Ерманок Яков Исаакович: другие произведения.

23.Русское подворье

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 10, последний от 08/11/2004.
  • © Copyright Ерманок Яков Исаакович (yakob-e@tut.by)
  • Обновлено: 15/06/2004. 9k. Статистика.
  • Обзор: Израиль
  • Скачать FB2
  • Оценка: 6.54*4  Ваша оценка:

      Пробираемся узкими улочками к центру города. Наконец, останавливаемся у какого-то перекрестка. Приехали. Гостиница расположена недалеко от Старого города, что немаловажно, как сказал Семен, одна из самых лучших, а в недалеком прошлом - самая лучшая в Иерусалиме. Выдали нам ключи, карточки для постояльцев, пропуска, отдельно - карточки на вход в ресторан. Семен рассказал о дальнейшей программе, и мы разошлись по номерам. Встречаемся за ужином, до которого еще часа два.
      
      Номер впечатляет. Просторная комната, все необходимое, ванная, туалет, все сверкает. Конечно, не люкс в понимании европейцев, но то, что для них - обыденность, для нас - верх совершенства. Что поделаешь. Не успели расположиться, умыться - телефонный звонок. Володя предлагает съездить вниз в бассейн и сауну. Уже, проныра, все разведал. Как оказалось, ниже первого этажа расположен целый комплекс услуг и развлекательных заведений. Почти все входит в стоимость номера. Ну что? Поедем в разведку? Взяли купальные принадлежности, зашли за Юрой и поехали со своего 15-го этажа вниз. Приехали, нашли, а там уже половина нашей группы. Кто в сауне сидит, кто в бассейне плескается, кто тренажеры ломает. Не знаю точно, но, по-моему, после нашего посещения все это закрыли и посадили охранника. Во всяком случае, на следующий день я туда не попал.
      
      Часок порезвились - и назад, в номер, немного отдохнуть перед ужином.
      
      В 19.00 всей компанией спускаемся вниз. По пропускам проходим в большой зал. Шведский стол, только первое и второе берешь у раздачи. Все остальное - всевозможные салаты, селедка нескольких сортов, соки, фрукты, мороженое, овощи, большое множество всяких молочных продуктов: Одним словом - скатерть-самобранка. Бери, сколько душе угодно. А душе не так уж много и нужно, по сравнению с тем, сколько хочется. После довольно однообразной (конечно, смотря с чем сравнивать) солдатской кухни, не столько из-за жадности (хотя и это было!!!), как из любопытства все попробовать, накладываем всего помаленьку. А еда разная, не всякому по вкусу и по возможностям. Есть очень острые салаты, есть что-то необычное, к чему мы не привыкли. Вот и остаются на столах, к нашему стыду, полные тарелки. Как говорится в одном анекдоте: 'Хоть не съем, так надкусю!' Потом, конечно, разузнали, что кому нравится, стали вести себя поприличнее. Но и обслуживающий персонал к таким вещам привык, замечаний никто не делал. Поужинали. Семен, зная по опыту, что после такого принятия пищи нужна физическая и эмоциональная разгрузка, дал нам полчаса на приведение себя в порядок и пригласил на прогулку по городу.
      
      Темнеет в Израиле рано. Когда мы вышли из гостиницы часов в девять вечера, стояла уже ночь. И хотя улицы освещены, все в огнях неоновых вывесок, на улицах пустынно, людей мало. Шабат.
      
      Мы идем по улочкам, Семен рассказывает об окрестных достопримечательностях. Оказывается, вокруг очень много земель, подворий, принадлежащих Русской православной церкви. А я вначале никак не мог понять, что церкви, которые в большом количестве мы наблюдали из окна нашей гостиницы, как раз и принадлежат Русскому подворью. Я уже не помню, как они точно называются, поэтому обращусь к первоисточникам.
      
      'Земля под застройку здесь была куплена у арабского семейства Тапус из Лифты в 1859 году.). Петербург прислал архитектора Мартина Эппингера, который и спланировал комплекс зданий Русского подворья.
      
      30 августа 1860 г. был заложен Троицкий собор, освященный 27 октября 1872 г. Строительство было полностью завершено только в 1901 году. Помимо Троицкого собора и колокольни (первые колокола разрешенные турками за и в пределах Иерусалима) были построены больница, постоялый двор для паломников-монахов, здание русской духовной миссии, Елизаветинское, Сергиевское и Николаевское подворье для высокопоставленных и состоятельных паломников, и чуть в стороне, на улице Пророков - Вениаминовский приют.
      
      Вторая половина XIX века вообще была временем "строительной экспансии" России в Палестину. Средства на покупку различных участков земли, на строительство шли и от правительства, и от частных жертвователей. В 1882 г. в Петербурге было открыто императорское Православное Палестинское общество во главе с Великим князем Сергеем Александровичем (братом Александра II). Через него в Палестину и поступали деньги, от правительства, и от сборов пожертвований. Большие суммы жертвовали и сам Великий князь Сергей Александрович, и его жена Елизавета Федоровна (родная сестра жены Николая II Александры Федоровны). В Палестине огромную роль в приобретении участков, в строительстве храмов, школ, гостиниц для паломников, сыграл архимандрит Антоний (Капустин), возглавлявший Русскую Духовную миссию в 1865-1894 годах. Это его стараниями был куплен большой участок земли на самой вершине Елеонской ("Масличной") горы, и начато строительство храма Вознесения с 64-метровой колокольней, прозванной "русской свечей". Его же стараниями в 1871 г. был куплен большой участок земли в Эйн-Керем где был построен ставропигиальный Горненский Казанский женский монастырь, известный как "Горняя" или "Москобия", "Мамврийский дуб" возле Хеврона.
      
      В одном только Иерусалиме было 11 русских церквей и 7 монастырей, 17 гостиниц для паломников, больница, 25 школ, учительская семинария.
      
      Начавшаяся Первая Мировая война нанесла тяжелый удар по русскому присутствию в Палестине. В декабре 1914 г. турецкие власти приказали всем мужчинам, имеющим российский паспорт, покинуть Палестину и выехать в Александрию. Здание русской духовной миссии было опечатано, богослужения в храмах прекратились.
      
      11 декабря 1917 г. британская армия под командованием генерала Алленби вступила в Иерусалим. Русские монахи, находившиеся во время войны в Александрии в Египте, смогли вернуться в свои церкви и монастыри, но положение Русской Православной церкви в Палестине резко изменилось. В Советской России Православная церковь подвергалась гонениям. В 1921 г. управление Русской духовной миссией и Православным Палестинским обществом в Иерусалиме взяла на себя Русская Православная церковь за границей. Полностью прекратилась финансовая помощь из России. Не приезжали ни священники, ни монахи, ни паломники. Часть зданий Русского подворья арендовали англичане. В постоялом дворе для монахов-паломников разместилась английская тюрьма, в которой сидели многие участники борьбы с английскими колонизаторами, члены еврейских боевых организаций Лехи, Эцеля, Пальмаха (сейчас в здании кроме КПЗ находится и музей героев борьбы против английского господства). Русская больница стала военным госпиталем, в Николаевском подворье расположилась полиция. Англичане платили за аренду зданий не слишком большую сумму, но эти деньги были основным источником существования для сотен русских монахов священиков и паломников, оказавшихся в Палестине в результате войны и революции.
      
      Они же помогали поддерживать в нормальном состоянии монастыри, церкви и другие постройки, принадлежащие Русской православной церкви. В 1945 году в сопровождении большой свиты в Палестину прибыл патриарх Алексий. За событиями на Ближнем Востоке с непрестанным вниманием следил Сталин. Православной церкви он отводил важную роль в осуществлении своих планов. Поэтому в 1948 году вскоре после образования государства Израиль, тут же признаного Советским Союзом, началось со стороны Москвы давление на израильские власти с целью заставить отменить мандатный закон об опекунстве на русским имуществом в Палестине. Вскоре последовало административное распоряжение израильских властей, передававших все русские церковные владения на территории Израиля в ведение Московского Патриаршества. (В ведении русской Православной церкви за рубежом в Иерусалиме остались только церковь Марии Магдалины, женский Елеонский монастырь и Александровское подворье в Старом городе. То есть те владения, которые до 1967 года находились на территории Иордании, в 1948 году захватившей восточную часть Иерусалима и те земли, которые сегодня называются "Западным берегом реки Иордан"). Так Московская патриархия, а фактически Советский Союз, стали обладателями огромного участка земли в центре Иерусалима.
      
      В 1962 году Израиль начал переговоры с Советским Союзом о продаже части этих владений. В 1964 г. соглашение было достигнуто. Сделка получила название "апельсиновой", т.к. за дома и земли Израиль расплатился поставками апельсинов на сумму в 5 миллионов долларов. Соглашение было очень выгодным для Израиля и только очередным витком антирелигиозной кампании во время правления Н.Хрущева его и можно объяснить.
      
      В ведении Московского патриархата остался Троицкий собор и здание Русской Духовной миссии, часть которого арендовано Израилем под иерусалимский мировой суд'.
      
      Были мы и у церкви, где венчалась Алла Борисовна Пугачева с Филиппом Киркоровым, но, честно говоря, прошло это мимо моих ушей. Захотелось им, не совсем голубых кровей, венчаться именно в Израиле - их дело. Только вот в набожность их я почему-то не верю. Так, дань моде и средство привлечь к себе внимание, как мне кажется. А мы еще походили вокруг, да около. Прошли квартал, где живут ортодоксальные евреи, как сказал Семен. И, в самом деле, увидели группу характерно одетых людей, возвращавшихся, по-видимому, из синагоги после молитвы. Повернули к гостинице и, распрощавшись в холле, разошлись по номерам отсыпаться перед завтрашним походом в Старый город.
      
  • Комментарии: 10, последний от 08/11/2004.
  • © Copyright Ерманок Яков Исаакович (yakob-e@tut.by)
  • Обновлено: 15/06/2004. 9k. Статистика.
  • Обзор: Израиль
  • Оценка: 6.54*4  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка