Феоктистов Анатолий Петрович: другие произведения.

Русский лапоть-2,3, и т.д. или кто нас боится на Западе

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 35, последний от 31/03/2006.
  • © Copyright Феоктистов Анатолий Петрович (teo14@yandex.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 11k. Статистика.
  • Эссе: Россия
  • Скачать FB2
  • Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:


    Русский лапоть-2

    Размышления дилетанта

      
       - Сижу в окопе, гляжу - наши идут! Я из окопа-то выскочил и бегом к своим!
       (Из рассказа предателя, который во время Великой Отечественной перебежал к фашистам. Абсолютная быль, услышанная автором на Колыме).
       Наверное, кто-то скажет: ну, совсем мужик зациклился на нацвопросе. Однако, пробежав глазами первые страницы рейтингов Самиздата, Заграницы и некоторых других электронных библиотек по числу оставленных комментариев, можно обнаружить, как минимум, один-два материала о русском менталитете, русском человеке, России. Разумеется, это объясняется отчасти тем, что сайты - русскоязычные. Но только отчасти. Обращает на себя внимание тот факт, что большинство авторов, пишущих на столь животрепещущую тему - эмигранты, покинувшие Россию. И, читая их труды, пропитанные всем спектром чувств, включая самые крайние со всех четырёх сторон, вспоминаешь известную поговорку: любите театр в себе, а не себя в театре. Театр здесь - Россия.
      
       Гневно нахлёстывая оппонентов цитатами философов, классиков литературы и искусства, авторы пытаются зажать в клещи формальной логики понятие русской духовности, русского менталитета, русского характера. И ... не получается! То есть, каждый сам себе философ считает, что доказал свою правоту, но, собранные вместе, доказательства настолько противоречат одно другому, что песочный замок рассыпается на глазах. Добросовестным исследователям, которым на самом деле небезразлична судьба Родины, следовало бы помнить: " ...А верит в Россию каждый по-своему, и каждый находит в полном противоречий бытии России факты для подтверждения своей веры ...". (Ник.Бердяев. Судьба России)
       Но это для добросовестных, тех, кто верит, а не Шлёнско - Залевских.
      
       Так почему же из отдельных, безусловно правдивых, фрагментов не складывается общая картина? Что за ускользающая суть такая - русский дух, характер, менталитет? Рискну предположить, что ошибка кроется в самом определении предмета рассуждений. Правильно ведь говорят: прежде, чем спорить, надо договориться о терминах. Кого мы имеем в виду, произнося слово "русский"?
       Индеец, живущий в "потёмкинской" деревне напоказ туристам - американец? Конечно. И не просто американец, а коренной, у которого никто в роду не знал другой земли. Но, согласятся ли американские интеллектуалы с тем, чтобы этот индеец считался официальным лицом страны, чтобы по его жизненному укладу судили о государстве? Чтобы он стал единственным выразителем американского духа, американской духовности? А может быть поставить с ним рядом бездомного гарлемского негра? Для полноты картины? И дружно заохаем: несчастная страна, лишённая интеллекта, духовно убогая, голодная, разутая и раздетая! И это будет правдой. Той правдой, о которой пишут желающие "... обустроить Россию...". Давайте уж заодно обустроим и Америку, и Европу. Ну, кто там остался? Сейчас всех и обустроим. Нам не жалко, везде есть свои задворки и помойки. Пороемся хорошенько и обязательно найдём, где и что надо немедленно исправить.
      
       А, может быть, попробовать разобраться, кто же является выразителем национального духа, характера, менталитета? Методом исключения?
      
       Начнём с краёв. Верхний уровень - руководство страны. Кто-то, безусловно умный, сказал, что правители народов гораздо больше похожи друг на друга, чем каждый из них на свой народ. Это ни хорошо, ни плохо. Специфика работы, сходство задач и приоритетов. Исключаем.
      
       Олигархическая прослойка плюс обслуживающий их контингент. Космополиты по определению. От них веет только духом наживы. Их богатство вненационально и пахнет всеми оффшорными зонами мира. Национального - ноль. Исключаем.
      
       Интеллигенция. Не путать с интеллектуальной элитой! В основной массе - торговцы интеллектуальной собственностью. Значит, предложение ориентировано на спрос. Рынок вульгарис. Здесь допустимо фифти-фифти. С большой натяжкой. Эмиграция, живущая с продажи своих опусов, клеймящих направо-налево свой, якобы, народ, вызывает удивление: надо же, и такое плавало в отечественных водах! Хорошо, что уплыло, издалека меньше действует на обоняние.
      
      
       Другой край. Дно общества. Есть где-нибудь общество без него? Подскажите. Смотаемся, полюбуемся.
       Алкоголики, наркоманы, преступники, хулиганы, бомжи - то, что называлось "деклассированным элементом" - может быть, не очень пиететно, но верно - могут быть образцом национальной духовности? Не забудем, что абсолютное большинство этих людей выбрали свою судьбу добровольно и могут, но не хотят её изменить. То есть, с точки зрения трезвомыслящего общества, эти люди - душевнобольные. Исключаем.
      
       И что? Кто остался? Считай - не считай, осталось не менее девяти десятых любого общества. Они-то и являются выразителями национального духа, национальной духовности и чего там ещё?
      
       Это те, кто создал великие национальные культуры, запустил спутники, откомандировал человека на Луну, построил непревзойдённую систему гидроэлектростанций, сумел организовать единый дом в Европейском Сообществе (попробуйте пустить в свой дом соседа на правах хозяина и вы поймёте, чего это стоит) и много-много другого.
       Национальные интеллектуальные элиты (культурная, научная, техническая) плюс патриотически настроенные рабочие, крестьяне, (фермеры), назовите, как хотите, - вот кто представляет страну, её дух, её самобытность.
      
       О русском народе чаще всего говорят, что ленив и пьяница. То Илюшеньку Обломова, как образчик, припомнят, то народные сказочки, где что ни Иван, то дурак, который работать не желает. Ищет лягушку, щуку, конька-горбунка, лишь бы самому не трудиться.
       А какие сказки сочинили бы вы, если бы вас заставляли работать от темна до темна за кусок хлеба, продавали бы как скот, меняли на собак, забивали на конюшнях и фабричных пожарных насмерть за малейшую провинность? Если самой заветной вашей мечтой было упасть и не двигаться. Хоть чуть-чуть. А сказки, как известно, и есть мечтания. Как правило, о несбыточном. Если бы лучших парней забривали в солдаты на двадцать пять лет, лишая народ нормального воспроизводства? Поработайте до упаду с недельку, а потом сочините сказку, послушаем.
      
      
      
       Ник.Бердяев находит в характере русского народа двойственное начало, с преобладанием женственного. Которое (начало) только и ждёт, чтобы кто-то мужественный пришёл и овладел. Поскольку с дилетанта спрос невелик, не соглашусь с философом. Никого русский человек не ждёт. А уж овладеть и вовсе никому сроду не давал. Многие пробовали. Да и до сих пор иногда пытаются. Результат всегда одинаков. И предсказуем на будущее.
      
       Русский, как никто, воплощает в своём отношении к жизненным благам принцип: не жить, чтобы есть, а есть, чтобы жить. И не зацикливается на джакузи, тёплом клозете, гамбургере с толстой пластмассовой начинкой. И работает ровно настолько, чтобы хватило жить на среднем уровне. Если работа не совпадает с увлечением. Но, если совпадает, русский будет вкалывать двадцать пять часов в сутки и забудет о зарплате. Русский, как правило, не лезет из кожи вон делать карьеру. И, вместо того, чтобы переработать лишние часы и заработать лишнюю копейку, он пойдёт на рыбалку, на охоту, в баню, посидит с друзьями за бутылочкой. Но и от комфорта в виде благоустроенного жилища, автомашины и прочего, не откажется. Если за него не надо работать по двенадцать-пятнадцать часов в сутки. Когда на эти блага уже и смотреть сил не остаётся. Он считает (и вполне справедливо), что зарабатывает на достойную жизнь за законные восемь часов, а на отдельных производствах и за шесть. И не его вина в том, что платят ему не столько, сколько должны бы.
      
      
       Вы скажете, что в других мирах платят лучше? Вот уж дудки, платят те же копейки, только работать заставляют в два-три раза интенсивнее и по двенадцать-пятнадцать часов. А десять - почти везде норма. Поэтому и денег выдают больше. В абсолютном выражении. А относительно прибыли, которую вы приносите хозяину - посчитайте. И прослезитесь. Или порадуйтесь. За хозяина. Заодно и выясните для себя, куда запихнул он пресловутый человеческий фактор.
       Короче: не жить, чтобы есть, а есть, чтобы жить.
      
      
       Ещё одна отличительная черта русского человека - обряд пития. Когда говорят: если работа не совмещается с пьянкой - бросай работу, то это более всего о русском человеке. О том, что по количеству потребляемого зелья русские никогда не были первыми и даже вторыми известно всем, но выгодно продаваемый нынче бренд: Россия - страна пьяниц. Оставляя в стороне откровенно русофобские изыски на эту тему, отметим, что повод для такого мнения всё-таки есть. Только это не количество выпиваемого, а отношение к самому процессу.
       Вас удивляет вид европейца или американца в одиночку потягивающего свой виски, коктейль, бренди и что там ещё? Нисколько. Иногда даже кажется, что и родились-то они с бокалом в руке.
       А в одиночку выпивающий русский? Не забудьте, речь не о тех, кого мы исключили выше.
       Вот видите, и у вас возникла перед глазами картина: компания! Не может и не хочет русский человек пить без дружеского окружения. Для него выпивка - не поглощение алкоголя, а способ общения. Возможность самому раскрыть душу и дать другому сделать то же самое. Но вы же не скажете друзьям: "А не посидеть ли нам за кусочком гамбургера. Заодно и поговорим о наболевшем." А вот когда-никогда сообразить на троих - прекрасный повод для этого!
       Вы скажете: ну и что? Где здесь какая-то самобытность и национальная особенность?
       Во-первых, русские не делают этого ежедневно, для них это каждый раз маленький праздник, тогда как многие народы, претендующие на роль мировых лидеров в современной цивилизации, пьют свои аперитивы, как непременный атрибут обычного обеденного стола.
       Во-вторых, никто, кроме русских, не раскроет душу другому. Когда любое общение хладнокровно продумывается на предмет возможных выгод или потерь - какая уж тут душа? Не проговориться бы - вот сверхзадача! Тот человек, чьи слова приведены выше, под заголовком, тоже имел свою компанию. Свою! И напивались они, только плотно закрыв двери и окна. Чтобы звука не выскочило наружу! Надо объяснять почему?
      
      
       Ну и, наконец, кто и кого пугает "дремучим, пьяным русским народом"? Да никто из настоящих, легитимных, так сказать, представителей других национальностей никогда не боялся и не боится России. Сами же бывшие россияне, не знающие и не признающие своих корней, пытаются убедить себя, прежде всего, а потом и других, что жизнь не сложилась так, как они хотели из-за "дурного" окружения: власти, соседа, начальника, страны, где им не повезло родиться.
       Вот и пугают изо всех сил.
       Спрос на такие потуги есть. Страна не последняя и многие политики имеют в своей колоде русскую карту. На здоровье, господа! И иго было, и нашествия всякие. И это пройдёт. А Россия останется.
       10.05
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
  • Комментарии: 35, последний от 31/03/2006.
  • © Copyright Феоктистов Анатолий Петрович (teo14@yandex.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 11k. Статистика.
  • Эссе: Россия
  • Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка