Останавливаемся на смотровой площадке. Очень необычно и красиво. Все видно, как на ладони. Слава объясняет. Вот Старый город. Стена Плача, Масличная гора, где похоронены те, кто восстанет первым, когда придет суд Божий. Быть похороненным на этом месте - мечта всех верующих. Хоронят самых-самых, чьи заслуги неоценимы. Но за большие, нет, ОЧЕНЬ большие деньги можно попасть и тем, кто в религиозном мире неизвестен. Я был там несколько раз, но, к сожалению, ничего не понял. Плиты с высеченными на них словами на иврите и цифрами. Камешки на плитах - значит, кто-то посещает, так как у иудеев вместо цветов кладут камни. Я не видел других захоронений, но, наверное, похоронены и представители других религий. Потому что рядом находится православный монастырь, во время нашего посещения не работающий, и мечеть. Но я забегаю вперед, аж в третье мое посещение Израиля. А пока наш уважаемый гид рассказывает историю Иерусалима:
"Иерусалим - древнейший из ныне живых городов (после Иерихона, конечно). Недавно в Израиле праздновали 3000-летие еврейского присутствия в Иерусалиме. Но и до этого, если верить надписи фараона Мернептаха (1213 - 1203 до н. э.), и археологическим данным, здесь (на холме Офель, сегодня - "Ир Давид") было не просто евуссейское поселение Салем, но вполне значимый, хорошо укрепленный город.
Начиная примерно с середины XVI века до н. э. история Иерусалима в значительной степени была связана с египетской активностью в Азии и с ответными действиями враждебных Египту северных соседей - хурритского царства Митанни и пришедшей ему на смену хеттской империи.
Здесь проходил так называемый "Via Maris" - международный путь, соединяющий Египет с Сирией через прибрежные равнины и долины северной Палестины. Эта узкая полоска земли между Средиземным морем и пустынями на востоке была чрезвычайно важна как Египту, так и его противникам на севере.
Египтяне контролировали эту территорию из нескольких административных центров. Наиболее важными из них были: Газа (где находился главный правитель), Яффа и Бет-Шеан. Там египтяне завели собственную систему управления и поставили небольшие гарнизоны солдат для поддержания египетского контроля над страной. Наиболее значительными хананейскими городами были: Лахиш, Гат, Хацор, Мегиддо, Акко, Ашкелон, Ашдод и - Иерусалим.
А между этими полунезависимыми центрами цивилизации бродили бедуинские племена - "шасу", как их называют в документах из Тель-Амарны, и банды деклассированных элементов, которых те же документы называют "хабиру". Наверное, это и были предки нынешних "хибру" - евреев. Объединенные, в конце концов, вышедшей из Египта под предводительством Моисея группой левитов, они захватили со временем разоренные египетской эксплуатацией города и создали свое государство.
Ну а потом - известная история: Давид выкупил у "Орны-евуссеянина" стратегическую высоту - холм Мория, возвышавшийся над Салемом, а через несколько лет захватил и сам город, проникнув в него по водным туннелям из Кидронской долины. При Давиде город стал столицей объединенного царства, его сын - Соломон построил первый Храм Единому богу, хранилище Ковчега завета... С этого и начинается история собственно Иерусалима.
До 73 г. н.э. город был населен евреями. Его захватывали вавилоняне, греки, римляне... Он был столицей Иудейского царства, и религиозным центром для рассеяных по всей ойкумене евреев. Во время вавилонского плена были написаны строки псалма "На реках Вавилонских": "Если забуду тебя, Иерусалим, да отсохнет десница моя...". Его разрушали, восстанавливали... обычная судьба древнего города.
Но после иудейского восстания в 73 году он был разрушен, казалось, окончательно, как гордый Карфаген: жители изгнаны, здания разрушены, сама земля вспахана и засеяна солью. Даже имя свое он утратил, превратившись в Элию Капитолину - отдаленный гарнизон римской империи.
Город исчезает из сферы политики и географии, сохраняя жизнь лишь в молитвах иудеев и христиан. Недолгое владычество христианизированного Рима и его преемницы - Византии несколько оживили город, украсив его многочисленными церквями, но физически он тихо умирал в тени "второго Рима". Арабское завоевание окончательно "убило" его, переведя из ведения географии в область богословия.
В эпоху крестовых походов, когда последний раз Иерусалим находился в центре внимания тогдашнего цивилизованного мира (как европейского, так и мусульманского), говорить о таком различении было бы не корректно: в средневековом сознании, "принятие креста", паломничество в Иерусалим и было семантически адекватно восхождению на небеса.
А после нового мусульманского завоевания, город и вовсе перемещается в духовную сферу, оставляя на выжженных холмах лишь бренные свои останки, все больше разрушаясь, погружаясь в сонную левантийскую одурь, в пески. Настоящая жизнь его - в молитвах и мечтах иудеев и христиан (для мусульман осознание духовной роли Иерусалима - реакция на европейскую экспансию и сионизм евреев. Недаром, в 1229 году египетский султан Малек эль-Камиль, "отдавая" Иерусалим императору Сицилии и Германии Фридриху II, сказал: "Я, в принципе, ничего особенного не потерял, лишь церкви и разрушенные дома").
К началу XIX века Иерусалим был отдаленным провинциальным городом Оттоманской Империи, управляемым из Константинополя. Сменяющиеся турецкие губернаторы поддерживали какой-то порядок при помощи небольшого военного гарнизона. В 1838 году в Иерусалиме было менее 16000 жителей. 5000 из них были арабами-мусульманами, 3000 арабами-христианами, и 6000 евреями. Кроме того, в городе проживали около ста европейских миссионеров и торговцев и 800 турецких солдат. Сонное оцепенение продолжалось до середины прошлого века.
Возвращение Иерусалима на землю, превращение его из умозрительного "горнего Иерусалима" в реальный живой город начинается с 30-х годов прошлого столетия.
Началось все с "голой" политики - ослабления Оттоманской империи, приведшего к Карловицкому миру в 1699 году (и окончательному крушению Великой Порты в начале 20-го века). Центральной Европе больше не грозило турецкое нашествие. Египетская же кампания Наполеона 1798 еще более усилила этот интерес. С армией Бонапарта в Египет попали писатели и художники, топографы и ориенталисты. Они - ученые, то есть, - стремились поближе познакомиться со знаменитыми местами, упоминаемыми в Библии, делали зарисовки, писали статьи. И заражали своим искренним интересом почтенную публику. Восток стал моден...
К 1896 году население Иерусалима увеличилось до 45300 человек: 28000 из них - евреи, 8700 арабы-христиане, и 8600 арабы-мусульмане. Демографическое давление привело к строительству зданий и районов на холмах вне стен, окружающих город с XVI века. А главное - город остался местом, достойным посещения, европейскими ли принцами, российскими ли крестьянами. И никакая земля не казалась слишком отдаленной, чтоб избежать притягательной силы Святого города".
Вот в этот город, рассказ о котором мы слушали с большим интересом, нам и предстояло войти буквально через несколько минут.
Уже достаточно долго мы стоим на смотровой площадке, а Слава все рассказывает без остановки, предлагая по ходу посмотреть то вправо, то влево. И всякий раз следует очередная история, переплетая прошлое с настоящим. Вот внизу, на склоне горы, прямо под нами, небольшие строения. Это арабская деревушка. Арабы-мусульмане отсюда убежали, основав в соседних с Израилем арабских государствах палестинские лагеря беженцев. Но арабы-христиане, лояльно относящиеся к Израилю, живут на своих прежних местах, имеют израильское гражданство и, соответственно, все права. Есть и мусульмане, но арабская деревушка внизу - христианская. Дома с плоскими крышами, в несколько этажей. Все неспроста. Несколько поколений живут вместе, целыми родами. Если дочь, выходя замуж, как правило, покидает отчий дом, то сын, наследник - будущий глава рода - остается. И, женившись, получает в подарок этаж, надстроенный над предыдущим. Так что по количеству этажей можно определить и количество сыновей. Хорошо, если сыновей двое-трое, а если десять, что совсем не редкость? Этого я не знаю. Думаю, что строится следующий дом рядом. Недаром я слышал, что бывают селения, где все жители - родственники.
Слава рассказывает о том, сколько паломников посещает ежедневно Иерусалим, какие среди них случаются странные истории. Как многие теряют рассудок, внушив себе мысль о том, что они - Мессия... Вот что рассказывает об этом один из основателей израильской психиатрии д-р Хайнц Герман:
"Это состояние (как правило, временное, но в некоторых случаях оно может принять постоянный характер), в которое впадают некоторые люди, приезжающие в Иерусалим в качестве паломников или туристов. Во время посещения святых мест в их поведении возникают странности. Иногда они отождествляют себя со святыми, посланными на землю с определенной миссией. Их приходится в срочном порядке отправлять в государственный психоневрологический центр "Кфар-Шауль". В последние годы этот центр превратился в прибежище для туристов, не выдержавших свидания со Святым городом.
Если в конце первого тысячелетия Иерусалим был глухой провинцией и практически ни для кого не представлял интереса, кроме самих евреев да горстки фанатиков-христиан, то уже в конце XIX века этот город постепенно начал пробуждаться от спячки. Началось интенсивное строительство. Многие страны и конфессии открыли здесь свои представительства. За полвека до этого в Иерусалиме насчитывалось не более 22 тысяч жителей, и паломники, не говоря уже о туристах, сюда почти не заглядывали. Однако постепенно Иерусалим стал местом массового паломничества, и здесь было построено множество гостиниц и даже железная дорога. И тут-то и началось...".
Рассказывают ведущие специалисты:
В 1870 году несколько человек объявили себя пророками: Некий австриец утверждал, что он пророк Элиягу. Окружающие сочли его душевнобольным. Австрийца отправили из Иерусалима в Яффо в надежде на то, что он покинет пределы Палестины. Однако некоторое время спустя его обнаружили совершенно голым в пустыне. Работникам австрийского консульства ничего не оставалось, кроме как взять на себя расходы по лечению больного отправке его на родину. Некий американский еврей, перешедший в христианство, также утверждал, что он пророк Элиягу. "Пророк" остановился в гостинице "Американская колония" и доставил немало хлопот ее владельцам - Горацио и Анне Стаффорд.
По словам иерусалимского психиатра д-ра Яира Барэля, многие годы проработавшего главным врачом центра "Кфар-Шауль", пациентов с иерусалимским синдромом, которых он наблюдал на протяжении последних двадцати лет, можно условно разделить на три группы:
У некоторых отклонения в психике наблюдались еще до приезда в Израиль. Они прибывают в Иерусалим именно потому, что идентифицируют себя с библейскими персонажами. Один американец-спортсмен заявил, что он - Самсон, и пожелал "перестроить" Стену плача. Его появление на площади у Стены вызвало настоящую панику среди молящихся и он был немедленно направлен к нам. Когда один из врачей начал было убеждать пациента, что он вовсе не Самсон, американец вырвался и убежал. Вскоре он вновь появился у нас и после этого отец забрал его домой. Не так давно на дороге в Иерихон был обнаружен мужчина в набедренной повязке из кожи. В ответ на вопросы палестинских полицейских он бормотал что-то невнятное. Полицейские обратились к офицеру ЦАХАЛа, и тот доставил неизвестного в "Кфар-Шауль". Врачи тут же узнали "Иоанна-крестителя", который уже дважды был их пациентом.
Душевнобольные со вторым видом иерусалимского синдрома, - сказал д-р Барэль, - приезжают в составе организованных групп. До поездки у этих людей не было выявлено никакой психопатологии. Неожиданно у них возникают галлюцинации. Среди них попадаются и евреи, которые вдруг заявляют, что хотели бы увидеть "Красную корову" и поработать в Третьем храме.
Третий вид синдрома поражает сравнительно небольшое число пациентов.
Как правило, это совершенно здоровые люди, без всяких наследственных проблем, утверждает д-р Барэль. - Они приезжают в качестве обычных туристов и неожиданно начинают чувствовать беспокойство. Такие люди могут заявить экскурсоводу, что хотели бы осмотреть Иерусалим в одиночестве. Они надевают длинные белые одежды наподобие тоги и начинают распевать псалмы. Служащие гостиниц и экскурсоводы направляют их прямо к нам. Это состояние проходит через неделю или дней десять. Когда больные приходят в себя, они выглядят очень смущенными, утверждают, что ничего не помнят, и вообще не хотят говорить на эту тему".
Я не один раз был в Иерусалиме, но только два раза - вместе с экскурсоводом. Это, конечно, совершенно разные вещи, но и впечатления самые сильные были первый раз и, отчасти, второй. Потом уже мы бродили сами, посещали те места, которые казались нам интересными. И я даже не знаю, как мне повести свой рассказ, если все это настолько слилось в моей памяти, что разбить на отдельные части будет нелегко. Наверное, нужно просто рассказать о главном - о Старом городе.