ВЧЕРА ВЕЧЕРОМ МЫ С ЖЕНОЙ БЫЛИ В ГОСТЯХ У ПРИЯТЕЛЕЙ. Праздновалась Мимуна - традиционное застолье марокканских евреев, проводимое в последний день Песаха. Традиционно в этот вечер на стол подаются всевозможные засахаренные овощи и фрукты. Мне особенно понравились мини-баклажанчики. Очень вкусно. Люди приходили и уходили. Трое или четверо мужчин сделали лехаим рюмкой виски. Слушали традиционную музыку евреев Магреба.
Провожавший нас сын хозяйки сказал нам, что собственно марокканского происхождения только мать семейства, причем, ее мать родилась в Иерусалиме, а в Марокко вышла замуж и жила какое-то время. Происхождение остальных, сидевших за столом гостей и членов семьи, самое пестрое. Например, моя жена - из Белоруссии. Я тоже не из Алжира.
Не станем сегодня вдаваться в религиозный, мистический или исторический смысл Мимуны, которая в этом году совпала с 800-летием со дня смерти самого почитаемого и читаемого среди еврейских мудрецов, философов и теологов Рамбама. О нем за столом никто и не вспомнил.
- У нас это самый важный семейный праздник. Тетя, вообще-то, родом из Курдистана, но непременно приходит. Со всем своим выводком.
ТРАДИЦИЯ.
Я понимаю побудительные мотивы Вашего эссе, - ПИШЕТ МНЕ ЧЕЛОВЕК, НАЗВАВШИЙ СЕБЯ БОРИСОМ В КОММЕНТАРИИ К МОЕМУ ЭССЕ "РУССКИЙ ИЗРАИЛЬТЯНИН", - но мне удивительно, почему достаточно простые вещи вызывают у Вас неприятие.Начнем с того что далеко не каждый кто считает и ощущает себя евреем строго придерживается догм изложеных в Торе и Талмуде. Возможно это очень плохо, но это так.Я знаю евреев и евреек которыe бы оскорбились если бы кто либо усомнился в чистоте их семейных рядов но это не мешает им подрабатывать в Субботу или наслаждатся сочным свинным шашлыком или искуссно приготовленным лобстером. Это реалии.Помимо этого евреи возвращающиеся из галута не слишком то похожи друг на друга. Ну в самом деле, "русский" еврей гораздо больше имеет общего и во внешности и в привычках да и в культурном плане если хотите с русским чем с темнокожим фалашем или мароканским евреем.Израиль на сегодняшний день это такой же плавильный котел каким была и остается Америка. Да, теоретически все евреи репатриирующиеся в Израиль один народ, но это только теоретически. Возможно через поколение-другое эти различия сотрутся и нация приобретет моногенность, но упрекать человека родившегося,повзрослевшего в одной культурной среде что незамдлительно после переезда сбросит все свои предыдущие привычки как змея сбрасывает старую кожу просто нереально. Так не бывает нигде и никогда.Враждебное отношение к этому явлению подобно борьбе с ветряными мельницами, занятие абсолютно бесполезное.Многовековое пребывание евреев среди других народов не могло не вызвать на сцену такое явление как ассимиляция.Благодаря своей Вере а также в основном враждебному окружению со стороны соседей евреи ассимилировались гораздо меньше нежели другие народы однако полностью иммунитета от этого нет ни у кого, даже у нас. Ведь мы евреи все же тоже люди и ничто человеческое нам не чуждо.Кто то ассимилировался полностью одев крест и сменив имя-фамилию а кто то внес разнообразие в свои гастрономические вкусы да тем ограничился. В любом случае "русские израильтяне" скорее всего исчезнут вместе с последним израильтянином родившимся в России и останется более традиционное разделение на ашкеназим и сефардим.
Мой друг рав Шехтер по поводу того, чтобы "строго придерживаться" только разводит руками: этого не может никто, даже рав Йосеф. По поводу "догм изложеных в Торе и Талмуде" объясняю (Сперва это однажды объяснили мне), что иудаизм не догматическая религия, а дат шел маасе - религия действия. Проще говоря - речь идет не о следовании "догмам" (Это свойственно другим религиям), а в жизни в рамках национальной традиции. Более серьезные вещи описаны в Торе, в Талмуде, в Шулхан Арух.
Возможно это очень плохо, но это так - пишет мне Борис. Вот и я говорю, что это очень плохо, потому что, только сохранив традицию, можно сохранить народ. Любой, в том числе еврейский. Разрушая традицию, мы разрушаем связи.
Да, теоретически все евреи репатриирующиеся в Израиль один народ, но это только теоретически.
Меня волнует не теория, а возможность выживания. И в связи с этим - то, что делает нас, разноцветных, народом.
но упрекать человека родившегося,повзрослевшего в одной культурной среде что незамдлительно после переезда сбросит все свои предыдущие привычки как змея сбрасывает старую кожу просто нереально
Если, как змея, то это ужасно. Хотелось бы, чтобы как гомо сапиенс. С ясным пониманием, что, во-первых, это необходимо для выживания в очень трудных условиях, во-вторых, жить в атмосфере своей, а не чужой среды должно быть комфортнее, а в-третьих тот, кто не хочет ассимилироваться, будет сопротивляться ассимиляции, пусть даже ретроактивно, а тот, кому угодно быть "русским", пусть даже в кавычках... Эта статья не для него.
Ведь мы евреи все же тоже люди и ничто человеческое нам не чуждо.
Именно поэтому. Свойством людей всегда и во всех странах была тяга к своим и своему. Например, научно установлено, что самыми здоровыми и полезными являются блюда, приготовленные из насекомых, червей и змей. Говорят рагу из задних лапок гигантской кубинской лягушки "рана" необыкновенно сочно и вкусно. Их импортируют европейцы и подают в дорогих ресторанах. У тех, кто употребляет в пищу эти продукты - такова ТРАДИЦИЯ, и они ею дорожат. И эти сочетания заложены где-то в их генетическом коде. У украинцев - борщ и галушки, а в Белоруссии - щи с клюквой и т.д.
Традиция подобна генетическому коду, и существует подозрение, что ее знаки в этот код заложены.
Если любитель жаренных кузнечиков, тушеных червей и рагу из лягушек ест эти деликатесы в Киеве, то это его китайская подробность, но если он выставит свои изделия на Крещатике, то его могут не понять. Если Вы, Борис, так обожаете "сочную свининку", что она Вам дороже ТРАДИЦИИ, то я в вашу кухню не заглядываю - разрушайте на здоровье свое здоровье (Я точно знаю, что Вы его разрушаете), но, пожалуйста, я Вас очень прошу, не выставляйте этого напоказ, не бравируйте этим перед людьми, которые, как я понял, Вам не нравятся, но они, в отличие от Вас, хранят то, чего, к сожалению, до нас не донесли наши неосторожные родители (Расплескали), не создавайте из этого оружие против всего того, что способно сохранить наше единство перед лицом стольких разрушительных сил.
Традиция складывается из огромного множества более или менее существенных деталей. Блюсти все, что оставили нам предки нам не удастся. Речь идет не о том, чтобы следовать каким-то мифическим "догмам", а в том, чтобы не стрелять по своим.
Мы собрались на этом окруженном водой и огнем островке наших предков. Так давайте же спросим у предков, что из всего есть наиболее клейкого, способного нас склеивать, а не отрывать друг от друга. Один известный рав (Директор ешивы на территориях) однажды сказал: да, черт с ними, пусть хоть свинину едят, лишь бы были евреями.
Что значит быть евреем?
В самом деле, а что значит быть украинцем? - Жить по-украински. Я бы сказал украинскому другу: да, ешь ты хоть мацу, но будь украинцем. Что это значит? - Прежде всего относиться с уважением ко всему, что связано с украинской традицией. Не выступать против нее. Не искать всевозможных лазеек, чтобы следовать не традиции своих, а привычкам и обычаям чужих. Мой друг рав Шехтер однажды сказал мне важную вещь:
- Веришь ли ты в Бога или нет, это твое внутреннее дело, но если ты АНТИ-, то это меня страшит.
"Русский израильтянин" - меня это коробит. По многим причинам. В том числе по той причине, что в Российской империи мы были людьми третьего сорта. В том числе - в глазах и в деяниях деятелей культуры, интеллигенции. Противоположные примеры (Куприн, Лесков и другие) - исключения. К сожалению. Но сегодня это их проблема. Там, я слышал, уже 700 деятелей культуры, "интеллектуалов", подписали петицию о запрете в России на иудаизм и еврейство.
Я израильтянин. Иудейский израильтянин. По-русски (В частности - по-русски) я говорю и пишу, потому что у меня в Российской империи силой отняли два моих родных языка и навязали мне их язык и культуру. Считаю, что есть свинину, называть себя "русским израильтянином", голосовать за "Шинуй", ведущий позорную войну против национальной Традиции, не пытаться разобраться в различиях между догматическими религиями и своей дат шел маасе - все это не здорово. От этого разрушается здоровье одного, отдельно взятого еврея и нации в целом.