Поутру опять в автобус. Прощальный взгляд из окна на Старый Город, на Храмовую Гору - и вперёд, к Мёртвому морю, через Иудейскую пустыню. Как же она изменчива! Оливковые рощи в окрестностях Иерусалима через 15-20 км сменяются почти голыми холмами с прозеленью травы. Здесь обитают бедуины. Бедуинский посёлок с виду - бомжатник. Но в этих лачугах есть электричество, есть телевидение, воду бедуинам привозят регулярно, ездят они на машинах, а вовсе не на верблюдах. Из автобуса, конечно, много не рассмотришь... Чем-то притягивают эти почти голые горки. Может быть, как ни странно, однообразием. Горка за горкой, ущелье за ущельем, а там - вдруг открывается нежданная красота. С дороги виден вдали Иерихон, один из древнейших городов мира. Но это территория Палестинской автономии, туда лучше не соваться. Дальше, на спуске к Мёртвому морю, пейзаж меняется радикально. Песок и камень, сквозь которые пробиваются лишь редкие колючки.
Мало-помалу спустились мы в этот мировой колодец, 420 м ниже уровня океана. Первая остановка - Аава (в переводе - "Любовь"), фабрика косметики из минералов, воды, соли и грязи Мёртвого моря. Девы, тёти и бабули радостно бросаются внутрь, мужики с облегчением остаются снаружи, пить пиво. Пива можно выпить ведро - по цене одного флакона какого-нибудь геля или шампуня, не говоря уже о мазях и кремах. Женская красота и здесь непомерно дорога. Кто-то сильно радовался, кто-то горевал, а через час все двинулись дальше на юг. И тут началось самое вкусное.
Оазисы финиковых пальм (финики, оказывается, англичане тайком из Ирака вывезли и рассадили в Израиле). Провалы от подземных вод, стекающих с гор с море (дорога тоже может провалиться в любой момент). Нависающие над дорогой камни (ограждения - никакого). Селение Кумран и Кумранская пещера, где были найдены древнейшие свитки Торы (3 век до н.э.). Крепость Массада, убежище царя Ирода, последняя из крепостей, взятых римлянами в ходе Иудейской войны (об этом расскажу чуть позже).
Немного дальше, уже у самого берега, СПА-отель, где высаживаем часть соплеменников. Вот тут приходится раздеваться (наверху, в Иерусалиме, прохладно, а здесь припекает). Полчаса наслаждения: перекур, теплынь, цветы невиданной красы.
Ещё полчаса езды - и мы на месте. Как ни странно, это место (Эйн-Бокек) не обозначено на карте. Цепочка отелей вдоль берега, вот и всё. Наш отель, судя по внешнему виду, не слишком респектабельному, один из ранних, но капитально отремонтирован. Да здесь же просто можно жить: номер просторный и уютный, мебель вся новая, внизу фитнес-зал, СПА-салон, бассейн, кухня замечательная (шведский стол - изобилие всего и вся, а выпечка - вообще отпад, парижские круассаны и рядом не лежали). До пляжа метров 50, а вид из окна - обалдеть! Море меняет цвет ежечасно, отражая проплывающие облака. И видно, какое оно тяжёлое: сплошная гладь, ни волны, ни ряби. А за морем - горы Иордании, то нежно-розовые, то пылающе-оранжевые, то сиренево-серые. Вот же, мать честная, куда занесло... В геоморфологии эта территория называется "сирийско-африканский разлом". Это что ж получается? Мы на стыке Европы, Азии и Африки. Ничего себе...
К морю мы, конечно же, успели сходить. Но пока только пятки помочили, потому что купальные костюмы не взяли с собой из Москвы. Это - завтра. А на сегодня, на вечер, я успел заказать экскурсию в ту самую Массаду. При этом был подвергнут основательному допросу: говорите ли по-английски? сколько раз были в Израиле и зачем? еврей ли вы? на каком языке предпочитаете слушать действо? На все вопросы я честно ответил по-английски, денежку отдал, билетик на двоих получил. А потом озадачился: как же так? Выезд из отеля в 19:15, а в восемь вечера уже темно. Что же мы там увидим-то?
Скоро сказка сказывается... Пока собрали народ со всех отелей, пока доехали... И не по берегу моря, где до Массады всего-то километров сорок, а кружным путём, по нагорью, через город Арад - этот путь раза в три длиннее. Лихие местные водители, ничего не скажешь. По горному серпантину несутся под 90 км/ч (я сидел спереди и чувствовал себя не очень уютно). В потёмках чуть не впаялись в стадо верблюдов, по-хозяйски расположившееся прямо на дороге. Фарами, гудками кое-как согнали, только один не ушёл. Вожак, надо понимать, гордый корабль пустыни. Я так и ждал, что вот сейчас он башку повернёт и плюнет нам всем в рожу. Даже этого не соизволил. Пришлось его объезжать. В общем, часа через два мы оказались возле крепости, с западной, нагорной её стороны. Здесь, метров на сто ниже Массады, находился лагерь римлян, а сейчас - театр под открытым небом. Ещё часик ждали, пока подъехали другие группы, набралась полная аудитория - как наша поточная на истфаке, человек двести. И тут началось. Внизу, перед зрителями, стоит экран, свет погас... Ну, думаю, сейчас слайд-шоу или кино покажут, а потом будет лекция. Или наоборот.
Ничего подобного! Через минуту молчания и привыкания к темноте вдруг наверху освещается северная оконечность крепости - там находился дворец Ирода. Голоса, диалоги на иврите (синхронный перевод - через наушники, которые мы получили при входе), разыгрывается сцена убийства Мариамны, второй жены царя. Недолго это длится, а в заключение "авторский голос" подводит мораль: "И никакие реки не смоют потоки крови, пролитые Иродом..."
Ирод Великий, надо сказать, был той ещё штучкой. Идумеец, этнический араб, но иудей по вероисповеданию, ставленник Рима, захвативший власть над Идумеей, Палестиной, Галилеей и Иудеей. Хитрющий политик, пресмыкавшийся перед Римом, но превозносивший эллинизм, создатель Второго Храма, строитель восьми городов (в том числе - Себастеи, Кесарии и Тверии). Иудея при нём процветала. Но все его ненавидели. Как чужака, как узурпатора, как человека патологически подозрительного и жестокого. Сколько своих жён из десяти он убил из ревности - никто не сосчитал. Незадолго до смерти повелел казнить своего старшего сына. Избиение младенцев в Вифлееме тоже приписывают ему.
В критические моменты крепость Массада служила царю убежищем. Через 65 лет после смерти Ирода зелоты, ревнители иудейских законов и традиций, равно ненавидевшие и самого Ирода, и римлян, не выдержали, перебили римский гарнизон в Массаде и заняли крепость. Уже началось всеобщее восстание, но в 70 г. н. э. римляне почти полностью его подавили и взяли Иерусалим. Оставалась только Массада...
Продолжение спектакля - это осада и взятие Массады. Трёхлетняя история уместилась в полтора часа. Почему трёхлетняя? Три года держалась крепость, там всё было: и вода, и продовольствие (пшеницу выращивали здесь же, натаскав почву на скалу в мешках). Защитников было около тысячи, включая женщин и детей. Римлян - 40 тысяч. Они не были особо изобретательны, применив тот же приём, что при взятии Иерусалима: насыпали холм между нагорным плато и крепостью, вкатили таран и стали тупо долбить стену. Чёрт! Мы же сейчас в римском лагере сидим! Вот и холм прямо перед нами - чёрный конус, доходящий до подножия стен (и это не декорация). Всё озвучено: звяканье солдатских котелков, храп лошадей, топот копыт, переговоры между командующим римским легионом и командиром осаждённых, споры между защитниками крепости... Я не вижу сидящих рядом зрителей, а вижу костры легионеров, вижу сбоку вдали пылающий Иерусалим, вижу огненные стрелы, летящие из лагеря вверх, в крепость. Отчаявшись пробить стену Массады (да одну-то пробили, но за это время была возведена вторая каменная стена, а пространство между первой и второй забито землёй и деревянными балками), римляне решили её поджечь. И подожгли.
От огня треснула и стала рассыпаться вторая стена. Выбирая между неизбежной смертью и рабством, защитники крепости выбрали смерть. Они подожгли всю Массаду, умертвили всех её обитателей, а последние 11 самых упёртых воинов-сикариев (сикарии - "убийцы" - так их называли римляне) перебили друг друга. Один, выбранный по жребию (черепки с именами тех, кто тянул жребий, найдены при раскопках), заколол последнего из товарищей, а потом и сам... Страшнейший для иудеев грех самоубийства был сведён к самоубийству одного. Но несколько человек всё же уцелели: старушка и женщина с двумя детьми, спрятавшиеся в подземном хранилище.
Замечательное представление. Всё продумано, здорово отрежиссировано, пролетает на одном дыхании. И язык я оценил: несмотря на синхрон, иврит прекрасно слышен - очень звучный и красивый язык (вот интересно: в это время Иудея уже говорила на арамейском... или зелоты по традиции предпочитали иврит?). Повседневную речь как-то не замечаешь (потому что непонятно), а со сцены она звучит, очень даже...
Жалко, что в самой крепости мы не побывали. Там уже больше сорока лет ведутся раскопки, почти всё - сплошной музей. Можно подойти и со стороны моря, по "змеиной тропе", можно подняться по канатной дороге, но только днём. А днём там наверняка безумно жарко. Ладно, не беда. Уже в Москве, на одном из сайтов, я рассмотрел Массаду во всех подробностях и увидел нечто, что меня ошеломило. Бассейн, резервуар для воды, круглый, метров 10 в диаметре, метра 4 в глубину, со ступенчатым спуском, вырубленный в скале. Точно такой же (но с глиняными ступенями) был найден два года назад в Александровской Слободе. Невероятная параллель: Массада и Александровская Слобода. Разница во времени - 1,5 тысячи лет. И то и другое - царская резиденция-убежище. Создатели их - Ирод Великий и Иван Грозный - собиратели земель, жестокие правители и одинаково патологические типы: многожёнцы, ревнивцы, убийцы собственных жён и сыновей. Ну кто бы мог подумать! А сколько ещё подобных типов можно припомнить...
Первое апреля! Хочется записать большими буквами: ДДММ - День Дурака на Мёртвом Море. Столь бездумного времяпрепровождения я себе не позволял много лет. В конце концов, а почему бы и нет, если на воздухе +30, а в воде +25? Но это оказалось не то море, в которое можно радостно бухнуться с визгами и брызгами. Можно тихонько-тихонько войти (дальше, чем по колено, и входить-то не хочется: всё дно покрыто соляными кристаллами, приятного мало) и так же тихонечко прилечь на спину. Валяясь в этом рассоле, чувствуешь себя огурцом, готовящимся к употреблению. Фиг с два здесь утонешь, это правда. И фиг с два поплаваешь: если вода попадёт в рот или в глаза - сразу вон отсюда, под душ! Разъедает моментально. Даже после душа на коже остаются соляные разводы, а на пальцах - препротивнейшее ощущение чего-то липкого. С трудом я выдерживал эту пытку (вполне забавную притом). Больше 20 минут за раз находиться в море не рекомендуют (и правильно! для меня и 10 минут - уже много). Лучше посидеть в тенёчке, покурить и понаблюдать за происходящим вокруг.
Это ужас, если представить, какое пекло и какое столпотворение настанут здесь уже через месяц. А пока пляж скорее пуст, чем полон. Среди отдыхающих явно преобладают соотечественники (или русскоговорящие израильтяне - да всё равно, те же соотечественники). Спасатели и охранники - израильтяне, обслуживающий персонал - израильские арабы, уборщики - негры. Нормально, как в Европе.
С наблюдательных вышек то и дело слышны предупреждения, как правило, по-русски: "Женщина, успокойтесь, не надо бултыхаться, вы не тонете!". "Мужчина, немедленно вернитесь к берегу!". Если кто-то умудрился отплыть метров на 50, его тут же возвращают. Похоже, пресекают попытки злобных шпионов доставить в Иорданию похищенные израильские секреты.
Всяческий народ здесь присутствует. Рядом с неподдельным удовольствием бултыхались мадьяры, большая семья, семь или восемь человек, трёх поколений. Немцы припёрлись, как всегда, беспардонные: при всех переодеваться в купальные костюмы - да им запросто, по барабану. На несколько часов приезжают отдохнуть израильские солдатики, волокут, бедняги, всю свою амуницию. Очень много тинэйджеров, израильских мальчишек и девчонок. Эти приезжают с палатками, чтобы остаться на ночь. Самая весёлая публика.
Отдельные экземпляры тоже впечатляют. Один из спасателей, которому, похоже, периодически становилось скучно, то и дело принимался носиться бегом вдоль пляжа, туда и обратно. Когда и это надоедало, бросался в море, нырял и кувыркался, как дельфин. Ну если он с рождения этой солью питается, ему, конечно, в кайф. Многие из туристов мажутся чёрной целебной грязью, которая продаётся и на пляже, и во всех местных лавчонках. Вроде бы ничего особенного, мы такое и в Коктебеле видали, и сами мазались. Но одна... фигура типа груши, на коротеньких ножках. Груша чёрная (мордочка тоже чёрная), талия в области шеи, ножки почему-то белые. В ротовое отверстие чёрной груши вставлялось мороженое, в красной глазури. Это неописуемо, это надо было видеть!..
Между тем, к пляжу постоянно подъезжают транзитные автобусы с туристами, здесь у них остановка на передых и перекус. Одни из Эйлата, другие из Иерусалима... Едущие с севера, одетые в куртки и плащи, совершенно дикими глазами пялятся на это море голых тел. Ребята, а чего завидовать, вы же на Красное море едете, там ничуть не хуже. Но так гордо я мимо них в плавках прошествовал...
Как славно, что в отеле есть бассейн! Можно смыть, наконец, эту липко-солёную дрянь, вдоволь поплескаться. Вот из бассейна я часами не вылезал, хотя вода в нём холоднее, чем в море. Однако, один положительный эффект от моря всё-таки есть: пятки стали, как у младенца, соль сожрала все наросты...
Так и прошёл весь этот день: море - бассейн, море - бассейн. А я настолько отвык от плавания и ныряния, что плечи разболелись - сил нет. Утром сумки таскать, а я их поднять не могу...
Семь утра. Последний выход. Солнышко ласковое, небо голубое, море, как всегда, гладенькое, на пляже - почти никого. Всё очаровательно и безмятежно. Уходить отсюда и уезжать почему-то совсем не хочется. А что поделаешь... всё прекрасное рано или поздно заканчивается.
На прощанье берег Мёртвого моря подарил встречу ещё с двумя занимательными персонажами. На пятачке у входа в отель, где мы дожидаемся автобуса, топчется тётя, наших лет, скучает, обращается с вопросом:
- А что вы здесь сидите, не идёте в отель?
-Да мы уезжаем.
-Уезжаете, да? Далеко?
Я думал, такой выговор возможен только у тёти Сони в исполнении Клары Новиковой.
-В Москву.
Сделав круг по пятачку, тётя продолжает:
-А вы в Москву, да? Вы там живёте?
-Живём.
Появляется второй персонаж. Мужик восточного типа выходит из отеля, просит прикурить, прислушивается к нашей беседе.
Тётя:
-И давно вы там живёте?
-Всю жизнь.
-И вы туда едете?
Тётя пошла на следующий круг, сообщив попутно, что она - молдавская еврейка. Мужик тоже раскололся. Марокканец, семь лет в Израиле, работает в отеле, здесь выучил русский (по-русски говорит превосходно, без малейшего акцента). Вернулась тётя:
-Так вы едете в Москву? И как там можно жить?
-Нормально.
-А вы прямо сейчас едете?
Жена кое-как поддерживает разговор, пытаясь не давиться от смеха, мы с мужиком (эх, я даже не спросил, как его зовут) курим и полушёпотом обмениваемся впечатлениями. Тётя продолжает ходить кругами и задавать те же вопросы. Ну, слава богу, вот и автобус подъехал. Бегом отсюда!
Почему-то день отлёта - всегда самый тяжёлый, так уж повелось. Постоянные заморочки: то боишься что-то забыть, то опоздать, то потерять друг друга в толчее и суете. И каждый раз мы с моей ненаглядной в этот день собачимся, вплоть до самого дома... Но это ерунда, главное кроется где-то внутри. Похоже, я только сейчас додумался до первопричины. Уезжать и прощаться всегда тяжело, будь это прощание с дорогим человеком, или с семьёй, или с вновь увиденной землёй, вдруг полюбившейся. Из какой бы страны ни уезжал, оставляешь в ней частичку своего сердца. И это ранит, и заставляет переживать.
Однако, аэропорт Бен Гурион добавил от себя к тем переживаниям. Вот где израильская подозрительность проявилась во всей красе. Контроль-1, на въезде в зону аэропорта. Фирменный автобус официального израильского перевозчика останавливают и начинают трясти. Отбирают паспорта у всех пассажиров (а здесь были граждане России, Украины, Швеции и Германии), долго что-то сверяют, потом принимаются за водителя. Через полчаса - контроль-2, допрос с пристрастием в аэропорту. Куда летите? Кем вы приходитесь друг другу? Кто собирал багаж? Не было ли при этом посторонних? Не просили ли что-либо провезти? И самый идиотский вопрос: наркотики, оружие везёте? Хорошо, что Аня, одноклассница моя, заранее предупредила, и мы к этим вопросам были готовы, а то могли бы и растеряться, и разозлиться... Хорошо, что девушка-контролёр оказалась симпатичной и даже улыбчивой. Дальше, контроль-3, багажный. В аппарате всё просветили (из этого аппарата 30-килограммовый чемодан вылетает, как снаряд, только успевай увернуться!), но зачем-то отправили со всем барахлом на ручной досмотр. Это уже третья по счёту очередь, в которой собран народ со всех ближайших рейсов. Как я заметил, почему-то особо тщательно трясли французов, вылетавших в Марсель. Перетряхивали чемоданы, сумки, дамские сумочки... Малоприятное зрелище, даже со стороны. Представляю себе ощущения тех, кто через это вынужден был пройти.
Полчаса стоим, час стоим, никакого продвижения. Что за фигня, у нас уже регистрация должна быть объявлена! Вдруг мимо идут два охранника и почему-то обращают на нас внимание. - Куда летите? - В Москву? - И это весь багаж? - Марш на регистрацию!
Короче, благодаря тому, что гипертрофированная местная подозрительность смешалась с почти российским пофигизмом, на регистрацию мы успели. От багажа избавились. Контроль-4, личный досмотр, - это сущая ерунда по сравнению с предыдущими, даже обувь и штаны снимать не пришлось (три года назад, в Барселоне, штаны сами упали, когда заставили вынуть ремень). Ф-фу-у, можно дух перевести... Контроль-5, паспортный, я даже и не помню. Помню, что аэропорт - громадный, от зоны контроля до зоны вылета ходу километр-полтора, не меньше. И курить нельзя нигде, блин! Приходилось отвлекать себя заходами в бесчисленные магазинчики, где можно избавиться от оставшихся шекелей, потратив их на сувениры, мороженое и минералку. А потом опять ждём. Вылет задерживается: на 15 минут, на полчаса, на час... Через стекло видно, что механики копаются в двигателе нашего Боинга. Но всё нормально... ещё через четыре часа опустились в родимую апрельскую серость и слякоть.
Оказалось, прелюбопытнейшая страна - Израиль. Очень хочется побывать здесь снова...