Эрлих Эдуард Натанович: другие произведения.

Железо - Металл Индустриального Века

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Эрлих Эдуард Натанович (edwarderlich@comcast.net)
  • Обновлено: 15/06/2009. 61k. Статистика.
  • Статья: США
  • Оценка: 5.42*7  Ваша оценка:


      

    Э. Эрлих

    ЖЕЛЕЗО - МЕТАЛЛ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ВЕКА

    Мише Хейфецу - школьному товарищу, израильскому журналисту,

    давшему идею написания этого очерка

      
       Ни одно описание роли минерального сырья в истории не может считаться полным, если не будет включать обзора истории железорудных месторождений. [Author ID2: at Tue Nov 18 09:51:00 2008 ]
       Железо - воплощение индустрии. Его использование характеризуется массовым спросом. Характерная для железа необходимость массового производства продукции обусловила тесную зависимость открытия и особенно освоения месторождений от создания необходимой инфраструктуры, в частности, сети дорог обеспечивающих возможность строительства и вывоза готовой продукции к потребителю. Так что важнейшим элементом их истории является создание крупных индустриальных компаний, способных обеспечить стабильность собственности, финансирования, сбыта продукции, и, желательно, полный цикл металлургического производства от добычи руды до выплавки и первичной обработки металла
       Железо один из самых распространенных элементов на Земле. Материал, который мы называем железом, даже в простейшем случае представляет собой сплав железа как химического элемента с углеродом. И свойства металла резко меняются в зависимости от соотношения этих двух элементов. При концентрации углерода менее 0.3% получается пластичный тугоплавкий металл, за которым и закрепляется название его основного ингредиента - железа. При концентрации углерода более 2.14% получается чугун. Металл хрупкий, легкоплавкий, удобный для литья, но не поддающийся обработке ковкой. При концентрации углерода более 0.3%, но менее 2.14% получается сталь, которая в отличие от железа и чугуна поддается закалке, в ходе которой приобретает большую твердость.
      
       Потребность в железе теснейшим образом связана с развитием и освоением технологии его производства и методов обработки. [Author ID1: at Mon Dec 22 13:28:00 2008 ]
       Железные орудия резко увеличили производительность труда. С применением железных топоров рубка деревьев ускорялась в 3 раза по сравнению с медными топорами и в 10 раз по сравнению топорами каменными. И, конечно же, железо давало огромные преимущества при использовании в производстве вооружений. Недаром в первую очередь железо использовали имперские державы древности - Ассирия и Рим. Так что игра стоила свеч, создание технологии выплавки и обработки железа сулило огромные преимущества. Так начался Век Железа, длящийся уже несколько тысячелетий. В ходе его железо последовательно становилось металлом мечей, панцирей и колесниц, металлом рельсов и стальных кораблей, и, наконец, металлом космических ракет и шаттлов, но это по-прежнему был Век Железа. В ходе этого процесса, естественно, менялись требования к металлу, технология его производства. В соответствии с изменением технологии менялись и требования к месторождениям железных руд. [Author ID3: at Sat Apr 25 17:05:00 2009 ]
      
       Век Железа пришел в разные районы по-разному и в разное время. Широкое применение железа в промышленности стало возможным только после разработки промышленных (или ремесленных) методов его обработки, обеспечивающих получение нужных свойств металла. История железорудных месторождений может быть понята только с учетом одновременного влияния всех этих факторов.
       В Средиземноморье Железный Век пришел от хеттов, которые первые освоили производство железа. Производство железа стоило дорого, дороже сем золото. Поэтому оно было недоступно для массового производства. Оно было материалом, из которого изготовляли культовые предметы, дорогие подарки. В Дели стоит колонна, изготовленная в IV-V веке до н. э. из железа. Хеттский царь выслал Рамзесу Второму в подарок корабль, груженный чистым железом и железный меч. Гомер в 23-й песне Илиады упоминает о том, что Ахилл подарил железный диск дискоболу, победившему на соревнованиях, на поминках его друга Патрокла. [Author ID3: at Sat Apr 25 17:03:00 2009 ]
      

    Месторождение, посланное небом

      
       По иронии истории Железный век впервые пришел к самым "примитивным" племенам. Железо впервые пришло к людям, в буквальном смысле с неба в виде железных метеоритов. Указания на "небесное" происхождение железа сохранились в самом названии металла во многих языках. Точное подтверждение метеоритного происхождения во всех случаях четко устанавливается по характерному для метеоритов железо-никелевому составу металла. Проблемы с метеоритным железом состояла в его редкости и исключительной трудности его обработки.[Author ID3: at Sat Apr 25 17:04:00 2009 ]
       [Author ID3: at Sat Apr 25 17:03:00 2009 ]
       Самое поразительное месторождение метеоритного железа, разрабатывавшегося в течение 10,000 лет, было обнаружено в Гренландии. В 1818 году английская экспедиция Джона Росса встретила в Гренландии в районе мыса Йорк иннуитов, пользующихся железными орудиями. При этом во всем регионе какие-либо признаки железного оруденения отсутствовали. Источник железа для изготовления орудий оставался неясен вплоть до 1894 года, когда американская экспедиция Роберта Пири обнаружила три огромных железных метеорита (Тент, весом 31 тонна, Женщина, весом 3 тонны, и Собака, весом 0.4 тонны). Иннуиты тщательно скрывали местонахождение источников железа и только благодаря хорошим отношениям с местным населением и богатым подаркам, в частности ружьями, Пири смог уговорить одного из них проводить его на остров Савиксоах, где они находились. Транспортировка метеоритов заняла три года. Для нее Пири соорудил первую и единственную в Гренландии железную дорогу. В итоге метеориты были доставлены в порт Бруклин штата Нью-Йорк, и Пири продал их за 40,000 долларов Ньюйоркскому музею естественной истории, где они хранятся по сей день. Позднее была сделана еще серия находок. В 1913 году был найден еще один обломок весом 3.4 тонны, названный Савик I. Летом 1955 года один геолог нашел обломок весом 48 кг, названный им Туле. В 1961 году был найден обломок весом 7.8 кг, названный Савик II. В1963 году датским ученым Вангом Бухвальдом был обнаружен двадцатитонный обломок названный Агпалилик (Человек), ныне хранящийся в геологическом музее Университета Копенгагена (Дания). И, наконец, в 1984 году охотники на полуострове Джеремайа обнаружили обломок, весом 250 кг, названный Тунорпут. Общий вес всех найденных в Гренландии обломков составляет 58.2 тонны. Это - "остаточные" после 10,000 лет эксплуатации запасы этого совершено уникального месторождения.
       Состав всех найденных обломков характерен для железных метеоритов. Помимо железа они сдержат значительное количество никеля (7.58%), примеси галлия (19.2 ппм), германия (36.0 ппм), иридия (6.0 ппм). Сравнение состава обломков привело Бухвальда к выводу о том, что обломки, найденные у мыса Йорк, идентичны обломкам, найденным у древнего поселения на полуострове Кнуд в Канаде. Обломок весом 1.6 кг, названный Акпоньон, был, по всей видимости, привезен сюда за 600 км.
       Метеоритный дождь произошел 10,000 лет назад, с тех пор иннуиты в течение тысячелетий широко пользовались метеоритным железом для изготовления ножей, наконечников стрел и гарпунов. Они приходили к этому месторождению за десятки и сотни километров. Вместе с этим метеоритным дождем Век Железа начался для арктических племен намного раньше, чем для остального человечества. Можно с уверенностью сказать, что орудия, сделанные из упавшего с неба железа помогли иннуитским племенам выжить в суровых условиях Арктики. Человеческая культура едина и сохранение каждого её элемента имеет непреходящее значение для всего человечества.
      

    БОЛОТНОЕ ЖЕЛЕЗО. НАЧАЛО ЖЕЛЕЗНОЙ ИНДУСТРИИ

      
       Главным источником железа в Северной Европе являлась так называемые болотные железные руды, сформировавшиеся в болотах на постледниковых равнинах. Здесь, в ходе так называемой субатлантической фазы оледенения, создались условия благоприятные для осаждения большого количества окислов и гидроокислов железа. Руды были представлены гетитом и лимонитом. Они были расположены прямо на поверхности, и можно было просто собирать их или, учитывая их пористую текстуру добывать их просто лопатой. Особенности состава, в частности гидратированность железа, давали возможность получать первичный субпродукт губчатое (или кричное) железо.[Author ID2: at Tue Nov 18 11:22:00 2008 ] Прямо на месте,[Author ID2: at Tue Nov 18 11:22:00 2008 ] в ямах,[Author ID2: at Tue Nov 18 11:23:00 2008 ] в ходе разработки, оно прогревалось, перемешанное с древесным углем и позднее ковкой перерабатывалось в чугун.
       Остатки рудников, добывавших болотную руду, найдены в Южной Англии в районе Уинд и в области Форест-оф-Дин, в Юрском хребте во Франции и Рейнском бассейне Германии. В Швеции до XVIII века включительно крестьяне выплачивали часть феодальной повинности кричным железом, которое они сами изготовляли.
       В России болотные руды вплоть до XVI века были главным источником железа, в частности для крупнейшего центра металлической промышленности в районе Тулы к югу от Москвы.
      

    Секреты изготовления булата[Author ID1: at Thu Dec 18 13:12:00 2008 ]

       Если классическая Греция может считаться высшим воплощением бронзового века, то воплощением века железного, безусловно, является Древний Рим. Но прежде, чем римляне стали изготовлять из железа свои доспехи, и знаменитые короткие римские мечи произошло одно очень важное событие. Армия Александра Македонского вошла в Индию и столкнулась с армией царя Пора. Великий хорезмиец Аль-Бируни (973-1048) писал, "Никогда не было народа, который лучше разбирался бы в отдельных видах мечей, чем жители Индии". Будучи твердыми и прочными они одновременно обладали большой упругостью и вязкостью. Клинки легко перерубали железные гвозди и в то же время свободно изгибались на 900-1200. На панцире царя македонские мечи не оставляли ни вмятин, ни царапин. По свидетельству историков древнее европейское железное оружие было настолько мягким, что после двух-трех ударов уже гнулось и приходилось отходить, чтобы выправить клинок. Европейские мечи делались из недостаточно упругих и мягких низкоуглеродистых типов стали. Естественно, индийское оружие казалось европейцам чудом.[Author ID1: at Mon Dec 22 13:37:00 2008 ]
       Первым процессом обработки железа было его прокаливание, закалка.[Author ID2: at Tue Nov 18 11:37:00 2008 ]
      
       Первоисточник технологии изготовления булата остается неизвестным - с одной стороны говорится, что секрет его изготовления был занесен в Пенджаб кузнецами племен, пришедшими с Гималаев с другой о том, что он был завезен с Цейлона. Так или иначе, технология приготовления булата была завезена в Сирию, где он стал известен как дамасская сталь. Слитки литого булата в виде разрубленных лепешек вывозились в Дамаск. Но индийская сталь стоила очень дорого, и сирийские мастера изобрели сварной булат, создав первый в истории композиционный материал, состоящий из частиц твердой углеродистой стали в матрице из мягкой низкоуглеродистой стали. Славу этих клинков крестоносцы разнесли по всей Европе. Отсюда секрет булата был завезен в Андалузию и был использован готскими мастерами для изготовления клинков, получивших название толедских. Та же технология использовалась при изготовлении самурайских мечей. В середине XIX века секрет изготовления булата был заново открыт русским металлургом Павлом Аносовым.
       Освоение производства булата открыло путь для широкого применения железного оружия. Оно стало основой вооружения римской армии и без преувеличения дало возможность Риму покорить тогдашний мир.[Author ID3: at Sat Apr 25 17:05:00 2009 ]
      

    Месторождения несколько раз решившие судьбы Европы

      
       Речь идет о железорудных месторождениях северо-западной Испании в Кантабрийских горах близ Бильбао. Испания играла роль сырьевого придатка Рима. Здесь налицо были все составляющие для интенсивного развития горнорудной промышленности - богатые месторождения, легко разрабатывавшиеся открытым способом, даровая рабочая сила - рабы, и, кроме того, они были удобно расположены на берегу реки Нервион, в 6 милях от берега океана. Это обеспечивало легкость транспортировки руды.
       Именно эти месторождения были основным поставщиком железной руды, из которой делались короткие римские мечи и панцири римских воинов - основное вооружение римских легионов, обеспечивших все римские завоевания.
       [Author ID3: at Sat Apr 25 17:06:00 2009 ]
       Еще Плиний Старший в своей Естественной Истории писал о том, что горы в Кантабрии целиком сложены железом. Образ целиком сложенных железом гор просто выражал обилие руд. Именно эти месторождения и послужили основным источником железа для вооружения римской армии. из нее делались короткие римские мечи и панцири римских воинов - основное вооружение римских легионов, обеспечивших все римские завоевания. Но это было лишь началом поразительной истории этих месторождений. Когда арабы захватили почти всю Испанию эти месторождения остались на крошечном плацдарме оставшимся в руках христиан. Руда из района Бильбао использовалась толедскими мастерами для производства булата, секрет изготовления которого они заимствовали у своих противников-арабов (кто с мечем придет тот от меча и погибнет). Европа была спасена от арабского завоевания сталью из железа месторождений Калабрии. Из него же были выкованы мечи реконкисты. [Author ID2: at Wed Nov 19 07:20:00 2008 ]
       Начиная с XVI века, железные руды Бильбао постоянно вывозятся в Англию. В елизаветинские времена использование металла, произведенного из руды Бильбао, становится столь обычным, что искаженное название города "Бильбо" употребляется Шекспиром в Гамлете и Виндзорских проказницах для обозначения железных кирас. Позднее испанская руда стала основой английской черной металлургии, созданной в центре угольных месторождений Уэльса и Англии.
      
       Спрос на эту руду особенно вырос, в связи с применением бессемеровского способа производства стали. Только теперь, после многих веков истории разработок, месторождения стали впервые разрабатываться в больших масштабах. За 1899 год вывоз руды в Англию составлял почти 4 млн. тонн, в Германию - 0.5 млн. тонн и около 75,000 тонн руды было вывезено в Соединенные Штаты. Разработка в этот период велась на не менее чем 204 рудниках. Месторождения отрабатывались карьерами, реже короткими горизонтальными выработками.
       Рудная минерализация приурочена к верхнемеловой толще и отчетливо контролируется известняками. Линейно вытянутые рудные тела имеют неправильную форму. Максимальная длина рудных тел составляет 2 мили при ширине до 5/8 мили. Минерализация представлена гематитом, в поверхностных условиях замещаемым лимонитом. В нижних частях рудоносной толщи присутствуют горизонты сидерита, слои которого, залегающие согласно с известняками представлялись Ф. Адамсу первичными рудами. Содержание железа варьировало 64% для гематитовых руд, другой тип руды содержит до 55-58% железа. Генезис руд остается неясным. Уже упоминавшийся Ф. Адамс (1902) считал, что образование их в основном связано с процессами формирования третичной коры выветривания, однако вполне вероятно, что концентрации железа связана с гидротермальной деятельностью.
      

    Переход на ископаемые угли

      
       Знаменитое железорудное месторождение Кируна является важнейшей частью группы железорудных месторождений (Кирунаваара, Луосавара, Туоллувара), расположенных на севере Швеции. Расположенная в стране лаппи (саами),[Author ID3: at Sat Apr 25 17:07:00 2009 ].[Author ID3: at Sat Apr 25 17:07:00 2009 ] Кируна в переводе "гора куропаток" никому не была нужна до тех пор, пока в середине XIX века не началась массовая индустриализация Европы.
       Первые разработки железных руд в районе Кирунавары относятся ко времени отступления ледников около 6000 лет назад. Здесь бок о бок существовали племена саами и финнов. Первые шведы пришли с юго-востока из района Масугнсбин, где в 1647 году были основаны первые железорудные рудники. Поселения первых горняков датируются началом XVII столетия, когда отмечается начало разработок руды Кируны. В 17 километрах от Кируны в долине реки Томе сохранилась церковь, строительство которой было закончено в 1607 году. В 2007 году приход Яккусярви отметил свое 400-летие.
       Тогда один за другим во всех промышленных странах Европы возникли крупные металлургические комбинаты. Возникновению и росту этих комбинатов предшествовал переход черной металлургии с древесного угля на каменный уголь и начало массового применения доменного процесса выплавки железа. Все они строились в центрах угольных бассейнов и должны были работать на привозной железной руде. Огнедышащие драконы этих комбинатов надо было кормить. Вот тогда-то взоры и обратились к этому забытому богом району северной Швеции. Однако его освоение целиком зависело от создания инфраструктуры.
       Освоение Кируны стало возможным именно в это время благодаря разработанному новому "томасовскому" методу получения железа из руд с высоким содержанием фосфора. Кроме того, именно в это время одновременно в Англии, Германии и России, разрабатываются новые методы выплавки стали, обеспечивающие ее высокую устойчивость к термальным нагрузкам. Так появляются названия "сталь Круппа", "шеффилдская сталь" и "Обуховская сталь".
       Собственно никто в Швеции толком не понимал значимости Кируны. Так что когда верхняя палата шведского риксдага принимала решение, которое, как сейчас общепринято считать, явилось решающим моментом шведской истории о строительстве железнодорожной линии Офотен (иначе называемой рудной линией) от Лулео на юге через Галливааре и Кируну к норвежскому порту Нарвик на севере. Решение о строительстве вызывало насмешки в верхней палате парламента - "Стоит ли тратить огромные деньги, строя дорогу и мосты только чтобы обеспечить доставку нескольких грузов масла и или куропаток?". Действительно, руда Кируны была нужнее Англии, чем Швеции. Черная металлургия Англии задыхалась без руды. Поэтому правительство Великобритании послало 4000 английских военных моряков, чтобы проложить дорогу от Лулео до Кируны и обеспечить транспортировку руды к морю. Первый поезд, ведомый машинистом-англичанином, прибыл в Лулео 12 марта 1888 года. Но, конечно же, именно шведский король Оскар II открыл железнодорожную линию в 1903 году. Ранее, в 1900 году он же официально утвердил план города Кируна. Уже к 1910 году население Кируны составляло 7500 человек, а к 1971 году оно достигло 31,000 человек. После открытия железнодорожной линии поставки кирунской руды были почти целиком переориентированы на Германию. Руда Кируны стала неотъемлемой частью стали Круппа. Все вооружение германской армии, как в Первую, так и во Вторую мировые войны, стало возможным только благодаря этой руде. Для того, чтобы гарантировать эти поставки, Германия оккупировала Норвегию и Швеция сохранила свой нейтралитет во Вторую мировую войну.
       Сегодня годовой объем продукции Кируны составляет 18 миллионов тонн и рудник считается крупнейшим подземным рудником мира.
       Рудное тело Кируны достигает 4 км в длину и прослежено выработками на глубину 1.5 км. Руды содержат 67% железа. Количество фосфора и серы крайне невелико. Рудное тело сложено преимущественно магнетитом с небольшим количеством гематита. До 30% составляет апатит (флюоапатит). В акцессорных количествах присутствуют актинолит, кварц, кальцит, хлорит, Месторождение сформировалось 1.8-1.9 миллиардов лет назад как часть кольцевого комплекса кварцевых порфиров, кератофиров и кварцевых кератофиров, прорывающего архейские гнейсы и протерозойские зеленокаменные толщи. Имеются две гипотезы образования руд: магматогенная, за счет кристаллизации рудного магнетитового расплава и эксгаляционная, в ходе кристаллизации из высокотемпературных магматических газов. В целом магнетитовая минерализация типа Кируны вписывается в модель магнетит-апатит-редкоземельных месторождений (Fe-P-Nb-REE), ассоциирующихся с ультраосновными-щелочными массивами, в частности на стадии, формирования камафоритов (или фоскоритов, в зависимости от выбранной терминологии) предшествующей образования собственно карбонатитов. Крупнейшим месторождением этого типа является Баян Обо во Внутренней Монголии, главный поставщик железной руды для индустриализации Китая, Ковдорское месторождение (Кольский полуостров), Магнет Ков, (Арканзас, США) и относительно небольшое магнетитовое месторождение Онгкучах, располагающееся во внешней зоне крупнейшего карбонатитового массива мира Томтор (северо-западная Якутия). Образование мономинеральных апатит и магнетитовых руд, по всей видимости, является результатом ликвации магмы нельсонитового (магнетит-апатитового) состава, в результате которой обособились два самостоятельных расплава отвечающих магнетитам и апатитам.
      

    Два человека, создавшие металлургию юга России

      
       С переводом своей металлургии с древесного угля на каменный Россия опоздала примерно на 100 лет. Уральский металл вполне обеспечивал нужды главного потребителя железа - армию. Леса на среднем Урале пока хватало., а каменного угля нужного качества там наоборот не было. Так что нужды в переходе на новую технологию особой не было.
       В середине XIX века, в связи с массовым строительством железных дорог, спрос на сталь резко вырос. Один за другим возникают центры черной металлургии в Германии, Бельгии, Англии. Во всех этих случаях металлургические заводы строились в центре угольных бассейнов, дававших металлургический кокс. Железная руда была привозной. Железоделательные заводы Урала работали на древесном угле. Не удивительно, что металлургическая промышленность юга России зародилась в центре Донецкого угольного бассейна (Донбасса). Но строительство осложнялось отсутствием технических кадров, инфраструктуры и устойчивого финансирования. Русские предприниматели не решались вкладывать деньги в незнакомое дело. В связи с этим русское правительство дало концессию пяти русским и британским компаниям. В 1866 году князю Кочубею была выдана концессия на постройку завода по изготовлению железных рельсов из местных материалов.
       Положение изменилось, когда сюда в 1869 году приехал английский металлург и финансист Джон Джеймс Хьюз. Приехав в Донбасс, он купил у князя Кочубея концессию на строительство рельсопрокатного завода. Он привез с собой 70 квалифицированных рабочих. Им платили невиданные по тем временам деньги 80 рублей в месяц. Но после первой же суровой зимы из этих 70 человек осталось лишь трое. Из местного населения нанимают только чернорабочих, каменщиков и плотников. Все управленческие и высококвалифицированные работы выполняются исключительно британцами. Необходимое оборудование было завезено на 8 кораблях в ближайший порт - Таганрог, откуда транспортировалось за 60 миль к месту строительства на волах
       Из-за большого веса печного оборудования колеса запряженных волами возов во время сезона дождей увязали в грязных дорогах.
       Родившийся в 1914 году в Южном Уэльсе Хьюз в 1860 году стал членом правления директоров Милвиллской инженерной компании. Он изобрел установку для первых броненосцев, обратившую на себя внимание представителей российского Адмиралтейства. Это создало ему высокую репутацию в русских правительственных кругах. Воспользовавшись установленными связями, Хьюз завязал контакты с Россией.
       Хьюз приехал в Россию с четырьмя сыновьями, построил в имении помещицы Смольяниновой кузницу и начал планировать строительство металлургического завода. Он быстро ассимилировался на новом месте, завел новую семью. Само имя его было русифицировано. Теперь он назывался Юз, Иван Иванович Юз. И поселок его имени, который в английской транскрипции по сей день пишется как Хьюзовка, стал называться Юзовкой. Впрочем, и название Юзовки продержалось лишь до 1923 года. В течение нескольких месяцев он именовался Троцк, а в 1924 году получил имя Сталино. В каждой национальной республике СССР как выражение преданности Вождю должен был появиться город его имени с национальным окончанием (к примеру, по-русски - Сталинград, по-таджикски - Сталинабад, по-армянски Сталинакан). Так возникло "украинское" имя Сталино, продержавшееся до 1961 года, когда город стал называться Донецком.
       По впечатлениям очевидцев Хьюз в быту и стиле управления предприятием сочетал черты средневекового английского барона и российского землевладельца и заводчика.
       Летом 1869 года Хьюз начинает активно скупать земли в Екатеринославской губернии, в том числе в верховьях реки Кальмиус. В том же году начинается строительство металлургического завода и поселка, позднее названного Юзовкой.
       Хьюз заключил с русским правительством договор о создании "Новороссийского общества каменноугольного, стального и рельсового производства " для развития горной и металлургической промышленности, а также строительства железнодорожной ветки.
       Русское правительство безвозмездно уступило новой компании казенные земли с богатыми залежами каменного угля поблизости от Харьковско-Азовской линии железной дороги и дает ссуду в 500,000 рублей, чтобы соединить завод с общей сетью железных дорог. Хьюзу предоставляется право беспошлинного ввоза оборудования из-за границы и выплата премий за изготовленные рельсы в течение 10 лет на общую сумму в 1.5 миллиона рублей.
       Современник событий горный инженер Фолкнер в книге "Каменный уголь и железо России" писал: " После столь щедрых льгот, дарованных Юзу, едва ли кто-либо решится на юге России затратить капитал на железное дело, ибо будет находиться в невыгодном положении сравнительно с великобританским счастливцем".
       "За очень короткое время он создал Компанию с капиталом 300,000 фунтов стерлингов и в конце 1869 года совершил решительный поворот в развитии Донецкого каменноугольного бассейна. Предприимчивость и энергичность коммерческая подготовка дали возможность Хьюзу с успехом совершить то, перед чем останавливались и усилия правительства и попытки частных предпринимателей - основать одно из крупнейших в мире металлургических предприятий" .
      
       Высококачественный уголь, лежащий буквально прямо под ногами, богатая железная руда, доставлявшаяся за 25-40 км по железной дороге, дешевая рабочая сила и хозяйский подход к делу позволяют юзовскому заводу уже в 1876 году выйти на первое место в России по производству металла. Теперь в Донбассе возникла ситуация, характерная для главных тогдашних центров черной металлургии Европы - металлургические заводы в центре угольного бассейна работающие на привозной руде.
       Выгоды, полученные компанией Хьюза очевидны. Нельзя, однако, не отметить, что с российской точки зрения, вряд ли можно представить человека, чем Хьюз более подходящего для этого проекта.
       Первая домна металлургического завода Юза дала металл в 1873 году. Производительность завода составляла 150 тонн металла в неделю, и ежегодно прокатывались 8 тонн железных рельсов.
       24 апреля запускается первая домна с проектной мощностью до 2 миллионов пудов чугуна в год. Но через три дня на домне произошла авария, и потребовалось 9 месяцев, чтобы ее исправить. Но Хьюз не опускал руки. Он прекрасно понимал все преимущества использования в металлургическом производстве минерального топлива перед древесным углем. Он впервые в России запускает 8 коксовых батарей. Вторым его достижением стало применение опять же впервые в России горячего дутья. 1 января 1873 года вступили в строй пудинговые печи для переделки чугуна, и в сентябре того же года завод стал работать по полному металлургическому циклу, начиная с выплавки чугуна и кончая прокатом рельс. Полученную прибыль Хьюз вкладывал в расширение производства. В итоге с 1885 по 1890 год увеличил выплавку чугуна в 2.7 раза, преодолев рубеж в 5 миллионов пудов. К этому времени на шахтах и заводах Хьюза работало более 6 тысяч человек.
       Уже в 1876 году завод Юза вышел на первое место в России по производству металла. Теперь в Донбассе возникла ситуация, характерная для главных тогдашних центров черной металлургии Европы - металлургические заводы в центре угольного бассейна работающие на привозной руде.
       Положение черной металлургии на юге России в корне переменилась, когда рядом с Донбассом в Приднепровье помещик и археолог-любитель А. Поль нашел выходы богатой железной руды, оказавшимися частью огромного криворожского железорудного бассейна. Район оказался в уникально уникально-выгодном положении. Во всех районах черной металлургии Европы металлургические заводы работали на местном угле и привозной железной руде здесь источники обоих типов сырья - огромные месторождения угля и железа были практически рядом.
       В поисках археологически-интересных мест он в 1866 году в сосновой балке на берегу реки Саксагань обнаружил выходы железной руды. Чтобы оценить ее качество он едет в Саксонию в знаменитую Фрейбергскую Горную Академию и приглашает профессора минералогии Штрипельмана посетить район находок и обследовать его. Результатом этой экспедиции явилась книга "Геология и геогностическое описание Криворожских рудных месторождений", изданная в Лейпциге и позднее переведенная на русский язык самим А. Полем.[Author ID1: at Mon Dec 22 15:39:00 2008 ]
       Непреходящей заслугой А. Поля является то, что на основе отрывочных данных он правильно оценил масштабы оруденения и его потенциальную значимость. Именно это и определило дальнейшую судьбу криворожского железорудного бассейна. Можно только поражаться смелости, верности и дальновидности этой оценки, сделанной на основе анализа единичных образцов и при отсутствии данных о региональной геологической обстановке.
       Теперь необходимо было достать деньги и создать подходящую инфраструктуру. Решающим вопросом развития инфраструктуры являлась постройка железной дороги, соединяющей Донбасс и район криворожских месторождений. 22 апреля 1875 года проект дороги был утвержден. Более того, А Полю удалось добиться того, чтобы дорога шла не через Александровск (нынешнее Запорожье), а через Екатеринослав. Но все планы были заморожены в связи с началом Турецкой войны. И лишь в 1881 году удалось получить окончательное утверждение проекта. Дорога окупила себя в кратчайший срок. Район оказался в уникально уникально-выгодном положении. Во всех районах черной металлургии Европы металлургические заводы работали на местном угле и привозной железной руде здесь источники обоих типов сырья - огромные месторождения угля и железа были практически рядом. Высококачественный уголь, лежащий буквально прямо под ногами, богатая железная руда, доставлявшаяся за 25-40 км по железной дороге, дешевая рабочая сила и хозяйский подход к делу позволяют юзовскому заводу уже в 1876 году выйти на первое место в России по производству металла. Продолжая развивать начатое дело, Поль заложил основы Брянского, Гданцевского, Каменского и других чугунолитейных, сталеплавильных, рельсопрокатных, трубопрокатных заводов Екатеринославской губернии.
       Цепь дальнейших событий во многом определялась усилиями Поля по возможности сократить, если не исключить вовсе переход криворожских месторождений в собственность иностранных компаний.
       26 февраля 1876 года А. Поль направил министру гос. имуществ записку о создании Криворожского горнозаводского товарищества, где писал: "Имущество, подобное Кривому Рогу, не должно по моему разумению сделаться достоянием иностранцев, оно слишком ценно и желательно оставить его влиянию русских людей". И далее " Не следует упускать из виду рудники Кривого Рога суть единственные на юге России по количеству, качеству и необыкновенному разнообразию руд и им суждено сыграть первостепенную роль в развитии южнорусского горного промысла. Без них не может обойтись ни один завод юго-восточной России".
       Но все попытки Поля организовать финансирование, привлекая российских инвесторов, оказались тщетными, и в итоге Поль едет в Париж, чтобы организовать финансирование разработки уникальных месторождений. Здесь его страстные выступления в защиту проекта нашли понимание у П. Талебо. С его помощью была организована закрытая акционерная компания "Железные Руды Кривого Рога" с капиталом 5 миллионов франков. В Париже все акции компании были распроданы за 24 часа. Небольшая часть акций была зарезервирована для потенциальных российских акционеров. Они так и остались невостребованными.
       Таким образом, после всех разговоров о необходимости привлечения отечественного капитала российское правительство и в Донбассе и в Кривом Роге имело дело с иностранными компаниями.
       Из донесения А. Поля в Париж: " На руднике Саксаганский в Дубовой балке за 1881 год добыто 555 тысяч пудов руды. Руду покупает "Новороссийское Общество Юза". Основной и единственный вид доставки - лошади и волы. Расстояние от Кривого Рога до завода Юза более 300 верст".
       Общество Юза в те годы было единственным в южном регионе предприятием, выпускающим чугун и рельсы. Точно так же и А. Поль в Кривом Роге пытался организовать добычу руды, построить металлургические заводы, обеспечить страну лучшим металлом. Но если Хьюзу российское правительство создало льготные условия, выдало кредит, бесплатно выделило казенные земли с залежами каменного угля, то Александр Поль все делал на собственные деньги, не получив от государства ни льгот, ни кредитов, ни поддержки.
       Непреходящей заслугой А. Поля является то, что на основе отрывочных данных он правильно оценил масштабы оруденения и его потенциальную значимость. Именно это и определило дальнейшую судьбу криворожского железорудного бассейна. Можно только поражаться смелости, верности и дальновидности этой оценки, сделанной на основе анализа единичных образцов и при отсутствии данных о региональной геологической обстановке.
       30 лет спустя все переменилось. С 1989 года компания Поля стала платить акционерам большие дивиденды - 6%. Началась настоящая "железная горячка" Это, по-видимому, был единственный случай, когда такого рода бум был связан не с открытием месторождений драгоценных металлов или алмазов. Сюда ехали тысячи людей. Участки земли скупались за бесценок и если они оказывались богатыми рудой, то покупатели составляли огромные состояния. В надежде на заработки сюда ехали орловские, курские, черниговские, полтавские крестьяне. В числе других прибыл в 1908 году в Юзовку и будущий первый секретарь коммунистической партии СССР Н.C.Хрущев. В целом все это внешне напоминало Калифорнию времен золотой лихорадки 1849 года. Посетивший в 1899 году Кривой Рог известный московский журналист В. Гиляровский описал эту обстановку в серии очерков "Железная горячка". Разразившийся в следующем году тяжелый экономический кризис в корне изменил ситуацию. В оценке, данной в этом очерке, обращают на себя внимание несколько моментов. Во-первых, массовый приток в район иностранцев, включая новый элемент - бельгийцев. Во-вторых, практически полное отсутствие российского капитала. Инерция и глубокое непонимание потенциальной ценности минеральных ресурсов в равной мере характеризовало местных крестьян, радовавшихся тому, что у них (за бесценок!) скупают земли мало пригодные для земледелия и потенциальных инвесторов. Несколько раз мелькающее в очерке сравнение криворожской "железной горячки" с калифорнийской "золотой лихорадкой" мало оправдано и поверхностно. Люди ехали в Калифорнию, чтобы искать и строить. А в Кривой Рог слетались преимущественно спекулянты в расчете на легкую наживу. Главная же масса - нищие крестьяне пореформенной Руси - ехала на каторжный труд в расчете получить работу.
       Неудивительно, что А. Поль пользовался огромным уважением среди земляков. Его называли "Степным Колумбом". Ему при жизни по решению дворянского собрания на средства французских акционеров компании поставили бронзовый памятник в центральной части города, в местном дворянском собрании установили мемориальную доску в его честь. Археологические коллекции А. Поля создали основу музея его имени.
       В Кривом Роге впервые было освоен тип месторождений, с которым сегодня связана большая часть мировых запасов железа.
       Криворожский железорудный бассейн, одно из крупнейших месторождений мира, расположен в узкой (2-7 км) полосе длиной около 100 км в юго-восточной части Украины. Руды связаны с докембрийскими железистыми кварцитами, образующими толщу общей мощностью около 2000 метров. Толща содержит 7-8 пластов железистых кварцитов и сланцев. Среди кварцитов различаются гематитовые, магнетитовые, гематит-магнетитовые разности. В верхних горизонтах (до глубины 100 метров) развита зона окисления и мартитизации кварцитов. Среднее содержание железа 30-45%, в магнетитовых разновидностях 25-30%. Внутри рудоносной толщи и на контакте ее со сланцами верхней свиты широко развиты богатые руды "криворожского типа". Они образуют столбообразные, штокверкообразные линзовидные и гнездовые тела, уходящие на глубину 1000 и более метров. Свыше 50% запасов составляют мартитовые и гематит-мартитовые руды со средним содержанием 76% - около 1.7 млрд. тонн, магнетитовых кварцитов 11.6 млрд. тонн и немагнитных разностей кварцитов 2.6 млрд. тонн. Предполагается, что богатые руды образованы в результате выщелачивания кварца в условиях древних кор выветривания или по другой гипотезе под действием высокотемпературных метаморфизующих растворов.
       Они никогда не встречались, эти два человека создавшие основу индустриальной мощи России. Они были разными - квалифицированный английский металлург и предприниматель Хьюз и романтик и патриот Поль, но в итоге их деятельности был создан Донбасс - основа угольной промышленности России и обнаружен Криворожский железорудный бассейн. Эти достижения создали основу русской индустрии. В чем они уравнялись так это в ненависти черни, всячески стремившейся стереть самую память об обоих. Ведь никто так не ненавистен черни, как созидатели. С Юзом все было ясно. Он естественно, был заклеймен как английский колонизатор. Новейшие борцы за национальную идею тщательно рассчитывают количество иностранцев и местных рабочих. Что там говорить, ведь иностранцы составляли всего 5-6% населения. Невелика беда кто, собственно говоря, создал индустрию Донбасса. Правда же помимо всего прочего состоит в том, что местное население не было расположено участвовать в фабричном труде. Из 451 человека, занятого у Юза в июне 1871 года "подавляющее большинство было русскими, происходившими из Смоленской, Тульской и Курской губерний" пишет Т. Фридгут со ссылкой на отчет комиссии Зеленцева, Летуновского и Ройлякова . Реакция иностранных рабочих описана в той же работе Т. Фритгуда. Осенью 1860 года группа из пяти сотен вестфальских горняков с семьями высадилась в степи под Новочеркасском, одетые в праздничные костюмы с развевающимися знаменами в сопровождении собственного оркестра, они начали марш в сторону Грушевки, где они намеревались начать работу на "образцовых" антрацитовых шахтах. Но когда они увидели землянки, в которых им предстояло жить, и полуоткрытые шахты с оборудованием, которое приводилось в движение лошадьми, они отказались работать, объявили что-то вроде классической "европейской забастовки", призвали на помощь консула, после чего большинство "колонизаторов" убыло на родину.
       А о том, как посчитались с русским патриотом Полем, рассказывается в уже упоминавшейся статье В. Платонова. Он приводит цитату из Петроградской газеты "Городское дело" no. 19-22 за 1919 год: "В Екатеринославе голосами левых фракций принято требование большевиков снять находящуюся в думской зале мраморную доску с именем почетных граждан города, в том числе творца этого края А. Н. Поля". Позже у музея отобрали его имя. На парадных дверях Исторического музея осталась лишь монограмма "М. П.", что значило "Музей Поля". Именные "Полевские" стипендии в Высшем Горном Училище отменили, шахту Поля переименовали в шахту имени Сталина, музей Поля в музей Яворницкого, улицу Поля в улицу Фучика. И, наконец, могилу Поля на Севастопольском кладбище попросту сравняли с землей.
       Сегодня местные краеведы стараются восстановить память об этих двух замечательных людях. Публикуются статьи об их жизни и деятельности. В Донецке установлен памятник Джону Хьюзу, в Кривом Роге заново установлен памятник А. Полю. Но главным памятником им являются открытые ими месторождения угля и железа, заложившие основу современной металлургии России, и тем самым во многих отношениях предопределившие ее историю ХХ века.
      

    Железорудные месторождения Урала

      
       Разработка рудных месторождений Урала началась очень давно. Уже в III тысячелетии до нашей эры здесь существовала развитая первобытная металлургия. Пришедшие сюда позже русские застали тут множество древних разработок - "чудских копей". В XIII веке Плано Карпини в донесении папе Римскому говорит о рифейских (Уральских) горах, сложенных железом. Русские цари неоднократно посылали сюда экспедиции для поисков месторождений железа, соли, цветных металлов.
       Но настоящее исследование Урала и его минеральных богатств началось лишь при Петре Первом. Двигателем этого исследования и строительства были нужды Петровской реформы и двадцатипятилетней Северной войны со Швецией. В 1703 году Петр издает указ о создании "Приказа рудокопных дел". Позже, 10 декабря 1719 года Петр I подписал знаменитую берг-привилегию дающую всем право "искать, копать, плавить, варить всякие металлы". Члены казенной команды рудознатцев были разосланы во все концы России, чтобы проверять многочисленные заявки. Для контроля за деятельностью промышленников Петр послал на Урал
       В. Н. Татищева и В. И. Геннина.
       Развитие черной металлургии Урала в сознании россиян связывается с именем Демидова. Тульский кузнец и заводчик Никита Демидович Антуфьев, известный как Демидов построил завод в Туле "вододействующий чугуноплавильный завод", который обратил на себя внимание императора Петра Первого. И, нуждающийся в массовых поставках вооружения для войны со шведами император в 1703 году передал ему во владения казенный завод в Невьянске на Урале и передал ему в собственность 500 тысяч десятин земли (около 0.5 миллионов гектаров). Демидов перевез туда мастеров из Тулы, но главное получил 13 тысяч крепостных. К концу жизни Демидов имел уже 25 заводов, включая Верхнетагильский и Нижнетагильский. Заводы Демидова стали главными поставщиками оружия петровской армии. Так что можно сказать, что уральские месторождения выиграли Северную войну со Швецией, давшую России выход к Балтийскому морю.
       Выдающийся инженер и артиллерист Георг Вильгельм де Геннин, получивший в России имя Вильгельма составил записку "Описание уральских и сибирских заводов", Она содержала полную опись известных месторождений и заводов края. До прибытия на Урал Геннин привел в порядок железоделательные заводы Олонецкой губернии (Карелия), которые в итоге стали выпускать пушки не хуже шведских. Книгу не успели издать при Петре, а правительство Анны не было заинтересовано в утверждении перспективности уральских месторождений. В итоге она была напечатана лишь в 1937 году, более 200 лет спустя после написания, но до этого неоднократно переписывалась и читалась в рукописи и была хорошо известна металлургам и горнякам. Уникальный пример долгожительства самиздата.
       Рудной базой Уральских заводов послужили месторождения горы Высокой (в районе нынешнего Нижнего Тагила) и горы Благодать в районе нынешней Кушвы (оба в центральной части Урала). К ним позже присоединилось месторождение горы Магнитной на Южном Урале.
       Гора Высокая была найдена крестьянином-манси Я. Савиным в 1702 году. Савин понес найденные руды к Демидовым, надеясь получить вознаграждение. Но он был просто изгнан из пределов Тагильского округа.
       Самое знаменитое открытие было сделано вогулом Степаном Чумпиным. Он показал куски магнетитовой руды с реки Кушвы шахтмейстеру Ярцеву, сказав, что на Кушве такой руды целая гора. Ярцев не придал находке какого-либо значения, но случайно оказавшийся рядом советник Хрущев понял значимость находки и велел Ярцеву немедленно скакать в Екатеринбург. Загнав лошадей, шахтмейстеру успел вовремя предстать перед начальником горных заводов Урала горным командиром Татищевым. Едва успели оформить заявку, как в канцелярию прибыл сын Никиты Демидова Василий, чтобы оформить заявку на тот же участок, но участок уже принадлежал казне. Позже Чумпин водил самого Татищева на большую и малую магнитные горы, названные им одним емким словом - Благодать. За находку Чумпин был от казны вознагражден деньгами в сумме 24 рубля 70 копеек. Позже ему установили памятник на горе Благодать - тумбу с чугунной чашей и факелом на ней. Тумба и сейчас стоит на склоне большой выработки в районе Кушвы.

    Магнитка - символ советской индустрии

      
       Новый этап развития российской металлургии начался в связи с индустриализацией страны в 30-ых годах XX столетия. Символом индустриализации стало строительство Магнитогорского металлургического комбината на Южном Урале. Сырьевой базой комбината стало месторождение горы Магнитной.
       Горой Магнитной называлась группа возвышенностей (Атач, Дальняя, Узянка, Березовая, Ежовка) занимавшая в общей сложности площадь примерно в 25 квадратных километров на левом (азиатском) берегу реки Урал. Здесь сосредоточено почти полмиллиарда тонн высококачественной железной руды. Руда залегает неглубоко, а зачастую просто выходит на поверхность. Первая заявка на право разработки этой руды была сделана в 1752 году.
       Таким образом, Магнитка была найдена на 50 лет позже двух других членов триады главных железорудных месторождений Урала - Высокой и Благодати, а освоение ее началось лишь почти 200 лет спустя. Связано это было с тем, что гора Магнитная была расположена в степной зоне. Леса здесь отсутствовали, не было поблизости и месторождений коксующихся углей. В конце XIX века на Урал была направлена экспедиция, возглавляемая Д. И. Менделеевым, главной рекомендацией которой была замена использования древесного угля коксом (который уже использовался в это время всей металлургической промышленностью мира) и в связи с этим подчеркивалась необходимость использования только что открытых угольных месторождений Кузнецкого угольного бассейна (Кузбасса). В отчете комиссии приводится первая оценка запасов горы Магнитной - около 1 миллиарда пудов руды.
       Выводы комиссии Менделеева о перспективности месторождения горы Магнитной были подтверждены в ходе исследований выдающегося русского петролога А. Н. Заварицкого. В ходе работ 1911-1912 года он определил возможные запасы железной руды в 5.3 миллиарда пудов. Потенциальные запасы были еще более увеличены до 6-7 и даже 10 миллиардов пудов в ходе магниторазведочных работ В..И. Баумана и Н.М. Батурина, проведенных в 1917-18 годах.
       Идея одновременной разработки рудных месторождений горы Магнитной и коксующихся углей Кузбасса приобрела организационную форму в постановлении о создании Урало-Кузнецкого комбината. Идея была проста и очевидна: разрабатываем на Урале руду и везем ее в Кузбасс, а обратным ходом те же эшелоны доставят на Урал коксующийся уголь. Для того, чтобы идея заработала, строим одновременно металлургические комбинаты полного цикла у горы Магнитной и в Кузбассе. В соответствии с обычным для советской системы волюнтаризмом никаких экономических расчетов при этом не производилось.
       Еще весной и летом 1917 года прибывшая по приглашению Временного правительства специальная комиссия американских инженеров сделала вывод о невозможности и нецелесообразности комплексного совместного развития железорудных месторождений Урала и каменного угля Кузбасса. Но что могли понимать в социалистической экономике буржуазные специалисты!
       Группа ученых-экономистов из комиссии по металлу УССР во главе с Я. Б. Дименштейном опубликовала целую серию книг и статей, доказывая убыточность проекта Урало-Кузнецкого проекта. По их подсчетам перевозка угля Кузбасса на расстояние более 2000 км сделают уральский, в частности магнитогорский металл много дороже украинского. Но специалистами было доказано, что благодаря высокому качеству магнитогорской руды стоимость производимого металла будет все же ниже криворожского. В конечном итоге стратегические соображения, обосновывающие необходимость строительства нуждами развития востока страны, возобладали, и 8 мая было подписано решение о строительстве Магнитогорского комбината на левом, восточном берегу реки Урал. Руда магнитогорского месторождения обеспечивала сразу два металлургических комбината - Магнитогорский и Кузнецкий.
       . Разработка этого месторождения стало символом индустриализации страны.
       Первое, что было необходимо сделать, чтобы начать строительство - соединить будущий комбинат с железнодорожной сетью страны. 30 июня 1929 года было построена линия Карталы - Магнитогорск, и по ней началась доставка на стройку рабочих и оборудования.
       Строительство велось обычными для периода сталинской индустриализации методами. Более 14,000 рабочих согнанных из заволжских деревень жили в адских условиях. Работы велись круглосуточно в любое время года.
       Залежи месторождения горы Магнитной по морфологии объединяются в два типа. К первому типу относятся пластообразные и линзовидные тела, локализованные в пологопадающих (10-300) пластах карбонатных и вулканогенно-осадочных пород. Ко второму типу принадлежат крутопадающие (70-900) линзовидные, жилообразные и столбообразные рудные залежи, приуроченные к зонам дробления и тектонических нарушений.
       В рудах преобладает магнетит с высоким содержанием кобальт содержащего пирита. Кроме того, встречаются пирит, клинопироксен, кальцит, пренит. В акцессорных количествах отмечены роговая обманка, мушкетовит, халькопирит, пирротин, борнит, альмандин, везувиан, арсенопирит, тремолит.
       В пределах рудных полей скарново-магнетитовые месторождения по проявлению к периферии и по простиранию сменяются сульфидно-магнетитовыми и сульфидными месторождениями. Аналогичная закономерность отмечается и в строении рудных тел. В подошвенных погруженных частях содержание сульфидов увеличивается и они обогащены медью, никелем, кобальтом, серебром, золотом.
       Залежи по морфологии объединяются в два типа - пластообразные и линзовидные тела, локализованные в пологопадающих (10-300) пластах карбонатных и вулканогенно-осадочных пород. Ко второму типу принадлежат крутопадающие (70-900) линзовидные, жилообразные и столбообразные рудные залежи, приуроченные к зонам дробления и тектонических нарушений. [Author ID3: at Sat Apr 25 17:20:00 2009 ]
      

    железо для стальных мускулов юного гиганта

      
       Месторождения Миннесоты, известные под названием Железного Хребта, были открыты в 1866 году. Они состоят из трех кряжей Месаби, Вермильон и Куюна.
       Леонидас Мерритт и его родственники, получившие известность как семь железных братьев, правильно оценили огромную перспективность своей находки. Заняв большие деньги, они приобрели право на разработку на огромных участках земли, и начали строительство железнодорожной линии для вывоза руды к озеру Верхнее. Но тут разразился кризис 1893 года, Цены на железную руду резко упали и "железные братья" обратились за деньгами к Джону Рокефеллеру. Они получили заем под залог собственности на компанию. Рокефеллер правильно оценил потенциальную выгодность проекта и, главное, мог ждать. В 1894 году он купил у Мерриттов пакет акций за 900,000 долларов и потратил 525000 долларов на урегулирование финансовых претензий. К 1901 году проект стоил 9 миллионов долларов. В 1912 году дело слушалось в Конгрессе, но к этому времени Леонидас Мерритт перенес психическое расстройство и был не в состоянии объяснить последовательность событий.
       Руды принадлежат к типу железистых кварцитов, близких к месторождениям Кривого Рога. Они образовались в докембрии (1700-3000 млн. лет назад) в эпоху выравнивания ранее сформированных горных систем. Предполагается, что водоросли способствовали повышению уровня кислорода, что привело к осаждению железа, поступившего в водный бассейн в ходе денудации горных хребтов.
       Хребет Месаби протягивается на 100 миль (около 160 километров). Рудное тело имеет мощность 500 футов (около 150 метров). Богатые руды месторождения гематитовые и содержали около 70% железа при незначительном количестве серы и фосфора.
       Эти месторождения стали основой компании U.S. Steel, контролировавшей большую часть производства металла в США. В целом из их руды производилось до 70% железа Соединенных Штатов. Разработка велась серией открытых карьеров, хотя некоторые рудники на начальных этапах разрабатывались подземным способом. Добытые руды транспортировались в 100-тонных вагонах в расположенные на озере Верхнем порты Дулут (Duluth) и Две Гавани (Two Harbors). В конечном итоге руда доставлялась на металлургические заводы Индианы и Охайо...Месторождения, в частности Месаби, активно эксплуатировались в первую половину ХХ столетия, К 50-ым годам богатые руды месторождений истощились и перешли на добычу бедных кварцитовых руд - таконитов (53-58% железа). Позже добыча была сокращена. Но в середине 70-ых годов вновь возобновилась в расширенном объеме в связи с потребностями в индустриализации Китая и упавшим обменным курсом доллара, сделавшими добычу таконитов экономичной.
      

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Приведенные выше очерки истории отдельных месторождений со всей очевидностью показывают общность процесса открытия и освоения месторождений отдельных районов при всех различиях их положения, экономических условий и экономики разных стран, в которых эти месторождения расположены.
       Главным шагом в принятии решений о выгодности освоения перспективности того или иного месторождения является оценка о степени его перспективности во многом основанная на определении его принадлежности к тому или иному генетическому типу. Сегодня в распоряжении геологов, занимающихся этими вопросами, имеется детально разработанная типизация месторождений минерального сырья, все материалы о геологической ситуации в районе того или иного месторождения. И можно только поражаться смелости и интуиции тех, кто принимал решения об освоения тех или иных месторождений не имея этих материалов.
       Потребность в железе, особенно в связи с индустриализацией Китая и Индии не уменьшается, а только растет. С учетом того, что железные руды большинства месторождений Китая исчерпаны спрос на экспорт железных руд в эту страну огромен. Предполагается, что потребность в импорте железной руды в 2004 году составит 180 миллионов тонн. Запасы руд, в том числе и богатых, на разведанных месторождениях огромны.
       Если задаться вопросом о перспективах железорудных месторождений в XXI веке, то видно, что опять, как и на всяком повороте истории железного века, они связаны с возможными изменениями технологии производства металла. Исчерпание богатых руд принуждало к созданию технологии приготовления агломератов, окатышей и, если металл предназначался для употребления в экстремальных условиях температур и давлений, сталь заменялась ферросплавами. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что такими изменениями технологии может быть также замена домен, которые уже сейчас рассматриваются многими компаниями как динозавры, мини-заводами и внедрением новой технологии производства идущих в домны окатышей, с использованием электроэнергии вместо природного газа. Уже сейчас демонстрационная установка такого процесса работает на тех же описанных выше месторождениях Миннесоты.
      
      
      
       http:// ru.wikipedia.org/wiki/%98%D181%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%...........
       www2ville.montreal.qc.ca/planetarium/Information/Expo_Meteorites/Vedettes/cape.
       http://en.wikipedia.org/wiki/CapeYorkmeteorite
       В.В. Белоус, Булатная сталь - мифы и действительность.www.bestreferat.ru/referat - 92851..html
       F. Adams, 1902, Notes on the Iron Ore deposits of Bilbao, Northern Spain. Canadian Mining Institute, McGill University, Papers from the Department of Geology, Montreal, p.1-8
       http://www.kommun.kiruna-se/Om-kommunnnen/English/History
       Ines Kurmies The magnetite-apatite ore of the Kiruna distict, Northern Sweden
       Frietsch, R., 1978, On magmatic origin of iron ores of the Kuruna type. Economic Geology, v.73, no.4, p. 478-485
       Егоров, Л. С., 1975, Нельсониты, франколитовые брекчии и проблема апатитоносности карбонатитовых массивов. Записки Всесоюзного минералогического Общества, т. 104,no.3,стр.273-287.
       http://dn.archives.gov/articles/stat24.htm
       В. Платонов "Курганы Поля". Зеркало Недели no. 36, 21-27 сентября 2002.
       В. Гиляровский. Собрание Сочинений в 4-х томах, Том 2, 1968.
       Т. Фритгуд, 1994, Юзовка и Революция, т. 2, Политика и Революция в российском Донбассе, 514 стр.
       В. В. Запарий. История черной металлургии Урала. www.rustrana.ru/article.php?nid=4025
       Н. Мезенин. Землепроходцы и рудознатцы Урала. Газета Тагильский Рабочий от 08.09 1983. http://history.ntagil.ru/5_3_39htm
       Магнитогорский металлургический комбинат (ММК), ОАО.http://www.metall-online.net/manufacters/manufacters_168.html
       Емельяненко, Т. И. Скарново-магнетитовые месторождения Урала.http://geo.web.ru/db/msg/htmml?uri=part03-01-3.html&mid=1171495
       http://subscribe.ru/archive/economics.school.shsd.earnideas/200806/26153254.html
       http://en.wikipedia.org/wiki/Mesabi_Range
       В. Тарнавский. Железорудная лихорадка. http://ugmk.info/print.php?art=1095836071[Author ID1: at Sun Nov 16 10:33:00 2008 ][Author ID1: at Sun Nov 16 10:34:00 2008 ]
       [Author ID1: at Sun Nov 16 10:33:00 2008 ]
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       1
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Эрлих Эдуард Натанович (edwarderlich@comcast.net)
  • Обновлено: 15/06/2009. 61k. Статистика.
  • Статья: США
  • Оценка: 5.42*7  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка