Неплохая мысль: силами русскоязычного израильского телеканала создать фильм о нас самих, о разорванных границами судьбах и чувствах и, в частности, еще раз напомнить нам всем, что нет ничего сильнее любви, которая разрушает все преграды. Сказано - сделано, и на экране моего ТВ сменяют друг друга серии этого эпохального сериала: "Под небом Вероны".
Для нашей небольшой, но шумливой общины это такое важное событие, что картину смотрят чуть ли ни все, что в переводе на язык чистогана читается, как высокий рейтинг. Так и есть. Смотрю. До конца еще не досмотрел, но суть, как мне кажется, уловил настолько, что дальше можно не ловить. Тем боле, что коридоры кончаются стенкой, а сериалы ведут под венец.
Чтобы зрителю не обознаться, встречу наших Ромео (Комсомольско-молодежный функционер из Москвы) и Джульетты (Трепетная дочечка русскоязычного же иерусалимского раввина) устраивают не только под небом Вероны, но конкретно - под знаменитым балконом. После чего - силы неумолимого Рока (фанатик-папа и жестокосердый гебист) швыряют влюбленных с первого мгновения в их привычную среду.
То есть, по идее шекспировская модель использована так, что на роль Монтекки назначена советская власть, а в роли Капулетти - люди в черных лапсердаках из Иерусалима. Только у Шекспира - это две руки единого классического Рока, а в нашем сценарии - это два ни в чем не похожих мира. Между тем, по законам искусства ПРОТИВОпоставляя мы невольно СОпоставляем. Это неизбежно. Притом, что советская власть, КГБ, комсомол и проч. и проч. не только не сопоставимы с обществом "харедим", которых насквозь атеистическое израильское большинство мыслит, как ретроградское, ультра ортодоксальное и фанатичное, но они, в отличие, от аристократических родов Вероны, относятся к разным мирам.
Первый любовник сериала "Под небом Вероны" Андрей Мазуров, преуспевающий партийно-комсомолький карьерист, бывший "афганец", конечно же жертва советской системы, но в том смысле, в котором все совки - это рабы-господа, кроме тех, которые только рабы, а до господского стола не дотянули. Он как паучок, попавший в паутину любви. Жужжит, мечется, а действовать?.. Действует его афганский кореш Роман. Конечно же, еврей.
Вообще, сценарий настолько примитивен, что мог бы быть сочинением школьника 10 класса на свободную тему. Но главное - это диалоги.
Если бы у журналистов телеканала "Израиль плюс" было больше свободного времени, то они иногда смотрели бы отлично сделанные аргентинские и бразильские сериалы, в которых центр тяжести перенесен не на сюжет (Его от серии к серии не обязательно помнить), а на диалоги. В "Под небом Вероны", как в советских фильмах, говорят "то, что должно быть сказано", то есть настолько скучно, что ни одной фразы не захочется запомнить.
Прекрасный артист Фельдман, которого зачем-то пригласили минут на десять, не иначе как сам придумал себе оригинальную сценку и текст. Получилось не плохо, но только первый любовник в этой сценке оказался в положении статиста. Сцена в холодильнике - единственная, которую можно назвать художественной". В остальных случаях даже очень хорошие актеры оказались бы беспомощными: плохой диалог можно продекламировать, но невозможно сыграть.
Читатель знает, что коридоры кончаются стенкой, а сериалы выводят на свет. Если кто не видел последней серии, то пусть будет спокоен и на этот счет. Причем, в отличие от шекспировских Монтекки и Капулетти, израильские подружились, Монтекки открыли в Телль-Авиве посольсво, а бывшие партийно-комсомольцы изменили точки зрения.
Мы маленький народ, и для нас проблема смешанных браков - это проблема нашей демографической жизни или смерти. Понятно, что от такой любви, как у Ромео, Джульетты, Леи и Андрея не существует противоядия. Увы! Но демонстрировать эти истории по национальному телевидения в качестве положительно примера, чего-то возвышенного и достойного подражания?.. Стоило бы сперва заглянуть в МВД и расспросить тамошних работников. Они бы показали авторам сценария примеры того, как это зачастую происходит в жизни.