Как говорит мой учитель рав Й. Шварц, газету читают и - выбрасывают (газета ежеминутна, сегодняшня: завтра - сегодняшние новости уже вчерашние); книга же может остаться навсегда. Ее читают и ставят на полку, чтобы вновь вернуться...
Я просмотрел тему "Наши учителя", получил сведения о подобной же теме, открытой намного раньше Эйтаном, и пришел к выводу, что это не только занимательно, но и очень поучительно.
Эти "перлы", бриллианты "русского разговорного", отношения к воспитанию молодежи - так характерны для той страны, откуда мы вышли. Как они не старались оболванить, сломать, выкорчевать человеческое из подопечных, все же евреи каким-то чудом (всегда нас сопровождают чудеса) сумели не только остаться личностями, но и сохранить в себе крупицы того вечного, что дано нашему народу. Слава Б-гу...
Я буду публиковать так, как это существует в оригинале, может быть, чуть-чуть подправляя. Поэтому, если кто-то из участников не желает, чтобы его было опубликовано (или под начальной буквой, или под другим ником), то должен обратиться ко мне лично или через эту тему.
Обращаюсь ко всем участникам с просьбой вспомнить еще и еще (а, может быть, рассказы других людей, учителей, соучеников, друзей, знакомых) и написать мне лично или в эту тему. Очень стоит "оставить в истории"...
И еще хотелось бы начать (продолжить) отдельную тему о "хороших учителях".
Были и Учителя, которые оставили положительный след в нашей памяти, а, может быть, и изменили нашу судьбу. Таких дорогих людей нельзя забывать. Память о них должна идти через нас и к нашим потомкам.
Я никогда не забуду учителя физики и математики, Наума Матвеевича, который научил меня думать и выбирать главное в жизни. Уже перед смертью во время нашей предпоследней встречи в Иерусалиме он сказал: "Я никогда не был учителем". Слава Б-гу, что он никогда не был советским учителем!
Один преподаватель неврологии (крупная личнгость с гривой седых волос) в мед. институте как-то публично в нашей учебной группе сказал: "Молодой человек, вы черезрур активны. Видимо, это черта характера вашего народа... У вас будет незаурядное будущее... И о гипнозе не забывайте..." Ни о каком гипнозе тогда я не имел и понятия. Но, вот пришлось выполнять пожелание...
УЧИТЕЛЯ СШ им. КОРОЛЕНКО
В нашей школе тоже были необычные учителя, имена некоторых у меня выветрились из памяти. Был интереснейший тип, преподававший нам географию. Видимо, он любил свой предмет и рассказывал о нем увлеченно, зажигая и наши детские умы. Мы часто на других уроках путешествовали по географическим картам мира, играли в игры, используя названия стран, континентов, столиц. У меня он вызывал ассоциации со знаменитым жюль-верновским Паганнелем. Звали мы его "Горным козлом", почему - не знаю, может быть, из-за легкой походки. Он был филателистом, и, видимо, известным. По слухам, его потом убили из-за коллекции марок. Или мрачный, видимо, отсидевший за белорусский национализм, приличный антисемит - учитель белорусского языка. На своих уроках он общался только по-белорусски, которым больше половины класса не владела. Его сын Эдик, учившийся классом ниже, позже стал печатающимся писателем. Английский язык нам преподавала еще и русская учительница Зинаида Николаевна с типичной еврейской фамилией. В ней чувствовалось благородство "голубых" дворянских кровей. Только здесь в Израиле я узнал, что она была внучкой классика русской литературы - Достоевского. Судьба хорошо посмеялась над этим антисемитом. Его внучка была "замужем" за евреем, да еще того типа, о котором не хочется и вспоминать. Еще была порядочная антисемитка, учительница русского языка и литературы, которая почему-то хвалила мои сочинения и пыталась заставлять меня на литературных вечерах декламировать и даже петь, что было для меня, застенчивого еврейского мальчика, невыразимой мукой. В дальнейшем я "отомстил" ей, занимаясь добровольно тем, чему она меня принуждала. Была еще учительница химии, заставлявшая нас зубрить наизусть ее предмет.