Габлина Татьяна: другие произведения.

Об Алжире - ( продолжение)

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Габлина Татьяна (ttgablina@yandex.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 8k. Статистика.
  • Статья: Алжир
  • Скачать FB2


  •    ОБ АЛЖИРЕ В ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОМ СТИЛЕ
      
       Алжир - город-лестница (с продолжением)
      
    Чуть-чуть поподробнее... о самом интересном...
       Все известные города мира возводились на семи холмах...
       Город Алжир, раскинувшийся воль извилистого гористого побережья более чем на двадцать километров, по количеству холмов, уступов и крутых подъёмов превосходит, пожалуй, все города мира - и великие, и малые. Он как бы устремлён от моря к вершинам скрывающихся в дымке гор.
       Когда едешь от нижней его части в верхние кварталы, непрерывно преодолевая головокружительные виражи, дух захватывает от молниеносности смены впечатлений и открывающейся изумительной панорамы одной из красивейших средиземноморских столиц. Она пленяет в любое время года. При просмотре из верхнего района - это гигантский амфитеатр, с присущей городу гаммой красок - белизной или оранжевым цветом ультрасовременных высотных зданий, или красными, зелёными, коричневыми крышами большинства домов (ни одной чёрной не видно), густая зелень парков и скверов. Здания нависают друг над другом, демонстрируя особенности архитектуры разных эпох. Особенно много перед своим уходом здесь строили французы.
       Улицы города вытянулись преимущественно вдоль моря, располагаясь одна над другой как бы на разных этажах.
       Здесь есть дома, в которые можно войти на первом этаже, подняться на лифте на седьмой этаж и с него выйти прямо на улицу.
       Работавшие здесь именитые архитекторы, в том числе и известный Ле Корбюзье, мастерски использовали рельеф местности, изобилующий крутыми спусками, обрывами, пропастями. Одна из примечательных черт города - хорошо продуманные "неправильности" в виде как бы небрежно оставленных пустырей среди аккуратных новых кварталов.
       Но главное впечатление от города - это обилие лестниц разных форм, калибров и назначений. Каменные, металлические, асфальтированные, узкие и широкие, ажурные и почти незаметные . Большинство улиц, идущих от моря снизу вверх, также представляют собой либо лестницы, либо комбинации лестниц с пандусами.
       Таков, в частности, бульвар Мухаммеда Хамисти в самом центре города. В середине бульвара расположена огромная лестница, с любой из широких ступенек которой открывается прекрасный вид на Алжирский залив с белеющими в синеве моря кораблями на рейде, порт и приморские кварталы.
       Дома по обе стороны бульвара как бы движутся вверх - каждый последующий дом на этаж или пол - этажа выше предыдущего, благодаря чему их крыши как бы образуют лестницу. Кроме того, каждый из домов не похож на другой ни окраской, ни формой лепных украшений, ни рисунком балкончиков, решёток, окон и т.п. Но все вместе они удивительно гармонируют, так как само сочетание цветов и расположение архитектурных элементов очень тонко продумано.
       Но город-лестница наряду с чисто эстетическими достоинствами имеет очевидные практические минусы.
       Так, например, в дождик очень неудобно перемещаться по мокрому наклонному асфальту и скользким ступенькам лестниц.   
       О КАСБЕ И МУЗЕЕ ЭТНОГРАФИИ
      
       Однако, попав в старинный мусульманский вартал Касбу, можно увидеть, что принцип города-лестницы здесь воплощён ещё более выразительно и скорее всего отсюда и заимствован, так как природные условия не оставляли какого-либо иного выбора.
       Если войти в этот квартал сверху со стороны района Тагарэн, то сначала можно увидеть глухие мрачные стены тюрьмы Барберус, а далее - относительно узкий и крутой спуск мимо тесных, кривых проулков, редких дверей и закрытых ставнями окон по бесчисленным ступенькам.
       И вся эта лестница, скорее, лестничный коридор, большая часть пути которого перекрыта сверху сводами различной высоты или же выступающими верхними этажами домов, представляет собой сплошной торговый ряд из магазинчиков, ларьков, лавок, булочных, парикмахерских, всевозможных мастерских.
       Прямо на улице стригут, бреют, шьют, что-то чинят, плетут, но главным образом пекут и жарят, далеко распространяя аромат свежих чуреков, блинов, печенья и сладостей.
       Вся лестница состоит из неожиданно возникающих слева и справа проходов, ведущих не только в сторону, но и вверх или вниз, порой таких узких, что их целиком загораживает вывешенная для продажи вещь (одежда), хозяин которой может переговариваться с невидимым собеседником, находящимся в глубине этого прохода.
       При перемещении по такому лабиринту с местным гидом, хорошо ориентирующимся в извилистых закоулках Касбы, неожиданно выходишь на вполне европейскую улицу с почти парижским балконами и окнами среди традиционных мусульманских домов, а затем по лестнице с виражами через тупик вдруг гид выводит всех во внутренний дворик одного из домов и видишь железные двери первого этажа и крытую галерею с деревянными перилами и весьма затейливой резьбой вдоль всего второго этажа.
       И совсем рядом, выйдя из Касбы, вдруг оказываешься на площади Павших героев с расположенными на ней сразу тремя мечетями - Кечава, Джамаа аль-Кебир и Джамаа аль-Джадид.
       Джаммаа аль-Кебир является самой старинной Великой мечетью, возведённой в 1096 году на руинах христианской базилики древнеримского Икозиума , когда-то стоявшего на месте города Алжира.
       Центральное место на самой большой площади города - Павших героев - занимает Джамаа аль- Джадид, - Новая мечеть, которую здесь принято называть Рыбачьей, так как она построена на месте стоявшей здесь прежде небольшой мечети местных рыбаков (Масджид аль -Хауатин), название которой и перенесли впоследствии на Джамаа аль-Джадид. Она построена в 1660 году, когда господствовали в стране турки. Согласно легенде строители - пленные генуэзцы тайно придали ей в плане форму креста, за что и были потом наказаны. Но по другой версии, османские мечети должны были копировать Айя Софию, имевшую в плане форму греческого креста.
       Расположенная чуть ниже уровня современного города, как бы в предшествующем историческом слое, она резко выделяется на сероватом фоне каменных плит площади и синевы подступающего моря яркой белизной своего огромно купола, возвышающегося над четырьмя малыми куполами, и массивных прямоугольных стен с зубчатым фризом.
       Нигде в столице Алжира, даже в самых тёмных закоулках Касбы, не встретишь так много народу в традиционной мусульманской одежде - в белых джеллябах и тюрбанах, красных бабушах и фесках с кисточкой, как рядом с этими мечетями.
       Знакомство с традиционной одеждой и архитектурой мусульманского Алжира желательно продолжить в этнографическом музее, расположенном на вилле Бардо, к которой примыкает роскошный сад. Вилла является одним из лучших в Алжире образцов мавританской культуры - через сад и проходишь в музей. Это выработанный в пятнадцатом столетии стиль возведения вилл для знатных особ. Здесь очень интересно побывать, даже не знакомясь с музеем. Недаром почти все французские писатели, художники и композиторы, посещавшие Алжир, обязательно приходили сюда.
       Изящные арки различной формы, прямые, витые или ребристые колонны, цветной мрамор пола и внутреннего дворика, пилястры и резьба по гипсу, мозаика всевозможных оттенков и рисунков, великолепно выполненные фигуры и решётки на окнах, сосуды из стекла и бронзы, изразцы и узоры убранства внешнего фасада музея - всё это впечатляет настолько, что забываешь даже о роскошном саде.
       В пристройке к главному зданию музея размещены экспонаты раздела доисторического периода.
  • © Copyright Габлина Татьяна (ttgablina@yandex.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 8k. Статистика.
  • Статья: Алжир

  • Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка