В 1429 году на берег Большого Соловецкого острова приплыли Савватий (монах Валаамского монастыря) и Герман, их путь длился 2 дня (сейчас это 2 часа). Савватий был уже стар, и Герман вызвался сопровождать его. Первым делом они поставили крест, потом соорудили келью и перезимовали в ней первую зиму. В 1435 Герман уплыл на материк, чтобы запастись съестным, а когда вернулся, Савватий уже умер. Позже на острове появляется третий монах - Зосима, присоединяются и другие отшельники. Так закладывается Соловецкий монастырь, а преподобные Савватий, Герман и Зосима Соловецкие считаются его основателями. Мощи всех трех хранились в монастыре до основания в нем Соловецкого лагеря, когда они были перенесены в музей краеведения, а потом перевезены в Александро-Невскую лавру (Петербург). Вернулись на Соловки в 1992 при патриархе Алексии II.
Братия монастыря постепенно увеличивалась, но наивысшего расцвета монастырь достиг при митрополите Московском и всея Руси Филиппе (в миру Федор Степанович Колычев, 1507-1569). Он был сначала игуменом Соловецкого монастыря и проявил себя как отличный руководитель: так, при нем начато строительство каменного кремля, который мы сейчас и видим, приезжая в монастырь (до этого все было деревянное). Слава Филиппа достигла Москвы и ушей Ивана Грозного. Он вызвал его возглавить московскую кафедру (стать митрополитом), отказаться было нельзя. Филипп поехал. Вскоре начинается опричнина, и Филипп открыто критикует ее, попадает в опалу, отправлен в ссылку в тверской Отроч Успенский монастырь. Там его удушит Малюта Скуратов. В 1652 при патриархе Никоне мощи перевезены в Москву, хранятся в Успенском соборе Кремля.
Через несколько веков, в 1920 году монастырь ликвидирован, монахи разогнаны, ценности реквизированы. Здесь располагается СЛОН - Соловецкий лагерь особого назначения, советская машина по уничтожению инакомыслия. До 1939 рядом с убийцами, ворами, шпаной, рецидивистами сидят "политические" - духовенство, белое офицерство, контрреволюционеры, эсеры, научная и творческая интеллигенция, крестьяне. Это самые печальные годы Соловков.
В 1942-45 гг на Соловках располагается школа юнг. Мальчишки 14-15 лет с образованием 6-8 классов, зачастую приписывая себе бОльший, чем есть, возраст, по рекомендациям комсомольских организаций стремятся попасть туда. Три набора в военный период с обучением по году, выпускались специалисты-боцманы, электрики, радисты, рулевые. Кадры ковались невидимо для летавших над Севером фашистов: жили в землянках в лесу, под накатными крышами. Среди выпускников - писатель Валентин Пикуль. После войны школа юнг переведена в Кронштадт. Мы видели ямы, оставшиеся от землянок. В.А. рассказывал, что бывшие юнги уже стариками возвращались на Соловки, чтобы встретиться, ходили к тем местам и опознавали места своих землянок.
В 1967 создан Соловецкий музей-заповедник, в 1974 реорганизован в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник. В конце 1980-х создается церковный приход, в 1990 (25 октября) - возобновление Спасо-Преображенского ставропигиального (подчиняющегося напрямую патриарху) мужского монастыря. Август 1992 - перенесение мощей преп. Савватия, Германа и Зосимы Соловецких из Петербурга.
Весь Соловецкий архипелаг - объект всемирного наследия ЮНЕСКО.
Часть 4
Соловецкий Кремль (территория монастыря) представляет собой выстроенный из огромных камней-валунов (иногда по несколько метров и по несколько тонн) замкнутый прямоугольник, с одной стороны заостренный, в форме носа корабля. Нужно понимать, что он строился не только как монастырь, но как крепость, и имел оборонительные функции, которые потом пригождались. Когда стоишь под стенами монастыря, обязательно приходит в голову вопрос - "как все это строили?". А строили, используя систему наката: после первого ряда камней делали накат изо льда или из песка, по нему затаскивали второй слой камней, и так дальше ввысь. Пространство между большими валунами заделывали камнями поменьше, кирпичами, крепили цементным раствором. Во время Крымской войны к Соловкам подошла эскадра англичан: они хотели пополнить запасы продовольствия. Монастырь отказал, те стали палить по нему из пушек, но ядра отлетали от стен, аки резиновые мячики. Не солоно хлебавши, недруги уплыли на соседний Большой Заяцкий остров, где находился монастырский скит, порезали там стадо баранов, разграбили склады и уплыли. Это к вопросу о прочности стен кремля.
Монастырь стоит на берегу Белого моря возле бухты Благополучия, а за ним, с обратной стороны (с моря не видно) - пресное Святое озеро. Уже давным-давно монахи соединили озеро и море так, что вода из озера протекала по подземному каналу через всю территорию кремля и впадала в море. За счет перепада высот вода там и поныне хлыщет с огромной силой. Это обустройство обеспечивало: 1) подачу пресной питьевой воды 2) работу прачечной, бани 3) приводило в движение мельницу. Зерно на острова всегда завозили (там из-за каменистой почвы вырастить его нельзя); за время путешествия оно отсыревало, сначала его просушивали в специально продуваемом теплым воздухом помещении-сушиле, потом мололи на мельнице, приводимой в движение потоком воды. Вообще все как-то очень умно было устроено. Все очень ориентировано на климат. И во всем чувствуется: чтобы выживать, людям приходилось много сил тратить на то, чтобы не замерзнуть, прокормиться, обустроить быт. Например, экскурсовод вводит всех в небольшую темную комнату с одной дверью на улицу, спрашивает, что это была за комната. "Дровница, склад, темница" - гадает народ. И никто не может угадать, что это была огромная печь, в которую телегами свозили дрова, поджигали, и теплый воздух распространялся по специальным внутристенным проходам, обогревая помещения монастыря.
Уже несколько лет подряд в кремле ведутся восстановительные работы - стучат, пилят, сверлят с утра до вечера. Некоторые церкви и другие помещения все еще не отреставрированы, не говоря о более чем половине келий. Туристы осматривают несколько храмов, трапезную (она всего на несколько кв. метров меньше, чем в московском Кремле), хозяйственные постройки, несколько круглых башень кремлевских стен, в которых стоят еще пушки. Внизу этих башень были темницы, ведь на протяжении всей своей истории монастырь использовался и как тюрьма. Попадали сюда всякие революционеры, анархисты, мятежники, не принимавшие церковную реформу Никона. Там обдумывали свое поведение и дворяне, например, несколько особо своевольных пращуров Пушкина. Самым престарелым узником Соловецкой тюрьмы был Калнышевский Петр Иванович, кошевой атаман Запорожской Сечи 1690 года рождения - участник русско-турецких войн второй половины XVIII в., генерал-лейтенант русской армии, награжденный Екатериной II двумя золотыми медалями... В 1775, в связи с упразднением Запорожской Сечи, был взят и отправлен на Соловки. Заслугами и присылаемым с родины вспоможением снискал к себе уважительное отношение тюремщиков, и все же сидел в одиночной камере 3 кв.м. на протяжении 25 лет, выпускаемый на улицу лишь в дни больших праздников - Рождества, Пасхи, Преображения. В 1800 (ему уже 110 лет), освободившись, не едет домой: там его уже никто не помнит. Проживает еще 2 года в монастыре и умирает. В монастырском дворе стоит его бюст, повязываемый украинским рушником. С Украины на Соловки приезжают гости, оставляют венки, ведь там умирали и их предки (особенно в годы СЛОНа). Сейчас каждодневно на монастырских службах молятся за Украину, называя происходящее старым словом "смута".
Везде на Соловках стоят огромные деревянные кресты. В бухте Благополучия крест стоит даже посреди воды, на помосте из камней. На суше - в огромных бревенчатых срубах (как колодезные), заполненных камнями. Кресты огромные, несколько метров высотой, выполненные из цельного ствола, отесанного и украшенного резьбой.
Как уже говорила, на Большом Соловецком острове огромное количество пресных озер. Когда-то давно монахи стали соединять их каналами. Теперь катание на лодках по каналам - одна из экскурсий. Есть пУстыни (например, Филиппова пустынь, Савватиева пустынь, др.) - места, куда монахи уходили уединиться для молитвы. Есть скиты - "подворья" монастыря, разбросанные по соседним островам, там тоже жили монахи (о них - в следующей части).
Соловецкий сувенир - это изделия из бересты, дерева, шитье и вышивка, каргопольская керамическая игрушка, козули (маленькие с глазурью прянички), много литературы, иван-чай, разные травяные сборы, мармелад из агар-агара. Селедка, ламинария (морская капуста), черника, грибы, мидии. В монастыре - как всегда, церковная лавка, и ларек с пирожками и монастырским квасом и морсом.