Аннотация: Что может быть общего у таких разных девчонок, приехавших учиться в наш институт?
--
Что может быть общего у таких разных девчонок, приехавших учиться в наш институт?
Коллективный портрет девушек в интерьере ХаББаДа>>> ..
Коллективный портрет девушек в интерьере ХаБаДа
Молодые заставят старших стыдиться, а старые будут вставать в присутствии молодых.
Талмуд, Сота, 496
Невероятно трудно создать психологический портрет одного человека, разгадать загадку его души, понять истоки поступков, внутренние побуждения. Задача это по силам исследователю, который годами собирает наблюдения, анализирует факты и детали. Что же можно сказать о групповом портрете? Если каждый человек - загадка, на разгадку которой нужны годы, то что можно открыть за несколько часов общения с целой группой молодых девушек? Даже прикоснуться к их тайне нереально.
Я не ставлю перед собой глобальных задач. Однако мне невероятно любопытно узнать, какая движущая сила собрала под крышей Института "Ор Хая" этих девчонок, молодых, в меру серьезных и деловых, в меру легкомысленных, - в общем типичных представителей молодого поколения нашей Эрец-Исраэль.
Девушки приехали учиться в Ор Хая из разных мест - здесь вся география бывшего Советского Союза: Белоруссия, Азербайджан, Казахстан, Россия, Украина (продолжение следует).
Они такие же разные, у каждой за плечами - своя история и своя биография.
Впрочем, я совсем не собираюсь выслушивать слишком личные признания: ворошить прошлое или требовать особой откровенности. Но у многих, оказывается, есть общее предисловие: полное забвение еврейской традиции в типичных "советских" семьях и ее чудесное возрождение на постсоветском пространстве в жизни детей и внуков. Некоторые не поладили с семьей, уехали из семьи, строят жизнь по-другому. А кто-то ждет времени, когда "на следующий год" все вместе мы будем в Иерусалиме.
Но пока родители еще думают и думают по-разному - они уже здесь. Живут в гостинице, в центре города, изучают иврит, учатся на профессиональных курсах, работают, а с 18 часов вечера собираются здесь, в Ор Хайя, учат Тору: ТаНаХ, Алаху, хасидут.
У самых опытных за плечами Наале, Сэла, Махон Таль. Но вот что интересно: те, самые опытные, что долго искали себя и нашли свое место в Ор Хая, - они-то и открыли для меня ларчик. Вернее, не ларчик, а сундук с сокровищами. Одна их студенток так и объясняет: раньше я изучала иудаизм и понимала, как много сокровищ в нем заложено, но я сидела на этом сундуке с богатствами Торы и болтала ногами. А теперь я нашла способ, как эти сокровища использовать. Теперь я хаббадница.
Другие подхватывают - главное: жить по Торе с любовью, как одна дружная семья. Самое важное - это оказать реальную помощь тому, кто в этом нуждается. И еще девочки формулируют свое новое ощущение жизни: они почувствовали себя здесь сильными, и эта сила пришла благодаря "хайют" - это хасидут дает им жизненную силу.
И когда они говорят об этом, их глаза светятся, даже сияют, я это чувствую со стороны, и мне это особенно по душе. Потому что все, что они говорят, очень искренне. И я понимаю, что когда светлая сила исходит от хасида, - она действительно освещает все - даже то, что совсем не относится к миру святости.
Они говорят о том, что почувствовали по-настоящему силу между Вс-вышним и человеком, и даже если еврей опустился и в своих помыслах и делах, и утратил частичку святости, - даже тогда еще не все потеряно.
Девушки ищут разные слова, чтобы объяснить свое новое ощущение себя.
И как это принято у хасидов, они объясняют себя и свою "точку зажигания" с помощью иносказания. Они спешат поделиться со мной известной хасидской притчей - притчей о королевской короне.
Эта притча была рассказана рабби Шнеуром Залманом в ответ на опасения тех, кто его слушал. Ему говорили, что, благодаря появлению хасидизма, Тора стала доступной широким массам, стал доступным и ее эзотерический уровень, и это порождает опасения, что суть учения может оказаться разбавленной или приниженной. И вот на эти опасения рабби Шнеур-Залман ответил следующей историей:
"У великого царя заболел единственный ребенок, да так тяжело, что врачи отчаялись его спасти. Наконец появился врач, который заявил, что сможет вылечить царское дитя, но для этого придется взять самый драгоценный камень из короны отца, измельчить его, смешать с водой и дать выпить ребенку. Правда, врач не исключал и неблагоприятного исхода. Было ясно, что изъятие лучшей драгоценности навсегда изуродует корону, тем не менее царь без колебаний дал свое согласие. К чему ему все его богатства, если умрет его дорогой ребенок?"
А ребенок, продолжают мои собеседницы, не может даже рот раскрыть, ему больно, он действительно тяжело заболел. И что же? Все равно надо пытаться "открыть" рот больного, влить туда лекарство.
Эзотерическое учение Торы - коронная драгоценность Б-га - она все равно войдет в "больные уста", пусть по чуть-чуть. Пусть даже кое-что будет утрачено, но если хоть одна капля знания дойдет до сердца какого-нибудь человека и спасет его душу, жертва не окажется напрасной!
Вот таким воодушевленными и влюбленными в свое новое жизненное предназначение они выглядят, мои собеседницы - студентки Института "Ор Хайя". Еще несколько дней назад мы были совсем чужими, но маленькая искорка тепла и света пробежала между нами и соединила нас.
Успехов вам, мои дорогие собеседницы!
Д-р Натанэлла Гуткин, координатор "Масс-Медиа" Института "Ор Хайя"