Аннотация: Попытка выведать у землян формулу счастья.
В своей "Исповеди усопшего наркомана" я постаралась обнажить всю драму человеческого падения. Иных целей и не ставилось. И всё равно мои друзья спрашивают меня: "Почему не были показаны пути выхода? Нам мало испытывать шок и смятение. Как предотвратить подобное в нашей жизни и быть счастливым?"
А разве есть рецепты, которые сгодятся всем? Говорят, что есть. Нужно только хорошо поискать. Ну, что ж...приготовимся к полёту. В команду набраны великие умы человечества:
писатели, философы, психофизиологии, специалисты по социальной и гендерской психологии.
Но начну я, пожалуй, с моей встречи с немецким пастором . Меня познакомили с ним в Баварии русские немцы. О своих религиозных пристрастиях баварцы высказывались так: филе евангелиш, айнписьен католиш и каин ортодокс (много протестантов, немного католиков и никакого православия). Ортодокс, стало быть, мы с вами. Дословно ортодоксальный означает верный, но пастор считал, что мы не совсем шагаем в ногу со всем Христианством. Он говорил, что наша православная религия не позволяет нам нормально жить в каждом отрезке настоящего времени здесь и сейчас и полноценно радоваться окружающей нас действительности. Это бесконечное сидение на чемоданах в ожидании настоящей жизни, которая начнётся со славного утра воскресения из мёртвых, а пока она всё равно дурная и падшая. Отсюда и вера в святки, ожидание чудес, как у того Буратино. Уход от реальной жизни, по его мнению, ещё больше усилили коммунисты. Это было всё то же сидение на чемоданах в ожидании коммунизма вон там за горизонтом. Нужно только ещё немного потерпеть временные трудности. А уж потом...Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное, если не с той стороны браться. Опять же горизонт- это то, что по мере приближения к нему, неизбежно удаляется. Так что коммунисты не привнесли в нашу жизнь никаких живительных идей, которые смогли бы нас пробудить от летаргии. Мы только ещё больше теряли вкус к земной жизни, похоронив все стимулы в притязании на равные права. А при таких подходах мы никогда хорошо жить не будем. Господи! Где и в чём нам теперь искать нашу национальную идею! Хотелось бы услышать твоё мнение, мой благодарный читатель. Ведь пастор рецептов не предложил. Своих верований тоже не стал навязывать. И это правильно. Мы сами должны разобраться со своей жизнью и отыскать наш рецепт счастья.
Обратимся для начала к нашим великим классикам. Может они чего присоветуют? Заглянем в "Исповедь" Льва Николаевича Толстого 1913 года издания, чтобы оригинал был без купюр и революционных наветов. После пятидесяти лет писатель вдруг потерял опору и смысл жизни, имея, казалось бы, всё. Мучительный поиск веры и рецептов счастья перевернули всю его дальнейшую жизнь. Этот "матёрый человечище" достоин того, чтобы мы внимательно выслушали его. Тем более, что он переплавил тысячи тонн словесной руды различных учений в глубинах своего гениального ума.
Условия счастья земного:
_____Жизнь, где не нарушается связь с природой
_____Любимый и свободный труд, а также труд физический
_____Наличие семьи
_____Свободное, любовное общение со всеми разнообразными людьми мира
_____Здоровье и безболезненная смерть
Что такое религия и в чём её сущность:
Сущность всякой веры состоит в том, что она придаёт жизни такой смысл, который не уничтожается смертью.
По понятиям евреев, китайцев, индусов и всех людей мира, неверующих в догмат падения человека и искупление его, жизнь есть жизнь, как она есть. Человек совокупляется, рождает детей, воспитывает их, стареет, умирает и т. д. Поэтому большинство живёт ради того, что не умирает с личной жизнью.
Наоборот, по учению нашей православной церкви жизнь человеческая, как высшее благо известное нам, представляется только частицей той жизни, которая на время удержана от нас.
Главная задача жизни по этому представлению не в том, чтобы прожить ту данную нам смертную жизнь так, как хочет податель жизни, не в том, чтобы сделать её вечной в поколении
людей, как евреи учат, или слиянием её с волей отца, как учит Христос, а в том, чтобы уверить себя, что после этой жизни начнётся настоящая. Смерть-это не путёвка в чистилище и мир духов. Это прекращение жизни до славного утра воскресения. (Не правда ли - пастор в чём-то прав!).
Как бы мы ни пытались угадать нашу будущность после смерти, одно достоверно и несомненно - это то, что сказал Христос, умирая: "В руки твои отдаю дух мой". И если я верю, что то, от чего я исшёл и куда возвращаюсь, есть разумная любовь, то я радостно вернусь к нему, зная, что мне будет хорошо. И тут уже не важно, что будет потом.
Вот так разрешил для себя Толстой все разночтения в толковании загробной жизни.
На этой мажорной ноте можно было бы и закончить повествование, Но разговор с пастором научил, что для плюрализма мнений следует подключить и зарубежных авторов. Вот с немецких философов и начнём. Выдвигаем на передний план тяжёлую артиллерию в лице австрийского психофизиолога Зигмунда Фрейда. Итак, приготовились...
В основу человеческой жизни положен секс. Если человек по какой-то причине не удовлетворён, то у него произойдёт трансформация половой активности в какой-то из видов деятельности, но счастлив этот человек до конца не будет никогда.
Ну, и что мы ему ответим: пропоём радостно оду или возмутимся, что задрал он уже своим сексом добропорядочных христиан, як хорёк курицу? Насчёт немцев он может вообще не беспокоиться так. У них с этим делом всё путём. Можно уже слегка и подавить активность, а то одна русская эмигрантка пишет: "Начала учить немецкий. Видела немецкий юмор и секс в картинках, плакала и смеялась от счастья, что я не немка".
А может мы чего-то здесь недопонимаем и нужно повариться долго во всяком соку, чтобы почувствовать его зизюминку? И не получается ли здесь как в той инструкции по Windows , переведенной без основного словаря на русский язык: "Приглядитесь к вашей прокладке. Она не должна быть источником мусора и пыли в гениталии и роликах. Поверхность прокладки не должна стеснять движения мыши...". Доставим радость американцам. Пусть теперь они смеются от счастья, что не русские. Вот вам и ещё один рецепт счастья: успей засмеяться, чтоб не заплакать.
Однако ж вернёмся к нашим немцам. Что же касается веры, то здесь Фрейд предполагал, что религия разъедает счастье, создавая "навязчивый невроз", который влечёт за собой вину, подавленную сексуальность и угнетённое состояние. Ну, тут уж придётся ему смириться с трепетной привязанностью немцев. Подмывает, знаете ли, рассказать один анекдот, а может правду, со страниц нета.
Английская семья отдыхает в Германии. Во время прогулок они вдруг замечают очень симпатичный домик для отдыха, заключают договор аренды и возвращаются в Англию. Забыли спросить у священника про отхожее место WC и написали ему письмо. Он решил , что имеется в виду германо-английская церковь WALLS-CHAPELS и любезно написал ответ.
Место находится за 12 км от дома. Все поют хором, на входе выдаётся бумажный листок. Потом листок возвращается, чтобы раздать бедным. Место оборудовано усилителями звуков, специальными стёклами для наблюдения за процессом. Наилучших вам пожеланий.
Теперь заглянем в old merry England для паритету, так сказать. На подходе новая заповедь: не сотвори себе кумира. Специалист по социальной психологии David Myers описывает один невероятный случай: куда приводит безудержное признание врачебного авторитета. Врач приписал капли больной, страдающей воспалением правого уха. В предписании доктор сократил предложение "place in right ear" ( "закапать в правое ухо" ) до "place in R ear" ( "закапать в ухо заднего прохода" ). Прочитав приказ, капли ввели в задний проход послушной пациентки. И процедура повторялась, всё как всегда и по всем правилам. Ну, чем вам не продолжение английского ужина, а немцы бы что подумали...тьфу-тьфу...хе-хе!
Им бы всё о телесных усладах, а у человека, может быть, горе и он уже почти в ярости от этой процедуры, не оценив её удовольствия. На этот счёт у социальных психологов есть рецепт: если человека распирает от ярости, нужно открыть клапан и спустить пары ( психиатр Фриц Перлз ). Хотелось бы знать где открывать и откуда повалит дым?
Ну, вот! Довели! Не плачьте, великий Зигмунд. По человечески я вас очень понимаю: сначала WC в отхожем месте, потом пипетка в заднее ухо, сейчас у вас сорвёт клапан...Для вас это как-то уж слишком. Ну, чё с нас взять, простых смертных: кого-то подвели грязные носки, кому-то помешал национализм, а кому-то недостаёт чувства юмора. И как тут ни крути - не быть Европе пока объединённой. И хотя в писании уже давно сказано: "Они...не сольются одно с другим", - мы будем оптимистами: Москва тоже не сразу строилась.
Смиряйтесь, Зигмунд, смиряйтесь! Ну, хотите - перепишем писание? Нет! Боитесь грех брать на душу. Ну, пусть тогда слова вашего друга Фридриха послужат вам утешением против всех этих технарей-бумагомарателей, любящих физику процесса: "Современная женщина занимается литературой так же, как совершает маленький грех для опыта, мимоходом, оглядываясь, замечает ли это кто-нибудь, и чтобы это кто-нибудь заметил..."
Уснул...утешился. Однако рвётся в бой Фридрих Ницше, видимо, хочет отомстить за друга.
Добродетельных христиан ждёт сейчас прицельное бомбометание. Пожалуй, лучше залечь и приготовиться к окопным манёврам.
___Что есть счастье?- чувство растущей власти, чувство преодолеваемого сопротивления.
___"Возлюби ближнего своего" - это значит прежде всего: "Оставь ближнего в покое!"
___Если есть у вас враг, не платите ему за зло добром, ибо это пристыдило бы его.
___Люди наказываются сильнее всего за свои добродетели.
___Что вреднее всякого порока? - деятельное сострадание ко всем неудачникам и слабым - Христианство, которое до сих пор было наиболее роковым видом зазнайства и заблуждения.
Налёт закончен. Оставшиеся в живых христиане отряхнули прах с колен и повылазили из окопов. Жаждущие мести приговорили праздного философа к исправительным работам, потому как сам напросился, изрекая в свою защиту: "Праздность есть мать всей психологии".
Хлебопашец Лев Николаевич научил ходить его за плугом. Философствовать Фридрих бросил. Всё больше в неустанных трудах да заботах по добыванию хлеба насущного.
Вторая половина христиан, всё прощающих, продолжала оплакивать потери. В конце концов их приободрил Кант, вернув точку опоры: "Смысл жизни не в том, чтобы удовлетворять свои желания, а в том, чтобы иметь их, притом по возможности разносторонние...
Когда говорят "полюби ближнего своего, как самого себя, то это значит: делай своим ближним добро, и это пробудит в тебе человеколюбие".
Ну, что ж...С Европой худо-бедно разобрались. Пора грузиться на корабль. Летим в созвездие Америка. Они, вроде, лучших других землян знают как нужно жить. Зигмунд вдруг проснулся и недовольно хмыкнул: "Вроде - это у бабки в огороде, а нам надо в самый аккурат".
Все на него зашикали, решив , что это он опять со своим сексом да в пуританский ряд.
Подлетаем. Нам приветливо машет рукой Дейл Карнеги и, почти с налёту, мы получаем шесть рецептов счастья.
___Заполните свой ум мыслями о спокойствии, мужестве, здоровье и надежде, ведь наша жизнь
- это то, что мы думаем о ней.
___Не сводите счёты с врагами.
___Будьте готовы к неблагодарности.
___Подражание - самоубийство.
___Умейте извлечь пользу даже из своих несчастий, ибо всё имеет оборотную сторону
___Делая добро другим, вы в первую очередь помогаете себе.
Инициативу буквально рвёт из его рук профессор психологии Дэвид Майерс. Все забыли упомянуть о слепом оптимизме, и учёный муж начинает терпеливо увещевать нас, что это сродни гордыне, которая до добра не доведёт. Фрейд не сдержался и выдал свой любимый анекдот.
Муж говорит своей жене: "Когда один из нас умрёт, думаю, я перееду в Париж".
Для достижения успехов в дальнейшей жизни требуется оптимизм, - в количестве достаточном, чтобы поддержать надежду и пессимизм - в количестве достаточном, чтобы мотивировать некоторое беспокойство.
Для позитивного мышления рекомендуется молитва теолога Рейнхольда Нибура.
О Боже, ниспошли нам благодать спокойно принимать то, что мы не в силах изменить, мужество изменить то, что нужно и мудрость, чтобы отличить одно от другого..
Далее Майерс предупреждает нас о феномене ноги в дверях (foot in the door phenomen). Это тенденция, в соответствии с которой люди, сначала согласившись на необременительную просьбу, позднее могут уступать и более серьёзным требованиям. Вот и напрашивается ещё одна заповедь: умейте вовремя сказать нет.
Теперь поговорим о красоте. Хотя мы говорим, что красота лишь на поверхности, что нельзя судить о книге по обложке. Но всё же воздействие внешности приводит нас в замешательство.
И что было бы с нашим прогрессом, если бы все невзрачные и низкорослые гении науки подвергались бы тем же социальным соблазнам, с которыми сталкиваются Том Круз и прочие звёзды кино. Поклонимся в пояс гениям и посочувствуем Крузу! Опять же Лев Толстой писал, что "странное заблуждение думать, что красота есть добро...любовь зависит от частоты встреч, причёски, от цвета и покроя платья....дальше уже влияют другие факторы". Так что намёк, думаю, все поняли: быстренько себя окучили, где надо подрыхлили, полили и, не успев завянуть, дали себя сорвать, ибо в этой жизни всё надо делать вовремя.
Майерс убеждён, что сходство порождает согласие. Умные птицы гнездятся вместе. Точно также поступают и птицы богатые, высокие и красивые. Противоположности притягиваются, но гораздо реже. Вот вам и ещё одна заповедь, сказанная словами Лопе де Вега: "Меж не равными людьми не уживается любовь". Лишь корыстолюбие не ощущает несправедливого распределения. Отвергая других, мы тем самым затрагиваем их самолюбие и это может привести к страстной любви с их стороны. Как бы только не сгореть потом в горниле этих страстей! Щатильней отступайте, щатильней..., как говорил Жванецкий
Успенский в своей "Новой модели вселенной" пишет: "Только в любви есть аромат мистики и экстаза. Ничто другое в нашей жизни не приводит нас ближе к пределу человеческих возможностей. В этом есть главная причина власти пола над душами людей". Но как измерить любовь? Может, богатой историей совместных переживаний?! Как знать? Да только живём мы всё дольше, а любим всё короче. Мужчины соревнуются друг с другом в шансах победить в генетическом тотализаторе, отправляя свои гены в будущее. Для мужчин важно в этом деле количество, для женщин - качество выбора. Поспешай, не торопясь, что ли!?
Вот мы и подошли к главной теме нашего повествования: обеспечивается ли счастье капиталом, друзьями и верой. Однако вывод поразительный: экономический рост в обеспеченных странах не привёл к видимому подъёму в моральном состоянии.
Для чего нам нужны друзья? Получив признание других, мы освобождаемся от самоуничижения, отверженности и одиночества. Пиноккио сказал Джепетто: "Папа я не совсем понимаю, кто я такой, но если у меня всё хорошо с тобой, тогда я думаю, что и со мной всё в порядке ". Когда рядом с нами друг, нам кажется, что мы в одиночестве и посему вольны говорить почти всё, что нам вздумается, не оглядываясь по сторонам.
Что же нам даёт вера? Может быть, она позволяет нам сосредоточиться на чём-то, лежащем вне обыденности, ощутить осмысленность всего происходящего перед лицом страха смерти?
Наш полёт продолжается и, видимо, пора на помощь призвать женщину. Ну, как в том анекдоте:
___Остановить и спросить: в каком же направлении в конце концов лететь. Мы тоже подстрахуемся. Итак, знакомьтесь: Шон Бурн, профессор, специалист по гендерской психологии, единственная женщина в нашем экипаже. Она направляет наш корабль в 2147 год, в новое созвездие Гендера. Там живёт счастливое общество, лишённое различий, обусловленных культурой и социальными нормами. Здесь каждый выбирает себе занятие по душе в соответствии со своими предпочтениями, не боясь осуждения и преследования за отклонение от привычной нормы. Здесь не ценят женщину только в зависимости от её молодости и привлекательности. Здесь ценят её индивидуальность и творческий потенциал.
Перераспределение ролей в заданном направлении позволило им наиболее полно удовлетворять свои потребности и стать гораздо более счастливыми, чем мы с вами. Ну, а пока утешимся словами Уильяма Каупера: "Как показывает Природа, счастье в меньшей степени зависит от каких-то внешних вещей, чем обычно полагают".
Послесловие
Напишите в комментариях в чём наша национальная идея, кто из вас счастлив и
почему? Это позволит всем нам переосмыслить свои приоритеты и обрести наконец-то