Ерманок Яков Исаакович: другие произведения.

6.Вифлеем

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 2, последний от 15/03/2004.
  • © Copyright Ерманок Яков Исаакович (yakob-e@tut.by)
  • Обновлено: 27/03/2004. 9k. Статистика.
  • Обзор: Израиль
  • Оценка: 4.32*11  Ваша оценка:

      ...Все никак не выеду я из Иерусалима. Память услужливо подсказывает все новые и новые воспоминания и уже переплелось в голове и первое посещение, и второе и третье... В Храме был три раза. В Иерусалиме - больше. И каждый раз узнавал что-то новое. Хочется рассказать о многом, но пора, пора ехать дальше. Мы еще вернемся сюда, в Старый город и в Иерусалим - в его историю и настоящее. Собственно говоря, настоящее Иерусалима не так давно и началось - он стал столицей Государства Израиль чуть более пятидесяти лет назад. Да и то до Шестидневной войны, если не ошибаюсь (не буду уже искать источники, понадеюсь на память), Израилю принадлежала только Западная часть Иерусалима. И в связи с этим вспомнилась одна история, рассказанная все тем же Славой.
      
      Граница с Иорданией проходила по стене Старого города. Наверху, в домах, жили жители, а внизу был пост и прохаживался иорданский часовой. Однажды, рано утром, некая мадам бальзаковского возраста, выйдя на балкон, сладко потянулась и во весь рот зевнула. От столь явного проявления чувств вставная челюсть у нее выпала и полетела вниз. По закону Мерфи мимо, внизу, как раз проходил иорданский часовой, несколько подуставший от несения службы и потому мало соображающий. Конечно же, челюсть упала ему прямо на голову и, конечно же, солдат подумал, что эти проклятые евреи совершили на него нападение и поднял тревогу. Инцидент быстро был улажен. Но дело чуть не дошло до войны. Ничего необычного. История знает случаи, когда войны начинались и из-за более ничтожных вещей. Главное - вовремя оказаться в нужном месте.
      
      Много еще было интересного в этом путешествии. Наверное, потому, что оно - первое. Вряд ли теперь его можно повторить в связи с событиями в Израиле. А тогда мы поехали дальше, через Восточный Иерусалим, на территорию Палестинской Автономии - г.Вифлеем, где расположен Храм Рождества Христова. И я позволю себе небольшую ссылку:
      
      "Вифлеем (русифицированная форма - Бетлехем) - ханаанейский, затем иудейский город близ Иерусалима в Палестинской Автономии. Основан, вероятно, около середины 2-го тыс. до н.э. Согласно библейскому преданию, при дороге у Вифлеема похоронена вторая жена Иакова - Рахиль, мать Иосифа и Вениамина. Царь Давид был родом из Вифлеема и здесь же был помазан на царство Самуилом. После вавилонского пленения выходцы из Вифлеема снова заселили город. Согласно христианской традиции, Вифлеем - место рождения Иисуса Христа. Мать римского императора Константина Елена воздвигла над гротом, где родился Иисус, церковь Рождества. В Вифлееме с 386 г. (и до конца жизни) был настоятелем монастыря Иероним, один из отцов христианской церкви. Здесь он составил перевод Библии на латинский язык (т.н. Вульгату)".
      
      Но до него мы еще не доехали. И не удивляйтесь, многие христианские и иудейские святыни находятся на территории, контролируемой мусульманами. Тогда, в 1997м году, они были доступны всем, а теперь существуют всякие ограничения. Редко кто осмеливается через эту территорию проехать. Хотя отношение к ним, святыням, со стороны арабов, на мой взгляд, было вполне терпимым. Но я не хочу опять сползать в политическую плоскость - просто констатирую факты.
      
      Выехали мы спокойненько из Иерусалима, приблизились к блок-посту Армии Обороны Израиля, если можно считать блокпостом пластмассовые заграждения и двух солдат. Не скажу, что звали их Вася или Петя, хотя и это возможно. Но то, что они были из России - это точно. А местные ребята и девчата где (как вы знаете, в Израиле женщины тоже проходят срочную службу)? А местные с книжечками у Стены Плача головами с коробочками трясут. Их в армию не берут - закон такой.
      
      Проехали мы блокпост, обменявшись несколькими фразами с нашими ребятами, и буквально через десяток километров остановились в арабском поселочке. И здесь Слава рассказал нам историю, о которой я упоминал в начале рассказа. Как оказалось, арабы в этой деревушке - христиане, причем все родственники, очень богатые, владельцы нескольких магазинов. Торгуют всякой всячиной, в том числе христианскими принадлежностями. В один из них мы и зашли. Вся атрибутика с изображением Христа, парфюмерия, маечки. И русопятые блондинки в роли продавцов, прекрасно говорящие по-русски. Оказалось - традиция там такая. Молодые парни из этой деревни очень любят наших соотечественниц славянских корней. А кто их не любит?
      
      Рассказал Слава и про деньги, на которые и были построены эти магазинчики. С той дороги, по которой мы ехали в Иерусалим. Предок-то этих любителей славянских прелестей оказался тем самым Соловьем-разбойником, который грабил бедных торговцев, везущий в славный город Иерусалим кое-какое барахлишко на продажу. Уж не знаю, сколько поколений занималось этим разбойным бизнесом, но, судя по теперешним меркам - награбили они немало. Нажили солидный капитал. И кто-то из клана открыл на этой дороге таможенный пост. И начал взимать с честных торговцев по полной программе. Не могу сказать, делился ли он с государством, но факт остается фактом...
      
      ...Мне в магазинчике, кроме как на блондинок, смотреть было не на что и, облизнувшись, как кот на сметану, на их прелести, я вышел на улицу перекурить. И ко мне тут же подошел мальчонка-араб лет десяти. На неплохом русском начал уговаривать купить набор открыток с видами Храма, Иерусалима и прочая. А когда я отказался, этот потомок местного Соловья-разбойника и нашего Чингиз-хана или купца Калашникова, увидя в моих руках зажигалку, предложил поменяться. Тут уж никуда не денешься - таможня дает добро. И я с ним махнул, не глядя.
      
      Вышли наши, сели в автобус и поехали дальше, по направлению к Вифлеему. Буквально через несколько десятков минут въехали в город. Площадь такая большая, храм стоит на месте пещеры, в хлеву, где пастухи держали своих овец. Там и родился Иисус Христос.
      
      Для кого-то это Бог, мессия, вернувшийся после смерти на Землю, чтобы разобраться с грехами нашими тяжкими. Для кого-то просто человек, если можно так сказать - самозванец, забывший религию предков. Все это настолько неоднозначно, что спорить можно до бесконечности, приводя доводы и за и против. Но раз есть мотив для спора, значит, есть во всем этом какая-то тайна, что-то необычное.
      
      Вот такой он, Иисус Христос. Наверное, давлю кому-нибудь на религиозные чувства, но для меня он - фигура неоднозначная. Можно поспорить о его божественности, предназначении, но это то же, что спорить о политике. А мы договорились, что будем стараться таких тем избегать. Был я на экскурсиях, где посещали только иудейские святыни и говорили, что все остальное смотреть не рекомендуется, был с людьми, которые считали себя евреями, а, придя в Храм Гроба Господня, вдруг начали бить такие поклоны, что выглядели не хуже тех хасидов, что молились у Стены Плача. А мне было интересно и там и там. Все мы люди, все во что-то верим. Так давайте не мешать друг другу, а относиться с пониманием. Места всем хватит.
      
      Призывы первомайские закончены, а я стою у входа в Храм Рождества Христова. Именно входа, потому что на те ворота, которые были в Храме Гроба Господня, это совсем не похоже. Маленький, примерно метра полтора высотой и узкий, только человеку средних габаритов пройти, вход. Странно, но всему есть свое объяснение. Не гордись, человече, преклони свою голову перед Господом. Примерно так можно объяснить такой нонсенс с входом. Преклонили. Вошли.
      
      Собственно говоря, с этого места я хотел передать слово кому-нибудь более знающему о происхождении Храма, чем я. Не потому, что хочу воспользоваться чужими трудами, а, скорее, потому, что не очень помню, что я там видел. До этого момента впечатлений было столько, что вторая половина дня, вернее - даже ближе к последней четверти, несколько смазалась в памяти. Боюсь ошибиться. Но полчаса "просидел" в Интернете, а толком ничего не нашел. Как оказалось - храмов с таким названием по России столько, что не пересчитать. В селах и крупных городах и даже на предприятиях. Сообщений о том, что происходило в Вифлееме совсем недавно - и вовсе счету не подлежит. А вот истории создания Храма - не нашел. Так что придется вспоминать самому. Но, как говорят: "Бог простит".
      
      Как мне показалось, не очень большое помещение, похожее на обыкновенный костел или церковь, с небогатым убранством. Почти все помещение занимают скамьи в ряд - место, где сидят верующие во время службы. Посреди пол вскрыт, видна мозаика древняя, обнаруженная во время ремонта и оставленная для показа. Если не ошибаюсь, средние века, Византия. В углу еще один проход, как оказалось, маленькое помещение, статуя - это и есть ясли, место Рождения Христа. Что-то еще Слава рассказывал, ускользнувшее от моего внимания, но факт остается фактом. Пришлось Иисусу родиться вдали от дома по причине переписи населения. А почему Богу так захотелось, может быть, в Библии и написано, да мне не ведомо. Может, кто знает?
  • Комментарии: 2, последний от 15/03/2004.
  • © Copyright Ерманок Яков Исаакович (yakob-e@tut.by)
  • Обновлено: 27/03/2004. 9k. Статистика.
  • Обзор: Израиль
  • Оценка: 4.32*11  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка