ВЕСЕЛО ЖИТЬ И НЕГРУСТНО УМИРАТЬ
Это о Вене - стране прекрасных вальсов, а также пышных похорон и красивых кладбищ.
Многим ли известно, что Вену называют Городом смерти?
...Ведь в представлении большинства Вена скорее ассоциируется с чем-то воздушно-кружевным, похожим на венский вальс. На самом же деле множество австрийцев, в особенности жителей Вены, помешаны на похоронах.
Там просто царит дух кладбища.
Так, только на одном Центральном кладбище, если сосчитать все памятники, похоронено больше людей, чем их проживает в Вене. По некоторым сведениям здесь похоронено более трёх миллионов человек.
Здесь похоронены Бетховен и Брамс, Франц Шуберт и оба Иоганна Штрауса, а также многие бургомистры и президенты федеральных земель.
Представьте себе город в городе, тянущийся на протяжении нескольких трамвайных остановок. Его площадь занимает более двух квадратных километров.
Венское кладбище давно превращено в национальный парк отдыха, национальный музей.
Уход за могилами идеальный. Венцы обожают здесь гулять. Даже те, у кого нет захоронений родственников или знакомых, регулярно приходят сюда и обязательно отыскивают себе объект для ухода.
Между могилами проложены автомобильные и пешеходные дорожки, есть кладбищенские кафе и бары, где можно приятно провести время. У всех ворот кладбища продают каштаны и пакетики с кормом для птиц и белок.
Сейчас по территории этого кладбища регулярно ходит автобус под номером 106.
С кладбищем и погребением у венцев напрямую связана идея социального престижа - всю жизнь человек копит деньги на свои достойные похороны, общается с архитекторами, даже репетирует варианты для памятника, обсуждая с близкими, как предположительно будет выглядеть его могила.
И к моменту смерти всё у него готово - именно пышность похорон будет свидетельствовать о том, что жизнь прожита не зря...
Лишить венца возможности глазеть на чужие похороны, а также "возможности участвовать" в своих собственных похоронах, подготовка к которым длится всю жизнь, совершенно невозможно.
В Вене даже существует общество, которое занимается "красивым погребением". И по сей день в Вене живы традиции, одна из которых гласит, что жизнь есть театр, который должен продолжаться и за гробом.
В Вене имеется и весьма оригинальный музей похоронных принадлежностей (Bestatungsmuseum), в котором представлено множество интересных экспонатов.
Имеется здесь интересный прибор, к которому привязывались руки усопшего, которого не хоронили в течение 48 часов, чтобы наверняка убедиться, что человек не спит летаргическим сном, а точно умер. Если же усопший вдруг просыпался, то дёргание рук приводило с помощью верёвочки специальный звонок-будильник, извещавший, что человек ожил.
Особенно интересен среди экспонатов музея так называемый "экономический" гроб, который пытались внедрить во времена императора Иосифа второго (сына императрицы Марии-Терезии) - один гроб на всех.
Принцип заключался в том, что покойника заворачивали в этакий пропитанный спецраствором саван и укладывали в гроб с автоматически открывающимся дном. На кладбище дно гроба автоматически открывалось при его погружении в похоронную яму. Тело затем падало в могилу, и гроб освобождался для очередного захоронения.
В Вене принято и многоэтажное захоронение - несколько гробов в одну высокую могилу. Срок платного пребывания в могиле не превышает десяти лет, после чего следует опять оплачивать следующие десять лет. Поэтому в одну могилу принято с годами захоранивать очередных родственников.
В Вене имеются очень ухоженные небольшие кладбища в пригородах, на одном из которых, на кладбище святого Марка, находится могила Вольфганга Амадея Моцарта. Точное место его захоронения неизвестно, так как он был похоронен в общей могиле для бедняков без свидетелей, и место его захоронения было безнадёжно забыто.
А как же тогда сюда вписывается любовь к вальсам?
Самым естественным образом.
- Прекрасная, кружевная, воздушная Вена подпитывается печалью. Равно как и вальс. Классический вальс Штрауса полон грусти. Это лёгкий полёт. Парение над морем печали. В этом и заключается философия вальса и всей традиции, с ним связанной. Вытанцевать печаль, лететь над ней, как бы её не слыша. В этом полёте прорывается меланхолия, тихим надрывом полна каждая нота. Так и Моцарт - для кого-то это кружевная лёгкость, а для кого-то бездна печали.
Наряду со страстью к кладбищам у венцев пылкая любовь к балам.
С Рождества начинается длинный сезон балов, карнавалов и маскарадов. Можно составлять календарь балов и скользить с одного на другой. А каких только балов не бывает! - Балы в масках, балы в костюмах определённой эпохи, балы, где дамы выбирают кавалеров, и т.д. Венцы очень любят танцевать.
Считается, что у венцев несносный характер, что они очень любят заниматься самопринижением. Но наряду с самопринижением рука об руку идёт и невероятная австрийская вежливость, которая никогда ещё никому не вредила.
Известный венский сказочный персонаж Августин - гуляка и пьяница, упал в общую могилу по пьяни во время страшной эпидемии чумы, но воскрес - и по сей день, через столетия остаётся у австрийцев любимым героем и непререкаемым авторитетом.
В известной сказке Андерсена бубенчики на котелке у прекрасной грустной принцессы наигрывали мелодию:
"Ах, мой милый Августин , Августин, Августин! Ах, мой милый Августин, всё прошло, всё прошло.."
В давние времена у самой городской стены Вены стоял кабачок Грихенбайзел, с узкими окнами и остроконечной крышей, больше похожий на крепостную башню. Он сохранился и до наших дней и всегда был очень популярен. В нём в своё время побывали Бетховен, Шуберт, Вагнер, Штраус, Брамс, Марк Твен, Шаляпин и многие другие знаменитости. Развлекал посетителей Маркс Августин, исполняя песенки собственного сочинения, аккомпанируя себе на волынке. Частенько куплеты были непристойного содержания.
Так было и в 1679 году во время эпидемии чумы.В один из тех дней, пьяный, как обычно, не добравшись до дома, он упал в общую могилу, где и заснул среди груды мёртвых тел. А утром проснулся, выбрался из могилы, и как ни в чём не бывало, отправился в кабачок распевать свои фривольные песенки с дошедшим до нас припевом..
А каждая вторая народная австрийская песня посвящена смерти и вечности..