Ерманок Яков Исаакович: другие произведения.

8.А я еду... Хупа. "Голливуд".

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 14, последний от 31/03/2004.
  • © Copyright Ерманок Яков Исаакович (yakob-e@tut.by)
  • Обновлено: 27/03/2004. 15k. Статистика.
  • Обзор: Израиль
  •  Ваша оценка:

      Прошел год, а я все жил под впечатлением от своей первой поездки. И, видимо, когда долго думаешь о чем-то - все сбывается. Сын служил в Армии Обороны Израиля, дочка училась в институте. И мы с женой уже как-то стали привыкать к мысли, что у них теперь своя жизнь, несколько отличная от нашей. Свои интересы и планы. Изредка получали от них письма, чуть чаще они звонили, так тянулись дни. И вдруг все переменилось. Во время одного из разговоров сын обьявил, что женится. Все решено, свадьба в августе. Так что, дорогие родители, собирайтесь и приезжайте.
      
      Легко сказать. Ехать на большой срок - создавать проблемы себе и детям. Одно дело - приехать на несколько дней, другое - на месяц. Любые гости, даже родители, сумеют надоесть. Жизнь есть жизнь. Мы стали искать выход. И нашли. Оказалось, есть такая программа - Сар-Эль, записавшись на которую можно поехать в Израиль и работать там в Армии, где необходимо. Программа волонтерская, тебе ничего не платят, но зато предоставляют жилье, еду и после окончания - еще и четырехдневная экскурсия по стране.
      
      Хотел что-то найти по поводу этой программы, но, кроме впечатлений участников и даже фотографий, историю возникновения не нашел. Знаю только, что это движение возникло во время Шестидневной войны (если ошибаюсь - поправьте). Все воевали, нужна была помощь армии именно в повседневных делах. И тогда люди со всего мира, совершенно бескорыстно, на свои деньги стали приезжать в Израиль и помогать, кто чем может. К нам приезжал на встречу руководитель - читай, спонсор этой программы, рассказывал интересные факты. С тех пор так и повелось. Добровольцы, желающие в чем-то помочь Армии Обороны Израиля, приезжают волонтерами и помогают. Сейчас многое изменилось, приобрело, наверное, некий коммерческий привкус, как же без этого, но дух того времени, традиции - остались. Из бывшего Союза стали ездить, конечно, только в годы перестройки и, как я знаю, для нас существуют большие льготы и в виде бесплатных экскурсий и содержания. Что поделать, наши зарплаты пока не позволяют даже при желании помочь осуществить свои планы. Поэтому едут на эту программу в основном те, кто, кроме желания помочь, должен еще и решить свои проблемы. Но все остальные, а едут сюда из многих стран, все-таки стремятся "за туманом и за запахом тайги". Во всяком случае, мне хочется в это верить.
      
      Нас это вполне устраивало, особенно - экскурсии. Ведь страну все равно нужно было бы посмотреть. А здесь все вместе, со знакомыми людьми. Тем более, еще и на выходные дни обещали что-то интересное показать, да и дети недалеко, можно увидеться. Повезло и со сроками. Свадьба была назначена на 20 августа, а программа начиналась 23-го. Единственное неудобство - лететь нужно было отдельно от группы. И мы взяли билеты на 16 августа. А 18-го в России произошел дефолт. Так что я еще почти месяц жил старыми понятиями, не зная об изменениях в экономике. Но это уже другая история...
      
      Приехали мы, можно сказать, на все готовое. Оставались какие-то организационные вопросы, которые дети решали сами, а мы познакомились с родителями Дины, невесты Олега, несколько раз погуляли вместе по Тель-Авиву, успели съездить на море, успели обгореть на солнце... В общем, все нормально. Обстановка, правда, была немного напряженная, все-таки произошло это событие довольно неожиданно, без предварительных разговоров, переговоров, знакомств и прочее. Но произошло - и слава Богу! А теперь - необходимые пояснения.
      
      Те читатели, которые живут в Израиле, или знакомы с его обычаями - не узнают в этих нескольких абзацах для себя ничего нового. Но знаю, что многие живут в других странах и даже не в СНГ. Вот я все время пишу "свадьба, свадьба", и в вашем воображении возникает что-то, похожее на ЗАГС или что-то подобное, с музыкой Мендельсона и прочей атрибутикой. Ничего этого в Израиле нет. По одной простой причине, что гражданские браки там не регистрируют. Хочешь получить свидетельство о регистрации брака - лети на Кипр или в другую страну, потом брак признают и вы будете считаться мужем и женой. А в самом Израиле брачуйся, будь добр, по религиозным законам. Что-то вроде венчания, но очень даже от него отличающееся.
      
      Во-первых, для этого дела еще надо подойти, доказать, что ты еврей, и, причем, соблюдающий определенные правила. Это довольно сложно даже для тех, у кого оба родителя евреи. Справочек надо представить не один десяток. Плюс к тому же мужчинам надо решиться потерять кое-что, вроде бы и абсолютно ненужное, но и вроде бы и не мешающее, чтобы подвергать себя операции. Кто его знает, что из этого получится. Некоторые, путая "обрезание" с "отрезанием", не могут понять, зачем тогда вообще жениться? И почему в таком случае евреев становится все больше и больше?
      
      Ну, все, все. Рассказываю о серьезных вещах, а, как всегда, тянет в сторону.
      
      Так вот, дети выбрали религиозный брак, чтобы все было, как положено. Они приняли ХУПУ. Происходило это в синагоге, при большом стечении народа, очень торжественно и интересно.
      
       *****
      
      Хупа - это кусок ткани, натянутый на четыре специальных шеста. Хупа является символом Божественных сил, дающих возможность создать новый еврейский дом, сил, которые не проявляются в обычные дни. Молодые во время хупы удостаиваются особой святости, которая не может проявиться в будни. И эта святость является источником силы для того, чтобы начать новый путь. Вообще-то она должна быть натянута на столбах, но бывает, так сказать, и переносная. В нашем случае хупу держали друзья Олега и Дины.
      
      Но перед этим нас пригласили в помещение, сама синагога была закрыта по какой-то причине и мы находились во дворе, а зашли в комнату, даже не знаю ее назначения, только мы с отцом Дины, Олег, естественно, раввин и служка. Женщины при этом действе не присутствовали, ожидая на улице. Восток, знаете ли. Олег сел рядом с раввином, мы - напротив, и раввин достал какую-то большую, красивую бумагу, вроде грамоты, но под старину. Как потом оказалось - это и был главный документ, брачный договор. На иврите - "Ктуба", по-русски - свидетельство о регистрации брака. Хотя, как я понимаю, это нечто большее. И не могу вспомнить: при венчании, кроме записи в церковной книге, выдается ли что-то на руки? Но суть понятна. Олег с ним о чем-то поговорил, покивал головой на его вопросы, потом взял в руки какую-то черную тряпочку, поднял над головой, что-то произнес вслед за раввином. Что - до сих пор не знаю. "Вступая в ряды, торжественно клянусь...". У всех свои боги. Потом Олег и раввин расписались в этом договоре, нам пожали руки и мы вышли во двор.
      
      Там уже растянули хупу на палках, Олег подошел к невесте и закрыл ей лицо вуалью. Мы с отцом Дины и Олегом зашли под хупу, а мамы, поддерживая невесту под руки, обвели ее вокруг хупы. Я не помню, сколько раз они обводили, но нужно семь. Число 7 в еврейской традиции означает природу, естественные процессы. И этому можно найти множество примеров: за 7 дней сотворен мир, 7 дней недели, 7 нот, большинство праздников длится 7 дней и т.д. Семь обходов, проводимых вокруг хупы, намекают на цельность мира, на цельность Творения. На иврите эти обходы называются "Афот".
      
      Раввин запел молитву, я понял только слово "барух Ата, Адонай... - благословен Ты, Господи...", потом взял у служки рюмку вина, отпил глоток, передал Олегу, тот отпил, передал Дине. Остальное допил служка. Надо сказать, что ни мы, ни дети, конечно же, ничего о порядке происходящего не знали. Поэтому были довольно смешные накладки и раввин поправлял и рассказывал по ходу Олегу. Естественно, на иврите, и мы ничего не понимали. Потом он дал Олегу кольца, все это опять с какими-то молитвами или словами, не знаю, Олег повторял, а потом одел Дине кольцо на руку. Потом раввин зачитал брачный договор, а мы стояли и слушали.
      
      Раввин опять подал рюмку вина, перед этим передав договор жениху. Прочитал молитву, мы повторяли "Амен". Процедура повторилась. Остатки допил служка. Молитва над вином, как мне потом объяснили - называется "Кидуш". Но и это еще было не все. Раввин взял очередную рюмку, завернутую в фольгу, сказал что-то Олегу, тот улыбнулся, раввин положил рюмку на пол и Олег со всей силы наступил на нее ногой. Оказалось, разбить нужно было с первого раза. Что-то символизирующее главенство в семье. Но рюмку разбивают совсем по другому поводу.
      
      Разбиение бокала на свадьбе - это один из наиболее распространенных обычаев, принятых еврейскими общинами мира. После того, как жених наденет обручальное кольцо на палец невесте, он делает кидуш на вино. Гости произносят "Семь благословений". После этого жених разбивает бокал. Это означает завершение свадебного обряда. Чтобы понять смысл этого обычая, нужно заглянуть в историю. В Талмуде рассказывается о двух мудрецах, которые жили в 12 веке и ввели этот обычай, чтобы свадебное веселье не переросло в бездумную пьянку. Также есть документ, написанный на сто лет позже, который сообщает об этом обычае, установленном в целях напоминания о разрушенном Храме. С тех пор, как разрушен Храм, любое веселье не может быть полным. И поэтому даже в такой счастливый момент, как свадьба, жених разбивает бокал, показывая скорбь о разрушенном Храме. Правда, некоторые из мудрецов были не согласны с таким объяснением. Однако сейчас этот обычай распространен повсюду и смысл его в напоминании о разрушенном Храме.
      
      После этого раввин произнес "Амен", все повторили и начали поздравлять уже мужа и жену. А потом все поехали в ресторан под громким название "Голливуд", где, собственно, все и отмечали.
      
       *****
      
      Большой зал со столами на 10 человек. Гости уже потихоньку прибывают, а жених с невестой приезжают попозже, когда гости уже сидят за столами. Свадьба русскоязычная, кроме нескольких приглашенных местных друзей. В основном молодежь, друзья Дины и Олега. Родственников немного, не все смогли приехать из разных стран. Всего человек 120-130. Ансамбль, конечно же - русскоязычный. И очень, как потом оказалось, популярный в Израиле. Солистку я потом несколько раз видел по телевидению. А тогда мне показалось, что они снимались в фильме "Паспорт". Помните сцену, когда главный герой принес на свадьбу землю с Родины? Репертуар, естественно, русский, с соблюдением местных обычаев, национальных песен. И, когда солистка запела модную тогда "Чашку кофию...", я вообще забыл, где я "голливудю" - в Израиле или в любимом в моем городе ресторане "Золотой теленок". Тем более, что самая популярная, исполняемая не один раз, песня там - "Хава Нагила". И здесь - тоже.
      
      Подарков на свадьбе, за редким исключением, не дарят. Каждый сам рассчитывается за ресторан, определяя сумму самостоятельно. Конечно, интересуются заранее, какая приблизительно будет сумма. Но в большинстве своем даешь столько, сколько считаешь нужным, соблюдая общепринятые нормы. Можешь не давать - тебя пригласили, потому что уважают, а не из-за денег. А вот уважаешь ли ты жениха и невесту - твои проблемы. Деньги эти кладут в ящик, напоминающий урну на избирательных участках, которая находится у входа, возле родителей жениха и невесты, встречающих гостей. Вот там нас в рядочек и выстроили.
      
      Прибывающие гости подходят по одному к каждому из родителей и говорят: "Мазалтов, мазалтов". А я, большой знаток иврита, как человек, как мне кажется, достаточно культурный, отвечаю каждому, думая, что они знакомятся, тоже довольно вежливо: "Яков, Яков". Правда, после 10 "мазалтов" появились некоторые сомнения. Что у них там - других имен нет? Все "мазалтовы"? И мужчины и женщины? Но тогда было не до сомнений. Как потом оказалось - это нам желали счастья. "Счастья!", - говорили гости, получая в ответ мое имя. Что уж они там думали, не знаю. Может, посчитали, что уже давно не были в бывшем СССР и это слово обозначает спасибо? Хорошо бы, коль так.
      
      Вечер продолжается. Кроме нас, родителей, все сидят за столами, выпивают, закусывают. Ждут жениха и невесту, вернее - молодоженов. Что-то неторопливое играет скрипач в перерывах между танцевальной музыкой, стоят навытяжку официанты. Вообще, все было достаточно профессионально: музыканты отработали на совесть. Музыка, конкурсы, карнавальные штучки - настоящий спектакль. И скрипач... Впрочем, чему удивляться. Вполне вероятно, что это был лауреат каких-нибудь конкурсов. Как вы понимаете, чего-чего, а музыкантов в Израиле хватает. Я так предполагаю, что настоящих евреев там даже поменьше будет. И я говорю почти серьезно, была возможность в этом убедиться.
      
      Немного необычно вели себя официанты. Мы ведь не привыкли, что блюдо, которое ты только что решил попробовать, у тебя из под носа утаскивают почти нетронутым, чтобы на его место водрузить еще что-нибудь. Еды было много, как я потом узнал, на некоторую сумму должно быть заказано, а уж дальше - как захочешь. Впрочем, и у нас также. А так как музыка, за редким исключением, звучала постоянно, в перерывах постоянно подходили гости с поздравлениями, попробовать то или иное экзотическое блюдо, а их было немало, почти не удалось. Может быть - к счастью. И вы, конечно, догадались, что официанты были русскоязычные, как и владелец ресторана, пришедший в конце празднества, чтобы поздравить молодых, с огромным тортом. Это у них там традиция такая.
      
      Наконец, появились молодожены, с поздравлением к ним обратилась солистка, все пили шампанское, подходили с поздравлениями к молодоженам и к родителям, и потом без перерыва музыка, танцы, общий круг, игры и прочая. Даже и сейчас, когда пишу про это - голова закружилась.
      
      Где-то в середине свадьбы в зале вдруг появилось несколько человек в военной форме, местные, поймали меня, начали что-то говорить, жать руку. Я даже немного занервничал. Во-первых, кто их знает, военные это или полиция, я в этом не разбирался. А полиция у нас на свадьбе, как вы знаете, не к добру. Да и непонятно чего хотят. Может, там выкуп какой надо давать? А мне никто не сказал. Так вроде бы мы и без выкупа все путем решили. Непонятно. Подошел Олег, все стали обниматься, посадили Олега с Диной на стулья, подняли к потолку, потом Олега стали подбрасывать. И все это во время танца. Оказалось, однополчане Олега сбежали откуда-то, чтобы поздравить. Как вы помните, он в это время служил в Армии Обороны Израиля. И закончилось все пением гимна Государства Израиль, что выглядело очень патриотично. А мы как-то этого стесняемся. Футболисты, правда, иногда пытаются что-то там изобразить, особенно Газзаев, но выглядит это так, как-будто бы он прощения просит за бездарную игру своих подопечных. А здесь - все естественно, все знают слова, все поют без стеснения. Кто из нас знает слова гимна своей страны? Вот именно. В некоторых странах их вообще нет или недавно появились. А уж знать родной язык - сам Бог велел.
      
      В общем, свадьба удалась, жаль, время пролетело быстро. Осталась нам от нее большая память: огромный альбом с фотографиями и трехчасовая видеокассета. Иногда мы с женой садимся возле телевизора и смотрим ее как фильм, почти без комментариев. И без них все понятно...
      
  • Комментарии: 14, последний от 31/03/2004.
  • © Copyright Ерманок Яков Исаакович (yakob-e@tut.by)
  • Обновлено: 27/03/2004. 15k. Статистика.
  • Обзор: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка