26-27 ДЕКАБРЯ в дни ХАНУКИ в мошаве ГуччыуЙ прошла ШАББАТНЯЯ встреча с выпускницами "Ор ХАЙЯ"
"МОЯ ЖЕНА - САМАЯ КРАСИВАЯ"
Из слов младенцев и грудных детей Ты устроил крепость против врагов Твоих (Псалмы, 8:3).
В Иерусалимском Институте "Ор ХАЙЯ" сложилась прекрасная традиция - во время ханукальных каникул проводить встречи выпусников, вернее, выпускниц нашего Института.
Душой этой доброй традиции стала Эстер Ойхберг! Именно благодаря ее заботам, инициативе и огромному вниманию проходят ханукальные встречи в "Ор Хайя".
На этот раз Эстер Ойхберг пригласила своих учениц на "ШАББАТ ХАНУКА"
в мошав -ГуччыуЙ чуИя - НА ЮГЕ ИЗРАИЛЯ.
Кто же не знает, что такое встречи выпускников?
Всем, кто учился в школе или в вузе, - всем хорошо знакома эта прекрасная традиция! Собираются старые друзья, приятели, подруги, устраивают застолье, обмениваются веселыми рассказами, вспоминают былое, фотографируются на память и т.п. Похоже?
Та встреча, о которой я хочу рассказать, похожа на обычную картину только внешне!
Дело в том, что выпускницы "ОР ХАЙЯ" приехали на "Шаббат Ханука" не одни, а вместе со своими мужьями и маленькими детьми.
Веселые, довольные, бегающие и даже несущиеся в самых разных направлениях дети - стали самой главной достопримечательностью семинара. Малыши и малышки ( от двух месяцев от роду до двух с половиной и трех лет) были не просто очень красивыми детьми.
Прелесть этого чарующего детства заключалась в отраженной на их сияющих личиках родительской любви. У меня не было никакого сомнения в том, что главные участники встречи - эти счастливые дети!
Они входили во время семинара, звали поочередно то маму, то папу, лакомились чем-нибудь и выходили, чтобы снова вернуться, одарить нас всех своей улыбкой и выбежать опять.
Некоторые мамы приехали с двумя и тремя детьми, где самому старшему было чуть больше трех лет, а самый маленький или маленькая.... недавно родился.
Если дети свободно и вольготно бегали, то мамы чувствовали себя самым настоящим центром мироздания. И было отчего!
Каждая мама прекрасно знала, что еврейский дом, который она создавала своими неустанными трудами, - этот дом - ее настоящая крепость. В этом доме она - самая красивая и самая любимая!
... я никогда не видела так много любящих семейных пар, собранных в одном "классе". Папы не только всюду заменяли мам и с привычной сноровкой меняли грудничкам памперсы, переодевали и умывали своих питомцев, они так же внимательно относились к своим женам, их просьбам или просто вопросам.
Юные, красивые, опрятные мамы и их прелестные чистенькие дети (мамы успевали следить за ними и по несколько раз переодевать, так что ни разу я не видела ни одного очаровательного перепачканного личика или по-настоящему грязной, испачканной одежды) - эта часть картины дополнялась портретами молодых людей, супругов, аккуратно одетых, веселых, оптимистически настроенных. Молодые мамы часто сидели на большой качели (если на ней не было детей). Они усаживались на ней и немного раскачиваясь, беседовали о разных житейских вещах.
Можно было сидеть на обычных пластиковых стульях (они стояли всюду), но сидеть на качели - это же так по-девчоночьи!
Правда, наши качели высоко не взлетали, но это явление временное!
Мужья часто шутили, их жены улыбались, - общая атмосфера отличалась удивительной теплотой и взаимопониманием. Мужья видели себя со стороны глазами своих любящих жен, и поэтому они выглядели особенно уверенными. В этих улыбках и взглядах чувствовалось торжество еврейской традиции.
Не случайно еврейская традиция учит мужчин почитать свою жену более, чем самого себя (Талмуд, Иевамот, 62).Тора говорит, что благословение в доме бывает только ради жены, как сказано (Бытие, 12:16): "И Авраму хорошо было благодаря ей".
А в Бава Мециа, 59 написано: Если твоя жена мала ростом, не поленись нагнуться, чтобы посоветоваться с ней.
Само совершенство человеческого существования предполагает единство мужчины и женщины, то есть жизнь в семье.
А как же бессонные ночи? - спросите вы. Как же постоянно капризничающие дети, у которых то и дело режутся зубы, повышается температура, болит живот и текут сопли??!! Без всех этих "радостей" дети не растут! Не случайно же называют жизнь молодой мамы сладкой каторгой материнства! Сладкой! - да! Но ... ка-тор-гой!
Наверное, вся эта каторжная проза жизни тоже существовала. Но все зависело от того, как к ней относиться. Если она поглощает все в жизни, - тогда не остается места для другого. Но если поэзия и проза не просто уравновешивают друг друга, но каждая знает свое место и значение - тогда ... есть силы и для оптимизма, и для шутки, и для отдыха.
Не случайно в еврейской традиции существует выражение "удостоиться чести создать еврейскую семью". Это не простые слова. Чтобы "удостоиться семьи", надо чем-то поступиться, от чего-то, может быть, отказаться, но ...награда велика.
Семья - это такая ценность, за которую стоит дорого заплатить.
Каждый, у кого нет жены. живет без радости, без благословения, без добра, без Торы, без защиты, без мира (Иевамот, 6).
Глядя на эти цветущие молодые еврейские семьи, я думала о стране, из которой я прилетела в Израиль. В России уже много лет отрицательный прирост населения. На улицах так мало беременных женщин и почти совсем нет маленьких детей! Несколько поколений детей воспитываются в неполных семьях. Или семейные женщины не хотят рожать больше одного ребенка, или налицо семья нового типа: женщина и дети.
Слва Б-гу, наша еврейская история устремлена в будущее, и дети - основа для ее продолжения. Мидраш вот так рассказывает об этом:
Сказал раби Меир: Когда сыны Израилевы стояли у горы Синай в ожидании Торы, Всевышний сказал им: "Если хотите, чтобы Я дал вам Тору, найдите поручителя, который поручится Мне, что вы будете соблюдать и хранить ее".
Ответили сыны Израилевы: "Владыка мира, наши праотцы будут нам поручителями ". Сказал им Бог: "Заслуги ваших праотцев не столь велики, им самим нужны поручители. Ваша гарантия ненадежна. Ищите другого поручителя".
Сказали сыны Израилевы: "Владыка мира, пусть наши пророки будут нам поручителями ".
"Ваши пророки виноваты предо Мной, как сказано: И пастыри предали меня (Иеремия, 2:8). И эта ваша гарантия ненадежна ".
"Владыка вселенной, пусть наши дети будут нам поручителями ", - сказали сыны Израшевы. "Что ж, - сказал Всевышний, - это надежные поручители, как сказано: Из слов младенцев и грудных детей Ты устроил крепость против врагов Твоих (Псал,иы, 8:3). Благодаря вашим детям вы получите Тору " (Шир-а-ширим раба, 1:24).
Во время шаббатних трапез и итваадут много было сказано Диврей Тора. Седер вел рав Алекс Прочански. В шаббатней трапезе участвовала его супруга и дети, и все время, когда он что-либо рассказывал, его жена не сводила с него глаз и внимала каждому слову.
Если молодые пары излучали свет супружеской любви и уважения друг к другу, то семейные пары постарше были примером почтения к родителям со стороны уже подросших детей.
Именно такую семью мы увидели у Эстер Ойхберг! (Замечу в скобках, что Эстер помнила не только имена своих учениц и имена их супругов, но знала и то, как звали их детей, и когда они родились и когда у родившихся мальчиков был брит). А теперь о семье Эстер Ойхберг.
Каждый ребенок не раз и не два обращался к отцу или матери с вопросом, чем им помочь, и постоянно участвовал в общем деле. Сын неустанно помогал в шаббатнем седере отцу. Отец, в свою очередь, провел урок по недельной главе для мужской части семинара. Девочки, дочери Эстер Ойхберг, много внимания уделяли малышам, играли с ними, гуляли по мошаву, развлекали всеми возможными способами. Внимание к маме и отцу было особенным, очень искренним и естественным.
Вот такое дочернее и сыновье почтение к родителям напомнило мне примеры сыновьего почтения Мудрецов в Талмуде. Раби Иосеф, заслышав шаги своей матери, говорил: "Встану перед приближающейся ко мне Шехиной". Про раби Тарфона рассказывали, что однажды в субботу его мать вышла погулять по двору и потеряла башмак. Тогда раби Тарфон поспешил к ней и стал подкладывать ладони ей под стопы, и она шла по ладоням сына, пока не добралась до постели.
Прежде мне казалось, что такие примеры - больше художественный литературный образ, чем реальная жизнь. Однако теперь я так не думаю. Понятно также, что такое идеальное взаимопонимание между родителями и детьми встречается не так часто.
О чем говорили мамы и папы во время отдыха? Конечно, о детях! У каждого из них были свои наблюдения, свои рассказы, из которых ясно следовал вывод: родительское внимание к детям было не только физической потребностью или обязанностью, но, самое главное, стремлением к познанию и изучению своего ребенка, желанием понять его характер, душевные качества.
И еще одно наблюдение. Старшие братья и, особенно сестры, которым едва исполнилось три года, уже с полным знанием дела участвовали в воспитании своих младших братиков и сестричек, заглядывали на нижние "этажи" колясок, пробовали их кормить, переворачивать, гулить для них, проявлять внимание, заботу и любовь.
Это было необыкновенно трогательно и великолепно дополняло общую праздничную картину шаббат-Ханука.
Этот праздник света и обновления, прямо связанный с ивритским существительным "хинух" - воспитание, получил свой точный символ в множестве ханукальных и шаббатних свечей, который зажгла перед приходом Субботы каждая семья. В мире, хотя бы на несколько часов, стало намного светлее и намного радостнее жить!
Д-р Нат. Гуткин
5