Сказка Римская, третья.
Итак, последний римский день, опять с группой. Сегодня у нас "христианский Рим", катакомбы и Ватикан. Началась экскурсия с церкви Санта Мария Маджоре, где мы уже были, но я и второй раз сходил, не постеснялся. А потом мы направились... куда бы вы думали? В храм Христа Спасителя. Древнейший в мире христианский собор, начало IV в.н.э. От него, правда, мало что осталось после реставрации 17 в., но и это дорогого стоит: первое в мировой иконографии изображение Христа в апсиде и античные колонны в центральном нефе. В XI-XII вв., во времена крестовых походов, в Европе распространяется культ Иоанна Крестителя, и с той поры площадь и собор получают имя Св.Иоанна - Сан Джованни ин Латерано. Здесь же, в Латеране, до 1309 г. находилась резиденция римских пап, от которой сохранились Святая Святых (папская капелла) и Святая Лестница. Это лестница из дворца Понтия Пилата, на ступенях которой осталась кровь Христа. 28 ступеней. Поднимаются по ним на коленях, и каждая ступень, как говорят, снимает один грех.
Рядом с храмом стоит гранитный обелиск - 1499 г. до н.э., XVIII династия фараонов. Перевезен в Рим в IV в. И не увидел я его, вот же пропасть! Он весь в защитной сетке - реставрация, однако...
Поехали дальше. Вдоль крепостной стены древнего Рима (она вся целёхонька), мимо ворот Св.Себастьяна (говорят, Диоклетиан приличный был император? и бани для народа строил, и добровольно от власти отошёл... а христиан перед этим истребил немерено, в том числе и Себастьяна, капитана его собственной, императорской гвардии).
[Вставка: Себастьяна после пыток, как всем известно, убили стрелами. Вот она, наглядно представленная в живописи, этимология слова "расстрел"].
Путь к катакомбам лежит по Аппиевой дороге (она тоже цела, хотя с 312 г. по ней и солдат прошли сотни тысяч, и автобусов с туристами - немногим меньше). Этих христианских кладбищ, устроенных в местах древних каменных карьеров ("ката кимба" по-гречески - около ямы), в Риме несколько. На нашу долю достались самые древние и разветвленные катакомбы Св.Домициллы - христианки, принадлежавшей к императорской семье Флавиев. Ну, это бешеный лабиринт! Четырёхъярусный, к тому же. Туристов пускают только на два верхних уровня, где есть свет и вентиляция, и это правильно. Отстанешь от группы - ку-ку, Гриня! Найдут не скоро. Гиды даже шутят так: число туристов в группе, спустившихся в катакомбы, никогда не совпадает с числом вышедших наверх, - бывает меньше, а бывает и больше... Ладно, положим, всё это байки, но увидеть такое количество и разнообразие погребений в каменных нишах и саркофагах, такое множество надгробных скульптур, фресок и надписей - это мечта археолога (то бишь моя мечта, отнеситесь к этому снисходительно). Вот только... м-мм... слов нет, снимать там нельзя! Я, было, попробовал, но нарвался на оч-чень жёсткий взгляд гида соседней группы (немецкой) и с грустью спрятал аппарат. А жаль.
Ко второй половине дня мы доплыли до Ватикана. Именно "доплыли", потому что в черепной коробке бултыхалось всё увиденное за первую половину этого дня. И - благословение Богу - час езды и час стояния в очереди на входе в Ватикан позволили этому хоть как-то устаканиться.
[Вставка: После 11 сентября 2001 в места массовых посещений так просто не войти, ни в Ватикан, ни в Колизей, ни в Лувр и т.д., только через металлоискатель. Отсюда и очереди. Может быть, оно и правильно, но... однако... а если направленный взрыв из припаркованной рядом машины? Человек сто из очереди разнесёт в клочья. Разве что в Лувре это исключается, там всё продумано].
Нет, всё-таки нельзя в такие серьёзные музеи ходить в группе. Пробежка по строго определённому маршруту - и ни шагу в сторону. Пинакотека - мимо, станцы Рафаэля - мимо, купол собора Св.Петра - опять мимо... И не знаешь, чего больше остаётся после посещения Ватикана - разочарования или восхищения. Точно могу сказать, от чего я прибалдел, - от скульптуры. Лаокоон, Бельведерский торс, "Пьета" Микеланджело и много, много всего... Впервые увидел античную скульптуру (фавн с пастушком), у которой сохранились глаза. Невероятное впечатление. А в галерее гобеленов - фигура Христа, которая поворачивается следом за тобой. И "Тайная Вечеря" - там поворачивается стол. Как это сделано? Уму непостижимо. В галерее карт - средневековые карты всей Италии и провинций Италии, полностью достоверные с точки зрения современной картографии. А уж Сикстинская капелла - что там говорить!.. Это объёмная живопись, это абсолютное чудо. Как и собор Св.Петра, ещё одно творение гения Микеланджело.
Всё, конец римским чудесам. Прощайте, соборы и экскурсии, прощайте, группы и гиды, отныне мы в свободном полёте. Завтра едем в Милан, вдвоём, без ансамбля. А пока надо ещё добраться до отеля. Неспешно прошлись по набережной Тибра, перешли мост князя Амедео, и топ-топ на северо-восток, до дому. Топ-топ скоро сломался, ножки отказали. Надо ехать, а билетов на автобус нет. Продаются они, как правило, в табачных лавках. Лавочка довольно скоро нашлась, но я с устатку позабыл все итальянские слова. А по-английски хозяин не говорит. Ну наотрез! Собрав последние силы, я воспроизвёл магическую формулу: 'scusi, io parlo italiano troppo male, due biglietti, per favore!'. Ой, как всё изменилось... Улыбка, длинная приветственная тирада, два билета и пожелание заходить ещё. Вот и в Испании была такая же песня: английский аборигены не воспринимают, а на родной язык реагируют моментально и с удовольствием.
Надо сказать, общественный транспорт в Италии, что в Риме, что в Милане, устроен достаточно удобно. Купи билетик за 1 евро - и катись, на чём хочешь. При этом на надземном транспорте можно с этим билетом пересаживаться сколько угодно, с единственным ограничением: он действителен в течение 75 минут. Но если ты его не отметил при посадке и не нарвался на контролёров и штраф в 30 евро, езди хоть весь день. Как мы поняли, аборигены активно этим пользуются... Метро - проще простого, в Риме всего две линии (третья строится), заблудиться невозможно. Но до чего гадкое это метро. Все станции и все вагоны изрисованы донельзя, и в любой момент можно нарваться на пьяную студенческую или негритянскую тусовку.
Кстати, что касается аборигенов на улице, они почти незаметны в этой бурлящей толпе иммигрантов и туристов. Цыгане и русские здесь гораздо более крикливы, чем сами римляне (а самые приметные и живописные персонажи - это шотландцы, в своих кильтах). Римлян проще найти в автобусе или на маленьких улочках, где туристам делать нечего. И среди них (римлянок), что характерно, много по-настоящему красивых женщин. Софи Лорен на улице не встретишь, понятное дело, но вот девушки типа Моники Витти или Орнеллы Мути попадаются.
Ещё одна характерная черта Рима - строгая профессиональная стратификация не-аборигенов (хе-хе, почти как в Москве): цыганки попрошайничают, румыны воруют, тамилы продают рукотворные сувениры, негры убирают улицы и вокзал, вьетнамки и китаянки (хотя, бес их знает, может, там и таиландки были, кто их различит?) работают горничными в отелях. Кстати, об отелях: в нашем "Люче" одна из девушек-портье (итальянка, разумеется) хорошо говорила по-русски. Да они все, или почти все, очень приветливы и доброжелательны. И, что примечательно, в европейских отелях никто на прощанье не растопыривает руки и не орёт: "А вы сдали номер?!!".
Все эти мудрые, так сказать, основополагающие мысли, приходили в голову по пути в Милан, когда на 4,5 часа можно расслабиться. А перед этим-то снова был стресс. Ждём поезд на Милан, а его нет! Ни за час, ни за полчаса, ни за 10 минут... А это ж простая электричка, хоть и Евростар (типа нашего экспресса Москва-Ярославль или Москва-Домодедово, только лучше): в 11-25 прибывает из Милана и через 5 минут чешет обратно. Ну, мы и почесали... пропустив вперёд четверых монашек-африканок с огромадными чемоданами. Такого количества священнослужителей африканского происхождения (не на вокзале, конечно, а вообще в Риме), в том числе и пасторов, ведущих службу, я здесь и представить не мог.
Рядом с нами сидели два итальянца, примерно наших лет. Пару часов они трепались между собой, а ещё час, как я понял по разговору, силились уразуметь, кто мы такие и откуда. Речь наша непонятная, книжки тоже странные (путеводители по Риму и Ватикану мы читали): картинки им знакомы, а шрифт - фигушки. Так и вышли, бедняги, в Болонье, ничего не сообразив. Кроме нас, иностранцев в вагоне не было, если не считать чету пожилых американцев, пожиравших свои гамбургеры с кока-колой.
А интересная у них железная дорога! Почти треть пути - под землёй. Оно и правильно: земля дорогая, а наверху особых красот нет, не залюбуешься. Зато в вагоне, в нашем 1 классе, и прессу разносят (гы-гы, попросить бы газету "Труд"), и напитки, и в ресторан завлекают... Одно тяжело - курить нельзя. Ну, это, как в самолёте: сказал себе "Нет!" - и терпи.