В августе этого года исполнилось 80 лет со дня погрома в Хевроне. Утром в субботу 18 АВА 1929 года тысячи арабов, вооружённых ножами, топорами и вилами, двинулись к домам евреев с криками "Режь евреев!". Британские полицейские равнодушно наблюдали за действиями бесчинствующей толпы. Было убито 67 человек, ранено 60, дома евреев и их синагоги разрушены, свитки Торы сожжены. Еврейское имущество разграблено и разгромлено, стало добычей убийц. На фотографии жертв погрома смотреть невозможно: отрубленные части тел, проломленные черепа, изувеченные тела. Куски человеческих тел и пропитанную кровью одежду из еврейских домов захоронили в отдельной могиле.
Уцелевшие от погрома евреи схоронились во дворе полиции - под палящим солнцем, без медицинской помощи (еврей аптекарь был зверски убит) и без пищи. Через три дня британские власти, ничего не сделавшие для предотвращения погрома, погрузили оставшихся в живых евреев на пригнанные грузовики и вывезли их из Хеврона. Арабы праздновали победу...
На древнем еврейском кладбище были разбиты надгробные плиты, а само оно в последующие годы использовалось как огороды. Наверно, овощи, собранные на кладбище, были для недочеловеков особенно вкусными. Сами захоронения сохранились, так как располагались на большой глубине, и до них не дотянулись руки арабских извергов. Синагога "Авраам Авину" была превращена в загон для овец. Уцелевшие дома в еврейском квартале использовались в качестве торговых помещений для арабского рынка.
На почти сорок лет прервалось многотысячелетнее присутствие евреев в Хевроне, древнем и священном еврейском городе. Все эти годы арабы Хеврона ожидали мести евреев, и потому в Шестидневную войну город сдался без боя и встретил израильскую армию белыми простынями на домах в знак капитуляции. Но арабы зря ожидали возмездия. Прибывшие в освобождённый Хеврон министр обороны Израиля Моше Даян и Шимон Перес (кто он тогда был по должности - затрудняюсь сказать) заверили встретивших их дрожащих от страха арабских шейхов, что погромщикам ничего не грозит, пусть себе и дальше живут спокойно...
Потом был медленный процесс возрождения еврейского города и возобновления жизни в нём еврейского населения. И этому процессу мешали уже не арабы, а левая политическая верхушка Израиля. Это противостояние продолжается и в наши дни: выселение еврейских жителей из Дома Шапиро, из Дома Мира, из квартир в районе хевронского рынка (квартал Мицпе Шалхевет). Непостижимы телодвижения армии и полиции в угоду Шалом Ахшав и левым партиям, жаждущим вновь ликвидировать еврейское присутствие в Хевроне. Для них Хеврон это всего лишь одно из поселений, а совсем не древнейшая первая столица Израиля. По существу левые действуют в угоду современным арабским жителям города, потомкам погромщиков 1929 года.
Подумать только, государству Израиль понадобился 61 год, чтобы принять решение о придании статуса государственного Дня памяти годовщине погрома в Хевроне в 1929 году. Да, с 2009 года День погрома в Хевроне станет в Израиле официальным Днем памяти. Такое решение, наконец-то!, было принято Межминистерской комиссией по церемониям и символам. Как же чудовищно нерешительны и боязливы израильские власти!
Как сообщил сайт Седьмой канал, первая официальная траурная церемония поминовения жертв погрома в Хевроне состоится уже в этом году, 7-го сентября (18-го Элула) - на месяц позже даты годовщины погрома. В последующие годы церемония будет проводится 18 Ава, в день погрома. В принятии решения об установлении нового официального Дня памяти в честь погибших в Хевронском погроме большую роль сыграл министр пропаганды Юлий Эдельштейн, за что еврейская община Хеврона выразила ему сердечную благодарность.
Всему Израилю известен Музей убиенных в 1929 году евреев Хеврона, созданный художником Шмуэлем Мушником. Музей располагается в Доме аптекаря, теперь это Бейт-Хадасса. Аптекарю Бенциону Гершону, известному тем, что лечил он и евреев и арабов, выкололи глаза, его жене обрубили кисти рук и ступни ног, старшей дочке перерезали горло. Спаслась только маленькая дочка, которую мать спрятала в корзине для грязного белья.
Да, я прекрасно отдаю себе отчёт в том, что в этом моём тексте нет ничего нового для читателей сайтов, скажем, МАОФ или Седьмой канал. Точно так же всё здесь изложенное известно многим израильским пользователям Живого Журнала, побывавшим в Хевроне, возможно, не раз. И посетившим гостеприимный дом легендарного хевронского художника Шмуэля Мушника и созданный им Музей в Бейт-Хадасса (государственного музея как такового, думаю, нет до сих пор).
Пусть так. Но если этот текст прочитает хотя бы несколько человек, не знавших о Погроме 1929 года, я буду рада. А уж если они ещё и поедут в этот далёкий город на юге Иудеи... Мне думается, что процентов 70 еврейского населения Израиля в Хевроне так и не бывали. И уж точно, что государственные чиновники от образования не субсидируют и не рекомендуют посещения древнейшей столицы Израиля старшими школьниками. Вот так и вырастает поколение за поколением евреев, для которых живая история Израиля остаётся недоступной. Буду рада, если ошибаюсь...