Аннотация: Продолжение знакомства с послевоенным местечком в Украине.
ПАРИКМАХЕРСКИЕ.
" Приличный" внешний вид мужской части населения поселка, то-есть стрижку и бритье обеспечивали парикмахерские. Их было несколько и конкуренция была жесткой. Парикмахер Юра Пустильник обслуживал исключительно железнодорожников и пассажиров, он носил звание "Желдор.
Парикмахер". И попробовал бы он обслужить не "свою" клиентуру! На рынке была своя парикмахерская, придававшая более-менее приличный вид колхозникам,прибывшим сюда для продажи своей продукции.Там, в основном ,стригли "под бокс" и под "полубокс",если было, что стричь.
Была ещё одно время парикмахерская Мишки Рыжего,куда заходила местная интеллигенция. Заходили туда учителя и бухгалтеры, счетоводы и медработники не только стричься- бриться,но и обменяться, такими редкими в то время , книгами.
Миша Рыжий имел приличную библиотеку,книги из которой предоставлял своим клиентам. Ну и обсуждали у него в парикмахерской литературные дела, как в писательском клубе. Миша Рыжий недолго "держал" парикмахерскую. Позже он перешёл работать вольнонаёмным в воинскую часть,где стриг солдат и офицеров Советской Армии,придавая им,требуемый уставами, вид. Мишка был не только парикмахером и книголюбом. Он ещё имел репутацию первоклассного танцора и сердцееда. Ну и ещё у него было хобби -охота. Он охотился, в основном ,на зайцев, которых было видимо-невидимо в окрестностях городка. Вот эта охота и привела к трагическому концу. Миша заразился бешенством от лисицы,подстреленой им на охоте.Весь городок оплакивал смерть Мишки Рыжего- красавца, танцора,книголюба и просто замечательного парня. Миша был холостым,он собирался обзавестись семьёй.Не успел.
Ещё одна парикмахерская находилоась на центральной улице. Работал в ней частник ("держал патент") Хаим Карпинский по кличке "Хаим Прак". Что означает эта кличка автору неведомо. Возраст Хаима не менялся- он всегда был старым. Автор не представляет себе Хаима молодым, поэтому не будет утомлять читателя описанием его внешности. Просто, это был круглый, лысый и очень пожилой еврей. По своему мастерству он не ходил в передовиках. Он знал три вида стрижки: "под нуль", то есть наголо,под полубокс и под бокс. Обычно он начинал стричь клиента "под бокс". И обычно то, что получалось после этого клиенту очень не нравилось. И Хаим начинал исправлять огрехи. Получался уже "полубокс". Вернее, он не получался, это просто Хаим уверял клиента, что это "полубокс". Если клиент оказывался непривередливым,то на этом процесс стрижки заканчивался. Клиент платил и уходил,чтобы никогда уже не вернуться сюда. Но,если клиент, видя своё отражение в зеркале после стрижки и понимая ,что в таком виде показаться на улице неприлично, настаивал на исправлении "причёски", то оба Хаим и настырный клиент приходили к соглашению, что лучшим выходом из положения есть третий вариант-" под нуль". Этот вид причёски Хаиму удавался лучше всех..
Клиенты у Хаима поэтому были, в основном , "одноразовыми". Если по улице шёл недостриженный или безволосый человек( конечно,иногородний), то было ясно, что он побывал сегодня в парикмахерской Хаима Карпинского. Приезжего люда в городке было много- крупный железнодорожный узел, как-никак- вот Хаиму и хватало на скромную жизнь.
Ну а главным центром местечковой жизни была Центральная Парикмахерская.
Это был клуб. Это была синагога. Это был ТАСС. Там знали не хуже Телеграфного Агенства Советского Союза обо всех мировых и местных новостях. Причём,в отличии от ТАСС, здесь не нужно было врать.Да, но и правду говорить опасно. На помощь приходили иносказания,притчи анекдоты. Автор уже описал Центральную Парикмахерскую в рассказе "Мойша", поэтому не будет повторяться
В этой парикмахерской трудились три мастера: Элык Дибров(заведующий) и два брата Яша и Фима. Здесь мастера могли выполнить любую модную стрижку- недовольных работой не наблюдалось. Братья Яша и Фима, кроме того часто выполняли роль " чистильщиков". Что это такое, спросите вы? Отвечаю: они чистили морды. Не только в смысле брили, но и в значении БИЛИ морды. Тяжеловес Яша и высокий, худой и жилистый Фима. специализировались, в основном, в приведении физиономии, попавшего в их поле зрения и слуха антисемита, в то, что называется мордой.Били кулаками . Во избежании смертельного исхода никогда не пользовались орудием своего труда-опасной бритвой. Антисемиты, а это были иногородние,(местных антисемитов в городке,можно сказать, не было или,вернее, они не проявлялись. Евреи и украинцы,русские и прочие национальности в городке вполне мирно сосуществовали.) обходили Центральную Парикмахерскую стороной,становясь клиентами конкурентов.
Потребкооперация.
( Или Кооперация по потребности.)
Сюда входили мастерские индпошива, сапожные мастерские(в том числе и частники). Главная мастерская индпошива находилась на главной же улице городка, естественно носящей имя создателя первого в мире государства рабочих и крестьян, В. И. Ленина. Лучшие портные-закройщики местечка трудились здесь. Если вы думаете, что эти самые мастера могли бы не то чтобы выполнить план,но и обеспечить своим семьям "кусок хлеба", занимаясь обшивом аборигенов, то вы сильно ошибаетесь. Кусок хлеба и выполнение производственных планов обеспечивали офицеры и сверхсрочники ,находящейся в 2-х километрах от местечка, воинской части -ШМАС ( Школа Младших Авиаспециалистов). А вот пошив костюмов-брюк для местного населения- это уже был кусочек масла на вышеупомянутый кусок хлеба. Почему не наоборот? Вы что не догадались, читая предыдущеие предложения? Если нет, а это свидетельствует, что вы либо слишком молоды, чтобы помнить способы приспособления к суровой действительности социалистической экономики, либо слишком стары, чтобы помнить как это вы делали сами. И не уверяйте меня, что, не будучи академиком и даже не кандидатом разных наук, вы на свою зарплату выучили двух-трёх своих отпрысков на инженеров, докторов или каких -нибудь экономистов. Ну хоть чуть-чуть нарушали ЗАКОН? Кабанчика закололи, отвезли сало-мясо на базар в район Донбасса, а справочку взяли у знакомого председателя колхоза, что вы самый что ни есть колхозник? Или были в Москве у родственника, достали там "Дефицит": ну там пальто-костюм- кофточку, да и продали по чуть -чуть завышенной цене? Или ,имея специальность кровельщика, в выходные дни покрыли крышу дома какого -нибудь Мильмана оцинкованным железом . Заработали копейку. А налог родному государству уплатили? И, главное,а где вы достали оцинкованное железо? Ах. это Мильман достал? А с каких это пор оцинкованное железо стали продавать в советских магазинах частным лицам? Вот такие вопросы задаю я пожилому человеку, забывшему "правила поведения простого советского человека-по-тихонечку или на идыш-украинскому- поволеньке".А такие же вопросы задавали в ОБХСС (вспомнили это "Заведение")? Та вот, наши портные шили один-два костюма в месяц " местным",шили у себя дома и по вечерам и ,в основном, из материала заказчика. Правда, из трёх офицерских шинелей само собой получалось детское пальто. Но это уже зависело от кваллификации портного. Чтобы не повторяться, отсылаю Читателя к рассказу "Мойша": там более подробно отражена деятельность Главной Мастерской Индпошива.
Женское население городка шило свою одежду у частников- модисток.
Сапожная Мастерская находилась в районе базара, было ешё пару мелких мастерских,где обувь чинили "холодные сапожники". А вот уважающие себя граждане шили яловые и хромовые сапоги у известных сапожников Сержинского и Сираковского.
Базар.
( или почему хозяйки дуют курам в...зад, а "Кидалы" находят "Лохов")
Базар в Вапнярке -это не просто рынок. Это- ярмарка районого масштаба.Рынок работал вяло в обычные дни: так, несколько продающих и такое же количество покупающих. Зато 2 раза в неделю, по средам и воскресения он , рынок, становился именно ярмаркой. Это был филиал Одесского Привоза с поправкой на местные условия. Крестьяне -колхозники привозили на продажу всё,что производилось и произрастало в окрестных селах: овощи и фрукты, птицу, мясо и даже рыбу. Колхозы тоже вывозили свою продукцию, которая оставалась в их распоряжении после того как рабоче-КРЕСТЬЯНСКОЕ Государство прошлось метлой по их сусекам и закромам.
Мясо продавалось в специальном мясном корпусе. Корову, свинью овцу просто так не продашь-тушу нужно правильно разделать при продаже. Одному нужно купить рёбрышки, другому нужна голяшка, третьему лопатка. Здесь специалист нужен. И были такие специалисты- Рубщики. В местечке их называли мясниками или "кацевами" на идыш. Самыми известными мясниками были Лейб Кацев, Хаим Кацев и его брат Дуня(тоже кацев). Фамилии этих достойных граждан автор не приводит в связи с "конфликтом интересов", как говорят юристы. Все трое являются его (автора) родственниками. Поэтому ,если съязвить по их поводу,то значить потерять уважение других родственников , что крайне нежелательно. Если же хвалить и подчёркиваать только положительные их качества, то это будет выглядеть как клановое восхваление и Читатель не поверит автору. Поэтому от описания мясного корпуса автор воздерживается. Да и кроме мяса на вапнярском базаре было на что посмотреть. Вот сценка, например: К крестьянке, торгующей курицами (их у неё три) , подходит покупательница . Ха!. Это же мадам Ройтман. Кстати, почему -то вапнярских дам выше определённого возраста называли мадам такая-то. Привожу диалог между мадам Ройтман и колхозницей
-Добрый день,Марфа! Скилькы просыш за свое цыпля?
-Добрий..! Цыпля? Вы що сказылысь , мадам Ройтман! Це курка така велыка як гуска. Кукурудзою я ии годувала.А вы. Ципля. 30 карбованцив прошу.
-Двадцять!
Мадам поднимает довольно увесистую курицу и дует ей в зад*
- Двадцять пять.
- Беру..
Обе остаются довольными друг другом. А дула мадам Ройтман этой самой курице в ж...пу, чтобы определить её жирность.
Идём дальше. Остановимся на минутку у государственного ларька. Там очередь за мясом. Можно,конечно, купить мясо в мясном корпусе,но там дороже.
Мясник Беницион с размаху бросает на весы "мясную продукцию". Весы аж зашкаливают.
-Побойся бога, Бенчик. Что ты мне костей набросал? Мой Вейвл эти кости мне в голову бросит,если я ему их на обед подам.
- Слушай, Циля, ты что видела телёнка без костей, да ещё по 16 рублей за килограмм? Без костей вырезка продаётся в корпусе по 25 рублей. Иди туда.
-Да, Бенчик, конечно у телёнка есть кости,но и мясо тоже должно быть на костях. А где оно здесь? Я знаю, что оно будет у тебя дома на обед. Вот твоя Соня подходит. Сейчас из подсобки заберёт домой мясо, которое когда-то росло на этих костях. Ты как орёл, Бенчик., так обрабатываешь животное, что одни кости и остаются нам ,покупателям.
- Не морочь мне бейцым, Циля. Берёшь или нет? Вот очередь начинает уже возмущаться.
Очередь и правда возмущается:
- Смотрите на неё! Мясо она хочет за эти деньги. Пусть твой драгоценный
Вейвл заработает на мясо. А то, бугай здоровый больше дома сидит вместо того, чтобы обувь ремонтировать добрым людям как Сержинский или как Мотька -шистер. Оставим их продолжать "обмен мнениями и любезностями."
Ещё дальше видим столик, который убрала вместе с его хозяином в 1950 году наша доблестная милиция. Столик передвижной. Он начинает передвигаться в известном его хозяину и помощникам направлении, периодически исчезая при появлении участкового милиционера и возвращаясь на место после его ухода.
За столиком идёт азартная игра,называемая "Голова-ножки". Нужно правильно угадать одну из карт- тогда "банк" ваш. Банкир Коля "Хват" почти всегда в выигрыше. Проигрывает он почему-то только определённым лицам, а именно членам своей бригады, работающих подставой для привлечения "клиентов".
Проходящий дядька смотрит как Вилька "Баламут", угадав карту , засовывает в карман своих клёшей пачку красненьких тридцатирублёвок.
Дядька останавливается. На его лице отражается внутренняя борьба с самим собой.
Только что он удачно продал два поросёнка и шёл в железо-скобяной магазин, купить гвозди и кое-что ещё по хозяйству. По поводу удачной продажи дядька пропустил стакан самогонки, купленной тут же у Машки Ветлицкой, и в голове его уже начинало "бродить легкое опьянение", которое со временем перестанет быть лёгким.
"Попробовать и себе поиграть, что ли? Ну проиграю рублей сто не больше. А может повезёт и выиграю. Такие гроши да задарма. Вот шпингалету этому ,смотри как повезло. А жинка, если будет шипеть, то побью суку!"-думал дядька.
- Что сыграть хочешь,мужик? Аль тридцатки жалко? Может будет твоё счастье сегодня?-обращается к нему Коля "Хват".
- А давай, трясця твоий матэри.
Начинают играть. Мужик ставит червонец на кон. Коля- свой .
Мужик выигрывает.
Мужик ставит 4 червонца, Коля тоже -4.
Мужик выигрывает.
Возле них собираются "болельщики"
- Ну даёт хлопец. Да он же Колю обчистит, молодец!
Мужик слышит лестные отзывы о себе. Откуда ему знать, что это Колины помощники направляют игру.
Мужик ставит 400 рублей и...выигрывает.
- Ну всэ , пийду.
- Куда же? Ты чё,хлопец, уходить, когда такая пруха? Давай, раздевай Кольку.
- Давай,орёт мужик, войдя в раж. Ставлю 600 рублей.
А это половина от выручки кабанчиков.
Мужик...проигрывает.
Остановиться бы! Да куда там. Коля со товарищи такие психологи , что дипломированным специалистам не потягаться с ними.
Дядька ставит ещё шестьсот и... опять проигрывает.
Всё, амба. Денег нет. И тогда он начинает соображать, что его элементарно надули.
Он начинает орать, звать милицию.
-Эй,дядьку, як тебэ зваты?- спрашивает Колин дружок Ваня Свист.
-Петром менэ клычуть.
- А меня Ваней зовут. Так вот, Петро, быстренько делай красивую походку в противоположную от нас сторону.
- Як цэ?-никак не успокоится дядька.
-Ну,ходи,ходи значит, пока своими ножками.И подальше, по возможности.
Чудак дядька. Оглянись. Коли уже давно нет. Он сегодня " сделал план" и пока ты ищешь милицию, подельники делят "добычу" .
А "разведчик" внимательно следит за тобой. Если побежишь в милицию,то по дороге наткнёшься на хулиганов, которые попросят закурить, а потом так отметелят тебя,что неделю будешь дома лечиться.
В 1945 году Колин столик стоял недалеко от разрушенного бомбёжкой железнодорожного вокзала, прямо у края пристанционного рынка. Возвращающиеся из побеждённой Германии эшалоны с демобиллизованными и меняющими дислокацию солдатами, всегда останавливались на этой узловой станции. К приходу эшалона местная торговая сеть выкатывала 200литровые железные бочки с водкой Немировского спиртзавода. Водку солдатам отмеряли железными пол и литровыми кружками. Закуска была тут же у местных торговок. (Это было до голодной зимы 1947 года). Солдаты продавали или меняли трофейное барахло . Пробовали и играть за Колиным столиком в " Голова- Ножки", "Напёрстки", "Очко" . " Буру". Проигрывали. И, если Коля не успевал во время смыться, был жестоко бит фронтовиками. И в "зону" успел ненадолго сходить вместе со своими дружками Ваней Свистом и Сеней Полюхом.
Да, Коля был совсем не прост, ох непрост! Если бы вы видели его пальцы. Такие тонкие и длинные пальцы обычно бывают у хирургов, виртуозов- музыкантов, фокусников и....картёжников -шулеров. Коля и был таким " фокусником". Его пальцы все время находились в движении, делая пассажи над картами как делает настоящий фокусник или шулер. Да он и был им фокусником-шулером. Вся остальная "команда"- это фон, подыгрывающие ГЛАВНОМУ.
А пока оставим в покое Колин бизнес и пройдём дальше по базару.
Вот перевозная тележка -ларёк с газированной водой( явно после 45-47годов).
Воду продаёт тётя Рая-вдова погибшего на фронте Семёна Черкасского.
Возле тележки небольшая, но стабильная очередь.
- Тётю, налыйте стакан воды.
- Тоби з яким сиропом, яблучным, чы малыновим?
- Та мени, чыстои.
- Чысту будеш дома пыти.
Не спешите осуждать вдову. За убитого мужа она получает 250 рублей(цены до реформы 1961 года), получает процент от вырученной суммы. Это порядка 450-500 рублей. Работает только в сезон ,а это 3-4 месяца. Дома дочка-школьница, а старший сын учится в техникуме в Киеве. Стипендию получает, да разве на неё проживёшь?
Вапнярка- это не Одесса. Пьющих газводу у тёти Раи намного меньше. Вот и крутится Рая, рискуя даже свободой. Иначе не прожить. Это в Одессе на газводе можно было безбедно существовать. Там риск-благородное дело и, кто не рискует, тот не пьет шампанское, а пьёт дряной дешёвый портвейн или "Биомицин" ( "БЄле мЄцне" )
Напомню читателю старый анекдот из той жизни.
Додик Гурский ,продавец газводы киоска, расположенного,скажем, на углу Преображенской и Большой Арнаутской(Чкалова) получает повестку - вызов к следователю ( не важно к какому). Додик является во-время. Его приглашают (пока приглашают) зайти в кабинет. В кабинете сидит капитан.
- Здравствуйте, гражданин майор,- обращается к нему Додик.
- Здравствуйте, гражданин Гурский. Но я не майор , а капитан.
" Ага, назвал меня не товарищем, а гражданином. Дело плохо,"- думает Додик .
Но вслух:
-Это вы пока капитан. А я уже вижу два просвета на ваших погонах и с одной звездой. Пока, конечно.
- Ладно. Оставьте в покое этот дешёвый подхалимаж. Скажите ,мне лучше , как это получилось, что торгуя газированной водой и при зарплате 800 рублей (цены до 1961 года), вы смогли построить себе дачу на 10 станции Большого Фонтана?
- Ой, гражданин майор!...
- Капитан!
- Ну пусть капитан, если так уж вам хочется. Если наше родное Государство
под мудрым руководством Коммунистической Партии смогло построить такие гиганты как Днепрогэс, Сталинградская ГЭС и другие ГЭС"ы на обыкновенной речной воде, то почему я простой и малообразованный еврей не могу построить себе какую-то дачку на воде ГАЗИРОВАННОЙ?
Следующие 8 лет Додик (Давид) Гурский оттачивал свой юмор в местах очень не близких от родной Одессы. Так что это не просто анекдот, а сценка из советской жизни, тем более, что Додик Гурский( фамилия чуть-чуть изменена) действительно существовал, действительно имел "приятную" беседу со следователем и...действительно в результате вышеприведённой беседы(за подробности не ручаемся-они известны только обоим участникам) трудился так далеко от Одессы и даже от Москвы.
Много ещё "интересного" можно было увидеть на вапнярском базаре.Вы думаете,что там не было карманников. Ещё как были! И очень кваллифицированные. Они заканчивали "школу" в Одессе, а в Вапнярку приезжали "на практику." Некоторые выбирали Вапнярку своим местом жительства, женившись здесь, но на "гастроли" ,в основном, уезжали подальше. "Работали" в поездах, на вокзалах так же как и их "смежники"- картёжники. Сразу же после войны в Вапнярке "крутились", "подкармливались" беспризорники- дети войны, потерявшие родителей. О вапнярских ворах,бандитах и мошенниках будет написано в отдельной главе.
Но оставим базар жить своей жизнью и пойдём дальше...