Имя нового римского папы Бенедикт, что значит "благословенный", что и само по себе не плохо, а, кроме того, будучи кардиналом, он уже был настолько популярен, что, говорят, по объему продажи его книги опережают даже "Гарри Потера". Может быть, стоит почитать? И, кстати, что он пишет по еврейскому вопросу, который в каденцию его предшественника был очень на слуху в Ватикане?
Что бы ни случилось на планете, наш первый вопрос: а хорошо ли это для евреев, что постоянно ставится евреям в упрек, хотя вопрос этот, в общем-то, естественен. Смена правителей в разных странах постоянно приводила к изменению положения евреев, их статуса и степени рисков, а папа стоит во главе организации, в которой числится один миллиард сто миллионов членов.
А люди других национальностей подобных вопросов не задают?
Отмечается особая, ведущая, роль кардинала Ратцингера в формулировании Ватиканом отношения католиков к тому факту, что евреи не приняли раввина Ешу в качестве Мессии и Спасителя человечества, включая отказ от обвинения наших предков в том, что они добились от римского наместника приказа о казни этого "возмутителя спокойствия".
С точки зрения Папы Иоанна-Павла Второго и его советника кардинала Ратцингера это был, безусловно, смелый шаг, и это "хорошо для евреев", но мы не должны забывать некоторых простых вещей.
1. Евреи действительно не имели отношения к гибели этого странного иудея, вообразившего о себе невесть что, после чего о нем написали такое, чего он и сам себе не приписывал.
2. Речь идет о глубоком заблуждении христианских прелатов и теологов, а в том, что мы слышим в последнее время, слышатся такие нотки, как будто Ватикан снял с евреев обвинение, но это обвинение якобы имело основание быть. По поводу совершенных в прошлые времена ошибок возможно покаяние, но факт, что искаженная интерпретация роли евреев в отношении их, христианских, догм постоянно приводила к страшным преступлениям, совершенных христианами по отношению к евреям, не перестает быть фактом.
На протяжении веков воскресная месса католиков содержала молитву о еврейских "perfidii" (предателях). Иначе говоря, в соответствии с "возлюбим врагов наших" прости и спаси, Господи, "этих негодяев". С одной стороны, "прости и спаси", а с другой еженедельное повторение, что, дескать, ваши соседи, сапожники и портные, пейсатые и - вы знаете, о ком мы говорим - предали нашего Бога, и чего они заслуживают, об этом вы подумайте сами.
Это продолжалось веками и глубоко засело в сознании верующих и неверующих.
Повидимому, такие люди, как Войтыла и Ратцингер давно уже поняли, что эта молитва не только приводила к массовым притеснениям и убийствам евреев, включая Шоа, но отравляла сознание самих христиан, а сам факт, что христиане совершали эти преступления против народа, который в тексте Библии, принимаемой ими же, христианами, в качестве священного текста, объявленного избранным Богом для великой миссии, разрушал самую христианскую догму. Поэтому в годы понтификата Иоанна-Павла Второго приняты те революционные решения, о которых мы знаем.
Все это очень хорошо, но не следует забывать двух вещей:
--
Внушаемое веками, что евреи по своей природе "perfidii", не выветривается вдруг серией актов, принятых Ватиканским собором или папской энцикликой. Поэтому, скажем, раздражение европейцев, вызванное тем, что арабо-израильский конфликт длится десятилетиями, и тому не видно конца, и из-за этого в самой Европе воду мутят миллионы понаехавших туда в последние годы мусульман - всему виной "перфидианская" натура евреев и пусть они вернут землю этим чертовым арабам, чтобы было тихо.
--
Документы Ватикана распространяются только на католиков, а к христианам других конфессий они не относятся. Скажем, православные теологи пишут, что их церковь и прежде не возлагала на евреев вину за смерть Иисуса, так как считала и продолжает считать, что таков был божественный умысел, чтобы Сын Господа гибелью на кресте освободил человечество от первородного греха. Но мы-то знаем, что наши предки, которых нелегкая занесла в страны православной культуры, величались не иначе, как "антихристы", и эта, с позволения сказать, формула происходит из православной догматики. Так что мои дедушки и бабушки, зверски убитые в Украине в хмельниччину, в гайдаматчину, в гражданскую войну и в так называемую "Великую отечественную" православными людьми, - жертвы православной догматики. Об исправлениях или сожалениях пока не слышно.
Известно заявление папы Иоанна-Павла Второго: "Создание современного еврейского государства свидетельствует о вечной любви Всевышнего к своему народу и о беспримерной верности евреев Творцу". Оно, это заявление, имело программный характер и оказало огромное влияние на отношение к Израилю католических паств. Нынешний папа участвовал в формулировании этих документов и заявлений. В целом это и другие заявления прелатов католической церкви означают, что эта церковь в целом признает богоданность этой Земли еврейскому народу. Это, как сказал один из столпов современного католицизма, уникальный случай, когда Бог предназначил определенное место на планете для определенного народа.
Второй Ватиканский собор (1962-65гг) осудил антисемитизм и призвал католиков к "братскому диалогу" с евреями. Следующим шагом был документ под названием "NostraAetate"(1985), призвавший к сохранению памяти о массовых убийствах евреев в Европе до и во время Второй мировой войны. Сам Иоанн-Павел подчеркивал негативный баланс во взаимоотношениях с евреями и необходимость извлечения из этого соответствующих уроков.
Огромный интерес в этом плане представляют труды еврейско-французского историка Жюля Исаака. Во время войны Жюль Исаак скрывался в доме одного католика и погрузился в изучения его богатой теологической библиотеки. Работая как независимый историк-исследователь, он нашел в официальных текстах, таких, как катехизис или письма апостола Павла ошибки и откровенные подчистки, искажения и правки, и эти подделки оказали пагубное влияние на статус евреев в Европе. Исторический анализ ситуации на Ближнем востоке в первой половине первого века н.э. показал ему полную абсурдность обвинения евреев в убийстве Иисуса. Написанные им по окончании войны книги изучались в Ватикане. Действительно ли историк Жюль Исаак оказал влияние на отцов католической церкви или необходимость перестройки назрела, но "процесс пошел". Это было началом диалога.
Нет сомнения в том, что диалог между иудеями и католиками продолжится. Он никогда не будет легким, так как постоянно будет натыкаться на теологические подводные камни. С иудейской точки зрения весь миф жития Иисуса-Ешу является языческим и теологически неприемлем. По определению современных прелатов, в частности, нынешнего папы, это уже не преступление, как полагали католики прежних времен, а таков промысел Господа, и не человеку пытаться в него проникнуть, но предмет спора сохраняется, и пока существуют эти две религии, противоречие сохранится.
Католики же не могут отказаться от миссионерской деятельности и попыток обратить иудеев в христову веру. Отказ от миссионерства означал бы разрушение догмы.
В мире, в особенности среди интеллигенции, широко распространено примитивное суждение, что, поскольку Бог один на всех, и Он в сердце каждого, то теологические разногласия - удел теологов, ведущих эти бесконечные догматические споры, а нас, простых смертных, это мало касается. В действительности же язычество, христианство, ислам, буддизм, иудаизм... представляют собой не только формально различные теологические системы, но они содержат различные нравственные кодексы. В этом отношении можно считать, что воинствующий атеизм представляет собой вариант язычества и стоит на самой низкой нравственной ступени, христианство можно считать формой нравственного прогресса по отношению к атеизму, и с точки зрения иудея этот факт сам по себе уже является основой для содержательного диалога с христианами.
Еще сложнее диалог на уровне простых людей, активной паствы и тех, кто относится к категории традиционалистов. Эти люди, а они-то как раз и образуют то большинство, которое в теологические тонкости не вникает, а считает, что Бог - это нечто внутри каждого, и он имеет право на собственные интерпретации. Интерпретации никогда не бывают собственными, а оказываются кальками обрывков литературных опытов разных писателей.
На этих днях услышал высказывание одного известного русского писателя. Говорят, он наполовину еврей. Не назову ни его имени, ни того, что он сказал, но для меня то, что он сказал, это самая опасная и широко распространенная форма невежества - невежество образованных людей. Достигнув высокого уровня в науке или культуре, многие так называемые интеллектуалы присваивают себе право и вменяют себе в обязанность судить обо всем на свете, включая то, чего не изучали и не знают. Религия, Бог оказываются при этом в таком же положении, как политика, экономика, медицина, педагогика -области, в которые вторгается каждый, в том числе тот, кто ничего в них не смыслит.
Так вот межкультурный диалог миллионов людей по сути и без того, чтобы люди отдавали себе отчет в том, что это так, является диалогом межрелигиозным, так как культура каждого из нас состоит из множества обрывков догм, суждений, теорий, обычаев, образующих эго каждого. В этом смысле в сознании практикующего или не практикующего католика (То есть человека, принадлежащего к обществу традиционно католической культуры) евреи остаются perfidii, даже если носитель этого понятия самого слова уже не помнит, а еврей, в том числе тот, кто в последние 20 лет ни разу не приближался к синагоге и не открывал Тору, по той же причине интуитивно, внутренне отстраняется от католика. Даже если на уровне его сознания все наоборот.
Поэтому в Ватикане новый папа, и, похоже, что такой, который хорош всем, в том числе евреям, но дети Бенедикта XVIте же, что прежде, и их корни - в глубине веков.