Аннотация: О первых днях работы на верфи Dubai Drydocks.
Общество без цветовой дифференциации штанов не имеет будущего
Кин-дза-дза
Первый день. Новое место, другие люди, да и все другое.
Охрана на воротах задала классический вопрос "Куда?". Пароль не спрашивали, просто показали где располагается здешний отдел кадров, именуемый Personnel Department. Там проторчали около часа и получили первый опыт общения с местным персоналом. Нет, не с арабами - их тут мало, работают они, в основном в госучреждениях, а с индусами. С непривычки понять что говорят оные представители человечества крайне трудно - акцент у них просто кошмарный. С горем пополам получена ID карта, на которой кроме имени-фамилии и должности еще указывается и национальность, следующий шаг - знакомство с прямым начальством. Неторжественная церемония прошла очень быстро, после чего клерк написал каждому заказ на спецодежду и отправил на склад. Получены оранжевые комбинезоны (это почти за год до оранжевой революции дома), вручены белые каски, очки и ботинки, которыми можно охотится на мелких животных. Сначала к этой обуви испытываешь просто отвращение - выглядит э-э-э не очень и тяжелая, но потом привыкаешь. Процесс привыкания ускоряется в те минуты, когда надо под здешним солнцем лазить по строящемуся судну. Температура - около 60 градусов, металл нагрет прилично, тут-то и радуешься толстой подошве этих ботинок.
На руки получаешь один комбез, на двух других в течение пары дней нашивают твое имя или фамилию и ID-номер. Не так давно стали еще нашивать и занимаемую должность - сразу понятно с кем имеешь дело.
Еще предстоит пройти три веселых стадии посвящения в работники:
- Safety & Firefighting - инструктаж по безопасности и тренировка тушения пожаров
- Induction - краткий экскурс в историю предприятия, ознакомление с его достопримечательностями по карте
- Trade Test - тест на профпригодность, достаточно ли ты квалифицировав, чтобы делать разную дребедень
Удовольствие это растягивается на три дня, причем необязательно в такой последовательности.
Забыл рассказать про тайм-карту. Здесь ты сам себе табельное отделение, пришел на смену - пробил карту, ушел - пробил. По карте тебе насчитывают отработанное время. Если ты не "офицерский состав" - то есть не в белом комбезе - в день обязан отработать девять часов. Обед в эти девять часов не входит, то есть ушел на обед - продырявил карту, пришел - еще раз продырявил. То есть в день карта бьется четыре раза. Разве что в выходной можно позволить себе вольность и выйти на полдня, впрочем, не всегда. Это относится к Engineering Dept, где я работаю, в остальных все жестче. А просьба пробить чужую карту может выйти боком. И не одним. Если вычислят, то по голове не погладят. Особо афишировать никто не будет, но начальник припомнит это не один раз. И не два. Шутки шутками, но можно и в маргарин попасть.
Safety & Firefighting
Полезная вещь, что и говорить. Подробно излагают каким огнетушителем какой тип пожара тушить, разъясняют значения разных предупредительных табличек и урывками показывают что бывает с теми, кто не соблюдает технику безопасности. Зрелище не для слабонервных. С безопасностью жестко, за нарушение техники безопасности могут и уволить. Бывали тут и случаи с разными исходами. О самой большой трагедии предприятия можно прочесть в интернете - года три назад в одном из доков прорвало батапорт и вода хлынула, сметая все.
На инструктаже это производит впечатление гораздо сильнее, чем при прочтении.
В целом, весь инструктаж сводится к следующему: если хреново соблюдаешь технику безопасности, то все хреново кончится.
Коротко и ясно. Есть еще одно неприятное обстоятельство. По заводу нужно ходить в полном обмундировании - кобмез, каска, очки и ботинки. За нарушение можно схлопотать так называемый deduction - взыскание. Оно зависит от того, на кого из проверяющих нарвешься. Я однажды имел неосторожность снять очки, тут же был остановлен одним товарищем, который меня просто предупредил о возможных последствиях и объяснил что очки лучше не снимать. А могло все обернуться и three days deduction - три дня работаешь на благо цивилизации задаром. И это только из-за того, что снял очки.
Firefighting
Интересное мероприятие. Особенно когда при здешней жаре бегаешь то с огнетушителем, то с пожарным рукавом на плече. Правда, было одно развлечение - со стационарного брандспойта на набережной поливать окрестности водой. Струя приличная, сразу появилось желание направить ее в толпу. Или устроить дождь.
По окончании - маленький тест, вопросов на тридцать. Закрепление усвоенного материала. Результат - отметка в обходном листке, эдакой пародии на зачетку.
Induction
Здесь вкратце рассказали историю DD, перечислили цеха, выдали военную тайну в виде размеров доков и количества обслуживаемых судов. На этом Induction'e и приходит осознание того, что попал на планету Плюк в галактике Кин-Дза-Дза. Здесь по цвету комбинезона, каске и наклейке на каске можно определить из какого департамента человек и кто он в этом департаменте. Нашивка должности на комбинезоне заметно упрощает процесс, хотя и снижает эффект. Общие принципы цветовой дифференциации штанов, то есть комбезов, такие:
зеленый - уборщики / cleaner
синий - рабочие / worker
красный - пожарные / fireman оранжевый - форманы, драфтсмены или техники foreman/draughtsman/work preparator/technic/charge hand
белый - сеньоры, инженеры, менеджеры и иже с ними sr.foreman/sr.draughtsmna/sr.work preparator/engineer/manager/staff
Цвет каски и ее наклейки указывают на департамент.
Белая - инженеры, менеджеры, драфтсмены, клерки, стажеры (Engineer/Manager/Draughtsman/Clerk/Trainee)
Зеленая - корпусный цех / Steel Shop
Зеленая с желтой полосой - сборочный цех - корпус / Fabrication Dept.
Желтая с коричневой полосой - электроцех / Electrical Dept.
Синяя - механический цех / Machine Shop
Оранжевая с белой полосой - деревообрабатывающий цех / Carpentry
Это краткий список, но и его достаточно для того, чтобы представить себе здешнюю ситуацию. Так и определяем, кто перед кем сколько раз приседать должен. И сколько раз говорить "ку". Цак в носу пока не требуют. Хотя кто знает...
Последний аттракцион для новоприбывших - тест на профпригодность, он же Trade Test. Он требуется не в каждом департаменте, но в Engineering без него никуда. Не знаю, продвергаются ли такой проверке инженеры. Драфтсменам же мимо этого не проскочить. Мне рассказывали что раньше этот тест был строгим мероприятием, его завал был чреват поездкой домой. Сейчас на тест смотрят сквозь пальцы, за прошедшие два года никого не отправили за нехватку исходных знаний. Впрочем, описание ситуаций, за которые могут отправить домой, достойно отдельной главы, хоть и небольшой.
Наш заезд благополучно завалил этот тест, переписав все друг у друга, в результате чего получились одинаковые работы. После просмотра плодов коллективного творчества начальник вызывал к себе по одному и беседовал о прежней жизни, особенностях работы и интересовался что же из теста действительно сделал ты. Никто обратно не уехал. То есть, не уехал досрочно.
Вот и закончилось посвящение в драфтсмены. Если посмотреть в словарь, то слово "draughtsman" переводится как "чертежник". Но не все так просто. Как показали дальнейшие события, в слово "драфтсмен" здесь заложен совсем иной смысл. Об этом - в отдельной главе.