В каталоге райзепутешествий в разделе Голландия 28-летний Роберт написал (перевод с немецкого): "В Амстердаме я хожу в церковь. Но не за тем, чтобы молиться, а чтобы веселиться - в некогда церкви здесь теперь дискотека. За это я люблю этот город - амстердамцы потрясают меня снова и снова. Эта дискотека выиграла Night Life XS Award 2007 за лучшее местоположение. Увидимся..." Видеться ни с ним, ни с дискотекой желания не возникло.
Автобус остановился около Центральной станции и все разбрелись в поисках впечатлений. Потоптавшись в нерешительности на месте, я одиноко поплелась туда, где, судя по карте, должен был быть центр. Хотелось медленно пройтись, всматриваясь в людей, дома, саму жизнь.
Амстердам - город на день-два, но не больше, жить там нельзя. Центр кишит как муравейник, гвалт на всех языках мира, и только с раза пятого можно попасть на голландца, способного объяснить дорогу. В своей либеральной терпимости голландцы, кажется, потеряли уже собственное лицо. Все можно. Свобода. Анархия.
Порноатрибутика центра переваливает все границы - она везде: в витринах, на вывесках, уличных скульптурах. Захожу в магазинчик, внешне совсем ничем не напоминающий секс-шоп, а что внутри? - средних лет пара, присев на колени, перебирают вешалки с кожаным в металле бельем, рядом мадам в шляпе ищет глазами по полке с тем, чего ей, видимо, так сильно не хватает...
Воздуха! Передо мной блестит на солнце неширокий канал Амстела. К береговым оградам привязаны велосипеды, узкие тротуары плотно заставлены столиками кафе, тесно друг к другу сидят их посетители за кружкой пива или чашкой кофе. Время от времени прозванивает трамвай, сигналят велосипедисты. Меня нет, я такой же муравей, как все кругом. Вдруг в сумке завибрировал телефон - из Москвы мне писали, что ждут и положили денег на карту. Как радостно! Меня кто-то помнит, ждет, заботится. Где-то я кому-то нужна.
Хватит! Нужен глоток культуры - и я направляюсь в ту часть города, где сосредоточены 2 главных художественных музея - Ван Гога и Рейксмузеум. Билет не по-щедрому дорогой - 10евро плюс 7евро аудиоэкскурсия. Но зато на русском и с книжкой в подарок. Рейксмузеум невелик - останавливаясь даже у каждой картины, осмотр займет часа 2. Но шедевры мастеров достойны почтения. Портреты Рембрандта, Вермеера, вкусные натюрморты, морская державность, сельские идиллии и сцены из крестьянского быта - прелесть. Дельфтский фарфор, так похожий на нащу Гжель, и кукольные домики, в который хочется вглядываться, не слезая с подставки, и лбом ударяюсь в толстое музейное стекло, побудив смотрительницу встрепыхнуться. Уже объявляют, что через полчаса музей закроется, и я понимаю, что побывать у Ван Гога не светит. Усладив взгляд высоким искусством, выплываю на улицу, от рассеянности не могу собразить, откуда пришла и где место встречи для последнего рывка по местам искусства низкого, коим не меньше славен Амстердам.
Но солнце еще высоко, и на улицах еще большее оживление - к прочим прибавились выползшие с работы амстердамцы. Я возвращаюсь обратно в центр и вхожу в лабиринт ресторанных кварталов. Ищу, где приземлиться, но, раз уж я в Голландии, надо что-то Dutch. Официант, устав объяснять, где Dutch, проводит меня сквозь здание - идя по узкому коридору, кидаю взгляд на кухню - люди в белых халатах суетятся вокруг стола, ничего, кроме своей сковороды, не видя, в этой бурлящей кузнице снеди. Где-то тут и ты, один из них, подкидываешь вверх жарящийся кусок мяса, и пальцы твои бегают от плиты к мойке, от ножа к тарелке. А глаза устремлены в предмет творения, один из множества в ряду повторений.
Углубленный, вытянутый внутрь интерьер едальни. Я сажусь около окна, которого нет - фрамуга поднята вверх. Как на улице, только под крышей. Мимо идут, едут, катятся на велосипедах. На противоположной стороне Eetcafe, De Blauer Hollander - я в них не была, но я их знаю. В этом шуме улицы и кипящего масла раздавался мой далекий звонок.
Мы встречаемся, чтобы группой пройтись по ночным достопримечательностям Амстердама. Гид еще что-то лопочет про дамбы, центральный вокзал, велосипедную стоянку на число с множеством нулей мест в 5 этажей, но все хотят уже чего покрепче - мы движемся в кратор разврата. Просто так, совсем по-будничному в витринах показались девицы - они корчили рожи, пританцовывали, курили и завлекали прохожих. Прохожие делятся на два вида - одни здесь с познавательной целью, другие - с потребительской. Глаза последних с животным блеском блуждают от окна к окну.
Устав, заходим в кофешоп. Их здесь один за другим в ряд. Из экономии места так же, как ресторан, вытянут внутрь: в ряд выставлены маленькие столики, с другой стороны - стойка с табуретами, посередине проход. Мы берем кофе, но ради интереса иду вглубь к бару. За стеклом на полках выставлены в прозрачных банках, как у нас в продуктовом гречка, рис и макароны, травка всех родов с пояснительными надписями. Уже догнавшийся бармен с широко открытыми глазами и пирсингом в губе взвешивает зелье на маленьких электронных весах, в лицах покупателей радость предвкушения. Наблюдая из фрамуги кофешопа плохо скоординированное и неадекватное передвижение некоторых молодых людей, становится страшновато за свою безопасность и их будущее.
Напоследок еще два культурологических шока - мужской пластиковый туалет на 4 места посреди улицы (круглый в диаметре, с четырьмя стоячими местами спиной к прохожим) - как несправедливо, что не придумали что-нибудь подобное для дам! И, в догонку отбывающим туристам, Музей секса по дороге к вокзалу с приветственным метровым фаллосом у входа - открыт, в отличие от Ван Гога, до 12 ночи, и цена вполне народная - 3 евро.