Старший сын дяди Наум или , как его называли в семье, Наша, вернулся из армии в 1946 году. Нужно было обустраиваться, заводить семью.В те времена невест на танцах не выбирали,хотя танцы были весьма популярными местами отдыха молодежи. У евреев существовала с незапамятных времен профессия-шотхен (сват или сваха, а то и оба вместе, если бизнесс был семейным. Вот такой шотхен и подобрал для Наши невесту. Звали ее Люба и была она не просто какая-нибудь там без специальности, а работала в аптеке помощником провизора, то- есть являлась по существу медицинским работником, а это почти что доктор. Наша тоже был не лыком шит. Он успел окончить до войны мукомольный техникум и считался перспективным молодым специалистом.Так что на социальной лестнице они стояли на одной ступени. В остальном тоже подходили друг другу: молоды, красивы, не глупы. Казалось бы, брак неизбежен. Но...
Люба пришла на первую встречу с соискателем ее руки и сердца Нашей в крепдешиновом платье, на голове у нее была повязана шелковая голубая косынка выгодно выделяющая ее голубые глаза, на ногах моднейшие в то время туфли-лодочки. Платье и косынка уж точно принадлежали ей, а вот туфли были взяты напрокат. Один местный "бизнесмен" сдавал модные вещи в прокат.В те тяжёлые послевоенные годы от желающих отбоя не было. Вообщем, Люба была во всеоружии, и явилась на "конспиративную" квартиру( а такие квартиры тоже были напрокат: хозяин получал "комиссионные" при благополучном /женитьба/ исходе дела) немного раньше назначенного срока. Наша совершил две ошибки: во первых, явился во время, чем дал возможность другой стороне, уже находящейся в квартире, осмотреть себя с головы и ...до ног, поставив себя, как мы увидим в дальнейшем, в невыгодные условия. Во вторых, не придал значению пословице, что встречают по одежке. У него не было гражданского костюма,а взять напрокат он не догадался. И явился на это ответственное свидание, как из казармы в увольнение: в "парадной" солдатской гимнастерке из х/б, в брюках "галифе". А на ногах даже не сапоги, а ботинки и...обмотки. Старшее поколение помнит,что такое обмотки( а младшее, если и соизволит прочитать этот рассказ, то сможет удовлетворить свое любопытство, обратившись к старшим).Попробую всё же в кратце пояснить: Представьте себе рулон в который сворачивают медицинский бинт. Но в этот рулон сворачивают плотную ткань. При обувании сначала надевают ботинки, а затем обматывают икры ног этим самым "бинтом" и завязывают тесёмочками. Солдат имеет тот ещё вид. Случается, что обмотки развязываются и ,не дай то бог, в неподходящий момент. Ну, например во время атаки на противника. Товарищи бегут, кричат: "Ура!", а у тебя обмотки развязываются, ты наступаешь, не на врага, нет- на эти самые обмотки- и падаешь. Хорошо, если тебя не убьют, а просто ранят. А если убьют? И погибаешь ты глупо, и не от того, что с врагом сразился, защищая Родину, а от несовершенства органов снабжения-интендантства : от недостачи кирзовых сапог. Вы думаете, что это я так мрачно шучу? Жаль, что у меня (кстати, не только у меня) нет под рукой статистических данных о числе погибших и раненых наших солдат по вине этих "обмоток". Зато я знаю о несостоявшихся браках( по крайней мере одного) и не родившихся в результате этого детях по вине бракованных обмоток. Но вернёмся к нашему рассказу..
Лодочки и обмотки!!! Представляете? Если бы Наша пришел пораньше, то встретил бы девушку, сидя за столом, поднялся бы для знакомства и был бы виден только до пояса, и первый раунд поединка был бы за ним. Несомненно, что бравый вид (до пояса) в сочетании с приятной наружностью потенциального жениха произвёл бы положительное впечатление на Любу А так...И почему девушки так внимательно приглядываются к тому, что ниже пояса?
Или еще лучше: взял бы Наша костюм у "бизнесмена" напрокат...
А может и Красная Армия виновата,что демобилизовала солдата в таком затрапезном виде, хоть на сапоги могло бы армейское начальство раскошелиться. Не понравился " бравый" солдат Наум Шихман непростой девушке Любе. "Шидех" (сватовство) не состоялся.
... Наша, конечно же, не остался холостым. Он учел все свои ошибки и взял в жены девушку по имени Рая, которой исполнилось 17 лет и она только-только окончила десятилетку, то есть была не менее интеллигентной, чем Люба и, к тому же, была моложе той. Интеллигентная девушка Люба в свою очередь тоже не осталась старой девой. Более того, она осталась в дядиной семье. Дяде Авремелу,а вернее ,его жене тете Хаве Люба настолько запала в душу, что они предприняли вторую и, на этот раз уже удачную попытку заполучить Любу в невестки. На сцену вышел младший брат Наши Миша. Он тоже вернулся из армии, но на полгода позже. Отправляясь на свидание всё на ту же "конспиративную" квартиру и с той же интеллигентной девушкой Любой, Миша учел ошибки брата и на смотрины явился в пиджаке и даже при галстуке. И, хотя Миша мукомольный техникум не кончал, он смог завоевать сердце Любы. В дальнейшем дядины невестки жили ,если не дружно,то и не враждовали особенно.
Соревновались они, в основном, в количестве произведённых на свет детей. Здесь Люба победила. У Наши с Раей было двое детей, у Любы с Мишей-трое.Да ладно, кто считает- одним больше, одним меньше. Главное, дети выросли порядочными людьми, имеют уже свои семьи. Жизнь продолжается.
В Наше Любе нравилось все, кроме обмоток. Особенно нравилась Любе Нашина специальность мукомола. Видно поэтому , через несколько лет под ее чутким руководством Миша пошел по "мучному" делу. Нет,Миша не кончал мукомольный техникум. Он устроился работать в Обменный Пункт. Это что-то вроде торговой точки, где местное население производило натуробмен. Колхозники меняли сельхозпродукты: мед, масло, воск, орехи и т.д. на муку и промышленные товары. Промтоваров было не густо, а вот в муке недостатка не было. Местные остряки прозвали эту торговую точку "Обман Пункт". Как вы думаете, почему? Правильно угадали.
Наша заведовал лабораторией местного крупзавода. Всегда был подтянутым, опрятно одетым, при галстуке, на ногах модные туфли(а не какие нибудь там ботинки с обмотками). Мишин же костюм всегда был обильно посыпан мукой,и, если бы Люба чистила его каждый день, то из муки можно было бы испечь каравай хлеба- почти дневной семейный рацион. Конечно, не эта мука для каравая была основой семейного благополучия. Было кое-что более существенное... " Обман пункт", как -никак!
Младшая дочь дяди Анюта вышла замуж за очень порядочного скромного парня. Мужа Анюты тоже звали Наумом. Он работал заведующим дровяным складом. Был тихим, молчаливым, ни во что не вмешивался. Его дело было работать и приносить домой зарплату, но у него была одна страсть: Книги! Он их буквально поглощал. Во время праздничных застолий он уединялся с книгой, отрешенный от всего мира, и только Анюта могла его оттуда выкурить и то не с первой попытки. Анюта и Наум родили и воспитали двоих детей.Так что у дяди Авремела было семь внуков, а правнуков и не счесть.
А эрлехер ид (Б-жий человек).
Доброжелательность и открытое сердце дяди привлекало к нему людей и даже иногда уберегало его от неприятностей. Недаром же реб Авремел возглавлял немногочисленную, но зато сплоченную религиозную общину местечка. Произошел с дядей один необычный случай.Однажды вечером он возвращался домой после вечерней молитвы.Ему навстречу попался известный в городке антисемит и хулиган Иван Белоус.Дорога узкая, не разминуться и свернуть некуда. Завидев характерную еврейскую внешность Авремела, и будучи в своем обычном "подпитом" состоянии, Иван Белоус гаркнул во все свое могучее горло: - " У-у-у,жидюга!!! Убью!!!" Всю свою вековую ненависть от Богдана Хмельницкого, Петлюры , Махно с Тютюнником и до Первого Секретаря Компартии Украины (кто там тогда занимал этот пост "без разницы") вложил Иван в этот возглас. Чего ожидал от дяди пьяный Белоус? Мольбы о пощаде? Унижения? Протеста? Все это привело бы к желаемому им завершению роковой встречи. Дядя был бы избит или еще хуже, вообще мог расстаться с жизнью. Кто знает, что могло бы произойти при встрече пьяного антисемита , здорового , как бык Ивана Белоуса и щуплого, невысокого и уже далеко не молодого еврея- моего дяди Авремела?
Но Авремел не испугался, не унизился. Он,проходя спокойно мимо своего недоброжелателя, вежливо с ним поздоровался:-"Добрий вечЄр, Ѓване! Доброго здоров"я." И пошел своей дорогой , даже не оборачиваясь. Мужик так и остался стоять,с отвисшей челюстью,тупо размышляя и глядя вслед спокойно удаляющемуся еврею. О чем думал Иван Белоус, нам знать не дано. Но факт остается фактом: Иван с того самого дня изменился. Злобствующий зоологический антисемит исчез- остался просто украинский мужик по имени Иван Белоус. Не стал Иван юдофилом, конечно, но и к юдофобам его нельзя было отнести. Вообщем, юдонейтрал какой-то. Он даже не позволял в своем присутствии рассказывать гнусные " еврейские" анекдоты про "Абрама и Сарочку".
Дядя Авремел умер,когда я уже жил в США. Ему было около 100 лет. Перед моим отъездом в Америку я заезжал в наш городок попрощаться с родственниками . А было это в 1979 году. Дядя очень гордился тем, что его сестра-моя мать живет "аж в Америке". Он с гордостью сообщал знакомым: "Их об а швестер ын Америка"! ( "У меня сестра в Америке"). В его представлении Америка занимала второе место после, естественно, Израиля, что тоже, согласитесь, почетно..
Уже здесь в США я встретил своего дядю,вернее очень похожих на него людей-Любавичских хасидов.
А дело было так. Мой приятель и бывший начальник Леонид предложил мне поехать с ним на Президент Стрит к Любавичским хасидам - они, мол, могут помочь с трудоустройством. Кто такие хасиды , а тем более Любавичские, я понятия не имел, но как же не послушать человека, живущего в Америке уже четыре месяца? Вышеупомянутый приятель- "старожил" являлся к тому же владельцем собственного автомобиля-огромного восьмицилиндрового монстра, требовавшего заправки чуть ли не после каждой поездки. На этом то монстре мы и поехали на Президент Стрит. С большим трудом запарковавшись, вошли в Приемную, представились на смеси английского с идыш мужчине в черной шляпе, сидевшему за столом.
Нам было велено подождать. Сидим, ждем. Через несколько минут дверь открывается и в комнату входит... мой дядя Авремел! Если бы я не знал, что дядя остался там, в Украине, то бросился бы к этому человеку.Конечно, это был не мой дядя, но... та же борода, очки, покрой костюма, только на голове не картуз, а шляпа. Да именно такой костюм дядя одевал только по субботам и по праздникам. И глаза ..не дядины голубые, а карие. Следом за ним вышел ...еще один дядя Авремел- копия первого. Наваждение и только.! Оба " дяди Авремела" уделили нам примерно полчаса.
Говорили они в основном на идыш и немного по- русски. Не смогли они помочь нам в тот раз, работу я нашел самостоятельно , а может, с их помощью, благодаря их молитве? Но сколько тепла исходило от них! И как нам его раньше не хватало! Как я был обогрет этим теплом и участием. В тот день я воспрял духом. Я подумал: " Если в Америке живут такие хорошие доброжелательные люди, как мой дядя Авремел,то нам,евреям, будет здесь хорошо"! И, как видите, не ошибся.
Послесловие:.
У меня нет отдельной фотографии дяди Авремела,но в моей квартире, на стене висит портрет Любавичского Ребе -Менахема Менделя Шнеерсона.-