На прилавках израильских газетных киосков можно увидеть газету "Русский израильтянин". Ни разу не читал, но название меня всегда коробит. Что это за селедка в мармеладе? Хотя понимаю, что все вокруг тоже считают меня, хочу я или не хочу, в некотором роде русским израильтянином.
Газет типа американский, аргентинский или румынский израильтянин нет, хотя газеты на соответствующих языках издаются для читателей, говорящих по-английски, по-испански и по-румынски много.
Видимо, это словосочетание соответствует самоидентификации (самоощущению) большой группы людей - около полутора миллионов - особой этнической подгруппы (мини-группы), образовавшейся в последние полтора-два десятилетия.
Социологический анализ такого рода в некотором смысле опасен, если по оплошности автора не бывает предварен указанием на то, что в нем все утверждения относятся к определенной части социальной или этнической группы, и какой-то, возможно, весьма значительной части группы, может не соответствовать. Так в самом начале статьи я сам намекнул уже на то, что не отношу себя к этой группе. И я знаю много выходцев из СНГ, которых тоже к этой группе уже не отнесешь. Да взять хотя бы моих внучек, которые ни слова не знают по-русски, понятия не имеют о Лермонтове и не знают, чем гуцул отличается от москаля - отнесем ли мы их тоже к группе русских израильтян?
Между прочим, с материнской стороны мои внучки родственники одного более чем известного ленинградского актера (еврейско-прибалтийского происхождения).
Ну, так что? Мы с моими внучками принадлежим к разным этническим подгруппам?Это похоже на то, как я взрослому внуку, шутя, объяснил, что его можно назвать жидом, а меня нельзя, потому что я коэн. Но это другая тема.
Учитывая число лет, прожитых в СССР, языковый и образовательный background, культурную среду, в которой вырос, могу ли я, при всем моем желании, исключить себя из упомянутой категории людей? Должен ли пытаться это сделать, а если да, то зачем? И наконец, заключает ли сама постановка этого вопроса что-либо такое, что задевает национальное достоинство людей, среди которых я жил прежде, в той стране.
Кроме того, национально-этническая самоидентификация, по крайней мере, сейчас, в наше время, вряд ли обязывает к такой же даже его родственников, не говоря уже о выходцах из той же страны. Я идентифицирую себя, как израильтянин, а моему соседу, с которым мы в детсаду сидели на соседних горшках по вкусу идентифицировать себя русским израильтянином.
Все это зыбко, неопределенно и временами, я бы сказал, не серьезно, но, тем не менее, в сознании сотен тысяч людей этой категории и сотен тысяч других из их окружения эта проблема присутствует или время от времени выплывает. Никто не может сказать, что знает, как надо, а я позволяю выделить себя из общей массы этого не знающих только в том отношении, что сам признаю это незнание.
Однако у каждого есть свое видение этой проблемы, и у меня - тоже.
И угораздило же меня родиться в этой стране! - в сердцах написал однажды А.С.Пушкин своей жене. Если бы он написал такое мне по Е-mail'у, то я ответил бы: Не расстраивайся, Саша. Меня вот тоже угораздило, но ничего, живу, правда, в Иерусалиме, куда с огромным трудом вырвался, потому что, как и ты, ходил в "отказниках", и мне, как тебе, по скрытым от моих глаз соображениям не было разрешено покидать пределы великой империи.
Если бы мы списались, то выяснилось бы, что по многим пунктам мы бы сошлись, а по другим нет. Например, тебе, возможно, импонировал тот факт, что Петр, о котором ты впоследствии узнал много таких нелицеприятных вещей, что не смог выполнить приказ императора и не написал его историю, прорубил окно в Европу. А, по-моему, всякий, кто пытается прорубить окно, дверь или печную трубу сквозь не принадлежащие ему стены, земли и права людей на жизнь, бандит, грабитель и подонок. (Извини, конечно, если задел).
Я уже писал в предыдущей своей статье, что считаю определение "великий" применительно к стране, народу, культуре, а тем более войне неприличным и аморальным. Здесь я добавлю только, что по той же причине я не только потому не русский, что мою маму звали Саррой, а потому еще, что не хотел бы, чтобы другие ассоциировали меня с "величием". Я принадлежу к маленькому (5 с чем-то миллионов) народу, живущему в маленькой ( 20 с лишним тыс. кв.км.) стране. Так я чувствую.
Некоторые чувствуют иначе.
Очень типичная картинка: Пожилая женщина обращается к продавцу (полицейскому, шоферу автобуса...) явно восточного вида по-русски. Он уже привык к такому обращению, потому что она не первая и пытается понять, чего она от него хочет.
- Мадам, - говорю ей, - он же не понимает по-русски.
- Так пусть научится! - возмущается она.
В самом деле: такое бескультурье! Даже по-русски говорить не умеет.
Это вовсе не смешно. Невозможно представить себе марокканскую женщину, оказавшуюся на Невском проспекте, и чтобы она, зайдя в магазин, обратилась к продавцу по-арабски или на иврите. Потому, что она умнее или культурнее? Нет, ум и культура здесь совсем не при чем. Ее ни дома ни в школе никто не пытался убедить в том, что ее язык "великий и могучий" и включает в себя все прекрасные качества всех языков мира. Незнание этого языка - признак бескультурья.
В России так называемые "интеллигенты" (Странный термин, не имеющий аналогий в других языках) всю жизнь заняты сдачей экзаменов на интеллигентность. Вроде игры в "Кто хочет стать миллионером". Не знать, чего-нибудь из области культуры, что известно другим, неудобно. Выходцам из этой страны трудно бывает понять, почему другие в эту игру не играют, а если играют, то только по телевидению.
Выходцы из СНГ, оказавшись в нашей азиатской стране, проникаются идеей своего культурного миссионерства. Это не только в Израиле. То же самое - в Нью-Йорке и в Сиднее. Они там все некультурны, и только мы - носители настоящей культуры. Я не готов спорить о том, кто "культурнее", потому что мне это абсолютно неинтересно и потому что по-моему, по настоящему культурный человек, это тот, который этим вопросом не задается.
Каждый человек - это мозаика, составленная из тысяч всевозможных качеств и черт, никак не сопоставимая с мозаикой других людей и амбиций, связанных с собственной, индивидуальной, или коллективной мозаикой и сравнения на предмет присвоения чемпионских званий и титулов никак и ничем не оправданы. Это понятно всем, кроме выходцев из СНГ или, по крайней мере, их огромной части, идентифицирующей себя у нас, как "русские израильтяне".
Эту этнокультурную группу обслуживает несколько радиостанций, ворох газет, клубы, общества, политические партии и объединения, депутаты парламента, специальные отделы муниципалитетов и полиции, и поэтому этих людей и следует классифицировать, как один из суб-этносов то ли русского, то ли еврейского, то ли русско-еврейского народа. Скорее русского, потому что еврейской у них является только запись в документах и право на репатриацию.
Всякий израильтянин четко различает два понятия "иммиграция" (миграция в) и "алия" (восхождение). Типичный выходец из СНГ скажет вам, что "алия" - перевод на иврит русского слова "иммиграция", а представитель еврейской культуры изложит библейскую историю этого слова и ее глубокий сионистский смысл. Имеют хождения также вполне сионистские термины "репатриант" и "репатриация", причем никого не забавляет, когда вполне щырый украйинэць з вусамы як у Тараса, неизвестно как получивший право на иммиграцию, называет себя тоже "репатриантом", хотя, с учетом географического расположения Запорижжя, реки Дунай и Израиля, он скорее "Запорожець за Дунаем".
Я надеюсь читатель не усмотрел в этом ни русофобии, ни украинофобии. Скорее здесь есть элементы руссоизраильтянофобии, но и этого автор тоже не имел в виду. Я вижу во всем этом скорее трагедию моих сограждан - олим мэрусия, запутавшихся в лабиринте этнокультурных понятий и традиций.
Часто это выглядит трагикомично. Так "русские" депутаты Кнессета, приложивтитанические усилия, добились того, что огромная сеть "русских" же магазинов бойко торгует на всех углах товарами из свинины, креветками и прочими антикошерными товарами. Бедные дедушки и бабушки этих "русских" наверняка переворачиваются в своих могилах.
Это не только культурная агрессия против своей национальной традиции. Нет сомнения в том, что эта цепкая привязанность к не своей традиции идет во вред здоровью.
На этих днях прочел статью о том, что ученые обнаружили в генетическом коде немцев некий "чип", который связан с особым пристрастием немцев к капусте. Бог с нею, с капустой, но это маленькое открытие не может не навести на мысль, что у каждого народа традиционный образ жизни, в первую очередь национальная диета создает свои национальные "чипы" в генетических кодах. Поэтому совершенно не исключено, что игры с китайскими и японскими кухнями в Европе не так уж и безобидны, а свинина в рационе еврейской семьи... Мы простом не знаем, какие именно разрушения в физиологических или психических областях мы при этом производим.
Я очень рад и даже горжусь тем, что наши люди из СНГ так образованы, профессиональны и культурны, что так много знают и могут и что их вклад в экономику этой страны так велик, но насколько роль этих людей, моих бывших и нынешних соотечественников была бы большей, если бы они отбросили свои русские амбиции и привязанности и влились в среду тех, кого они высокомерно называют "израильтянами".
- На ком женился ваш сын, на русской или на израильтянке?
- Ой, слава Богу, на русской. Да, вы ее должны знать: это дочка Хаима Каца. Нам только израильтянки в семье не хватало!