О ЗИНЕДИНЕ ЗИДАНЕ
Аннотация: Зидан - француз, никакой он не алжирец.
Но почему-то его всё время называют и алжирцем
Даже не интересуясь очень футболом и чемпионатом мира 2006г., невозможно оставаться равнодушным к инциденту, когда француз Зидан боднул на поле головой итальянца Матерацци почти в солнечное сплетение.
Мне это интересно ещё и потому, что всегда небезразлично отношусь к алжирским проблемам, вернее, к тому, что там происходит и что пишут об Алжире в любых СМИ. Часто в шутку я называю эту страну своей очень малой родиной.
Я очень внимательно слушала Зидана, когда он извинялся за свой поступок перед французами.
А слушать его было уж очень приятно - и тембр голоса и безукоризненный грассирующий французский были для моего уха как песня.
Я впервые слышала, КАК он говорит, и поразилась - алжирец и такая речь, такое произношение.
Но, ознакомившись с некоторыми сведениями о нём, я всё поняла.
Он настоящий француз!!!!! Никакой он не алжирец!! Но он француз с кабильскими корнями, и этим многое объясняется.
Лично мне очень давно хорошо было известно, кто такие кабилы и берберы. Они вовсе не арабы.
Я об этом хорошо знала, когда ещё только собиралась с мужем на работу в Алжир.
Сама я впервые услышала о берберах в очень забавной ситуации.
Перед Алжиром я проходила медицинскую комиссию, в ходе которой мне нужно было взять справки из двух диспансеров по месту жительства, которым в тот жизненный период у меня являлось Подмосковье.
Пришло мне долго искать в лесистой дачной части моей подмосковной территории эти строения, в которые ходить совсем уж неприятно - это псих. и туб. диспансеры.
Шла я в унынии и раздражении по пустынной дороге, желая поскорее их обнаружить (эти "грёбаные" домики), как вдруг на дороге показалась интеллигентного вида сухонькая старушка - прямо-таки живая мисс Марпл из английского детектива.
Она мне сразу же показала правильную дорогу, но полюбопытствовала, почему это они мне понадобились. Когда в ответ услышала, что из-за поездки на работу в Алжир, к арабам, радостно мне сообщила, что нам с мужем повезло, что в Алжире не все арабы, там много берберов, гордых и интеллигентных людей. Её дочь там работала тоже когда-то, и нам очень повезло, что мы едем туда, может быть, и мы, как и её дочь, будем жить среди берберов.
Интересно мне стало, кто же такие берберы...
Родился Зинедин Зидан во Франции, в Марселе. Я же думала прежде, что он родился в Алжире и переехал жить во Францию.
Детство его прошло в марсельских трущобах, в районе для бедных - Ля Кастеллан. Отец его, кабил Исмаил, работал кладовщиком в универмаге, а в семье было ещё четверо детей - три брата и сестра.
Так почему же Зидан обижается, когда его называют алжирцем?
Да потому что он совсем не алжирец. Его корни оттуда, так как родители выходцы из кабилов, а это совсем не одно и то же с алжирцами.
Кабилы (по-арабски, племя) - это чрезвычайно гордая народность из берберов, которые жили на севере Алжира ещё задолго до появления там арабов.
Само слово "берберы" происходит от греческого "barbaros" - неверные.
Когда арабы пришли в Северную Африку в 8 веке, началась повсеместная исламизация арабами берберов.
Сейчас берберы и кабилы составляют около 30 процентов алжирского населения. У них свой берберский язык. Они являются мусульманами - суннитами.
Проживают они сейчас в Алжире, в основном, на территории Кабильской горной цепи между городами Алжиром и Аннабой, а также населяют некоторые оазисы пустыни Сахары.
В Алжире всё время существуют трения между алжирцами-арабами и алжирскими берберами и кабилами.
Много кабилов живёт за пределами Алжира, очень много их во Франции.
По сведениям французских СМИ кабилы держатся несколько обособленно от алжирских арабов и в Алжире и во Франции.
И по сведениям тех же СМИ Матерацци упрекнул Зидана его кабильским происхождением, назвав его ещё и террористом, имея, вероятно, в виду постоянную борьбу кабилов за национальное самоопределение.
Когда в Алжире началась политика на всеобщую арабизацию, то это было очень враждебно встречено берберским и кабильским населением, которому совсем не хотелось расставаться со своим национальным самоопределением и родным берберским языком.
Да, и сама алжирская арабская интеллигенция, привыкшая общаться на французском языке, приняла всеобщую языковую арабизацию очень негативно.
В Алжире началась активная жестокая борьба (практически гражданская война) берберов за национальное самоопределение в 1991 году, в которой погибло много тысяч людей.
Но положительный результат в кровопролитной борьбе всё же был достигнут - сейчас в Алжире три государственных языка - арабский, берберский и французский.
Так что, исходя из алжирских реалий, можно представить себе, что такое быть кабилом во Франции.
Кабильцы - очень гордый и воинственный народ. И можно понять реакцию Зидана, если Матерацци обыграл эту тему на футбольном поле, намекнув ему, что он из кабилов-террористов и потому тоже террорист, как и его соплеменники по месту происхождения его родителей.
Я не пытаюсь оправдывать его поступок, мне только захотелось подчеркнуть, кто такие алжирские берберы, к которым относятся его родители.
И Зидан теперь для меня настоящий француз, хоть и с алжирскими корнями.
А то всё - алжирец, алжирец... марселец он, с женой испанкой Вероникой и с двумя их общими детьми, которых, как говорят, он очень любит, как, впрочем, и футбол