старости "Кицват зикна", рассчитанное согласно п.2.2., увеличивается на шекелевый эквивалент 100 USD.
--
Гражданам Израиля, получившим в Израиле подтверждение документов о высшем или среднем специальном образовании и работавшим в Израиле на должностях, требующих соответствующего образования, значение пособия по старости "Кицват зикна", рассчитанное согласно п.2.3., увеличивается за каждый месяц работы по специальности:
--
Для лиц с первой академической степенью - на 0.5%;
--
Для лиц со второй академической степенью - на 1.0%;
--
Для лиц с третьей и более высокими академическими степенями - на 2.0%.
--
Пособие на приобретение недвижимости
--
Граждане Израиля, перечисленные в преамбуле настоящего положения, чья суммарная пенсия, включающая пособие по старости "Кицват зикна", расчитанное согласно п.2 а также другие пенсионные выплаты (государственная пенсия, из пенсионной кассы и т.п.), не превышает утроенного минимального значения "Кицват зикна", приобретшие в собственность жилье и к моменту выхода на пенсию выплатившие его стоимость не менее, чем на 70%, имеют право на дополнительное пособие от министерства строительства до планового срока завершения выплат ипотечных ссуд. Это пособие не влияет на размер пособия по обеспечению прожиточного минимума ("ашламат ахнаса"), в случае получения его пенсионером. Размер пособия - 30% от общей суммы, выплачиваемой пенсионеру БЛ.