Ерманок Яков Исаакович: другие произведения.

21. Загадка Долины Луары

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 12, последний от 04/06/2004.
  • © Copyright Ерманок Яков Исаакович (yakob-e@tut.by)
  • Обновлено: 02/06/2004. 8k. Статистика.
  • Обзор: Франция
  •  Ваша оценка:

      Долина Луары... Какие-то смутные ассоциации возникали у меня на всем протяжении нашей поездки по Франции. Где-то я слышал это словосочетание, где-то читал. Замки, короли, мушкетеры, графиня де Монсоро. С детства знакомые по взахлеб читаемым книгам Александра Дюма, потом, постарше, Дрюона. Помните "Проклятых королей"? Так вот откуда эти ассоциации.
      
      История французских королей привлекает, конечно, не только меня. Сколько о них было прочитано в свое время. Они казались легендами и остались в памяти как что-то необыкновенное, нереальное. Оказывается, что более реального и долговечного и придумать нельзя. И все эти книжные замки с такими чарующими, необыкновенными названиями - вот они, наяву, во всей своей красе, еще, может быть, более величественные, чем раньше по сравнению с нашими типовыми девятиэтажками. Не все, конечно, сохранились, от некоторых остались только развалины или отдельные фрагменты, но многие не только сохранились, но и превратились в музеи, частные владения и резиденции. Бриссак, Велансэ, Монсоро, Шамбор, Шеверни, Шенонсо, Амбуаз - вам ничего не напоминают эти названия? Это названия замков, протянувшихся вдоль Луары, одной из самых красивых французских рек. О каждом из них можно было бы написать отдельное исследование, причем, пришлось бы привлекать историков, литераторов, архитекторов, археологов, искусствоведов...
      
      Мы были в трех из них, мимо некоторых проезжали, видели и разрушенные замки, и о каждом Евгений рассказывал очень интересную историю. Но прежде чем рассказать о том, что мы видели своими глазами, я хочу познакомить вас с историей появления этих замков. Что-то об этом рассказывал Евгений, что-то я прочитал сам. Но основное нашел на сайте "Замки Луары". Он создан на основе материалов, почерпнутых из различных изданий (в основном, из книги "Замки Луары" из серии "Золотая книга"). И, если вам интересно будет познакомиться с другими замками и увидеть их фотографии - загляните, не пожалеете. А я воспользуюсь любезным разрешением автора сайта и вставлю эти рассказы в свой со своими впечатлениями. Лучше все равно не напишешь.
      
      
      "Почему на этом прямоугольном отрезке, двести на сто километров, вдоль реки и ее притоков, сосредоточено так много загородных замков? Может быть, причина в том, что над мирной Долиной Луары всегда безоблачно ясное небо? Или просто потому, что это географический центр, сердце прекрасной Франции?
      
      Или, может быть, потому, что река была далеко от границ и, следовательно, безопасна... или потому, что Столетняя война (1337-1453) закончилась именно на этих берегах, огласившихся первыми криками новорожденной Франции?
      Безусловно, все это в какой-то степени сыграло свою роль, но основная причина заключалась в том, что по возвращении из итальянских походов, начавшихся в 1494 году, у Валуа родилась новая концепция королевского двора и резиденции.
      Их замки, бывшие до этой поры суровыми крепостями, перестали служить оборонительным целям, после того как мир в стране, казалось, установился, а появление артиллерии сделало даже самые неприступные стены хрупкими, словно яичная скорлупа.
      
      Карл VIII, Людовик XII и Франциск I прониклись итальянской гуманистической идеей, которая утверждала, что отныне могущество страны будет определяться не силой оружия, а культурой, изяществом, богатством, а также образом повседневной жизни, окруженной роскошью.
      
      Людовик XII пригласил из Италии Франческо Лаурану и Никколо Спинелли и покинул Луврский дворец, обосновавшись в Плесси-ле-Туре.
      Это положило начало распространению итальянской культуры во Франции.
      Стены старинных крепостей вновь увидели свет, но в дальнейшем от них сохранятся только отдельные характерные элементы, например машикули (навесные бойницы), которым впоследствии будет отведена роль архитектурного декора (Амбуаз, Шомон, Шенонсо, Азей-ле-Ридо, Шамбор). Оконные проемы начинают украшаться лепниной и фризами, а на кровлях громоздятся высокие каминные трубы.
      
      Садово-парковое искусство развивается одновременно с искусством жить: фонтаны, водометы, подстриженные кустарники, цветущие партеры делают менее суровым внешний облик средневековых замков. Среди художников, прибывших во Францию вместе с Карлом VIII, был и некий Фра Пачелло ди Маркольяно, служивший ранее при дворе неаполитанского короля и ставший настоящим режиссером пространства. Он сумел привить во Франции вкус к строгим геометрическим формам сицилийских фруктовых садов. Ему была поручена планировка садов Блуа и Амбуаза, в которых он воплотил свою концепцию рационального использования пространства, ставшую впоследствии отличительной чертой французских садов.
      
      Карл VIII жил в Неаполе, в Поджореале, в элегантном особняке, созданном для празднеств и увеселений. По возвращении во Францию он распорядился переделать укрепленный замок Амбуаз во дворец с анфиладой залов, галереями, террасами и садами.
      
      Шарль д'Амбуаз, которого Людовик XII отправил наместником в Милан, был до такой степени поражен пышностью и великолепием резиденции Висконти, что, вернувшись во Францию, решил переделать свой Мейанский замок.
      Именно в это время Долина Луары становится ярким очагом расцвета искусства. Новый стиль, принятый во дворе, стал быстро распространяться на резиденции вельмож.
      
      Двор состоял из знати, крупных землевладельцев, богатых буржуа и банкиров, которые могли себе позволить безотказно одалживать деньги французским королям. Таковыми были Вертело из Азей-ле-Ридо, Боне из Шенонсо и, конечно, Жак Кёр, корабли которого возвращались с Востока груженные шелком, хлопком, пряностями и другими экзотическими вещами, воспоминание о которых увековечено в прекрасных витражах Буржа.
      
      Бернар Сальвьяти был также близок ко двору. Знаменитый итальянский банкир, предоставлявший огромные ссуды сильным мира сего, был отцом Кассандры, очаровательной молодой женщины, воспетой Ронсаром в его поэмах.
      Установившийся в стране мир и отсутствие напряженности на границах дали возможность королям Франции проводить политику, способствующую укреплению могущества и престижа их власти, что нашло свое наиболее яркое выражение в каменном кружеве замка Шамбор, который вызывал восхищение всей Европы до тех пор, пока не был построен Версаль. Даже венецианский посол, привыкший к роскоши Светлейшей Республики, был потрясен увиденным.
      
      Дворяне, испытывавшие пристрастие к образу жизни, принятому во дворе, начали обзаводиться своими замками. Так, по распоряжению графов д'Амбуаз, был воздвигнут замок Шомон; Гюро возводят замок Шеверни.
      
      Новый стиль подчинил себе и города, оставив долговременный отпечаток в их исторических центрах. Тур, Блуа, Анжер и Орлеан стали настоящими памятниками резного камня.
      
      День 29 мая 1418 года, когда дофин (будущий Карл VII), спасаясь от преследования бургиньонов, укрылся в Бурже, считается началом пребывания королевских особ в Долине Луары. Впоследствии, когда опасность миновала, его преемники, однако, не захотели вернуться в Париж. Напротив, они превратили берега Луары в свою излюбленную резиденцию.
      
      Таким образом, эта река в течение 170 лет была свидетельницей самых блестящих страниц в истории Франции.
      
      Луара была важнейшим водным путем, который бороздили суда и парусники. Это был естественный выход к морю - в Нанте, и дорога, по которой во Францию текли шелка, пряности, драгоценные камни, жемчуг, произведения искусства и военные трофеи...".
  • Комментарии: 12, последний от 04/06/2004.
  • © Copyright Ерманок Яков Исаакович (yakob-e@tut.by)
  • Обновлено: 02/06/2004. 8k. Статистика.
  • Обзор: Франция
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка