Следующий год, 2001, даже и вспоминать не хочется. Но приходится мириться с тем, что родные нас покидают. Сначала заболела мать, потом теща и ничего с этим поделать уже было нельзя. Так что еще долго мы приходили в себя и ни о чем другом не думали. Но и это потихоньку прошло, боль притупилась, сознание смирилось с неизбежностью. Нужно было жить дальше.
Наступило лето 2002 года. Измотались мы здорово, да тут еще и на работе получился некоторый застой. И мы стали всерьез подумывать о том, что не мешало бы куда-нибудь съездить. В прошлом году было не до отдыха, а отдохнуть надо. Где? Дома оставаться желания не было. Варианты, конечно, были. Жена мечтала о Париже, и это было не так уж и несбыточно. Многие туристические фирмы предлагали интересные маршруты, и было из чего выбрать. Но у меня особого желания не было. Хотелось увидеть детей. Сар-Эль? При упоминании этого слова у меня портилось настроение. Все-таки одно и то же в четвертый раз проходить не хотелось. Да и дети потихоньку обжились, и можно было погостить и у них, немного у сына, немного у дочки. Обнадеживала и встреча с Гришей, с ним мне всегда было интересно.
В общем, потихоньку мы стали склоняться к мысли, что нужно ехать к детям. Начали обдумывать, чем мы там займемся и, вроде бы, не так уж и много времени у нас было, чтобы выполнить намеченное. А тут еще пришло приглашение на свадьбу от друга детей, Ромки, сына нашей хорошей знакомой из Гродно Люды. Она тоже собиралась поехать к нему на свадьбу в августе. А что? Это уже повод. Воспоминания о свадьбе Олега и Дины у меня остались самые приятные. Время нам подходит, на работе как раз отпуск планируется, все идеально. Жарковато, правда, в августе в Израиле, но мы уже как-то привыкли немного к климату. Да и у нас температура воздуха зашкаливала за 30. Так что терять особенно было нечего. И мы начали готовиться. Единственное, что не удалось согласовать, это отъезд Дины к родителям, но и она через неделю после нашего приезда должна была вернуться. Так что - увидимся.
Мы поставили визы, купили билеты и без особых хлопот улетели.
В аэропорту нас встретили Олег и Света. Еще в прошлый приезд Олег сдавал на права, хотел приобрести машину, так как без машины в Израиле тяжело. Можно даже сказать, что невозможно. Транспорт общественный достаточно дорогой, поездка по городу в автобусе или маршрутке стоит больше доллара, да и времени это занимает много. Хотя особых проблем, исключая разве что часы пик, с транспортом нет. Автобусных маршрутов много, и по ним, кроме рейсовых автобусов, которые ходят не так уж и часто, снуют так называемые "манитки", микроавтобусы. Я сначала думал, что это на иврите так микроавтобус называется, но оказалось, что просто так называется фирма, которая и занимается извозом. Что удивило, так это разница в цене. Небольшая, правда, но меньше, чем на автобусе. У нас сейчас тоже ввели много таких маршрутов, где ходят маршрутные такси, но стоимость проезда в них в 2,5 раза больше, чем на автобус. А в Минске, так и вовсе в четыре. Правда, и маршруты там длиннее.
Так что дети нас встретили на машине, и мы с комфортом доехали до дома, в котором жил Олег. И, чтобы не возвращаться к теме транспорта, скажу, что наличие машины намного увеличило наши возможности как и в вопросах отдыха, так и в поездках более дальних, о которых позже. Олег так спланировал свою работу, что почти все время уходил вечером, возвращаясь рано утром, отвозил нас на море, а сам отдыхал. Так что в этот раз мы и позагорали и накупались вволю, чего, конечно, не могли бы себе позволить, если бы машины не было. Все-таки, хоть и не очень далеко было ехать, где-то примерно минут сорок, но пока дойдешь до "манитки", пока доедешь... Не всегда и хотелось. Машина помогала нам и чаще видеться со Светой и будущим зятем. Жили они тоже не очень далеко, в Рамат Гане, но добираться на автобусе туда нужно было больше часа, да и еще с пересадкой. Учитывая, что Света с Сашей заканчивали работу где-то в 17 часов, а утром рано уходили, встречаться часто было непросто, а хотелось побыть вместе. А так, если Олег не уходил на работу, мы за ними заезжали и уже по вечерам что-нибудь предпринимали. Но это было позже, пока мы еще с Сашей знакомы не были, хотя раньше я его и видел, когда приезжал один. Но о романтических отношениях дочка тогда мне ничего не говорила. Так что и это было поводом для поездки, о котором я забыл упомянуть. Ну, как вы понимаете, повод для хорошего дела всегда найти можно.
Сын холостяковал. Дина уехал к родным, питался он, в основном, полуфабрикатами и холодильник в доме стоял только для приличия. Лежала в нем курица, которую дочка притащила заранее, зная, когда мы приедем и не надеясь на Олега. Мне понравилось, что курица была почти готова, уже замаринованная, и ее оставалось только поджарить в микроволновке или на плите. Но даже хлеба в доме не было. И мы с сыном сразу же поехали за продуктами. Супермаркет был недалеко, но Олег сказал, что съездим немного подальше, в "русский", где, вроде бы, и дешевле и еда более привычная.
Хорошо, что есть машина. Иначе, конечно, все было бы гораздо сложнее. Мы сели, минут за 10-15 приехали к огромному, ангарного типа зданию. Это и был так называемый "русский" магазин, которых с каждым годом в Израиле становится все больше и больше. И отличие их от обыкновенных супермаркетов довольно большое. Начиная, хотя бы с того, что они работают по субботам, в Шабат. Да и ассортимент товаров там примерно такой, который мы привыкли видеть в наших магазинах. Конечно, все то, что продается в обыкновенном супермаркете, там присутствовало. Но очень большой выбор именно наших продуктов, начиная с колбасных и мясных изделий из свинины и заканчивая русским квасом. Который бывает нескольких сортов и довольно вкусный. Один сорт так и назывался - "Вкусный". Так что не пришлось ломать голову над выбором, все было знакомо, и мы быстренько погрузили продукты в багажник и приехали назад.
Естественно, Наталья уже хлопотала у плиты, что и делала постоянно на протяжении всего времени. Ей доставляло удовольствие видеть, как дети наворачивают ее блюда. Ну, а уж, какое удовольствие для них было есть мамины борщи и супы, да заедать картофельными блинами с мясом или голубцами, я не говорю. В Израиле, как и везде в Европе и других странах мира, макдональдсы и всякого рода подобные заведения распространены. В лучшем случае, готовят полуфабрикаты. Ну, а мы, слава Б-гу, несмотря на появление и у нас таких предприятий "быстрого реагирования" все-таки еще не полностью отошли от традиций русской кухни. И наше счастье, что цены в "Макдональдсе" еще достаточно высоки и ходим мы туда как на праздник. Чтобы "насладиться" тем, что американцы считают едой второго сорта. Хотя и жить без нее не могут.
Вот так и прошел первый день нашего отдыха. Как ему и положено быть. Мы говорили, делились новостями. И это было хорошо, как сказал наш Творец.
Дела житейские.
Вспоминаю сейчас эту поездку с некоторой грустью и чувством удовлетворения. Как-то на этот раз все прошло тихо, спокойно и по-семейному. Мы много времени провели с детьми, неплохо отдохнули на море, побывали два раза у Гриши и съездили к Людмиле. В общем, проводили время так, как и положено на отдыхе, ни о чем особенно не задумываясь. Хотя это было в августе 2002 года, нет да нет приходили какие-то сообщения об очередных столкновениях с арабами, но по сравнению с тем, о чем я читал в новостях дома, это было терпимо. Вот уж точно - меньше знаешь, лучше спишь. В первое время я читал все подряд и очень переживал за детей. И теперь неспокойно, но постепенно привыкаешь ко всему. Я, сидя дома у телевизора, думал, что сейчас в Израиле что-то вроде военного положения. А на самом деле оказалось, что страна живет своей жизнью, веселится и работает, хотя, конечно, меры предосторожности видны во всем.
Наверное, так и надо. Что поделать, если так определено, что покоя в этом регионе, видимо, еще долго не будет. И будет ли? Судя по последним решениям, узел этот никто не знает, как развязать. И, кого бы ни признавали виноватым, какие бы меры ни принимались, от этого не легче. Разве что чудо какое-нибудь произойдет. Очень бы хотелось в это верить.
Я не помню, сразу ли с утра на следующий день мы поехали на море, или все-таки еще не успели и были дома, да это и не важно. Важно, что мы были с детьми, у них все более-менее нормально и впереди еще три недели интересных встреч и поездок. Потом наш распорядок как-то сложился: утром Олег завозил нас на море (не каждый день, конечно, но часто), где мы были примерно до 12-13 часов и, когда становилось по-настоящему жарко, потихоньку брели на "манитку" и добирались домой разморенные и умиротворенные. Наталья начинала хлопотать у плиты, Олег еще спал после ночной смены, а я читал детектив или смотрел телевизор. Потом Олег, разбуженный вкусными запахами и нашими хождениями, поднимался, приводил себя в порядок, и мы садились обедать, после чего он заваливался на диван и, поглаживая себя по животу, произносил: "Хорошо бездельничать, когда мамка у плиты". А бездельничать удавалось не часто, да и во время нашего приезда дети работали много, да еще и учились и сейчас учатся. Жизнь нелегкая и дается все непросто. Но - живут, как и многие их сверстники и люди постарше. Не жалуются, не просят каких-то льгот у государства и не ругают свое правительство. Хотя, конечно, всякое бывает. Но оттенок другой.
На этот вечер у нас намечалось знакомство с Санькой, который должен был заехать после работы. Знакомы они были с дочкой уже несколько лет, но, как обычно, родители обо всем узнают последними. Но тут уж ничего не поделаешь. Сначала приезжали Сашины родители, которые живут в Ростове на Дону, а теперь и наша очередь настала. И мы с нетерпением ждали встречи, подозревая, что отношения у них серьезные. Света была с нами, взяла на работе отгул, ждали только его.
Наконец, раздался телефонный звонок. Саша сообщал, что уже выехал. Мы, конечно, о нем уже были наслышаны и от дочки и от Олега, который в прошлом очень ревностно относился к Светиным поклонникам, иногда даже отваживая их не совсем цивилизованным способом. А тут, на наш вопрос, что это за парень, ответил однозначно: "Хороший пацан". Зная характер сына, ответ был исчерпывающим.
А Санька удивил с первой встречи. Вначале в комнату вплыл огромный букет роз и был торжественно преподнесен Наталье. Это хитрец, как оказалось, знал, чем можно угодить будущей теще. Она, конечно, не преминула вставить мне пару слов, мол, учись, муж, как надо ухаживать за дамами, и все стало на свои места. Он и в самом деле оказался простым парнем и быстро стал родным. Так мы и познакомились. Как написали бы в газетах, вечер прошел в теплой непринужденной обстановке. А, через некоторое время, в апреле, и свадьбу сыграли у нас дома, в Белоруссии.
Поездка к Грише.
Знал бы я, что возьмусь когда-нибудь за этот дневник, записывал бы все подробно, потому что все, что связано с Гришей, требует подробного изложения. Он знает столько, что не нужен ни гид, ни путеводитель. И с ним всегда есть о чем поговорить. Так было и на этот раз.
Мы созвонились, договорились о встрече и через несколько дней, а это было в четверг, насколько я помню, после обеда, мы сели в автобус на Тахана Мерказит в Ришон ле Ционе и отправились в гости. Ашдод от Ришона недалеко, километров 35, но автобусы ходят не очень часто, рейса два-три в день, но нам повезло, и как раз в нужное нам время автобус был. И мы, зная уже, как добираться, буквально через час с небольшим были возле Гришиного дома. Конечно же, нас ждали и, после взаимных приветствий, тут же усадили за стол. Дома была и младшая дочь, Белла, которую мы, конечно, не узнали и которая, посидев с нами немного, умчалась по своим девичьим делам. А мы сидели и разговаривали.
Гриша и Тамара много работают. Устают здорово, но по-другому в Израиле нельзя. Гриша добился больших успехов, занимает ответственный пост на государственной службе, а это в Израиле немало значит. Госслужащим хорошо платят, и они имеют ряд всевозможных льгот. Но и требования к ним, конечно, соответствующие. У Гриши хорошая машина и, работая целый год в очень напряженном темпе, раз в год он и Тамара берут отпуск (а они в Израиле очень небольшие, недели две, максимум три) и едут куда-нибудь отдохнуть. Причем, отпуск этот, как правило, связан не только с валянием где-нибудь на берегу моря, этого и в Израиле хватает, а именно поездка в какую-нибудь страну с целью познакомиться, посмотреть достопримечательности. Были они в Лондоне, Париже, Чехии, в последний раз, уже в этом году, посетили Италию. А рассказываю я вам об этом потому, что нужно знать Гришу. По каждой поездке у него сделано по нескольку красочно оформленных альбомов с фотографиями, с описанием фотографий, со ссылками на различные источники и еще Б-г знает с чем. Не сомневаюсь, что после посещения какой-нибудь страны Гриша может работать не только экскурсоводом, но и заменить собой солидное туристическое бюро, потому что знает буквально все, начиная от погоды и заканчивая стоимостью кофе в каком-нибудь знаменитом кабачке. Так что все отчеты о своих поездках нам были выложены после ужина на журнальный столик, и мы с удовольствием окунулись в мир туризма.
Собственно говоря, ничего необычного для нас в этих турпоездках нет. И у нас сейчас можно поехать в любую, даже очень экзотическую страну. Стоит это у них ненамного дороже, чем у нас, с одной лишь разницей. Работая напряженно целый год, можно позволить себе, откладывая по чуть-чуть, и поездку в какую-нибудь понравившуюся страну. Потому что, по их меркам, стоит это, примерно, не больше полумесячной, максимум месячной зарплаты. И это со всеми надлежащими удобствами и в отелях неплохого класса. У нас же, конечно, это удовольствие не для многих, потому что, даже отказывая себе во всем, поездка обойдется, в среднем, в полугодовую зарплату. Вот и вся разница. Конечно, все это не для всех и я говорю о большинстве, бывают и исключения, как и у них, так и у нас. Будем надеяться, что когда-нибудь и для нас откроются возможности посмотреть мир. Хотелось бы, чтобы это произошло побыстрее.
Планы на наше времяпровождение были разработаны наполеоновские. Нам предстояло совершить экскурсию в несколько мест, ознакомиться с достопримечательностями Ашдода, побывать на море и так далее. Но и у нас уже были кое-какие планы на предстоящие выходные. Тем более, зная занятость Гриши с Тамарой, не хотелось злоупотреблять их гостеприимством. Да и с детьми хотелось побыть, так как именно в субботу все они были свободны, и мы договорились съездить на шашлыки. Я рассчитывал, что и Гриша с Тамарой к нам присоединятся, а пока договорились, что завтра с утра мы едем на экскурсию, а там видно будет. Этот вопрос мы оставили на более позднее время. Я еще планировал вернуться домой к пяти часам вечера, так как Олег пригласил поиграть в футбол со своими друзьями. Это было довольно заманчиво, хотя в 35-тиградусную жару мне еще играть не приходилось.
Вариантов экскурсии было, конечно, несколько, но тут мы уже положились на опыт Гриши. Тем более, что пятница, Шабат, и кто его знает, как работают после обеда заведения, которые мы с помощью Гриши собирались посетить. Решили, что будем ориентироваться на месте.
После всех этих разговоров, вышли прогуляться перед сном. Как оказалось, на берегу моря был какой-то праздник, которые в Израиле проводятся, несмотря ни на что, довольно часто. При большом скоплении народа, тем не менее, все было организовано четко и никаких происшествий не случилось. Единственное ограничение - вокруг стояли полицейские и какие-то люди в гражданском, но, видимо, облеченные какой-то властью, потому что ходили везде и смотрели за порядком. Нас не очень тщательно проверили и пропустили через заграждения внутрь большой площадки. Попасть другим способом, практически невозможно, вокруг все огорожено пластмассовыми щитами и стоят полицейские по периметру и вот эти люди в гражданском. Много полицейских машин. Но все это настолько ненавязчиво, что понимаешь, что цель у них совершенно ясная, следить за тем, чтобы не случилось какого-нибудь теракта, а не за тем, как ты себя ведешь на празднике. Хотя все вели себя, хоть и шумно, но вполне нормально.
Гриша объяснил, что люди в гражданском - это как бы местный добровольный отряд самозащиты. Они действуют вполне официально, имеют свою организацию, форму и помогают полицейским следить за порядком и предотвращением всякого рода нежелательных эксцессов. И имеют, между прочим, почти те же права, что и полицейские. Охрана, если так можно выразиться, находится даже на берегу моря, смотрит, чтобы и оттуда кто-нибудь не приплыл.
Вообще, конечно, меры безопасности в Израиле против террористов принимаются большие. Я уже немного рассказывал об этом. Особенно в местах большого скопления людей, в аэропортах и автовокзалах, в супермаркетах и спортивных сооружениях. Поэтому очень часто передают, как в том или ином месте обезврежена какая-нибудь террористическая группа или найдено взрывное устройство.
Мне было очень неприятно прочитать у одного человека, считающего себя русским писателем, и очень негативно относящегося к Израилю и его жителям, описывающего в одной из своих злободневных статей, как его "шмонали" в аэропорту перед посадкой в самолет. Это вместо благодарности за то, что он благополучно долетел, и ничего с ним не случилось. К этому надо относиться терпимо и пониманием. Террористы ведь не будут спрашивать, как ты относишься к евреям, а самолеты, летающие по этому направлению, да еще и израильской авиакомпании Эль-Аль, конечно же, пользуются повышенным вниманием. За примерами далеко ходить не надо. Так что уж лучше потерпеть немного, чем потом жалеть о том, что не все меры безопасности были приняты.
Так и на празднике. Все было спокойно и спасибо тем службам, которые это спокойствие обеспечивали. А мы погуляли, посмотрели, да и направились домой отдыхать перед завтрашней поездкой.
Сталактитовая пещера.
Утром встали, позавтракали, позвонили детям, чтобы узнать, что нужно для того, чтобы завтра поехать на природу. Ведь в субботу бегать за мясом и прочими вещами довольно нелегко - почти все закрыто, а мы уезжаем и дети работают. И здесь Гриша помог, попросил Тамару, которая работала в русском супермаркете, все заказать. Заехали через час к ней и забрали все, что заказали, уложив в походный холодильник. И уже целенаправленно поехали на экскурсию.
Решил наш друг показать нам несколько мест недалеко от Иерусалима, в горах. Там, как он говорил, во-первых, очень красиво, во-вторых, есть на что посмотреть, и, если в одном месте нам посмотреть не удастся, то можно съездить в другое, благо это недалеко. Соблазнил он еще меня танковым музеем, но так как это было немного в стороне, сначала решили поехать в Сталактитовые пещеры.
Мы поднимались все вверх и вверх, а внизу развертывалась панорама из какого-то зарубежного фильма. В Белоруссии местность равнинная, так что понятие о горах я имел довольно смутное. Разве что в Кисловодске да Пятигорске, будучи в гостях у дядьки, поднимался тропинкой на небольшую горку. Но там, особенно в Кисловодске, хоть и было очень красиво, наверху вообще альпийские луга, но как-то все отдельно. Поднялись на гору, посмотрели, спустились вниз. А здесь даже и не гора это была, а гористая местность. Едешь, едешь по дороге вверх, а по бокам уже, далеко внизу, что-то виднеется, какие-то постройки, разработки, еще какие-то горы. Конечно, в прямом понимании, это просто гористая местность, а не какой-нибудь Монблан, но все равно интересно.
Гриша, конечно, несколько раз останавливался, мы выходили, осматривались, сделали несколько снимков. И, наконец, приехали к пещере. Поставили машину на стоянку, но пещеру я пока не видел. В моем понятии, это было отверстие в горе, в которую надо было протиснуться, чтобы попасть внутрь. Но пришлось еще подниматься довольно долго вверх по лестнице, прежде, чем мы увидели перед собой небольшое здание из стекла и бетона. Внутри были кассы, небольшой сувенирный магазинчик и за стеклом всякие интересные штучки из пещеры, в виде сталактитов, сталагмитов и еще каких-то "митов" с описаниями, что это такое.
Мы взяли билеты, изучили правила поведения в пещере и нас попросили подождать, когда соберется группа. Это было недолго, да и людей собралось немного, человек десять. И нас пригласили пройти в демонстрационный зал. Как оказалось, перед посещением музея нам предлагалось посмотреть фильм о возникновении сталактитов и вообще о том, как нашли эту и другие пещеры.
Фильм длился недолго, минут десять-пятнадцать, но было интересно узнать о том, что видел в первый раз в жизни. Интересно, что пещеры обнаружили не так давно. Когда мы ехали сюда, видны были какие-то разработки, карьеры, откуда вывозили щебень. Оказалось, что и в самом деле здесь его добывают в больших количествах. Вот во время проведения взрывных работ и открылся вход в одну из пещер, где и обнаружилось это чудо природы.
А почему образуются сталактиты? И это нам объяснили создатели фильма. Горы вокруг содержат известняковые породы. Капельки воды, содержащие углекислый газ, растворяют мягкий известняк, который находится на поверхности пещеры. Затем они просачиваются через трещины в потолке пещеры. Так как капелька содержит известняк, то на потолке пещеры появляется известковый нарост. Внутри нароста полость, как в макароне, поэтому небольшие тонкие сталактиты называют "макаронами". Следующая капля проходит внутри "макароны" и выходит внизу, наращивая сталактит. В какой-то момент "макарона" засоряется внутри, и начинает расти вширь, образуя сталактит.
Некоторые капельки, не удержавшись на "макароне", падают на пол, образуя сталагмиты. Вот так они и растут навстречу друг другу и иногда принимают такие формы, что просто диву даешься. И, если немного дать волю воображению, то начинаешь видеть во всем этом великолепии какие-то фигуры и образы в виде зверюшек или персонажей художественных произведений. Некоторым, наиболее ярко выраженным, дают названия. Например, двум почти сросшимся столбам дали название "Ромео и Джульетта". Кстати, мы делились впечатлениями друг с другом и в некоторых случаях видели одно и то же. Хотя, в основном, каждый видел что-то свое.
Один сантиметр сталактита образовывается, по разным оценкам, от 30 до 150 лет. А вокруг нас были целые стены высотой в три, пять и более метров. Интересно, сколько лет этим пещерам?
Внутри дыхание несколько затруднено из-за высокой влажности. Фотографировать можно, но без вспышки. Нельзя дотрагиваться до поверхности сталактита, но разве удержишься? Что-то похожее на мрамор.
Пещера по объему довольно большая, очень хорошо подсвеченная в местах, наиболее интересных для осмотра. Лестница с перилами спускается то вниз, то вверх, образуя замкнутую кривую, по которой и проходишь, начиная с входа и заканчивая находящимся рядом выходом. Шаг влево, шаг вправо... Насколько я понимаю, это только часть пещеры, а что там дальше, знают только те, кому это положено. И как мне кажется, есть места, не совсем безопасные для осмотра. Пещера живет, что-то может обрушиться, куда-то можно провалиться. Да и район здесь сейсмоопасный, всякое может быть.
Мы бродили по пещере больше часа, сделали несколько снимков, но впереди еще ждали другие открытия, а время поджимало. И неизвестно было, куда в пятницу, перед Шабатом, можно еще попасть. Взяв напоследок несколько красочных буклетов, лежавших на столике возле входа, мы вышли на поверхность.
Нет пророка...
- Ну что, - сказал Гриша, когда мы вышли из здания, щурясь на солнце, - понравилось?
Еще бы. Где еще увидишь такое чудо? Сталактитовых пещер в мире много, но мир большой, в одном месте одно, в другом - другое. И только в Израиле можно побывать за один день и в пустыне, и в горах, и покупаться в Мертвом море и просто в море при сорокаградусной жаре, а через несколько часов покататься на лыжах на высокогорном курорте. Можно увидеть очень много интересного и с сожалением отметить, что ничего почти еще и не узнал, все это только маленькая частичка того, что еще можно увидеть и о чем хотелось бы узнать. Восхищаться красотами побережья Красного моря, побывать в самом древнем городе мира - Иерихоне, увидеть святыни всех религий, повеселиться на многочисленных праздниках, погрустить и подумать на религиозных, отметить за какую-то неделю и католическую Пасху и православную, встретить Песах, о котором многие в мире думают, что это иудейская Пасха, связанная с воскрешением Иисуса, а это совсем не так. Встретить, в конце концов, два Новых года, в сентябре - Рош ха-шана, иудейский Новый год, а 31-го декабря, уже по старой традиции, и обычный. Хотя это событие, как и Песах, имеет совсем другое значение. Далеко не такое, какое мы подразумеваем под этим словом.
Можно с Библией в руках пройти по местам от Сотворения мира и до Вознесения Христа и увидеть все своими глазами: вот, на этом месте все случилось, именно здесь. И прочитать назавтра в газете, что арабы обстреляли верующих, вопреки запретам все-таки рискнувших посетить могилу Иосифа. Ну, почему в них нужно стрелять? Что такого могли сделать несколько глубоких старцев, ради веры своей поставивших на карту свою собственную жизнь? Разве Б-г не един? Почему же нельзя жить в мире и согласии, поклоняясь тем святыням, которые завещали тебе предки? Есть ли ответ на такие вопросы? Или только я их себе задаю, не понимая, как можно в такой стране, в городе с таким названием - Иерусалим - Город Мира, взрывать себя в автобусе с женщинами и детьми. Они-то в чем виноваты и не противоречит ли это всем Божеским законам, как бы Он ни назывался? Ради чего? Кого? Нескольких выживших из ума людей, в угоду своим амбициям подвергающим смертельной опасности жизни миллионов людей? И моих детей - тоже.
Конечно, все это далеко не просто и не однозначно. Но от этого не легче всем тем, кто, так или иначе, к этому причастен. Можно даже сказать - всем, потому что все причастны, в той или иной степени. Одни - прямо, другие - косвенно, но непричастных нет. Но есть люди безразличные, есть корыстные, а есть те, кто в той или иной мере пытаются жить и действовать так, чтобы каким-то образом показать всем остальным, что Б-г, если кто-то в него верит, один и делить его на божков не надо.
Я уже рассказывал о Вере Бахаи, а сейчас хочу рассказать о монастыре, в который нас привез Гриша.
Я не знаю точно, как он называется, не помню, но где-то недалеко от Иерусалима и Сталактитовых пещер, повернув несколько раз, спустившись немного вниз, а затем, снова поднявшись вверх, уже другой дорогой, мы очутились возле ворот большого монастыря с видневшимися за забором зданиями. Гриша сказал только, что этот монастырь обосновали еще до образования Государства Израиль монахи Итальянского Ордена Доминиканцев, что живут здесь люди разных вероисповеданий в мире и дружбе и что женщины в это монастыре молчат. Занимаются тем, что изготавливают очень хорошее вино, делают оливковое масло, а женщины в своих кельях разрисовывают керамические изразцы и еще что-то. Выходят, собираясь вместе, только несколько раз в год, по большим праздникам, даже едят у себя, в кельях. И молчат. Мужчины же ведут обычный для всех монашеский образ жизни.
Бэйт-Жамаль
Того, о чем вы прочитаете сейчас, быть не должно. Просто я об этом не знал. Но буквально несколько дней назад, после предыдущего выпуска, мне пришло письмо, которое меня очень обрадовало, так как это как раз то, что я хотел осуществить, задумывая эту рассылку. Мне хотелось, чтобы мои впечатления дополнялись вашими, и мы вместе узнаем еще больше об этой прекрасной стране. К сожалению, дополнений было немного. Я вставляю в свой дневник письмо Андрея, любезно предоставившего этот материал для опубликования. Спасибо.
"Место, о котором вы начали рассказ, называется Бэйт-Жамаль. Только это не один монастырь, а два. Они расположены так близко друг к другу, что у многих создается такое же впечатление, как у вас. Это совершенно разные монастыри, объединяет их лишь то, что оба они католические.
Мужской -- принадлежит ордену Салезианцев. Орден основан в XIX в. в Италии св. Жованни Боско. Их призвание заниматься воспитанием и образованием детей и молодежи из малообеспеченных семей. Детей вы там не видели, потому что салезианцы в Бэйт-Жамале занимаются изготовлением вина. Я точно не знаю, но возможно дом в Бейт-Жамаль является финансовой частью салезианского семинария, находящегося в Кремизане или их же школы в Вифлееме.
Женский монастырь принадлежит ордену Картезианцев, основанному во Франции в XI в. св. Бруно Кёльнским. http://www.krugosvet.ru/articles/25/1002527/1002527a1.htm Это самый суровый орден в католической конгрегации, они живут почти как монахи-отшельники. У каждого монаха есть свой небольшой домик, в котором он проводит затворнический образ жизни. Весь день монах проводит в своей обители и встречается с другими братьями только во время молитв. По воскресеньям же они встречаются не только во время Литургии, но и вместе обедают. В воскресный и праздничный день они общаются между собой, как все люди.
Мало кто знает, что в том же месте, есть еще один монастырь монахов-картезианцев. Он находится буквально в нескольких стах метров от монастыря картезианок, на противоположном холме.
В течение всей недели, когда каждый монах-картезианец находится в полной изоляции, они соответственно не могут общаться, поэтому их часто путают с монахами молчальниками.
Молчальниками же называют монахов ордена Траппистов. Это тоже католический орден, уходящий корнями в XII в. Совсем недалеко от Бэйт-Жамаля есть большой и красивый монастырь Латрун, он и принадлежит монахам-траппистам.
www.latroun.net Их сайт еще не действующий, но уже вы можете прочитать историю (в том числе и по-русски)".
Андрей
Вот небольшие выдержки из статей, ссылки на которые есть в письме Андрея:
"Картезианцы ведут полуотшельническую и строго созерцательную жизнь. В их уставе, написанном в 1127 Домом Гигесом, закрепляются правила, установленные св. Бруно. Вдохновленные опытом отцов-пустынножителей, картезианцы, осуществив некий синтез отшельнической и общежительной жизни, соединили преимущества обоих этих путей, смягчив суровость абсолютного уединения общинным укладом. Однако их жизнь остается по преимуществу уединенной.
Братья-миряне, посвятившие себя служению братьям-затворникам, разделяют тот же идеал единения с Богом. Заботясь об удовлетворении материальных нужд монастыря, они делают возможной уединенную жизнь отцов, которые не могут покидать свои кельи для работы. Тем не менее братья-миряне обычно работают в одиночестве и тоже ведут преимущественно уединенную жизнь.
Начиная с 12 в. к ордену присоединилось небольшое число женских монастырей. В их уставе требование безмолвия и уединения несколько смягчено. После совместной трапезы у монахинь свободное время. Остальную часть дня монахини проводят в безмолвии в кельях. Картезианские монахини принимают особо торжественное посвящение девственниц. Кроме того, они обладают привилегией получать древнее благословение диаконисс, что дает им право в определенных случаях надевать диаконские манипулы (поручи) и столу (орарь) и исполнять некоторые литургические функции. Сестры-мирянки ведут жизнь, подобную той, что ведут братья-миряне.
Главным источником доходов картезианского ордена служит всемирно известный ликер "Шартрез". В его производстве занято всего четыре брата, а торговля полностью передана в руки мирян"
И немного из второй статьи, о монастыре траппистов:
"Трапписты - это монахи бенедиктинского ордена, принадлежащие к, так сказать, "реформированной" ветви обширнейшей семьи монастырей святого Бенедикта, называемых также "систерсьен".
В 1890 году из Святой Земли пришла просьба об основании там монастыря, и тогда аббатство Сет-Фон, что во французской епархии Мулен, послало монахов основать существующий ныне Латрун.
Сразу начались работы по восстановлению и обработке земель, которые и дают монастырю пропитание: на плодородных землях высаживали оливковые рощи и виноградники, засевали поля, разводили огороды, на каменистых склонах и скалах сажали сосны и кипарисы.
В начале Первой Мировой войны монастырь был закрыт и плодотворные его труды прерваны. В то время монахи были изгнаны, но с окончанием военных действий они вернулись в монастырь. В 1926 году они начали сооружение того монастыря, который предстает перед вами сегодня.
Аббатство расположено у цепочки холмов на полпути от Иерусалима к средиземноморскому побережью. На северо-западе от аббатства лежит равнина Шарон, а на юго-западе равнина Аялон. Сам монастырь построен на склоне холма. На вершине холма видны развалины замка крестоносцев, того самого замка XII века, который был разрушен Саладином и в развалинах которого в 1191 - 1192 гг. находил приют Ричард Львиное Сердце. Находят здесь и остатки римских языческих храмов. От монастыря открывается великолепная панорама библейских местностей - Эммаус, Аялон, Беторон, Гезер, Модиин, Лида, Сорек и Яффа. Атмосфера покоя и благоговения в тишине и уединении обращают душу к Господу. Сообщество братьев, пришедших из разных стран мира, являет собой образ некоего "содружества наций", где приняты общие правила и где братское милосердие способствует единению сердец".
Я же буду продолжать писать о том, что видел дальше так, как запомнил, а вы, если что-то нужно изменить или дополнить - пишите.
"Godbfessyou..."
Было уже около трех часов дня, когда, поставив машину на стоянку, мы с некоторой долей сомнения подошли к открытым воротам, за которыми, возле здания, сидело несколько человек, с интересом на нас посматривая. Мимо проехал трактор с прицепом, в котором находились люди, видимо, с каких-то сельхозработ возвращались монахи. Заканчивался последний рабочий день недели.
Мы приблизились, поздоровались, и, после ответного приветствия, Гриша спросил на иврите, что мы хотели бы осмотреть монастырь и к кому можно обратиться за разрешением. Из здания выскочило несколько ребятишек, и тоже принялись нас разглядывать, смеясь и о чем-то между собой переговариваясь. Видимо, такие посещения не были для них в новинку, но все равно, хоть какое-то развлечение.
Пока Гриша вел переговоры, я разглядывал вокруг и здания и проходивших людей. Мне казалось, что монастырь - это такое закрытое заведение, где люди ходят в своих одеяниях, постоянно молятся и живут какой-то своей, отличной от других жизнью. Но здесь все, скорее всего, напоминало небольшую деревушку, одеты все были в повседневную одежду, слева, как я понял, был магазин, да и возле нас - тоже что-то похожее.
Наконец, Гриша услышал в ответ, что нужно найти отца Доминико и он нам все скажет. И кто-то из сидящих провел нас к следующему зданию и попросил чуть-чуть подождать, пока найдут отца Доминико.
Мы стояли, разглядывая фасад здания, с наклеенной на него мозаикой в виде различных картин, если не ошибаюсь, на сюжеты из Библии. Все это было настолько интересно, что мы и не заметили, как к нм приблизился небольшого роста, сухонький старичок и, приветливо улыбаясь, произнес: "Шалом". Оказалось, что это и есть отец Доминико, настоятель этого монастыря, любезно согласившийся рассказать нам о монастыре и показать все, что мы захотим.
Он открыл дверь, и мы вошли в комнату, украшенную всякими атрибутами церковной символики. На столе у стены лежали стопками какие-то книги, брошюры и проспекты. Как оказалось, это была религиозная литература.
Гриша задавал вопросы, а отец Доминико любезно на них отвечал. Оказалось, что он приехал в Палестину аж в 1935 году из Италии и с тех пор живет здесь, посвятив себя служению Б-гу. Не Иисусу Христу, не Аллаху, не Магомету или Будде, а именно Б-гу, который, как считает он и его паства - един. Что, тем не менее, не мешает им лояльно относиться к религиозным чувствам людей, думающих иначе. В монастыре живут монахи разных национальностей и разного вероисповедания, поэтому здесь есть и костел и синагога и мечеть. Я вначале даже не поверил, но потом сам убедился, что это так. И сколько же лет нашему любезному гиду и хозяину? На вид я бы дал около семидесяти, но тогда сюда он приехал младенцем. Ему, конечно, было больше.
Слушать его было одно удовольствие, и мы как-то сразу прониклись к нему каким-то доверием. Бывает так, что только познакомишься с человеком, а уже кажется, что знаешь его давным-давно. От него веяло каким-то спокойствием, будто он знал что-то такое, тебе неизвестное и поэтому свысока немного смотрел на всю эту, окружающую его суету. Да и Гришин перевод был несколько эмоциональным и поддерживал атмосферу.
Мы подошли к столу, и я спросил, пролистав несколько книг, можно ли что-нибудь из этого приобрести. Там была христианская литература: Новый Завет, Псалтырь, брошюры на религиозную тему. Меня это интересовало постольку-поскольку, я не христианин. Но были друзья, для них это был бы замечательный подарок. И одна книга привлекла мое внимание своей необычностью. Раньше я не встречал именно таких названий. У меня дома достаточно религиозных книг: Тора, Библия, много всяких толкований. Обычно на титульной обложке пишут - Библия. И ты знаешь, что она состоит из Ветхого завета и Нового завета, возможно, добавляют Псалтирь. А что такое Тора? Это Священная книга иудеев, которые Христа не признают. И христиане не хотят признавать, что вера их пошла от иудеев. Но без Торы непонятно, откуда взялся Иисус. Вот и появился Ветхий завет, который ни что иное, как Тора, названная по-другому, с некоторыми изменениями и толкованиями. А здесь, на столе, я увидел книгу с названием: "Библия" и расшифровкой: "Тора, пророки, писания и Новый завет". Издание "Иерусалим, 2001 год". И мне очень захотелось ее приобрести.
Отец Доминико ответил, что можно взять в подарок все, что мы захотим, в пределах разумного, конечно, что продавать такие книги - грех (смотря для кого!!!). И я взял две, для себя и моего друга Андрея, поляка, относящегося к религии трепетно. И еще набрался наглости и попросил их подписать. Вот она, передо мной. "God b fess you. Domenico" - написано на развороте размашистым, немного неразборчивым почерком. Может быть, именно из-за этого я и не могу до конца понять смысл написанного? Бог с вами? Бог признается вами? Бог признается вам? Бог в вас? Но в любом случае, не сомневаюсь, что пожелание было хорошим.
И мы пошли дальше, в великолепный костел, небольшой по размерам, я бы сказал, домашний, но красиво убранный, с картинами и статуями. Здесь, насколько мы поняли, происходят службы. Мы посмотрели немного, походили по костелу и вышли опять в ту же комнату, предварительно сфотографировавшись с нашим гостеприимным хозяином на память. На добрую память.
Гриша уже здесь бывал раньше и поэтому вопросы задавал целенаправленно. Спросил, можно ли нам посмотреть дальше, ведь нас интересовал не только костел, но и другие места. И отец Доменико ответил утвердительно, сказав, что отдаст распоряжение, и нас проводят. И сам довел до дверей другого здания, чистенького, аккуратного и, как мы видели через стеклянную дверь, внутри отделанного деревом, что меня несколько удивило. Я привык видеть в Израиле бетон, камень, стекло, а здесь что-то свое. Причем, очень красиво оформленное. Как оказалось, здесь находились женщины, монашки-молчальницы. А как мы с ними будем общаться?
Где же ты, Маруся?..
Мы распрощались с отцом Доминико, с извинениями сообщившим, что у него дела, поблагодарили за его гостеприимство и терпение, пожелали здоровья, и он ушел. А мы остались ждать возле дверей. И ждали довольно долго, как потом оказалось, из-за того, что не могли найти ключ, чтобы открыть входную дверь. Об этом нам сказала, извинившись молодая, симпатичная женщина-монашка, наконец-то запустившая нас внутрь. Гриша ее о чем-то спросил, а потом объяснил, что она является как бы работником по связям с общественностью и ей иногда приходится разговаривать, хотя отвечала она очень коротко. В отличие от монахов, одеяние на ней было белое, монашеское, очень красивое. От нее мы узнали, чем занимаются монашки, как проводят время, но я об этом уже коротко рассказал. На вопрос, можно ли кого-нибудь увидеть, ответила, что это не положено, такой у них обет, за редкими разрешенными исключениями они ни с кем не встречаются, даже друг с другом. И добавила, что их здесь немного, около тридцати, и, узнав, откуда мы приехали, сообщила, что есть и русские. Жалко, что не увидели, может, разговорил бы.
Мы поднялись по деревянной лестнице на второй этаж, и попали в синагогу, о чем узнали по стоящей у стены в нише меноре, да раскрытой Торе. Синагоги, как правило, не украшены, там есть только самое необходимое для молитвы, никаких икон, у иудеев Б-г, как и положено, не имеет определенного образа, ведь он может принимать любое облик, что неоднократно в Библии и описано. И я недаром делаю прочерк в этом слове, ибо сказано: "Не упоминай имя Б-га всуе". Не упоминаю. А Тора открыта на определенной молитве, так как читают ее, начиная с Нового года, и продолжая каждый Шабат определенную главу, повторяя, таким образом, от начала и до конца. Ведь у иудеев каждый Новый год как бы начинается заново. Встречают его в сентябре, причем, каждый раз в разные дни, задумываясь над тем, что он нам принесет, этот наступающий год, и вспоминая год уходящий, день за днем перебирая в памяти, ведь в Торе он также называется и Днем памяти. В эти дни много молятся, возносят хвалу Господу и благодарят его за то, что он помнит свои обещания, свои заветы. Ведь сразу после Рош ха-шана идут Ямим нораим - Страшные дни. Десятый из этих дней, самый ответственный день в году - Йом кипур - Судный день. В этот день говорят Б-гу, что сожалеют обо всем плохом, что вольно или невольно делали в уходящем году, и просим прощения за свои нехорошие поступки и даже за недобрые мысли и намерения. Ведь именно в эти дни Б-г листает Книгу жизни и решает, достоин ли ты его благословения. И так происходит каждый год. А тренировки в миниатюре происходят у иудеев каждый Шабат.
Но до Рош-ха оставалось еще более месяца, и такие мысли нас еще не посещали. Хотя мы и постояли возле Торы с неким даже благоговением, как и всегда в Храме Божьем. Все-таки, что ни говори, есть в этом таинстве что-то трепетное даже у заядлых атеистов. Как бы ты ни относился к религии, а как только плохо становится, тут же вспоминаешь не только маму родную.
Провожатая наша куда-то незаметно ушла и мы, постояв немного, поговорим о бренности бытия, вышли на террасу, с которой открылся вид на весь монастырь. Зрелище, конечно, красивое. Но нужно было уходить, время уже около пяти, а Гриша обещал еще что-то показать. Про футбол я уже забыл, ясно было, что в этот раз свое мастерство на израильской земле мне показать не удастся.
Побывали мы и в мечети, хотя, как я теперь вспоминаю, это было просто какое-то место, связанное с исламом. Я не помню, чтобы мы заходили куда-то в отдельное помещение. А Гриша уже тащил нас куда-то дальше.
Дела монастырские
Оказывается, он еще собирался завести нас в небольшой магазин, где можно было продегустировать вино, которое здесь изготавливали, и купить при желании понравившееся. Это было как раз на выходе, возле ворот. Туда мы и направились, хотя я все оглядывался в надежде, что, может, заколышется где-нибудь тонкая занавеска, мелькнет в окне чей-нибудь красивый профиль и помашу я хотя бы ручкой. Жалко все-таки бедных женщин, мало того, что сидят там одни-одинешеньки, так еще и молчат. Представить даже такое трудно, не то, что поверить. Это ж до чего нужно так разочароваться в жизни, чтобы женщине, да обречь себя на молчание. Я про другое и не говорю.
Не заколыхалась, да и окна я не видел. Поэтому, точно сказать не могу, а был ли мальчик? Монахов - видел. А монашек, кроме пресс-атташе в белых одеждах - нет. О чем очень до сих пор жалею.
Но что-то я стал сворачивать на любимый мой саркастически-юмористический тон. Видимо, в предчувствии дегустационных дел. Мы подошли к магазинчику, но он оказался закрыт, и мы уже подумали, что все, каюк, то есть Шабат, но нет, примчался какой-то дедушка, сказал: "Сезам - откройся" и открыл нам заветный погребок. Посмотреть там было на что и, скажу вам, торговать монахи умеют. Такого количества разнообразных бутылок я не видел даже в хорошем супермаркете. А в Израиле, осмелюсь доложить, толк в вине знают. Все это сопровождалось большим обилием всевозможных буклетов, рекламирующих вина, и ценами, отличающимися далеко не в меньшую сторону от обычных магазинных, хотя Гриша и уверял, что все они стоят дешевле, так как от производителя. Тем не менее, вида мы не подали, сначала дегустация (бесплатная), а дальше видно будет. Может, нам не понравится. Хотя где вы видели, чтобы бесплатное, да еще и не нравилось.
Тут же нам были выданы пластмассовые стаканчики и открыта первая бутылка. Произнесена небольшая речь, после перевода которой я узнал, что пить вино нужно в определенной последовательности, сначала красное крепкое, потом розовое, потом еще какое-то и так далее. Хотя разницы я не видел, закуски все равно не было. Да и налили нам по первому разу какую-то микроскопическую дозу. Для нас, конечно, микроскопическую, мы же не израильтяне. Гриша несколько удивился, - сначала стаканчикам, потом дозе.
- Странно, - сказал он. - Года два тому назад, когда я здесь был, наливали в фужеры и без ограничения.
Но дареному коню в зубы, как говорят, не смотрят. Может, дальше веселее пойдет. За неимением огурчиков с селедочкой я уже присмотрел на витрине какие-то фисташки. Но нам налили еще по чуть-чуть и на этом, видимо, дегустация была закончена. Дедушка что-то сказал Грише и он перевел, что нас спрашивают, понравилось ли вино, и будем ли мы что-нибудь покупать. На что я ответил, что не мешало бы и остальные попробовать, вдруг повкуснее что-нибудь найдем. Но мы забыли, что находимся в Израиле, а не в какой-то там Бельгии или Швейцарии. Фокус не прошел. Дедушка оказался своим в доску.
Ну, что ж, у советских собственная гордость - тут же придумал я себе отмазку, и сказал Грише, что нужно бы взять какое-нибудь вино. И указал пальцем на что-то среднее по стоимости. Что и немедленно было исполнено.
Посоветовавшись немного и глядя на подобревший взгляд дедушки (кстати, абсолютно трезвого, что тоже меня несколько удивило), мы решили взять еще несколько бутылок. Сколько той жизни, а вино и в самом деле было отменным. И не должно оно стоить дешево, это же вино, а не молдавский суррогат, разлитый из цистерн в красивые бутылки. Надеюсь, что сюда-то хоть не доливают в определенной пропорции, что бог на душу положит. Н попробовать все равно стоит. И, показав на какую-то другую бутылку, мы тут же получили по пять капель все в тот же стаканчик.
Стало теплее. И я показал на третью. Еще теплее. Четвертую. Захотелось фисташек. Хотя бы. В общем, приобрели мы несколько бутылок, продегустировали, как полагается, и довольные стороны, пожав друг другу руки и сфотографировавшись на прощание, раскланялись. Перед этим, правда, Гриша спросил, почему произошли такие разительные перемены, и дегустация теперь проводится в таком урезанном порядке, как будто тут прошел обряд бритмилы. Кто не знает что это такое, пусть догадывается, а кто через это прошел, надеюсь, ему не было так больно, как мне, когда я услышал ответ.
- Русские, - сказал дедушка. - Обнаружили, что здесь дегустация и стали приезжать толпами и сидеть до бесконечности. И фужеры в один прекрасный момент закончились.
Как вы понимаете, слово "русские" здесь обозначает не только национальность, но и бывшее место жительства.
Жена еще потащила в магазинчик напротив. Там, как оказалось, можно было купить изразцы и оливковое масло в красивых фигурных бутылках с ручкой и деревянной пробкой. На изразцы, даже в таком хорошем расположении духа, я смотреть не мог, а масло, видя желание жены его приобрести, соблаговолил купить. Хотя знал, что бутылка там составляет, по крайней мере, половину стоимости.
Мы распрощались и уехали. Еще гадали по дороге, стоит ли заезжать в музей танков, побывать в котором мне очень хотелось, но время уже было такое, что вряд ли бы мы туда попали. И, решив не рисковать, отправились домой, в Ришон.
Возле дома, прощаясь с Гришей и благодаря его за прекрасно проведенное время, мы еще до конца не знали, куда едем на природу завтра, и сможет ли поехать с нами Гриша. Не смог, как потом оказалось, но я так и не понял, по какой причине. Потом, при нашей очередной встрече, он спрашивал, где мы были, и я понял, что поехать он все-таки хотел. Но боялся нам помешать, а я не хотел звонить, думая, что ему не хочется, но, если я попрошу, то он поедет. Излишняя скромность, знаете ли, иногда тоже не очень хорошо.
Вот так и прошел этот день. Интересно, полезно, со смыслом, как и положено на отдыхе. Устали немного, но это была приятная усталость. Я вот сейчас сижу, перебираю фотографии, думая, какие из них вам показать, и жалею только о том, что не смог фотографироваться с нашей очаровательной пресс-атташе по связям с общественностью. А хотел, но она ответила, что им запрещено. Так что любуйтесь на наши довольные физиономии, а "кина" не будет. Может, в следующий раз повезет.
Шашлык
- Эка, невидаль, скажете вы. - А-то мы шашлыков не видели. Делали-переделали, ели-переели.
Да и не рассказывал вам бы об этой не столь уж необычной процедуре, если бы не некоторые особенности. Может быть, там, где вы живете, тоже так шашлыки готовят, но у нас-то по-другому. Да и место проведения этой кампании отличается. Я имею в виду не просто шашлык дома во дворе на мангале, или даже на даче, а с выездом на природу. Это же таинство. Закупить мясо, приготовить, замариновать, собраться, приехать, найти дрова для костра и так далее. А уж потом, когда слюной изойдешь - расслабиться. Не мешало бы для полного счастья дождик небольшой, снежок (а что, бывало и зимой), или парочку-другую тучек комаров или слепней. Выезжаешь-то обычно на какой-нибудь водоем. И тогда - кайф. Особенно после сами знаете чего. И почему-то всегда не хватает для полного счастья, сколько ни берешь. А тут?
Два раза до этого шашлыки мы в Израиле делали. Первый раз, когда мадрихи наши вывезли нас к морю, мы собрали по нескольку "шакалов", как говорил Володя-армянин, но в процессе подготовки не участвовали. Девушки сказали, что все в Израиле есть и заедем по дороге. Все - это оказался уголь в пакете, какие-то колбаски, две бутылки вина на сорок человек и всякие овощи с кухни. Да еще здоровенный арбуз. Ничего, было весело, каждый съел по колбаске и выпил по глотку вина, стоя на камнях возле Яффо.
Второй раз, а это было уже во время второй поездки, я уже знал, что делать. И, когда народ заикнулся о шашлыках, мы подготовились основательно. Сходили втроем в супермаркет, накупили куриных ножек и крылышек, к ним, естественно кое-что в здоровенных пакетах по пять литров и бутылках по литру. На кухне слили весь рассол с оливок, забрали кетчуп, помидоры-огурцы и я эти ножки в каком-то тазике в рассол и опустил на ночь. И назавтра выехали на пляж в Ришон ле Ционе. Я там мангалы заметил еще когда был у детей.
Было весело, но мне, как главному повару, ножки не досталось. Потом, правда, жена притащила откуда-то, да и ребята подсуетились.
На этот раз предстояло ехать куда-то в лес, хотя, что это такое, я не знал. Лес в моем представлении несколько отличался от того, что я видел в Израиле. Да и погода... Дождиком и не пахло. Но дети обещали, что все будет "хоккей".
Мясо, как вы помните, мы купили у Гриши, рассматривать его особенно было некогда, но запах стоял хороший. Гриша сказал, что отбирал его какой-то знакомый грузино-армянский специалист, работавший вместе с Тамарой в русском супермаркете, он толк в шашлыках знает, сделает по высшему классу, останется только приготовить на костре. Все остальное в доме было за исключением угля. Решили, что по дороге заедем куда-нибудь и купим, хотя в субботу многие магазины и не работают.
И утром, не очень рано, мы выехали. Проехали городок под названием Рамла и через некоторое время свернули в сторону. Немного проехали еще и, наконец, остановились в каком-то оборудованном для отдыха месте. Нормально. Лес есть, да еще такой сухой, что и собирать ничего не надо, одних шишек можно насобирать рядом вагон и маленькую тележку. Вокруг стоят мангалы и рядом большие деревянные столы со скамьями. И мы одни, потом, правда, приехала какая-то семья и расположилась в некотором отдалении. Столов и скамей, конечно же, десятка два, да и недалеко, как я понял, есть еще. То есть, все оборудовано для культурного отдыха. Рядом - всякие детские игралки, качели и прочая атрибутика. Естественно, очень симпатичный домик с буквами и даже отдельным въездом для инвалидов. Все предусмотрено.
Мы облюбовали себе местечко, расположились, достали свой мангал и приступили к таинству. Разожгли шишками огонь в мангале, а там еще и угля немного было, и принялись нанизывать кусочки мяса на шампуры. Я так понял, что были там кусочки курицы и свинины, но все это настолько пропитано всякими специями и приправами, что разобрали мы это только в процессе. Женщины в это время катались себе на качелях. Шашлык, знаете ли, дело тонкое, мужское. Да и готовить-то его особенных трудов не составило. При желании можно было и сырым съесть.
Ели с удовольствием. Правда, вкус был немного специфическим, мы привыкли к другим приправам, не грузино-армянским, но и этот был неплох. Когда первый порыв прошел, стали осматриваться вокруг. И я обратил внимание на какую-то машину-микроавтобус, курсирующий вдоль дороги взад-вперед. Спросил у сына, что это он ездит туда-обратно. И он ответил, что это автолавка, которая развозит всякие продукты, вроде мороженого, напитков, воды и так далее. Вдруг тебе что-нибудь захочется. Ничего себе, сервис. В каком-то лесу, довольно на приличном расстоянии от населенного пункта, пусть даже и в оборудованном для отдыха месте, но все-таки в лесу, вас ждет автолавка. Нет, необычного в этом, конечно, ничего не было. Я только подумал, насколько это выгодно для владельца автолавки, ездить за пятью человеками в надежде, что у него купят несколько порций мороженого.
Вот так мы и посидели. Выпили еле-еле полбутылки вина, не смогли съесть все шашлыки и через пару часов засобирались домой. Делать-то больше нечего. Напитые, наетые и нос в табаке. Впечатление осталось двоякое: вроде бы, и на природе побывали, и шашлыки вкусные поели, но как-то не то немного. Уж слишком цивилизованно, слишком легко, на всем почти готовом. Это как будто вместо рыбалки рыбу в аквариуме ловить. Сачком. А где дождь? Где комары? Где тосты? Цивилизация. Но это я все утрирую, конечно. Все нормально. Хорошо посидели. Вот, и фотографии остались на память. А остатки шашлыков съели аж через две недели, когда перед отъездом поехали вечером на море. Там и приготовили в перерыве между купанием. В специально отведенном для этого месте. Жалко, Гриши не было.
Сафари.
Побывали мы на сафари и в зоопарке. Конечно, произошло это не в один день, но я уже особенно не помню, кого из зверей и где мы видели. Собственно говоря, по сафари мы ездили, а по зоопарку ходили. Получилось так, что незадолго до нашего приезда Олег с Диной купили билеты на программу с китайскими акробатами. Билеты были недорогими. Только потом увидели, что выступают они в Тель-Авиве, на сафари, и для того, чтобы на них попасть, нужно было приобретать билеты и туда. Такая вот маленькая неувязочка, вроде пресловутых наборов в советские времена. Но билеты были куплены и решили ничего не менять. А потом что-то у артистов случилось, они не приехали, и представление отложили на некоторое время. Потом Дина уехала к родителям, и на руках у Олега остались неиспользованные билеты. Вот мы и решили все вместе сходить. Вернее - съездить.
До этого сафари мы видели только издали, проезжая в автобусе с базы в Тель-Авив. Бегали там какие-то зверюшки вроде кенгуру, шеи которых мы и наблюдали. Те, кто все-таки сумел там побывать, говорили, что это интересно. Ну, а тут такой случай представился.
Приехали. Олег, не выходя из машины, что-то сказал на въездных воротах, отдал какие-то деньги, и нам выдали пропуска или что-то в этом роде. Мы проехали немного, поставили машину на стоянку и прошли вперед. Собственно, вокруг уже был зоопарк, вернее, та часть его, где звери еще были отгорожены от людей. Но клеток, таких, как мы привыкли видеть просто в зоопарках - не было. Просто огороженное пространство, довольно больших размеров, где гуляли различные животные. Но не это сейчас нас интересовало. Мы прошли немного, и попали в летний театр. Сцена была внизу, а вокруг расположились анфиладой скамейки. Вот их-то и занимали многочисленные зрители. Мы пришли немного раньше, уселись на самом верху и наблюдали, как заполняется чаша театра. Очень много детей с родителями, день был субботний, выходной. Причем, дети разного возраста, семьи в Израиле большие. Но самое интересное было, когда большими группами стали приходить дети из Эфиопии. Насколько я понял, в Израиле для них создают что-то вроде интерната, а, может, лагерь у них такой был. Если говорить нашим языком, то все они были разбиты на отряды, по возрасту, каждый отряд в своей форме. И это разноцветье очень красочно сочеталось с окружающим.
А потом начался спектакль. Что только ни вытворяли акробаты-девушки самыми обыкновенными стульями, лентами, тросточками, собирая их в самые немыслимые комбинации. И мужчина, по-видимому, руководитель, ставя стулья один на один, ухитрился взобраться под самый купол сцены. Причем, делал это, стоя на руках и таким образом устанавливал стулья и подымался. Девушки в это время выделывали всякие "па" и обеты были в самые разнообразные одежды, для полноты восприятия покручивая на тросточках кухонными тарелками. Были там и номера со знаменитыми китайскими драконами и очень интересный последний номер, когда акробат, который показывал номер со стульями, по очереди стал устанавливать тросточки, запускал на них тарелки и, в конце концов, вся сцена оказалась усеяна ими, а он метался и придавал им вращение, чтобы они не упали. Все, конечно, сидели и ждали, когда же он не успеет. Не дождались.
Длилось это недолго и, конечно, чего-то сверхинтересного не было, разве что для детей, которые визжали от удовольствия. Но посмотреть можно.
А потом мы сели в машину и отправились в путешествие. Для этого проехали через вторые ворота и тут же попали в стаю страусов. Людей они не боялись совершенно и, как я понял, требовали от нас какого-нибудь угощения. Один привязался до такой степени, что начал долбать своим клювом ветровое стекло, что Олегу, конечно, не понравилось.
Проехали мимо живописного семейства львов, расположившихся вдалеке на пригорке под одиноко стоящим деревом и абсолютно не обративших внимание на нашу машину. Рядом находился и полицейский джип, неизвестно для каких целей. Про всяких мелких и крупных парнокопытных, мирно жующих чахлую травку рассказывать нет смысла. Но вот носороги нас даже немного напугали. Их было больше десятка, недалеко от дороги, и мы остановились, чтобы рассмотреть их получше. Надо сказать, что габариты у них вполне приличные, и когда один из них вдруг направился в нашу сторону, мы сочли за лучшее ретироваться. Это тебе не страус, хотя они тоже немаленькие. Такой товарищ, если захочет почесать спинку о машину, то вряд ли на ней куда-нибудь еще поедешь.
В общем, посмотреть там было на что.
Зоопарк
А уже где-то через неделю, когда приехала Дина, мы решили сходить просто в зоопарк, который находился на окраине Ришон ле Циона. И пошли пешком всей семьей, с детьми. Не очень, правда, это близко, километра 3-4, но мы решили прогуляться. И пошли напрямик, через мост. Надо сказать, что зоопарк там, это излюбленное место отдыха горожан, куда приезжают семьями не только ради посещения, но и просто отдохнуть. Естественно, для отдыха отведено место с многочисленными мангалами, столами, то есть с такой же атрибутикой, как и там, куда мы выезжали на шашлыки. И людей там собирается в выходной день очень много. Занимают столы, делают шашлыки и над всем этим висит дымовая завеса. Посидели, отдохнули, собрали все в пластиковые мешки и отнесли в мусорный бак. Ни тебе пустых бутылок, ни целлофана, ни других прелестей, которые мы у себя дома видим даже, в казалось бы, непроходимом лесу. Не скажу, чтобы все было вылизано, но убирается. Не только потому, что люди там такие культурные, но еще и из-за крупных штрафов. К деревьям, траве, цветам и растениям в Израиле относятся трепетно. Это, что ни говори, жизнь, привить которую в пустыне непросто. Потому и ценят. И выращивают целые произведения искусства, оазисы, которыми можно любоваться.
На территории зоопарка, а он немаленький, много разнообразных кафе и просто сувенирных лавчонок, где можно приобрести что-нибудь, перекусить или просто попить водички. Как и во многих подобных зоопарках, висят указатели и ты проходишь как бы по кругу, сворачивая то в одну, то в другую сторону. Группы животных располагаются не только в клетках, где находятся, в основном, пернатые и небольшие животные, но и в просторных вольерах, где бродят стада слонов, жирафов, львов и других хищников, в водоемах плавают крокодилы и бегемоты, диковинные рыбы. Живется им там, по-видимому, неплохо, судя по обилию различного корма в клетках.
.Обойти все и внимательно посмотреть - одного посещения мало. Мы пробыли там где-то часа четыре-пять, но посмотрели только основное, многое пропуская. Конечно, в первую очередь интересовали экзотические животные. Большая колония пингвинов становилась в рядок возле спуска в воду и согласно очереди, не толкаясь и, не вереща друг на друга (вот бы у нас посмотрели в очереди за дефицитом!), бултыхалась в бассейн, устраивая под водой многометровые заплывы.
Много слонов и очень крупных, гигантских. В нашем зоопарке, в Гродно, тоже была большая слониха, сюжет про которую прошел во всех крупных газетах. Она отличилась сначала тем, что затоптала служительницу, неосторожно к ней приблизившуюся, а потом ей всем миром собирали деньги и всякие подарки, чтобы вылечить больную ногу. Об этой акции много писали. Но эти слоны были гораздо крупнее. И обдавали себя целыми тучами песка и пыли. Интересно было наблюдать за слонятами.
Бедный гималайский мишка забрался почти на потолок и полувисел там в изнеможении, видимо, от жары. Зато многочисленные жирафы, которые вообще выглядели, как пожарные каланчи, чувствовали себя в своей стихии. Были и поменьше, к которым мы привыкли. Но таких гигантских, вытягивающих свои шеи метров на пять, я видел впервые. Не менее гигантскими были и кенгуру. Но и здесь были небольшие, видимо, принадлежали к разным подвидам. И все это - на фоне великолепной природы, цветущих кустарников и деревьев.
Но самым впечатляющим зрелищем были обезьяны. Возле них всегда толпятся люди и, порой, трудно решить, кто более интересен и кто находится за ограждением. Но там обезьян было множество, десятки различных видов, начиная от всем знакомых макак и мартышек и заканчивая отрядом человекообразных. Иногда они показывали чудеса сообразительности, как одна из них, сидящая на краю рва, отделяющего мир обезьян от мира недалеко от них ушедших. Она протягивала руку и ждала, когда ей что-нибудь бросят. Видя, что желающих не находится, а надо сказать, что там, за редким исключением, зверей таким образом не подкармливают, меняла руку, и позу, иногда что-то напоминавшую. Не знаю, умышленно, или так у нее получалось. Вид у нее был настолько красочный, что, если бы чуть-чуть приодеть, да сводить в парикмахерскую, вполне можно было бы принять за некоторых "неместных" жителей, расплодившихся на просторах бывшего СССР.
Но самый-самый, от которого я еще долго не мог отойти, наблюдая за его действиями, был огромный, наверное, больше двух метров орангутанг. Без шерсти, весь в коже, как и подобает большому начальнику, он сидел возле стенки, наблюдая за многочисленными сородичами, развалившимися в фривольных стенах на значительном от него отдалении. Вокруг сновала молодежь, затевая свои обезьяньи игры, а он сидел и смотрел. Сцена очень напоминала заседание римских патрициев в Сенате. Иногда, то ли желая навести порядок, или просто для острастки, он бил себя огромным кулаком в грудь и звук раздавался такой, как будто в небесах раздавался гром. От этого звука молодняк шарахался куда- подальше, а "патриции" испуганно вскакивали, видимо, пробуждаясь от дремоты. Рядом сидела другой обезьяна, роль которой мне не удалось угадать. Может, помощник, может, любимая жена, а то и детеныш. Но была она, по меньшей мере в несколько раз меньше вожака. Я пытался прочитать его автобиографию на табличке, прикрепленной на ограждении, но ничего не понял Для меня он остался Кинг Конгом, неведомо какими путями попавшим в эти места. Колоритная личность.
Было там еще много интересного, не все уже и помнится, но вот эти несколько зарисовок остались в памяти. Как и воспоминание о том, как можно для зверей сделать совсем даже неплохие условия для содержания. Но для этого, наверное, надо, прежде всего, любить людей, как это ни парадоксально.
Свадьба.
Были у нас, конечно и другие мероприятия, ездили и к Людмиле в Петах Тикву, уже на новую квартиру. К столу вышли и родители, узнали, порасспросили про новости в Белоруссии, про своих знакомых, оставшихся там, посидели немного и ушли в свою комнату, смотреть новости. Выглядеть они стали, как мне показалось, даже лучше, чем несколько лет назад, когда мы были у них первый раз. Люде помогала хозяйничать дочка, симпатичная девушка примерно Светиного возраста, ради такого случая приехавшая к матери. Живет она отдельно. В общем, жизнь потихоньку наладилась, хотя и проблем достаточно и работать приходится много. Я уже рассказывал, что Люда за это время не только доказала, что умеет не только давление измерять. Ну, а Леня, не став все-таки квалифицированным токарем, перешел на работу в службу скорой помощи, если не ошибаюсь и вполне доволен. Да еще за это время нашел себе друзей среди музыкантов, что-то там с ними организовал и иногда выступает с концертами. Его игру на аккордеоне мы послушали и даже немного попели. Специалист он, конечно, высокого класса. И это я пишу опять же для тех, кто хочет узнать что-нибудь о том, где хорошо, а где плохо. Кто хочет, своего добьется. Но... Вот именно.
Предстояло нам еще одно мероприятие, о котором я уже упомянул. Ромка, друг Олега, сын очень близкого нам человека, весной приезжал в Гродно с девушкой. Ничего такого он не сказал, девушку мы видели раньше, когда были у детей. Ромка с ней приходил в гости. А теперь вот приехал, погостили они немного и уехали в Москву, где у Леры - так звали девушку - были родственники. А через некоторое время Люда, его мать и наша хорошая знакомая, говорит, что Ромка в Москве с Лерой расписались. Вот хитрецы. А еще через некоторое время нам приходит приглашение на свадьбу. Я об этом уже писал, а расскажу только немного о той обстановке, которая на этой свадьбе была.
В общем, она была похожа на свадьбу, которая была у Олега, даже проходила в том же ресторане "Голливуд". Хупы, конечно, не было, И приглашенные были в большинстве из молодежи те же - друзья у них общие, живут по всей стране, встречаются вот по таким поводам.
Но были и некоторые отличия, касающиеся, в общем-то, нас.
Во-первых, мы уже кое-что знали. И нас кое-кто знал. А это уже совсем другое дело - отмечать какое-нибудь празднество в компании знакомых тебе людей. Все подходили к Олегу и Свете, здоровались, обнимались, целовались. И нам чуть-чуть доставалось.
Во-вторых, статус наш был другой. Мы были в числе гостей и не надо думать о том, как встретить, как проводить и так далее. Нужно было только веселиться и так далее.
Что мы незамедлительно и сделали. Вместо того, чтобы стоять у дверей и встречать гостей, отвечая им на приветствие "Мазл Тов" "Яков. Яков" (помните?) я уже сам подошел к мамам невесты и жениха и с полным знанием того, что говорю, произнес: "Мазл Тов!". То есть - счастья вам! И услышал в ответ то, что и положено отвечать по этому поводу: "Тода раба!" То есть - спасибо. А дальше мы прошли за круглый стол, накрытый на 10 человек. На каждом уже лежали карточки с именами гостей, которые наша Дина, по просьбе жениха и невесты, за несколько дней до этого приготовила, а теперь и разложила, пока мы еще стояли в холле ресторана. Ожидание длилось недолго, я вам рассказывал, что никто не ждет официального начала празднества, гости по мере прибытия проходят и садятся за свои места. А дальше уже по желанию. Столы накрыты, можно поднять бокалы за молодых, которые еще в пути, можно закусить, все зависит от твоего решения. У Олега с Диной мы этого были лишены, так как встречали гостей, да и потом постоянно были в центре внимания. А теперь - сам Б-г велел наверстать упущенное. Мы чувствовали себя очень раскрепощено, вокруг были знакомые, а за стол к нам Дина и Олег пригласили еще своих друзей. Итого - нас было шестеро, друг со своей девушкой и потом, в середине празднества к нам подсела еще Люда, мама Ромки. Все свои.
Начали мы в неполном составе, друг с девушкой задерживался, а Люда пока была занята своими делами. То, что стояло на столе, требовало немедленного вмешательства. И мы подняли бокалы и начали празднество.
А потом приехали жених с невестой, их со всеми подобающими почестями встретили, и дальше уже все происходило по нарастающей. Весело, одним словом. То к нам подходили друзья детей, то они убегали к ним, потом приходили и присаживались к нам, в общем, и сами не заметили, как пришла пора расставаться. Мы еще раз поздравили новоиспеченных мужа и жену, поблагодарили гостеприимных хозяев, попрощались с друзьями и новыми знакомыми и отбыли к сыну. Где, кстати, еще довольно долго сидели и обсуждали всякие дела. Не за пустым столом, разумеется.
Утром, конечно, не всем было так хорошо, как вечером, за что я получил на орехи от всех дорогих мне женщин. Пришлось взять всю вину на себя и посетовать на то, что "да, были люди в наше время...". Вот они, на фотографии, все, с кем я отмечал за одним столом эту веселую свадьбу. И жених с невестой. Жалко, нет Дины, которая нас фотографировала.
Это моя страна.
И настал день, когда нужно было снова расставаться, ведь все когда-нибудь заканчивается - и плохое, и хорошее. Приезжал к нам еще и Гриша с Тамарой, а потом заглянула их старшая дочь Марина с бойфрендом, который абсолютно не понимал по-русски. Мы на несколько дней переехали в Рамат Ган к дочке. Успел я два раза поиграть в футбол с друзьями Олега. Приезжали и Ромка с Лерой на мотоцикле, привезли фотографии, а мы несколько раз заезжали за Людой и вместе отдыхали на море, а один раз съездили в Яффо. Но все это промелькнуло в общей череде событий, как и взрыв бензовоза недалеко от дома, где мы жили. Да, еще был фестиваль пива, который проводится ежегодно, и на нем выступали ансамбли самого различного направления. В общем, не скучали.
И, как это ни грустно, я расстаюсь не только с моими родными и близкими, но и с вами, мои читатели, с людьми, которые пусть и не знакомы мне лично, но все-таки не совсем посторонние, коль все это прочитали. Рад буду, если что-то из написанного вам понравилось, а может, даже принесло какую-то пользу.
Пока все. И нужно возвращаться из солнечного, теплого Израиля в декабрьскую непогоду Белоруссии. Страны, которая мне дорога тем, что здесь я родился, живу, здесь испокон веков жили и похоронены мои предки, мои родители. Здесь живет мой брат и многочисленные друзья. Это - моя страна. И Израиль - моя страна. Потому что там живут мои дети. На фотографии они где-то за полгода до нашего приезда. Саньки еще пока нет, а может быть, хитрец, фотографирует, чтобы в кадр не попасть. И я могу то же самое, что говорил о Белоруссии, сказать и об Израиле.
Фотографии я получил буквально вчера, 15 декабря 2003 года от Саши и Светы. Это - Рамат Ган, где они живут, возле розового здания. Биржа высотой в 60 этажей. Клемантина возле входа в их дом. И парк недалеко.
И, как по заказу (а я считаю, что просто так ничего не происходит), прочитал вчера в рассылке одного моего интернетского знакомого, Александра Чернякова, интересную статью, которой и хотел бы закончить свой дневник. Пока закончить, потому что надеюсь на продолжение.
"Это единственная страна, 61 процент жителей которой поддерживают идею передвинуть сторону диагонали, но только 12 процентов знают, что это такое.
Это единственная страна, в которой за обязательное образование платит государство, а за бесплатное образование платят родители.
Это единственная страна, в которой бастуют безработные.
Это единственная страна, в которой шоссе, пересекающее страну, доходит только до ее середины, проект реконструкции международного аэропорта, известный как Проект-2000, еще не готов и в 2003 году, импорт воды начинается в год с наибольшим количеством осадков, а предприятие "Пи Глилот", которое было расформировано восемь лет тому назад, все еще существует.
Это единственная страна, в которой шестидесятилетние мужчины все еще ненавидят своего сержанта из учебного батальона.
Это единственная страна, в которой есть два министра финансов, и у каждого за душой нет ни одной копейки, 101-летний кабалист организует политическую партию, премьер-министр по решению государственной комиссии не имеет права занимать пост министра обороны, оппозиция забыла выдвинуть своего кандидата на пост мэра столицы, а члены парламента, которые на следствии воспользовались правом молчания, не закрывают рта.
Это единственная страна, в которой министерство транспорта вывесило плакат: "Коэны - пользуйтесь левой полосой шоссе", и теперь остается только надеяться, что коэны будут ездить быстрее.
Это единственная страна, в которой у мамы ефрейтора записан номер мобильного телефона командира отделения, и чтоб ему повылазило.
Это единственная страна, в которой в клубе "Супер-дупер экстази" хитом является песенка "Цветочки в стволе, девушки на броне", а певец, проект которого занимает первые строчки хит-парадов, по-прежнему живет с родителями в Кфар-Сабе, самого крутого рэппера зовут Муки, и камбэк Цвики Пика продолжается десять лет.
Это единственная страна, которая запустила в космос спутник связи, но никто не дает другому договорить фразу.
Это единственная страна, в которой уже взрывались иракские СКАДы, Катюши из Ливана, самоубийцы из Газы и снаряды из Сирии, но все равно трехкомнатная квартира там стоит дороже, чем в Париже.
Это единственная страна, в которой порнозвезды спрашивают "Ну, а что говорит по этому поводу твоя мама?", футболисты приходят на игру вместе с папой, чтобы тот накричал на тренера, а в пятницу вечером, когда все собираются у родителей, каждый сидит на своем собственном стуле, как и тогда, когда ему было пять лет.
Это единственная страна, в которой израильское меню состоит из арабского салата, румынского кебаба, иракской питы и крема Бавария. Видимо, там любят есть антисемитов.
Это единственная страна, в которой человек в растрепанной рубашке с пятном на рукаве это министр, а сопровождающий его господин в костюме и галстуке его шофер.
Это единственная страна, в которой выражение "Я же тебе не мешал!" означает, что я хочу тебе помешать.
Это единственная страна, в которой мусульмане продают церковные сувениры христианам, а те расплачиваются с ними банкнотами с изображением Рамбама.
Это единственная страна, в которой дети покидают родительский дом в 18 лет, но в 24 по-прежнему живут там.
Это единственная страна, в которой гость, который впервые приходит в твой дом, говорит: "Можно я сам возьму из холодильника?"".
Это единственная страна, в которой ни у одной женщины нет нормальных отношений с собственной матерью, только это не мешает звонить ей три раза в день по телефону, и из трех раз - два раза обсуждать тебя.
Это единственная страна, в которой гостям показывают фотографии детей, когда сами дети находятся рядом, и при этом ужасно стесняются.
Это единственная страна, в которой можно знать о военном положении по тем песням, которые звучат по радио.
Это единственная страна, в которой богатеи представляют социалистическую левую партию, бедные - капиталистическую правую, а средний класс платит за все.
Это единственная страна, в которой политиков обвиняют в том, что им хочется ездить на шведском легковом автомобиле, у которого ускорение как у трактора.
Это единственная страна, в которой без проблем можно раздобыть компьютерную программу управления космическим кораблем, но техника по вызову для ремонта стиральной машины надо ожидать неделю, и только тут, если мы уж про это заговорили, существует единица измерения времени: "Я приду между одиннадцатью и шестью".
Это единственная страна, в которой на первом свидании парень спрашивает у девушки, в каких войсках она служила, и единственная страна, где выясняется, что ее боевой опыт богаче, чем у него.
Это единственная страна, в которой только 60 секунд отделяют самый скорбный день в году от самого радостного дня.
Это единственная страна, в которой большинство ее жителей не в состоянии объяснить, почему они живут именно здесь, но у них есть тысяча объяснений, почему невозможно жить ни в одном другом месте.
Это единственная страна, в которой, если ты ненавидишь политиков, ненавидишь служащих, ненавидишь существующее положение, ненавидишь налоги, ненавидишь качество обслуживания и ненавидишь погоду, означает то, что ты любишь ее.
Это моя страна.
И моя.
Сашка Черняков".
Надеюсь, что и моя тоже. Надеюсь, что и всех тех, кто хочет ей мира и благополучия. Потому что там, где сейчас так неспокойно, сосредоточено то, что должно быть доступно всему человечеству. Без национальностей и вероисповедания.