Гарбуз Ким: другие произведения.

Местечковые рассказы. Продолжение2. Школа

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 14, последний от 22/01/2011.
  • © Copyright Гарбуз Ким (kabak65@ msn.com)
  • Обновлено: 16/05/2008. 14k. Статистика.
  • Очерк: США
  • Скачать FB2
  • Оценка: 4.91*8  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Прогуляемся дальше по местечку.

  •   ... А дальше, если перейти через железнодорожный переезд, откроется вид двухэтажного здания школы( основной корпус). Это школа ? 62 Одесской (Одесско-Кишинёвской) Железной Дороги. Этой школе свыше 100 лет. До войны в Вапнярке была ещё одна школа- городская, но она была разрушена немецкой бомбой. Где-то в 60-х здание было восстановлено и в нём разместили какие-то мастерские, а новую школу построили невдалеке, так что школа ? 62 в то послевоенное время являлась, можно сказать,почти единственной,где обучались дети всех жителей городка, а не только отпрыски железнодорожников. Была, правда, ещё одна школа- Цаповская. Находилась она неподалеку от "Военного Городка" и в ней обучались как дети села Цаповка, так и дети военослужащих.
       В настоящее время школа ?62 носит имя Дважды Героя Советского Союза Генерала Армии Ивана Даниловича Черняховского. Иван Данилович своё детство провёл в селе Вербовая , находящегося в нескольких километрах от Вапнярки. Он учился в этой школе, и отсюда начал свой ПУТЬ ГЕРОЯ. Окончил эту школу и Валентин Зелинский- карикатурист, редактор Республиканского сатирического журнала "Перець". Многим менее знаменитым докторам,инженерам, Министру Транспорта Украины , юристам , директорам заводов, военнослужащим, рабочим и труженникам сельского хозяйства дала образование эта школа-десятилетка.
      .
      Сразу после окончания ВОВ здание школы находилось в плачевном состоянии. Не было парт: ученики сидели за грубо сколоченными столами, не было учебников и тетрадей, но учиться надо было. И вапнярчане нашли выход из положения. Где-то в году 49-м руководством школы( с одобрения,разумеется , вышестоящих органов) было решено ,чтобы родители учеников приобрели за свой счёт парты своим детям.Парты эти и были заказаны и изготовлены местными столярами. Родители объединялись по трое. Значит, за партой вместо двух сидело три ученика. Это нормально, если дети худенькие, а вот ,например, автор вместе со своим закадычным дружком Аликом имели проблемы. Согласно жребия третьим партнёром оказался Ясик Шеверножук. Хорошим парнишкой был Ясик, но вот габбаритами отличался от всех однокласником. Ну просто Жиртрест какой-то. Ему одному бы сидеть за такой стандартной партой, а тут втроём. Ну, Ясик то сидел, его не столкнёшь, а вот его "партнёры" попеременно сваливались на пол. В лучшем случае удавалось поместить на скамье одну тощую ягодицу. А Ясик ещё и подталкивал то одного то другого и напевал свою любимую и единственную знакомую ему песню: "Цыкал,цыкал мотоцикл и доцыкал до села". Жалобы "сопартников" Ясика долго не принимались во внимание: Ясик был родным сыном полковника Шеверножука,одного из героев- танкистов в сражении на Курской Дуге.
       Шло время. Школа получила новые парты и другую мебель, а за нашей партой, которую мы "сообразили на троих" , сидели уже другие дети,но уже ,как и положено, по двое.
      В школе работали учителя,которых можно было назвать бессребниками,энтузиастами и прочими другими лестными эпитетами. Сами голодные , раззутые и раздетые( особенно зимой 1946-1947 гг), они выполняли свой долг -учили детей.
       Начнём с такой уважаемой личности как послевоенный Директор Школы (именно с большой буквы, так как он на всю жизнь остался в глазах своих учеников Директором) Степан Сергеевич Могильный. Учитель истории, он знал также всю историю Вапнярки, хранил архивные документы и фотографии. Его любили и уважали как ученики и их родители так и сами преподаватели. Это был настоящий, не могу сказать точно то ли русский ,то ли украинский интеллигент старой формации.За что его сняли с должности? Чем он не угодил начальству?
       В 1996 году двое учеников посетили Степана Сергеевича. Посидели у него в саду и даже водочки выпили с ним. И записали интересную беседу со старым Директором на видеокассету.
      Всю жизнь в этой школе проработал учителем физики и Иван Васильевич Белоус.
      Учительница русского языка и литературы 5-7 классов Галина Николаевна...
       Преподаватель русского языка и литературы Берта Борисовна Подгаец. Она была беззаветно влюблена в русскую литературу, и этой любовью "заражала" своих учеников.. Берта Борисовна трагически погибла, упав на лестнице ,подымась на урок. Её заменила тоже филолог Легостаева Надежда Петровна.. Легостаеву 2004 году посетил один из её учеников, и тоже записал бесседу с ней на видеокассету.
      Учительница истории Уманская Юлия Васильевна . "Англичанка"Людмила Александровна Соловьёва и её муж "физкультурник" и тренер Евгений Петрович Соловьёв. А вот о двоих нужно сказать особо. Это преподаватель математики - Николай Потапович Кельбас и преподаватель английского Устим Игнатьевич Янчук. Это были ассы. Господи, как они "издевались над "бедными учениками". Они чуть ли не силой вдалбливали в головы нерадивым ученикам знания. Николай Потапович так интересно преподавал математику, что даже отъявленные лодыри заслушивались и , в силу своих "возможностей", старались выполнять домашние задания.
      Оба преподавателя славились своим ехидством, а нерадивых доводили до белого кипеня. Вот, например сценка. Идёт урок английского.
       Устим Игнатьевич вызывает к доске очередную " жертву":
      -А зараз до дошки виклика?ться дуже старательна персона. Шановний товарышу Степанков! Ласкаво прошу .
      Боря Степанков по прозвищу "Келень" с видом осуждённого на казнь плетётся к доске.
      -Я не буду тебе пытаты про правыла з английськоии граматыкы. Ты и у наший нэ дужэ пэтра?ш. Хочу я послухаты ,шановный , як ты чыта?ш по закордонному. Ось звидсиля и начынай,- Устим Игнатьевич тычет пальцем в книжечку для внеклассного чтения.
      -Кейлеб Пла..,пла.., Пламбер..,- Боря останавливается.Следующее слово не читается.
      -Чого цэ ты ,Борю, зупынывся ? Нэ знаеш,що такэ Пламэр?
      -Кэйлэб- цэ так дядька того зовуть, а Пламбэр, то мабудь хвамылия.
      -На 50 видсоткив ты, Борысэ, вгадав. А пламэр -то його професия. Пламэр по анлийськи сантехник. Ты що нэ зна?ш,хто такый сантехник? Та той,що водяни краны ремонтуе,унитазы, тощо ... Та ты ,бачу, що таке унитаз нэ знаеш. Ну куды ты "за витром" ходыш?
      -А-а-а, ср...ты я бигаю до уборноии на нашому подвир"и. Я зрозумив,що пламэр -це гивновоз як наш Ковалэнко.
      - Трохы не так, алэ... Чытай дали.
      - Кейлэб зе пламэр воз..воз..воз
      - А можэ нэ воз, Борю? Можэ саны? А можэ царська карэта?
      -Ни. Вин ,цэй Кэйлэб быкам...быкам...
      -Ни, Борю, нэма там нияким быкам, нэма там и коровам, нэма навить и свыням. Цэ вжэ другый абзац. Сидай , товарышу Степанков, на сво? законнэ мисце на Камчатци.
      Ставлю тоби двийку з минусом. Хотив кола поставыты,та ты ж щось там бурчав,мабуть и по английськы. Пораду?ш батькив
      
      Вот так Устим Игнатьевич опрашивал лодырей. В результате ни один из его учеников не заваливал иностранный язык при поступлении в учебные заведения.
      Работал в школе и старый математик Микола Иванович Недзвецкий. Математик он был неплохой, но слабохарактерный и на его уроках каждый занимался всем чем угодно, только не математикой. Недостатки в обучении впоследствии в старших классах исправлял Н.П.Кельбас. Микола Иванович имел физический недостаток- он был горбат, и кроме того паталогически боялся острых предметов,чем пользовался баламут и хулиган Петя Пикуля .
       М. И., объясняя теорему, приближается к парте,за которой Петя и его сосед Жора Урсол("Принцип") играют в морской бой.
      -Жора, не бойся,сейчас я его отгоню от нас,-шепчет Петя.
      Петя вынимает перочинный ножик и поигрывает им. Он мог бы вытащить и финку,пистолет и даже автомат-этого добра в послевоенной Вапнярке было навалом.
      - Пикуля, заховайтэ гострэ,бо выжэну з класу,-бледнея, кричит Микола Иванович
      - Не пидходьтэ блызько, Мыколо ?вановычу, бо можэ кольнуты. А з класу пиду з задоволэням.
      -Та сиды вжэ, горэ мое.
      Микола Иванович проводит урок, не приближаясь к парте Пикули.
      Тяжело жилось Миколе Ивановичу на жалование учителя. Ох как редко он обновлял свой гардероб. О нём два его ученика, брат автора и соученик брата Валя Зелинский сочинили стихи с иллюстрациями. Как уже было упомянуто, Валя Зелинский стал штатным карикатуристом "Перца" ,так что можете представить эти вполне профессиональные рисунки. Да и текст был актуальным. Автор попробует по памяти привести некоторые фразы,а вот нарисовать..
       Речь идёт о гардеробе М. И.:
      ...И если бы штаны при этом,
       Они зимой, они и летом...
      Он был бы парень- хоть куда,
       Он человеком стал б тогда.
       И если бы ботинки тоже
       Из новой, из хорошей кожи...
       Он был бы парень хоть куда
       Он человеком стал б тогда ...
       А если б эти если-если
       Подохли бы и не воскресли,
       Он был бы парень хоть куда,
       Он ЧЕЛОВЕКОМ б стал тогда.
      
       Ну и так далее. Кстати, оболтус Пикуля образумился. Закончил мединститут и долгое время работал в Вапнярке врачём. К сожалению рано умер.
      Не могу не упомянуть среди неординарных учителей школы и Федосью Демяновну Ткачук. Ф. Д. преподавала украинский язык и литературу. Она ,можно сказать , была фанатиком своего предмета. Сковорода, Котляревский, Шевченко, Франко, Коцюбинский и особенно Леся Украинка-были для неё как бы живыми людьми. Любовь свою к украинской литературе она, порой не совсем педагогическими методами, вдалбливала в головы своим ученикам, за что получила прозвище "Ведьма". А может сверкающие глаза фанатички являлись причиной этого прозвища? Свою дочь она даже назвала в честь Леси Украинки-Лесей.
       Глибова Ф. Д. считала баснописцем, а не переводчиком Крылова.
       А вот кого она не любила ,то это поэта Павла Тычину. Нет, она прямо не заявляла это. Просто при чтении его стихов (а его творчество было объязательным для изучения в средней школе) она как-то поникала, не воодушевлялась. Да и вправду, как тут воодушевиться от такой "поэзии": " Трактор дыр,дыр,дыр,- мы за мир".
       Или : "Як упав же вЄн з коня, та й на бЄлий снЄг, Слава,Слава покотилось Є лягло до нЄг" А может ,она просто не любила советскую украинскую литературу?
      В 5-7 классах историю преподавала Евдокия Романовна Андрейченко. Историю древнего мира, мифы Эллады, путешествия Одиссея- как интересно Е. Р. рассказывала об этом -как сказки.
      Один ученик поинтересовался оливкам. Ну откуда было ему было знать об оливковых деревях и их плодах, никогда не видевши их! Евдокия Романовна ответила на его вопрос так: " Оливки- це солонЄ сливки."
      Всех учителей, конечно , не перечислить, но не упомянуть об учительнице младших классов, автор не считает себя вправе. Этой учительницей являлась Анна Фёдоровна Дикая( Мозоль).Это она сумела за один год превратить 3-х хулиганов , лодырей и заядлых троечников в отличников.Эти три друга даже получили похвальные грамоты.Но ,главное, Анна Фёдоровна сумела пробудить в них ЖЕЛАНИЕ учиться и уверенность в себе. И они запомнили эту скромную женщину на всю жизнь, считая именно её своей ПЕРВОЙ УЧИТЕЛЬНИЦЕЙ!.
      Мой глубоко уважаемый Читатель ( а заодно и критик), не очень ругай меня за то , что эта глава пестрит незнакомыми тебе именами( и отчествами) . Давай пойдём на компромисс: ты подставь вместо имён, написанных мною, имена твоих любимых учителей. Ведь были же у тебя ЛЮБИМЫЕ или ,в крайнем случае УВАЖАЕМЫЕ?. Иначе ты не смог бы даже прочесть это (да и любое) произведение. Я и написал о своих учителях с тем ,чтобы их ученики ( а возможно, что кто-то из бывших учеников школы ?62 прочтёт эти строки) вспомнили своих наставников. Чтобы память о них осталась. Впрочем, как и о твоих , если прислушался к моим словам .
      
      
       Учитель.
      
      В этой главе автор хочет поделиться с читателем своими мыслями о профессии учителя. Крупный и не очень крупный государственный деятель в своё время посещал школу. Учился в обычной школе и врач, и инженер, и архитектор, и изобретатель , и выдающийся и не очень выдающийся учёный. Рабочий, агроном, чабан и доярка тоже тоже не избежали учёбы в школе. Люди любой профессии начинали со школы, а ешё точнее с яслей-садика. Родился ребёнок. Он под родительской опекой, но не только. Его отдают в ясли и детский сад, где воспитатель(ница) помогает ему познавать жизнь- даёт первые знания. Ребёнок подрастает и идёт в школу. И тут он попадает к Учителю, Педагогу. В школе ребёнок учится не только читать,писать, считать,не только изучает основы физики,математики, химии. В школе он УЧИТСЯ ЖИЗНИ. И получает Атестат Зрелости (при объязательном среднем образовании). Воспитанием ребёнка занимается ведь и школа наряду с семейным воспитанием. И не всегда семейное воспитание преобладает. Бывает, что школа исправляет детей из неблагополучных семей? Конечно бывает. Так вот важно в какие "руки" попадает ребёнок. Как важна роль учителя в формировании будущего гражданина. И в педагоги должны идти люди.имеющие к этому призвание, те, которые будут любить свою работу и любить детей. Плохого, равнодушного к детским судьбам и на пушечный выстрел нельзя допускать к преподаванию в школе. Плохой учитель воспитает плохого врача, инженера, рабочего, политика. Так почему же труд УЧИТЕЛЯ, я имею в виду школьного учителя , ШКРАБ"а ( школьный работник), оплачивается намного ниже труда врача., инженера? А ведь без хорошего Учителя не будет хорошего врача. Почему же конкурс в педагогические ВУЗ "ы невысок?
      А потому,что профессия Педагога стала НЕПРЕСТИЖНОЙ и МАЛООПЛАЧИВАЕМОЙ. Как же эти самые государственные деятели -министры и депутаты упустили из виду, что, повысив престижность профессии Учителя, сделав эту профессию не только самой высокооплачиваемой, но не менее уважаемой в обществе (как когда-то), они тем самым решат самый главный ( по моему понятию) наболевший вопрос КАДРОВ И тогда пойдет в педагогический ВУЗ самая способная и подготовленная молодёжь. А вот здесь уже можно и ввести отбор на соответствие кандидата на профессию УЧИТЕЛЯ. И средства ,затраченные на подготовку и оплату педагогов, окупятся сторицей. Разве не так? Почему же на образование затрачивают так мало средств по сравнению с другими статьями государственных расходов? И в России и в США.
       Только вряд ли прочитают эти строки политики, а ,если бы и прочитали...
      
  • Комментарии: 14, последний от 22/01/2011.
  • © Copyright Гарбуз Ким (kabak65@ msn.com)
  • Обновлено: 16/05/2008. 14k. Статистика.
  • Очерк: США
  • Оценка: 4.91*8  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка