Елена: другие произведения.

Село Пежма Архангельской области

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 6, последний от 01/11/2016.
  • © Copyright Елена
  • Обновлено: 27/09/2012. 8k. Статистика.
  • Обзор: Россия
  • Иллюстрации: 20 штук.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:

       Познакомьтесь: проект ОБЩЕЕ ДЕЛО. Возрождение деревянных храмов Севера www.obsheedelo.ru
       Проект объединил людей, неравнодушных к судьбе северных святынь, и направлен на восстановление и консервацию храмов и часовен Архангельской и Вологодской областей.
       На Севере сохранилось (в той или иной степени) еще множество деревянных храмов и часовен, удивительных по своей красоте. В советские годы многие из них уничтожались, раскатывались по бревнам, служили клубами, складами, оставались в запустении, поэтому важно сохранить то, что осталось, сделать все возможное, чтобы состояние храмов не ухудшалось (отремонтировать кровлю, закрыть окна, заменить сгнившие венцы в основаниях).
       За последние несколько лет Общим делом было проведено несколько десятков экспедиций на Север, в ходе которых исследованы более 100 деревянных храмов и часовен, во многих наведен порядок, установлены иконы, отслужены молебны, определено состояние храмов, составлен перечень необходимых работ, полностью восстановлены несколько храмов и часовен, проводятся аварийные работы. Ведется миссионерская деятельность, привлекается местное население, устраиваются субботники, особое внимание уделяется тем святыням, вокруг которых складывается приход и находятся жители, готовые заботиться о его сохранении, следить за ним, быть на связи с Москвой.
       Активисты Общего дела подыскиваются через сайт, где желающие оставляют анкету. По возможности сами оплачивают проезд, жилье выделяют местные власти (сельский клуб, старый дом, т.п.), питание закупает организация. Работа не оплачивается, люди едут мотивированные. Во главе каждой экспедиции руководитель, которому можно верить, который радеет за каждую копейку и стремится возвратить ее обратно в фонд, на новое благое дело (организация существует на пожертвования). Экспедиции проводятся только летом, и это понятно - север. На одной из них, в августе этого года, побывала я. Путь наш лежал в село Пежму Вельского района Архангельской области. В ходе экспедиции наша группа из пяти человек покрыла рубероидом шатёр часовни святых Зосимы и Савватия Соловецких (основавших в XV веке Соловецкий монастырь и канонизированных в 1547 году), что в деревне Середняя (другое название - Семеновская). Середней ее прозвали потому, что она средняя, посередине между двумя другими деревнями. По сути работы носили консервационный характер: необходимо было защитить памятник от влаги, предотвратив его дальнейшее разрушение. Следующим этапом должна стать реставрация луковки: местами доски и листы железа на ней полностью сгнили, цепи креста не крепятся.
      В советские годы часовня была превращена в зернохранилище, что было не самой худшей участью: строение по крайней мере покрывали новой кровлей, что сохранило ему жизнь. Внутри часовня крепкая, дерево выглядит совсем как новое, но утрачены все иконы, а холсты, украшавшие стены и паруса , срезаны в 1990-х годах. Чтобы вдохнуть в часовню благодатную атмосферу храма, в прошлом году были повешены несколько современных икон. На внешней стене висит пустой киот для престольной иконы, подтеки почерневшего дерева сами рисуют то лик Христа, то Троицу, то Зосиму с Савватием.
       В селе нас поджидал председатель с хорошей фамилией Трапезников. Как ни забавно, по-советски звучит его должность, он отец села. Гоняет по бездорожью со скоростью под 100, успевая на ходу заметить пьяного мужика и отчитать его, а потом наставить на путь истинный и его жену. Он живо распорядился, поселив нас в бывшем здании администрации, хотел согласования действий и спрашивал, какой нужен материал. Рубероид привез в багажнике своей девятки, а гору досок свалил у часовни самосвал с лесопилки. Однажды, когда мы с Машей угуляли от часовни через поле в соседнюю деревню, встретили там его машину, и он позвал нас показывать свое хозяйство - огород, ульи, пруд с карасями, баня, дом.
       Местные называли нас "десантом" из Москвы. Наша функция, помимо строительной, была привлечь внимание местных жителей к их историческому наследию - памятникам, которые у них на глазах разрушаются. Москва для них - место, где есть Кремль, Путин и откуда приходят указания, поэтому интерес москвичей к забытой почти всеми часовне, хотя бы ей и было 200 лет и она была памятником архитектуры, культовым сооружением, заставляет взглянуть на нее иначе. В таких экспедициях местное население само приходит и предлагает свою помощь. Наша же часовня располагалась у деревни, в которой почти нет местных жителей, в основном дачники из Архангельска или Вельска, а на зиму остаются только парочка экстремалов (зимой заходят волки). Но зато с этими-то дачниками нам повезло. Первая, с кем мы познакомились, была баба Лида, она пришла в день поминовения святых Зосимы и Савватия Соловецких (21 августа) и собиралась, как в прежние годы, прочесть акафист на улице перед часовней, но мы сделали это внутри. Баба Лида приглашала нас на обед, угощала чаем с вареньем, предоставляла свою кухню для готовки обеда. Она хлопотала у стола, все время нам что-то рассказывая, а когда мы начали есть, вдруг совсем замолчала и молчала до тех пор, пока мы не кончили (традиция у старого поколения). Потом к ней присоединились Людмила и Вячеслав, они два дня подряд подвозили нам к часовне горячий обед, соленья, компоты, - это трогало нас до глубины души.
       В углу бабы Лидиной кухни висел предмет, в котором сложно было узнать коромысло: это была не длинная палка, на которую вешаются ведра, а короткое коромысло, чуть шире плеч, по обеим сторонам к которому привешены металлические прутья, загнутые снизу, и уже на них вешаются ведра. На улице можно найти бесхозные предметы утвари - печные чугунки и кадки из деревянных дощечек, окольцованные ободами (как плотно должны были соединяться дощечки, чтобы хранить в них соленые огурцы, квашеную капусту, прочее!).
       На Севере все из дерева - дома, часовни; каменные валуны, образовавшиеся неизвестно как давно, клались предками в качестве фундамента, опор под строения. У входа в часовню была традиция класть большой плоский валун-ступеньку. Вообще часовни строились повсеместно и, по-видимому, это не было роскошью. Они могли сооружаться жителями одной (нескольких) деревень вскладчину, были еще "обетные" часовни: крестьянин в беде (например, в болезни) давал обет, что, если выздоровеет, построит часовню, и, выздоравливая, строил ее. Традиционный дом - стоящий на высоком (до 2 м.) подклете большой терем из двух теплых комнат (по 3 и 2 окна на улицу, плюс боковые окна; часто окна выходили также на зада - в бесконечные поля). Холодные сени и сарай для скота пристроены к дому. В один такой дом, полуразрушенный, мы залезли, и были приятно удивлены сохранившимися в хорошем состоянии лавками по периметру всей комнаты (очевидно, на них не только сидели, но и спали), полкой для посуды, в которую тарелки ставились "стоя" красой на виду, встроенной угловой полкой с дверкой и киотами в обеих комнатах. Ощущения от созерцания уцелевшей старины потрясающие.
       Заборы в деревнях Севера несут эстетическую функцию, они низкие, тычки редкие, а часто заборов вообще нет. Баба Лида владеет 30 сотками земли и определяет границу с соседями так: "Вон там, до березы"! Грядки после подмосковных кажутся случайно разбросанными, как будто ждущими, что их выровняют и упорядочат. Но, несмотря на более северное расположение, при правильном уходе растет все то же, что и в Подмосковье. Вологодский край - край коров и молока.
       В области ежегодно в июле проводятся массовые крещения, большинство крестящихся - взрослое население. Для этого из города приезжает священник, но самое удивительное то, что крестят в реке Пежме, как при Владимире. Фотографии этого мероприятия можно посмотреть на www.pezhma.ru (сайт посвящен в основном восстановлению главной обители Пежмы - каменного Богоявленского храма, но содержит также интересную информацию по краеведению).
       За четыре полных работы дня мы завершили кровлю шатра, а на пятый были приглашены на освящение креста часовни ап. Петра и Павла в селе Капустино Верховажского района Вологодской области. Реставрационные работы в этой часовне начались в 2010 году по инициативе местных жителей и при поддержке Общего дела. Радостно было видеть, насколько преобразилась за это время часовня: похожая на полуразрушенный сарай ( http://obsheedelo.ru/index.php?category=data&webpage=74 ), она стала теперь красавицей, устремившей вверх купол и ажурную звонницу, был найден, выпрямлен и восстановлен свергнутый крест (см. последнее фото к тексту). После освящения отец Александр пригласил нас к себе домой на трапезу, я в первый раз была в гостях у священника.
       Это был мой второй опыт волонтерства в жизни, и если с первого я сбежала (см. Англия), то на этот раз я была счастлива там каждую минуту.
       Август 2012
  • Комментарии: 6, последний от 01/11/2016.
  • © Copyright Елена
  • Обновлено: 27/09/2012. 8k. Статистика.
  • Обзор: Россия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка