Человек осознает необходимость, создает и использует понятие "Я" в момент первичной оценки, данной нам сенсорным опытом. Опытом, принесшим знание и впервые указавшим на разницу между информационным потоком, разбудившим мозг изнутри, и наличием внешнего Мира. Вне границ цикла жизнедеятельности системы, под названием "человек". Форма, содержание, смысл... характеристики нарастают математической лавиной.
Осознание границы: "Я" и внешний мир. С этого момента возникает точка отсчета развития личности. "Я" является ядром личности, опорной осью, на которую нанизываются факты из прожитого. Как слои перламутра жемчужины скрывают под собой грубую песчинку - причину рождения, так Личность скрывает в своей глубине причину своего существования - "первоосознанное" ощущение "Я".
"Я" становится отправной и неизменной точкой развития осознанного бытия. "Личность" - структура динамическая, нестабильная, изменения происходят постоянно. В масштабах, в содержании, в оттенках взаимодействия с внешним миром. "Я" - константа. "Я" не может быть описательным компонентом. Оно бессодержательно и дуально одновременно. Дуальность заключается в присутствии свойств "предметности", как "точки" перехода в сознательное состояние; и невозможности присвоить этой "точке" качеств материи и вещества. Характеристики "личности" всегда абстрактны.
Не представляется возможным создать жесткие, опирающиеся на возможность повторного эксперимента, характеристики, дающие представление о "Я". Могу только предположить, что "Я" это мельчайшая неделимая основополагающая частица сознания человека. "Я" присутствует в каждом поступке, в каждом оттенке эмоций, в структуре мыслительного процесса индивидуума. Именно поэтому возможно изменять в широчайшем диапазоне свойства личности, но проявления "Я" всегда неизменны и являются опорными точками для изменения личности.
Существующие определения "Я-концепции" (Бернс, Джемс, Куперсмит, Розенберг, Кули, Мид), на мой взгляд, отражают не определение "Я", а концептуальные представления о личностных характеристиках индивидуума с позиции внутреннего наблюдателя. Самооценка - да, но это оценка личности, не "Я". "Я" в данном случае неизменно и именно потому возможна оценка личности и анализ с исходным представлением.