Фролов Александр Васильевич: другие произведения.

Чжунго-Часть 5

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Фролов Александр Васильевич (lexrolru@mail.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 14k. Статистика.
  • Обзор: Китай
  • Иллюстрации: 4 штук.
  •  Ваша оценка:


    12

    Храм акустических чудес

       Шесть часов пути, эквивалентные ста долларам, отданным за услугу хозяина "Фольксвагена", сидящему за рулём, и мы - в южной части Пекина, у Храма Неба (Тяньтань), являющегося эмблемой китайской столицы.
       Территория, на которой расположены Циняньдянь (Зал Жатвенных Молитв), Хуанцюньюй (Храм Небесного Величия) и Хуаньцю (Алтарь Неба) - главные культовые сооружения, занимает площадь 266,7 гектаров и представляет собой огромный парк, некогда разбитый жрецами, слугами и музыкантами, приписанными императором к этому священному алтарю, - излюбленное место общения пекинских пенсионеров, объединяющихся здесь в неформальные клубы по интересам: кто играет в карты, кто - в китайские шахматы цы, кто - на музыкальных инструментах, а кто развлекается рюмочкой водки, созерцая окружающую суету.
       Строительство Храма Великих Жертв (Дасяндянь) - так в прошлом назывался Храм Неба - было задумано императором Юнлэ - третьим из династии Мин - по образу и подобию нанкинского храма на горе Чжуншань, сооружённого по приказу его деда - Чжу Юаньчжана (в императорстве - Хунъу). Первоначально (с 1420 года) это было одинокое здание, в котором монарх воздавал молитвы богам Неба, Земли, Солнца, Луны, Дождя, Ветра, Грома и Молний. Но эти боги оказались настолько амбициозными, что потребовали от императора отдельного поклонения, и наиболее могущественным из них пришлось возводить индивидуальные алтари, разнеся их по разным частям города, оставив Дасяндянь с его традиционными круглыми формами, угодными Небесам, для служения богу Неба.
       В 1530 году храм был перестроен и по определённым дням помогал Сыну Неба вступать в непосредственное общение с его небесным Отцом.
       В 1889 году это величественное 33-метровое сооружение было сожжено ударом молнии, но уже через семь лет возродилось из пепла в прежнем виде. Теперь оно носит название Циняньдянь (Зал Жатвенных Молитв) и представляет собой круглое деревянное строение под трёхъярусной крышей, крытой под цвет неба синей черепицей; возведённое без единого гвоздя, оно стоит на трёхступенчатом белокаменном пьедестале площадью 5900 квадратных метров. Четыре средних столба внутри божественного терема, украшенных золотым орнаментом по красному полю, символизируют времена года и называются Колоннами Колодца Дракона (Лунцзинчжу), 12 внутренних колонн соответствуют временам суток, а внешние опоры представляют 12 месяцев в году.
       По обеим сторонам Зала Жатвенных Молив находятся два прямоугольных здания, одно из них было предназначено для хранения священной посуды, которая перед богослужением наполнялась жертвенной пищей, а другое - для уроков обрядовой музыки.
       Общению императора с Небом предшествовал трёхдневный пост во Дворце Воздержания (Чжайгун), который находится в восточной части парка. Отсюда, очищенный от земных грехов, император направлялся в храм Циняньдянь, где после молитвы торжественно шествовал по Почётному Пути, в центре которого проложена белокаменная дорожка, касаться её не смел даже он - Сын Неба, тропинка эта, сооружённая вдоль всего 600-метрового императорского подиума строго по центральной оси юг-север, предназначалась исключительно только для невидимых божественных стоп.
       Далее, преодолев 360 метров пути по широкой (28 метров) каменной дороге, поднятой на высоту 2,5 метров, император попадал в Зал Небесного Свода (Хуанцюньюй), где хранились поминальные таблички его предков. Здесь, возле этого "пряничного домика", в замкнутом кольце, образованном идеально круглой двухсотметровой стеной, начинаются различные акустические чудеса. Если, приблизившись к этой Стене Возвращающихся Звуков, вы, не в силах сдержаться, даже тихо огласите всё то, что думаете о вашем недоброжелателе, будьте уверены, находясь у противоположной стороны стены, он дословно услышит всё вами сказанное и достойно ответит вам тем же.
       В центре этой акустической арены, около постамента, на котором, как грибок под синей шляпкой, вырос круглый приземистый Зал Небесного Свода, лежат три плиты, называемые Камнями Трёхкратного Эха (Саньиньши). Если вы, стоя на первой плите, ударите своего недруга по щеке, вам ответит однократное эхо, на второй плите - двукратное, а на третьей - звук пощёчины отразится от Стены Возвращающихся Звуков трижды. У кого нет поблизости врагов, может заменить пощёчину ударом в ладоши - звуковой эффект будет тем же.
       Звуковые эффекты не оставляют вас и на самом южном сооружении культового комплекса - Алтаре Неба (Хуанцю), построенном в 1540 году и представляющем собой открытую, расходящуюся как круги на воде, трёхступенчатую белокаменную площадку, окружённую идеально круглой стеной, как будто бог Неба Тянь-ди очертил это место своим огромным божественным циркулем. Здесь всё подчинено магическому значению цифры 9 - символу светлого мужского начала ян: диаметр верхнего центрального круга алтаря равен 9 чжанам10, верхний центральный круг и сектор двух нижних круговых ярусов, разделённых лестницами, каждая из которых насчитывает 9 ступеней, в сумме составляют магическую девятку, даже число каменных плит, радиально уложенных от центра до границы окружности на каждом ярусе алтаря, тоже подчинены культу цифры 9.
       На этом алтаре император держал ответ перед Небом за свои земные деяния, причём голос монарха резонировал, многократно усиливаясь, когда он, стоя на центральной плите верхнего яруса, обращался к Небесному Владыке с просьбой о ниспослании Поднебесной богатого урожая. Этот акустический эффект внушал мистический трепет многочисленной свите императора, доказывая его божественное происхождение.
       За Северными воротами перед вами открываются суетливые улицы китайской столицы.
       Свернув направо, вы не минуете громоздкого серого здания Жемчужного рынка, где российские "челноки" ведут бойкую скупку товаров различного потребления у русско-китайскоязычных торговцев.
       Но наша цель - впереди (налево и прямо - по улицам Тяньтань и Чэньмынь), там, где раскинулась самая большая площадь в мире, на 44 гектарах которой помещается одновременно до двух миллионов китайцев или до 500.000 лиц "европейской национальности" плотного телосложения.
      
      

    13

    Самая главная площадь Китая

       Площадь Тяньаньмэнь в своём нынешнем виде оформилась в 1959 году, когда к 10-й годовщине образования Китайской Народной Республики были воздвигнуты два помпезных квадратных монстра в стиле "привет от товарища Сталина" - Музей истории и революции и Большой народный дворец, в котором заседает парламент, бесчисленные колонны этих зданий выстроились, как зубочистки на параде. Командует парадом 38-метровый Карандаш - Памятник народным героям, несущий на месте фабричного клейма иероглифы с мудренизмами Мао Цзэдуна и Джоу Эньлая. Парадную композицию дополняют колонны Мавзолея Мао Цзэдуна, построенного в 1977 году; доступ к телу "великого кормчего" открыт ежедневно с 8-30 до 11-30. Вход в мавзолей охраняют не традиционные каменные львы и не стена-инби, а скульптурная группа из солдат, рабочих и крестьян, бодрым шагом на месте марширующая в светлое будущее под чутким руководством коммунистического лидера, рукой указующего на север, в сторону бывшего Советского Союза.
       В 1420 году город императора - Сына Неба, на задворках которого размещается площадь Тяньаньмэнь, был изолирован от города сынов земли мощной крепостной стеной. В 50-е годы XX столетия от этой стены остались только Передние ворота с большим деревянным шатром под тройной крышей, что сиротливо стоят на юге площади Тяньаньмэнь, да одинокая башня с бойницами, которая составляла первую линию глухой обороны.
       Оглядываясь на недавнюю историю площади Тяньаньмэнь, трудно не поверить в магию цифры "четыре", тяготеющей над этим местом, которая созвучна в китайском языке со словом "смерть". Все основные трагические события случились здесь в разные годы и в разные месяцы, но строго 4-ого числа: возмущённая китайская интеллигенция 4 мая 1919 года устроила на этом месте демонстрацию против ущемления интересов Китая Версальским договором, 4 апреля 1976 года на площади Тяньаньмэнь стихийно возник траурный митинг в память первого премьер-министра Чжоу Эньлая, разогнанный армией и полицией, и наконец ночью 4 июня 1989 года здесь были раздавлены танками 1800 студентов, в течение недели удерживавших площадь, требуя от правительства демократических перемен. После этой трагедии, повлекшей за собой отставку Дэн Сяопина, правительство, опасаясь массового скопления людей, придумало в качестве решения всех проблем в дни национальных праздников держать площадь закрытой от народа.
       Утро в Китае официально начинается с поднятия на площади Тяньаньмэнь государственного флага.
       Вечером, с наступлением темноты, красный пятизвёздный флаг, так же торжественно опускаемый с высокой мачты солдатами военного караула, возвещает жителям Поднебесной о том, что её необозримая человеческим воображением история пополнилась событиями ещё одного уходящего дня. В это время суток небо над площадью Тяньаньмэнь становится ниже под тяжестью огромных стай из воздушных змеев, драконов, орлов, голубей и бабочек с шёлковыми крыльями.
       Древние китайские летописи донесли до нас историю изобретения воздушного змея. Однажды (в Y в. до н.э.) у некоего разини по имени Лу Пань порывом ветра унесло с головы бамбуковую шляпу. Влекомая воздушным потоком, она резвилась, наслаждаясь свободным парением, а Лу Пань бежал за ней, хмуро наблюдая за её выкрутасами и, шевеля мозгами, мстительно размышляя над тем, посмеет ли эта наглая бамбуковая панама впредь так издеваться над ним, когда он обуздает её крепкой нитью, намотанной на палец свой мускулистой руки. Так был изобретён первый в мире летательный аппарат, способный планировать под действием ветра на высоте птичьего полёта. Со временем его форма менялась, размеры росли, и вот в 559 г. впервые в истории человечества где-то в горах Тайшаня был совершён пилотируемый полёт на гигантском воздушном драконе, о чём достоверно поведала летопись династии Северная Ци. Позднее полёты на подобных воздушных змеях стали любимым занятием отважных тибетских монахов.
       Да, слететь шляпа с головы или наоборот - свалиться на голову яблоко может всякому, но не всякая голова способна извлечь из этого заурядного события пользу, облагодетельствовав мир величайшим открытием или изобретением.
       Название "Тяньаньмэнь" досталось центральной площади Пекина от древних ворот, ограничивающих эту огромную территорию с севера и являющихся передним входом в Запретный город (Гугун11), построенный архитектором Куан Сяном. С 1417 года на этом месте стояли ворота Чэнтяньмэнь (Ворота Небесного Поручения). Но это сооружение чем-то не угодило синеликому и крылатому богу грома Лэй-гуну, и тот, разгневавшись, наслал на Чэнтяньмэнь молнию. Деревянная постройка сгорела жарко и весело, как пионерский костёр, не простояв и сорока лет. На пепелище были поставлены новые врата, получившие название Тяньаньмэнь (Ворота Небесного Спокойствия). Именно отсюда, сверху, императоры династий Мин (1368-1644 гг.) и Цин (1644-1911 гг.) оглашали подданным свои указы. Не нарушил эту традицию и Мао Цзэдун, объявив 1 октября 1949 года с императорской трибуны в присутствии 300.000 жителей Пекина об образовании под покровительством компартии нового государства: "Чжун-хуа жэньминь гун хэ го" ("Центральное Срединное процветающее народное коммунистическое государство"), известное нам как "Китайская Народная Республика". Этим ворота Тяньаньмэнь завоевали право изображаться на государственном гербе КНР. Прошло время, и живое тело "великого кормчего" сменил большой портрет Мао, повешенный над центральным входом в императорский Запретный город.
       Пять мраморных мостов, соединяющих ворота Тяньаньмэнь с одноимённой площадью, перекинутых через канал, из глубины которого струятся фонтаны, символизируют пять основных конфуцианских добродетелей: доброту, учёность, верность, прямоту, уважение традиций. Центральный - самый широкий мост - предназначался исключительно для Сына Неба, остальные - для членов его семьи и придворных. Та же роль отводилась проёмам в воротах Тяньаньмэнь, расположенных против каждого из мостов.
       За 30 юаней можно подняться на трибуну и, помахав оттуда рукой, хоть ненадолго, но ощутить себя либо всемогущим китайским баваном, либо "красным императором" - кому что нравится.
      
      
       10 Один чжан составляет около трех метров.
       11 Дословный перевод: "Старый дворец".
      
      
      
      
       4
      
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Фролов Александр Васильевич (lexrolru@mail.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 14k. Статистика.
  • Обзор: Китай
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка