Аннотация: Впечатления о музыкальном концерте, где прекрасные музыканты играли прекрасную музыку...
Вечер в "Равинии"
"Равиния" - старейший летний музыкальный фестиваль Америки, в 2004 году он будет отмечать свое 100-летие. А еще "Равиния" - летняя резиденция Чикагского симфонического оркестра. В течение лета этот прославленный коллектив дает на этом фестивале около 25 концертов. Но я хочу рассказать сегодня о концерте, не связанном с Чикагским симфоническим оркестром, но тем не менее произведшим на меня неизгладимое впечатление уровнем исполнителей и прозвучавшей музыкой. Я имею в виду концерт, состоявшийся в Равинии 7 августа. Концерт этот назывался "Вечер латиноамериканской музыки", на нем прозвучали, в основном, бразильские мелодии. Программа концерта объявлялась прямо со сцены самими музыкантами.
Королем вечера стал всемирно известный виолончелист Йо-Йо-Ма. Мне казалось, все остальные инструменты служили лишь фоном для волшебного звука его виолончели. Он и начал этот концерт, сыграв дуэт с пианисткой Катрин Скотт. Он вообще не уходил со сцены, играя то с бразильскими гитаристами-виртуозами, братьями Серджио и Одаиром Ассад, то аккомпанируя бразильской джазовой певице и гитаристке Розе Пассос, то в составе ансамбля вместе с выходцем из Кубы, кларнетистом Пакито Д'Ривейрой. (Упомянем также прекрасного бразильского ударника Сиро Баптисту и контрабасиста Нильсона Матту.) Йо-Йо-Ма родился в Париже 7 октября 1955 в семье музыкантов. Он начал занятия музыкой в возрасте четырех лет и через год дебютировал, играя на крошечной скрипке-восьмушке. Одаренность ребенка была столь очевидной, что его заметил великий скрипач Исаак Стерн, а один из лучших педагогов-виолончелистов своего поколения Леонард Роуз принял десятилетнего Йо-Йо-Ма в свой класс в Джульярдской музыкальной школе в Нью-Йорке. На сегодняшний день Йо-Йо-Ма выступил едва ли не со всеми знаменитыми оркестрами мира и записал с ними самые известные виолончельные концерты. Он играл в ансамблях с самыми выдающимися музыкантами нашего времени, а репертуар виолончелиста простирается от Баха до новейших произведений. Им записано огромное количество музыки в самых разнообразных стилях: старинная, классическая, современная, в содружестве с джазовыми и рок музыкантами, авангард. Он был участником нескольких экзотических проектов. Чего стоит, например, его концертная программа, посвященная воссоединению Гонконга с Китаем, а также выступление и запись альбома с Бобби МакФеррином. Несколько лет назад он создал новый музыкальный ансамбль "Шелковый путь", состоящий из музыкантов Центральной и Восточной Азии. С этим ансамблем он приезжал в Чикаго. (Надо сказать, что Йо-Йо-Ма любит Чикаго и часто посещает его с концертами. Вообще, городу повезло. В каком-то смысле Чикаго избалован приездами знаменитостей, происходит даже некое пресыщение, но это видно скорее по главному залу классической музыки - Orchestra Hall. В прежние годы зал был заполнен до отказа, а в этом сезоне свободные места бывали даже на самых интересных концертах. На фестивале в "Равинии" в этом отношении все как надо. Аншлаги продолжаются!) Сегодня Йо-Йо-Ма с таким же успехом играет бразильскую музыку с латиноамериканскими музыкантами. И никогда музыканту не изменяет его исключительное чувство стиля.
Йо-Йо-Ма оказался в длинном списке прославленных музыкантов, которых пленила красота и многообразие бразильской национальной музыки. (Список открыл Артур Рубинштейн еще в начале прошлого века.) Состоявшийся вечер дает полное представление об этой музыке. Поневоле начинаешь завидовать музыкантам: "как умеют эти руки эти звуки извлекать"...
Звучали в этот вечер и популярные песни, и танцевальная музыка, гитарные произведения Серджио Ассада, трагические пьесы Валдира Азеведо, пронзительные мелодии Антонио Карлоса Джобима. Но самыми известными композиторами, чьи произведения исполнялись в этот вечер, были, конечно, Эйтор Вила-Лобос и Астор Пьяцолла. Мы как бы путешествовали из Бразилии - страны Вила-Лобоса в Аргентину - страну танго и Пьяцоллы.
Тврчество Вила-Лобоса - одна из вершин латиноамериканской музыки. Дапазон его очень широк - от монументальных симфонических полотен до небольших вокальных и инструментальных миниатюр. Его произведения ( а их более тысячи) носят ярко выраженный национальный характер. Вила-Лобос горячо верил в преобразующие возможности музыки, он был страстным популяризатором бразильской музыки во всем мире.
Великий аргентинец Астор Пьяццолла положил начало тому, что сам же назвал впоследствии "великим преобразованием танго", которому посвятил пятьдесят лет своей жизни. Благодаря ему танго обогатилось классической полифонией, джазовыми гармониями и в конце концов вырвалось из танцзалов на волю, превратившись в серьезную музыку - в так называемое nuevotango.
В XX веке это была одна из самых дерзких попыток по-новому осмыслить популярную музыкальную традицию, недаром ее сравнивают с гершвиновским преобразованием джаза. Бережно обращаясь с музыкальным материалом, доставшимся ему в наследство, Пьяццолла сумел вычленить суть танго и создал новый жанр высокой музыки, заслуживший повсеместное признание. У Пьяццоллы неизменно сквозит печальное осознание трагизма повседневности. Эта непреходящая грусть, безусловно, связана с вечной неприкаянностью самого композитора. Подобно Малеру Пьяццолла мог бы назвать себя "трижды изгоем": аргентинец, выросший в Америке; приверженец танго в мире классической музыки и джаза; авангардист, вызывающий раздражение даже сторонников традиционного танго. На вечере были исполнены два его произведения, а апофеозом стало исполнение на бис его "Либертанго", причем инициатором его исполнения стала даже не публика, а неугомонный Йо-Йо-Ма. Казалось, ему жаль расставаться с прекрасной музыкой, и он продлевал счастливые мгновения. Он даже обратился к публике со словами: "Если вы не возражаете, мы сыграем вам еще два произведения..." Щедрость музыкантов была по достоинству оценена зрителями, и их долго не отпускали со сцены. Это был великолепный концерт, настоящий праздник Настоящего Искусства.
Все без исключения музыканты продемонстрировали прекрасный звук, искренность, какое-то особое изящество и уважение к исполняемой ими музыке.
Одним словом, если вас там не было, то вы много потеряли.
На прощание позволю себе один совет: господа, ходите в "Равинию"!