Свет Хануки и учение хасидизма
... в Песах и Пурим фараон и Аман хотели уничтожить тела евреев. Поэтому мы празднуем победу над врагами пиром, так как еда и питье связаны с телом. В Хануку же Антиох пытался поработить еврейскую душу, требовал от нас забыть Тору, поэтому мы празднуем победу над ним, зажигая светильники: ведь свеча сравнивается с заповедью, а свет - с Торой. Составляющие предметы праздничной трапезы - хлеб, мясо и вино - намекают на различные части Торы. Хлеб и мясо - на открытую часть Торы (Мишна и Талмуд), вино - на тайную часть Торы (каббала). А вот масло, которое мы зажигаем в светильниках, относится к учению хасидизма - самой глубокой и скрытой части Торы. Какая же связь Хануки с учением хасидизма?
Ребе приводит рассказ из Талмуда о том, как за сто лет до зловещего указа Антиоха, правитель Греции Птолемей приказал еврейским мудрецам перевести Тору на греческий язык. Греки изучали мудрость Торы. Они высоко ее оценивали и осознавали, что соприкоснулись с мудростью, не имеющей себе равных. Но, несмотря на понимание ее уникальности, они не верили в то, что это мудрость Творца. Они предположили, что Тору написали люди, она не была дана на Синае. И поэтому, по их мнению, позволено спорить со сказанным в ней... Хотя греки и не мешали евреям учить Тору, они ставили ее в один ряд с другими науками и этим они оскверняли ее. А в дальнейшем ... Антиох вообще запретил евреям выполнять заповеди. В этом и заключалось стремление греков осквернить прикосновением все запасы масла в Храме.
Хашмонаим поднялись на борьбу и освободили Храм. Они чудом нашли кувшинчик масла с печатью первосвященника, - знак, что это масло греки осквернить не успели... Чудо Хануки свидетельствует о победе внутренней части Торы, но даже через много лет после этого учение хасидизма было доступно лишь избранным людям. И только в последних поколениях, особенно после освобождения Алтер Ребе 19 Кислева 1798 года, это учение получило всеобщую известность.
В то время произошли крупнейшие открытия в различных отраслях науки, что внесло в сердца евреев сомнения в святости Торы. Поэтому было необходимо открыть тайны Торы широким массам, чтобы дать им силу противостоять современным грекам и выполнять заповеди Торы, включая и те, смысла которых они не понимали.
Прошло время, и в России появились "просвещенцы", стремящиеся обучать евреев светским наукам. Это были так называемые "маскилим". Против них боролся Ребе Рашаб, который поднял изучение тайн Торы на более высокий уровень - он открыл йешиву "Томхей Тмимим" - особое учебное заведение, не имеющее себе подобных, где официально изучали хасидизм, как в других йешивах изучали Талмуд. Его сын, Ребе Раяц продолжил эту работу, открыв филиалы йешивы по всему миру... Хасидизм стал тем "маслом", к которому современные "греки" не смогли дотронуться и осквернить его...!
Когда народ находится в тяжелом положении, во времена войн (и не только с греками, но и с евреями, мечтающими об эллинизации, - необходима самоотверженность. В такое время Всевышний повелел зажигать ханукальные свечи. Недостаточно осветить свой дом. Нужно делать все, чтобы осветить улицу. Для этого зажигают ханукальные свечи именно у двери. Недостаточно также, чтобы свечей было столько же, сколько в прошлую ночь. Нельзя быть довольным тем, что ты не опустился, что ты на той же ступени, что в прошлую ночь, но следует подниматься все выше и выше. Когда тьма очень велика, нужно не обращать внимания на уличную тьму, наоборот, нужно проявить самоотверженность и освещать улицу. И каждый день нужно добавлять еще и еще света, пока снова не будет чистое масло. Начиная с многого, можно сразу не перепрыгнуть. Сегодня - одна свеча, завтра - две, послезавтра - три и т. д.
Из бесед Ребе "Микец", 5752