Ерманок Яков Исаакович: другие произведения.

4.Цвингер

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 26/03/2008.
  • © Copyright Ерманок Яков Исаакович (yakob-e@tut.by)
  • Обновлено: 27/03/2004. 12k. Статистика.
  • Обзор: Германия
  • Оценка: 4.12*8  Ваша оценка:

      А вдоль дороги, вблизи населенных пунктов, на открытой местности - бетонные стены. Для того, чтобы шум от проезжающих автомобилей не мешал жителям. А вот и Дрезден. Как это ни странно, но название этого исконно немецкого города имеет славянские корни - еще в 6 веке на его месте существовали поселения славян, которые называли себя "dredzane" - "жители заболоченных лесов".
      Как город Дрезден впервые упоминается в письменных источниках в 1216 году, а уже в 1547 году он становится столицей Саксонии и резиденцией саксонских курфюрстов.
      
      Среди достопримечательностей Дрездена стоит упомянуть выполненную в готическом стиле церковь Крейцкирхе (15 в.), протестантскую церковь Девы Марии (Фрауэнкирхе), построенную в 1743 году и восстанавливаемую в настоящее время после разрушения в 1945 году, католическую Придворную церковь (Хофкирхе), заложенную в 1739 году.
      
      Хофкирхе - самая большая церковь Саксонии, также разрушенная во время войны, была восстановлена 1980 году и возведена в ранг кафедрального собора Святой Троицы. Достойны внимания и Аугустусбрюкке - каменный мост через Эльбу, возведенный в 18 веке, и Дрезденская опера, построенная в 1878 году знаменитым немецким архитектором Готфридом Земпером, которую сейчас чаще называют по имени ее создателя Оперным театром Земпера.
      
      Но главное достояние города - это, конечно же, жемчужина саксонского барокко Цвингер и всемирно известная Дрезденская картинная галерея...
      
       Проехали по улочкам, остановили автобус, вышли из него и направились куда-то. Буквально через несколько минут повернули, и перед нами открылась панорама великолепных дворцов. Знаменитый дрезденский ансамбль под общим названием - Цвингер.
      
      Вышли на площадь, и возле какого-то дворца Люда познакомила нас с гидом по имени Хельга. Говорила она по-русски с небольшим приятным акцентом и рассказала много интересного. Кое-что я запомнил, кое-что потом прочитал.
      
      "Дрезденский Цвингер - это символ столицы культуры, которая на протяжении столетий как магнит притягивала к себе поэтов и художников, зодчих и музыкантов.
      
      Цвингер расположен в черте старого города, в районе, который первоначально принадлежал к системе городских укреплений. Собственно, самим словом "Zwinger", производным от понятий "обуздывать", "брать в тиски", в городах Германии XVI-XVII веков называли пространство между внешней и внутренней крепостными стенами города, - в Дрездене же это слово в конечном счете закрепилось за конкретным архитектурным сооружением.
      
      Август Сильный, по чьему приказу была начата постройка Цвингера, был с 1694 года курфюрстом Саксонским, а с 1697 года и королем Польским. Как и многие другие властители того времени, он содержал двор, стараясь во всем уподобляться Людовику XIV, французскому Королю-Солнце, и демонстрировал свою абсолютную власть блеском придворных увеселений и роскошью дворцовой архитектуры.
      
      Воздвигая Цвингер, Август Сильный преследовал двоякую цель. Во-первых, в непосредственной близости от своего дворца он желал видеть прямоугольное поле для празднеств и придворных увеселений, а также комплекс примыкающих зданий для маскарадов и балов. Во-вторых, на бывшей территории сада он вознамерился разбить оранжерею для выращивания апельсинов, поскольку сей фрукт был тогда в большой моде при многих европейских дворах.
      
      Поэтому уже в 1709 году по случаю приема короля Дании Август Сильный распорядился разбить на территории сада парадный плац с деревянными постройками и трибунами. Вскоре после этого у него возникла идея заменить деревянные строения каменными и создать тем самым постоянный парадный плац, каким-то образом, однако, разместив на нем еще и оранжерею. Проведение строительных работ было поручено гениальному архитектору Маттеусу Даниэлю Пеппельману. Он создал истинный шедевр барочного искусства, в котором живой и игривый язык архитектурных форм гармонично сочетается с элементами скульптурного декора. Многие из этих скульптур выполнены в мастерских ваятеля Бальтазара Пермозера. Причудливый и фантастичный мир его фигур, украсивших фасады и ниши, фонтаны и каскады, играет немалую роль в том волнующем ощущении художественного единства, которое дарит Цвингер. К числу наиболее ярких его работ следует отнести "Купальню нимф" - расположенный за французским павильоном грот с каскадами, украшенный многочисленными скульптурами. Комплекс ансамбля при жизни Пеппельмана полностью так и не был завершен.
      
      В 1847 году архитектору Готфриду Земперу было поручено построить картинную галерею, и он создал проект двухэтажного здания в стиле Высокого Возрождения. Открытая в 1854 году, Дрезденская галерея снискала славу одной из богатейших в мире, в ней хранились такие шедевры, как "Сикстинская мадонна" Рафаэля, полотна Тициана, Корреджо, Веронезе, Ван Дейка, Рубенса, Рембрандта, Гольбейна, Кранаха, Дюрера. Во время войны коллекция была эвакуирована и только благодаря этому сохранена для потомков. Сегодня, пока галерея Земпера не восстановлена, двести лучших полотен выставлены в галерее Альбергинум.
      
      В 1719 году по случаю бракосочетания наследного принца с герцогиней Жозефиной Австрийской в Цвингере прошли пышные торжества, но вскоре после этого он постепенно утрачивает функции центра бурной светской жизни. Уже в 1728 году была ликвидирована оранжерея, и в ее опустевших павильонах были выставлены ценные художественные коллекции. Сегодня они вновь демонстрируются там - в частности, знаменитое собрание фарфора времен расцвета Мейсенской мануфактуры, что в 15 километрах от Дрездена. Среди прочих тут имеются и работы Иоганна Фридриха Бетггера, который в 1709 году открыл секрет твердого белого фарфора и тем заложил основы будущей всемирной славы Мейсенской мануфактуры".
      
      И еще много всяких историй, связанных уже конкретно с людьми, жившими в эту эпоху, услышали мы от нашего гида. В том числе, и про Августа Сильного, очень хотевшего стать королем и купившего себе титул короля Польского, потому что польская корона не передавалась по наследству и был объявлен, говоря по современному, тендер, который он выиграл. И, гордясь этим, приказал возвести павильон "Ворота под короной" (Кронентор).
      
      В Кроненторе размещалась ложа короля, и этот павильон был возведен в числе самых первых сооружений. "Ворота под короной" представляют собой своеобразное соединение надвратной башни и двухъярусной триумфальной арки. Проход под башней Кронентор вел через легкий мостик, перекинутый через обводной ров, к центральной аллее Остра. Купол "Ворот под короной" увенчивался польской королевской короной, которую поддерживают четыре позолоченных геральдических орла с польского герба...
      
      Мы распрощались с Хельгой, и, уже самостоятельно, направились, кто куда. Нас интересовала Дрезденская картинная галерея.
      
      Взяли билеты и, по совету Люды, направились сразу на второй этаж. Там вывешены картины известных мастеров, там мы и бродили, не торопясь, из зала в зал, останавливаясь ненадолго возле картин, привлекших наше внимание знакомым сюжетом или известной фамилией. К слову сказать, такое посещение музея, без гида и целенаправленности, меня не очень привлекало. Да, картины замечательные, Да, ими можно и нужно восхищаться. Но без объяснения сути картины, идеи ее создания, без объяснения человека знающего, все это превратилось в обыкновенный просмотр. И только дома, обнаружив у себя в библиотеке прекрасный двухтомник, подаренный когда-то жене и купленный давно, как оказалось, именно при посещении Дрездена, я кое-что почитал. Называется двухтомник "Спасенные шедевры", издательство "Советский художник", Москва, год издания - 1977.
      
      "Музей проверен. Мин - нет. Проверял Ханутин". Именно эту надпись увидели мы на цоколе одной из колонн здания музея. Да, если бы не самоотверженность наших солдат, все, чем мы можем любоваться сегодня, могло быть уничтожено.
      Кое-что о том периоде рассказала нам Хельга. Весной 1945 года, когда совершенно очевидно было неизбежное поражение гитлеровской Германии, крупные соединения американской авиации подвергли жестокой бомбардировке Дрезден. В результате совершенно неоправданной воздушной атаке вся центральная часть города была разрушена. Когда наши войска захватили город, Маршал Конев заинтересовался судьбой Дрезденской галереи, и ему доложили, что сокровища ее куда-то вывезли, а здание сильно разрушено. Узнал он также, что розысками практически никто не занимается, но в трофейной бригаде 5-ой Гвардейской армии служит художник Л.Н.Рабинович, проявляющий большой энтузиазм в розысках картин. После этого была организована группа поиска, и лейтенант Рабинович лично докладывал Маршалу Коневу о результатах.
      
      Художник Л.Н.Рабинович в послевоенные годы стал писателем и больше известен под псевдонимом Л.Волынский. В 1978 году он опубликовал книгу "Семь дней", в которой рассказывается о том, как велся поиск картин Дрезденской галереи, с какими трудностями они при этом столкнулись, как, с помощью жителей Дрездена, они по крупицам собирали сведения о том, куда могли вывезти картины. И вот, наткнувшись на территории Цвингера на сидящего на груде битого щебня молодого человека с этюдником, писавшего руины и оказавшегося бывшим студентом Дрезденской Академии художеств, они узнали имя женщины - хранителя музея Альбертинум. И она рассказала, что картины давно вывезены из Дрездена и захоронены в многочисленных тайниках по всей Саксонии.
      Как их нашли, в каком они были состоянии, как их реставрировали - это уже отдельная история. Но в 1955 году реставрированные в Москве картины были переданы ГДР, и в декабре по этому поводу в Берлине прошла выставка возвращенных Советским союзом художественных ценностей. А мы получили возможность с ними познакомиться.
      
      Следы реставрации были видны, ведь картины находились в сырых штольнях, иногда просто в воде. Но от этого они не были менее прекрасными. Картины Рафаэля, Тициана, Боттичелли, Рубенса, Ван Дейка, Рембрандта, Эль Греко и многих других художников, в большинстве своем мне, человеку далекому от искусства, неизвестных, поражали воображение. Но об одной картине знали все. И не было человека из числа посетителей музея, который бы возле нее не постоял. Конечно же, это была "Сикстинская мадонна" Рафаэля.
      
       Честно говоря, я не нашел большой разницы между этой картиной и остальными, смутно помнил историю ее написания и кто на ней изображен, но интерес, проявляемый к ней в мире, ее известность заставили узнать о ней подробнее.
      
       И мне теперь кажется, что знай я все то о "Сикстинской мадонне", что знаю сейчас, совсем бы другими глазами смотрел на это величайшее произведение искусства. И еще раз убеждаюсь - в музеях, да и вообще при осмотре каких-то достопримечательностей нужен человек знающий, умеющий рассказать о том, что ты видишь. Хотя бы в первый раз. Ведь потом ты придешь сюда сам, и будешь снова и снова открывать уже только для себя то главное, что волнует тебя именно в данную минуту.
      
      Времени до закрытия музея было совсем чуть-чуть, мы пробежались еще по первому этажу, посмотрели старинные гобелены, какие-то картины и вышли. Напротив Дрезденской галереи находился Исторический музей. Зашли туда, посмотрели древнее оружие, доспехи и вышли на Дворцовую площадь.
      
      Было около шести часов вечера. До отъезда оставалось еще четыре часа и мы решили, что можно не спеша пройтись по Цвингеру, посмотреть все то, о чем рассказывала Хельга, не торопясь, сделать несколько снимков, а потом уже погулять. Прошлись по дворцовой площади, постояли у места, где прямо на камне булыжной мостовой высечена буква "N". Здесь стоял Наполеон. Не так уж и давно. И мы вот стоим. Жалко, что не с ним вместе.
      
      Спустились вниз, опять на Дворцовую площадь, присели на скамеечку передохнуть и заодно послушали начало прекрасного симфонического концерта прямо на свежем воздухе. Вот для этих целей и предназначен Цвингер. Послушали, собрались с силами и отправились дальше, на находящуюся недалеко Пражскую улицу. Была у меня одна заветная мечта, навеянная рассказами одного знакомого, в недалеком прошлом служившего в ГДР, о пивных барах с сосисками. Вот какой-нибудь бар я и хотел найти.
  • Комментарии: 1, последний от 26/03/2008.
  • © Copyright Ерманок Яков Исаакович (yakob-e@tut.by)
  • Обновлено: 27/03/2004. 12k. Статистика.
  • Обзор: Германия
  • Оценка: 4.12*8  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка